НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 04.07.2008 № А29-4001/08

Арбитражный суд Республики Коми

167983, Республика Коми , г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе,49а

тел.(факс) 44-16-90, http:// komi.arbitr.ru

__________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Сыктывкар Дело № А29-4001/2008

  «04» июля 2008 года

(дата оглашения резолютивной части решения)

«09» июля 2008 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Огородниковой Н.С.,
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лаки-Гейм»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару

о признании недействительным решения № 18454 от 14.03.2008г.

при участии в заседании:

от заявителя – Сапунов М.В.,

от заинтересованного лица – Комарова О.Н.

установил:

ООО «Лаки-Гейм» обратилось с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару № 18454 от 14.03.2008г.

Заинтересованное лицо требования не признает, считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Доводы подробно изложены в отзыве на заявление.

В соответствии с положениями ч.5 ст.136. ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон решил вопрос о готовности дела к судебному разбирательству, завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 04.07.2008г.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Инспекцией ФНС России по г.Сыктывкару обнаружен факт, свидетельствующий о предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации налоговом правонарушении – несвоевременном представлении налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года. Результаты проверки отражены в акте № 8091 от 19.02.2008г.

По фактам выявленных нарушений налоговым органом вынесено решение № 18454 от 14.03.2008г. о привлечении ООО «Лаки-Гейм» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскание штрафа в размере 46875 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Лаки-Гейм» обжаловало его в судебном порядке. По мнению заявителя, налоговый орган неправомерно привлек Общество к ответственности в соответствии с п.1 ст.119 НК РФ, поскольку обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года исполнена им надлежащим образом. Заявитель также считает, что при привлечении его к ответственности не были учтены смягчающие вину обстоятельства, а именно: добровольное исполнение Обществом обязанности по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей и ошибок. Кроме того, Общество указало, что налоговый орган не исполнил свою обязанность по направлению в адрес налогоплательщика уведомления о необходимости предоставления налоговой декларации.

Суд считает, что требования ООО «Лаки-Гейм» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ООО «Лаки-Гейм» зарегистрировано 18.03.2003г. Инспекцией МНС России по г.Балашихе Московской области в качестве юридического лица. 30.05.2007г. Общество поставлено на учет в Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару по месту нахождения обособленного подразделения – Сыктывкарского филиала ООО «Лаки-Гейм». На территории г.Сыктывкара за Обществом зарегистрированы объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, что подтверждается свидетельством № 329 от 06.07.2007г.

Подпунктами 1, 3, 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно статье 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Таким образом, в силу статей 23, 45 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны правильно исчислять, своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы и отражать в налоговых декларация сведения о своих реальных налоговых обязательствах.

В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса РФ ООО «Лаки-Гейм» является плательщиком налог на игорный бизнес как организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Пунктом 2 статьи 370 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным месяцем).

Таким образом, срок для предоставления налоговой декларации за июнь 2007 года – до 20 июля 2007 года.

Пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 раздела 1 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002г. № БГ-3-32/1694, представление декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи.

Из материалов дела следует, что налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года представлена ООО «Лаки-Гейм» в налоговый орган 12.07.2007г. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством специализированного оператора связи - Контур-Экстерн. В связи с тем, что в качестве кода получателя налогоплательщиком был указан номер 1121 вместо 1101, налоговая декларация поступила в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 5 по РК. Получение декларации подтверждается протоколом приема отчета от 16.07.2007г.

14.12.2007г. ООО «Лаки-Гейм» в Инспекцию ФНС России по г.Сыктывкару представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб. 17.12.2007г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация за июнь 2007 года, в которой сумма налога к уплате указана в размере 187500 руб.

Ответственность за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган в установленный законодательством срок налоговой декларации установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение менее 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

По смыслу статьи 119 Налогового кодекса РФ штраф должен исчисляться исходя из фактически подлежащей уплате в бюджет суммы налога, а не из ошибочно указанной в налоговой декларации.

Судом установлено и указанное следует из материалов дела, что сведения, содержащиеся в декларации за июнь 2007 года, представленной 14.12.2007г., содержат недостоверные сведения, в связи с чем, налогоплательщиком была представлена уточненная (корректирующая) декларация за указанный период через два дня – 17.12.2007г. с указанием сумм налога, подлежащих уплате.

Таким образом, при привлечении ООО «Лаки-Гейм» к налоговой ответственности Инспекция правомерно начислила штраф исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате за июнь 2007 года и отраженной налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации.

Доводы заявителя о том, что обязанность по представлению данной декларации исполнена им надлежащим образом, не соответствуют действительности. Как указал заявитель, налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2007 года, переданная 12.07.2007г. по телекоммуникационным каналам связи, представлена в отношении объектов налогообложения, зарегистрированных на территории г.Сыктывкара и предназначалась для Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару. В связи с неверным указанием кода подразделения налогового органа, отчетность по месту учета налогоплательщика, в данном случае, по месту учета объектов налогообложения, не поступила.

