ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
11 апреля 2014 года Дело № А29-7938/2013
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2014 года , полный текст решения изготовлен апреля 2014 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шишкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конопко Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Вэртас-Коми» (ИНН:1106021330; ОГРН:1061106010690)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми (ИНН:1106004470, ОГРН:1041100765089)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Лосевой Н.Н. по доверенности от 10.09.2012, представителя ответчика Бабиковой Ю.П. по доверенности от 20.01.2014, представителя ответчика Осипова В.В. по доверенности от 20.01.2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Вэртас-Коми» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми (далее – инспекция, налоговый орган) о признании постановления об административном правонарушении от 25.09.2013 № 116/12П, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, незаконным и о его отмене.
Определением суда от 24.10.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 17.12.2013 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Определениями арбитражного суда от 13.01.2014, от 13.02.2014, от 11.03.2014 рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 02.04.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 04.04.2014. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Усинску Республики Коми в отношении ООО «Вэртас-Коми» в период с 01.08.2013 по 23.08.2013 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в частности Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, полученной от оказания услуг по приему платежей от физических лиц по оформлению и продаже проездных документов (пассажирских билетов) во исполнение агентского договора за период с 25.07.2013 по 31.07.2013.
По результатам проверки 23.08.2013 составлен акт № 8 проверки полноты учета выручки и зачисления наличных денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей, на специальный банковский счет (л.д. 15-18 том 1).
В проверяемом периоде Обществом осуществлялась деятельность в сфере оказания услуг по оформлению и реализации железнодорожных проездных документов и билетов на проезд автомобильным пассажирским транспортом (далее по тексту - пассажирские билеты) от имени заказчиков (агентов). Для этих целей ООО «Вэртас-Коми» заключены договоры:
1) Договор об оформлении железнодорожных проездных документов № ФКПФ-10-927 от 27.12.2010, заключенный между ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») и ООО «Фидар-Экспресс» (далее - ООО «Вэртас-Коми»). Согласно дополнительному соглашению № Ф(Сев)(СЖА)-10-927-5 от 28.12.2012 к договору от 27.12.2010 № ФПКФ-10-927 указанный договор действует до 31.12.2013. Согласно указанного договора ООО «Вэртас-Коми» от имени ОАО «ФПК» обязуется оформлять железнодорожные проездные документы индивидуальным пассажирам с применением программно-технического комплекса АСУ «Экспресс». ОАО «ФПК» обеспечивает ООО «Вэртас-Коми» бланками железнодорожных документов.
2) Договор на оказание услуг по продаже перевозок пассажиров, багажа, груза № 03-01/1209-695 от 22.12.2009, заключенный между ОАО «НАВС «Вэртас» (агент) и ООО «Фидар-Экспресс» (субагент). Согласно данного договора, субагент обязуется за вознаграждение осуществлять по поручению агента юридические и иные действия по продаже перевозок пассажиров, багажа, груза на регулярных рейсах Перевозчиков (авиационных компаний, осуществляющих воздушную перевозку пассажиров и багажа на авиалиниях России и СНГ, которые могут иметь и использовать собственные перевозочные документы или поручать их оформление и продажу агенту) с использованием собственной перевозочной документации Перевозчиков и/или бланков стандартной перевозочной документации ТПК (ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата», юридическое лицо, предоставляющее информационные, технологические и другие услуги, направленные на обеспечение взаимодействия участников единой системы взаиморасчетов).
3) Стандартный договор о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков № ОЗСЫВ-АВС-6 от 29.06.2012 г., заключенный между ООО «Вэртас-Коми» (аккредитованное агентство, имеющее статус «самостоятельное» - далее по тексту агентство) и ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» (далее по тексту - ТКП).
Настоящим договором по поручению перевозчиков, заключивших с ТКП «Стандартный договор об организации продажи на бланках СПД (бланки стандартных перевозочных документов НСАВ-ТКП - нейтральные бланки (пассажирский билет и багажная квитанция, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, ордер разных сборов и др., принятые НСАВ, утвержденные, зарегистрированные в установленном порядке и выпущенные ТКП) и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки», ТКП наделяет агентство правом продажи воздушных перевозок на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн-парнеров на бланках СПД, являющихся собственностью ТКП и/или электронных билетах НСАВ-ТКП, а также правом проведения расчетов в порядке и на условиях, определяемых настоящим договором.