Поскольку пункт 2 статьи 370 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговая декларация представляется в налоговый орган исключительно по месту регистрации объектов налогообложения, суд считает, что ООО «Лаки-Гейм» не исполнило в установленных законом порядке и сроки обязанность по представлению отчетности за июнь 2007 года в отношении объектов налогообложения, зарегистрированных на территории г.Сыктывкара. В данном случае, представление налоговой декларации в иной налоговый орган не является доказательством надлежащего исполнения обязанности по представлению декларации по налогу на игорный бизнес в соответствии с вышеуказанными положениями налогового законодательства.

Ссылка заявителя на пункты 3.7.1-3.7.3 Регламента принятия и ввода в автоматизированную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства Российской федерации по налогам и сборам № БГ-3-06/76 от 04.02.2004г., в соответствии с которыми в случае не получения в установленный срок налоговой декларации налоговый орган обязан направить в адрес налогоплательщика уведомление о необходимости представления налоговой декларации, несостоятельна, поскольку вышеуказанный Регламент возлагает на налоговый орган обязанность уведомить налогоплательщика о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации, то есть о факте уже совершенного налогового правонарушения после его обнаружения налоговым органом.

Кроме того, несоблюдение должностными лицами налогового органа положений указанного Регламента не влечет за собой изменение обязанности налогоплательщика по своевременному представлению налоговых деклараций и не освобождает последнего от ответственности за ненадлежащее исполнение своих налоговых обязательств.

Доводы Общества о нарушении налоговым органом при вынесении решения ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оно подлежит признанию незаконным, судом отклоняются как не состоятельные.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

В силу положений ст.101.4 НК Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Пунктом 12 статьи 101.4 НК Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что налоговым органом при привлечении ООО «Лаки-Гейм» к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ, не допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию неправомерного решения, судом также не установлены. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренный статьей 113 Кодекса, инспекцией не пропущен.

При оценке соблюдения процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, судом учтено, что, получив 05.03.2008г. акт проверки от 19.02.2008г., заявитель правом на представление возражений относительно фактов, изложенных в акте налоговой проверки, а также выводов и предложений проверяющего, не воспользовался, при рассмотрении материалов проверки и вынесении оспариваемого решения, при надлежащем извещении, не участвовал.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В ходе судебного разбирательства налоговый орган пояснил, что при принятии оспариваемого решения смягчающих вину Общества обстоятельств не установлено.

Заявитель считает, что смягчающими вину обстоятельствами, которые не были учтены инспекцией при вынесении решения, являются добровольное исполнение Обществом обязанности по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей и ошибок; отсутствие умысла в совершении правонарушения бухгалтером ООО «Лаки-Гейм» в период реорганизации Общества.

Оценив доводы сторон, суд не находит оснований для применения положений статьей 112,114 Налогового кодекса Российской Федерации и уменьшения размера штрафа, подлежащего взысканию.

Самостоятельное выявление ошибки налогоплательщиком и представление уточненной налоговой декларации в данном случае значения не имеет, поскольку первоначальная декларация была представлена с нарушением установленного законом срока. В силу положений пункта 4 указанной выше статьи и статьи 370 Кодекса заявитель обязан своевременно представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) по налогу, плательщиком которого он является, независимо от наличия (отсутствия) у него в конкретном налоговом периоде обязательств по уплате налога в бюджет.

Иные обстоятельства, не учтенные налоговым органом при вынесении решения, позволяющие суду признать их в качестве смягчающих ответственность, судом не установлены.

Применение положений статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации - это право суда. Суд, руководствуясь п.1 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, считает, что обязанность по представлению налоговой декларации согласно статье 23 Налогового кодекса РФ возложена на налогоплательщика, и ненадлежащее исполнение его работником своих трудовых обязанностей не является обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика-организации, поскольку налоговые декларации представлены несвоевременно за несколько налоговых периодов, действия налогоплательщика по несвоевременному представлению сначала нулевой декларации, затем через два дня представление уточненной (корректирующей) декларации за данный период с указанием сумм налога, подлежащей уплате в бюджет, дальнейшее оспаривание решения налогового органа по основаниям незаконности привлечения к ответственности по п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление уточненной налоговой декларации свидетельствуют, по мнению суда, о действиях налогоплательщика по уклонению от ответственности и о ненадлежащем исполнении своих обязанностей, установленных ст.57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, судом в рамках рассмотрения дела также не установлены.

На основании изложенного, суд считает, что ООО «Лаки-Гейм» правомерно привлечено налоговым органом к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, вина в совершенном правонарушении подтверждается представленными в дело материалами, наказание применено в соответствии с положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма штрафа рассчитана верно. Оснований для признания недействительным решения Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару № 18454 от 14.03.2008г. не имеется.

В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми Ж.А. Василевская