Агентство имеет право: при перечислении выручки на расчетный счет ТКП или на счета, указанные ТКП, удерживать агентское вознаграждение за услуги, оказанные перевозчикам, которое определяется как сумма агентского вознаграждения за проданные перевозки за вычетом суммы агентского вознаграждения за перевозки, по которым оформлен возврат. Размер агентского вознаграждения доводится до агентства через ТКП в установленном порядке.
Подписание настоящего договора агентством (ООО «Вэртас-Коми») означает его присоединение к «Стандартному договору об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП и расчетов за воздушные перевозки» в качестве стороны, осуществляющей от имени и за счет перевозчиков продажу воздушных перевозок, и вступление во взаимоотношения с участниками Системы взаиморасчетов по правилам, технологиям и другим нормативным документам, принятым в Системе взаиморасчетов. Продажа иных видов услуг осуществляется агентством на основании отдельных дополнительных соглашений к настоящему договору.
По мнению налогового органа, указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», согласно которого ООО «Вэртас-Коми» является платежным субагентом - платежным агентом, заключившим с операторами по приему платежей договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (плательщиков), а ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «НАВС «Вэртас», ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» - операторами по приему платежей -платежными агентами, заключившими с поставщиками (перевозчиками) договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиками (перевозчиками) по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Общество на основании агентского договора о междугородных пассажирских перевозках, по мнению налогового органа, является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение компании-перевозчика - платежного агента.
Соответственно, указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», согласно которому ООО «Вэртас-Коми» является платежным субагентом - платежным агентом, заключившим с операторами по приему платежей договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (плательщиков), а ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «НАВС «Вэртас» - операторами по приему платежей - платежными агентами, заключившими с поставщиками (перевозчиками) договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиками (перевозчиками) по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежными агентами последующих расчетов с поставщиками.
В проверяемом периоде Обществом применялась контрольно-кассовая техника модели Элвес-Микро-К заводской номер 00216697 дата регистрации 29.12.2006г., Элвес-Микро-К заводской номер 00154903 дата регистрации 10.01.2007г., Меркурий-180К заводской номер 09401771 дата регистрации 21.12.2011г., Меркурий-180К заводской номер 09401747 дата регистрации 21.12.2011г. принадлежащая ООО «Вэртас-Коми». Для расчетов с клиентами Обществом также используются банковские электронные терминалы оплаты - терминал № 00282714, терминал № 00282723, терминал № 00515110 (далее по тексту электронный терминал).
С учетом того, что в части оказания услуг по оформлению и продаже проездных документов (перевозок) ООО «Вэртас-Коми», осуществляемых на основании заключенных договоров (Договор об оформлении железнодорожных проездных документов № ФКПФ- 10-927 от 27.12.2010; Договор на оказание услуг по продаже перевозок пассажиров, багажа, груза № 03-01/1209-695 от 22.12.2009; Стандартный договор о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков № ОЗСЫВ-АВС-6 от 29.06.2012) и в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО «Вэртас-Коми» является платежным субагентом - платежным агентом.
Платежный агент ООО «Вэртас-Коми» при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
При сравнении сумм налоговым органом установлено, что за период с 25.07.2013 по 31.07.2013 ООО «Вэртас-Коми» принимало платежи от физических лиц по оформлению и продаже проездных документов (железнодорожных и авиабилетов) и провоз багажа во исполнение агентского договора без применения контрольно-кассовой техники.
Так, за 25.07.2013г выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 9 750 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 38 735 руб. 00 коп в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 649 221 руб. 84 коп. Расхождение составило 678 206 руб. 86 коп., то есть. данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
За 26.07.2013 выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 42 283 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 80 203 руб. 00 коп в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 606 006 руб. 42 коп. Расхождение составило 643 926 руб. 42 коп., то есть данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
За 27.07.2013 выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 104 470 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 207 720 руб. 00 коп. в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 500 320 руб. 65 коп. Расхождение составило 603 570 руб. 65 коп., то есть данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
За 28.07.2013 выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 6 400 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 76 985 руб. 00 коп в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 306 338 руб. 34 коп. Расхождение составило 376 923 руб. 34 коп., то есть данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
За 29.07.2013 выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 142 400 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 152 060 руб. 00 коп в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 537 727 руб. 58 коп. Расхождение составило 547 387 руб. 58 коп., то есть данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
За 30.07.2013 выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 32 130 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 182 202 руб. 00 коп в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 584 341 руб. 12 коп. Расхождение составило 734 413 руб. 12 коп., то есть данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
За 31.07.2013 выручка, согласно отчетам фискальной памяти ККТ, составила 113 500 руб. 00 коп. Сумма, принятая через электронный терминал 70 950 руб. 00 коп в кассовой книге не отражена. Сумма оприходованной выручки за данную дату по кассовой книге составила 1 035 887 руб. 36 коп. Расхождение составило 993 337 руб. 36 коп., то есть данная сумма не проведена через контрольно-кассовую технику.
Сумма выручки, полученная без применения контрольно-кассовой техники нарастающим итогом за период с 25.07.2013 по 31.07.2013 составила 4 330 967 руб. 87 копеек, в том числе сумма, принятая через электронный терминал нарастающим итогом за период с 25.07.2013 по 31.07.2013 составила 808 855 руб.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» при осуществлении денежных расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяется ККТ, включенная в Государственный реестр. В соответствии со ст. 5 данного Закона в момент оплаты пластиковой платежной картой организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдать покупателю (клиенту) отпечатанный ККТ кассовый чек. Соответственно, сумма по ФП ККТ должна превышать сумму, внесенную в кассу на сумму оплаты по терминалу.
Сумма, сданная в кассу по справке-отчету кассира-операциониста равна сумме выручки по данным ФП ККТ. В данном случае расхождение принимает отрицательное значении на сумму 808 855 рублей. Тем самым при использовании ООО «Вэртас-Коми» банковского электронного терминала при приеме платежей платежными картами от физических лиц по оформлению и продаже проездных документов (железнодорожных и авиабилетов) и провоз багажа во исполнение агентского договора, в период с 25.07.2013 по 31.07.2013 Обществом контрольно-кассовая техника не применялась.
11.09.2013 в отношении ООО «Вэртас-Коми» составлен протокол об административном правонарушении № 116/12 (л.д. 21-24 том 1).
Постановлением от 25.09.2013 № 116/12П ООО «Вэртас-Коми» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ (л.д. 10-13 том 1).
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим заявлением.
В обоснование своих доводов Общество указывает, что не является «платежным агентом», следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Административный орган представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором указывает, на законность и обоснованность вынесенного постановления (л.д. 148-150 том 2).
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, в том числе, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения, лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Объектом данного правонарушения являются отношения, урегулированные действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи товаров.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении установленных правил продажи товаров (работ, услуг).
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).
В силу пункта 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
В целях соблюдения этого порядка в данном случае организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 4 Закона.
Под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона);
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона).
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), урегулированы Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Положения названного закона применяются к отношениям, связанным с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, при осуществлении расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно физическим лицам.
Статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ определены основные понятия, используемые в Федеральном законе:
1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
6) платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме и передаче денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг поставщиком услуг, не оказывает иных услуг, кроме приема и передачи денежных средств, то есть действие Федерального закона № 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приема платежей.
Из представленных в материалы дела договоров, заключенных ООО «Вертас-Коми» от имени ОАО «ФПК» с ООО «Фидар-Экспресс» следует, что предметом указанных договоров является оказание Обществом комплекса услуг, связанных с непосредственной реализацией услуг перевозчика, в том числе производить своевременную и текущую продажу билетов на отправляемые маршруты (рейсы), продажу проездных и багажных билетов, информировать пассажиров по всем вопросам оказания транспортных услуг, а не только осуществлять прием наличных денежных средств.
Следовательно, деятельность Общества не ограничивается только приемом денежных средств за реализуемые проездные документы, в связи с чем, Общество не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в статье 2 Закона № 103-ФЗ. Иного из имеющихся материалов дела не усматривается.
При этом арбитражный суд считает правильным отметить, что в данном случае следует отличать деятельность платежного агента от агента, деятельность которого урегулирована нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Платежный агент, действующий в рамках Федерального закона № 103-ФЗ не совершает юридических действий (не заключает сделки в интересах клиента), а выполняет лишь фактические действия, а именно: принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком.
Нормы Федерального закона № 103-ФЗ возлагают на платежного агента определенные обязанности, исполнение которых в конечном итоге должно обеспечить безопасность платежей физических лиц.
Доказательств того, что Общество в рамках заключенных им договоров оказывает только деятельность по приему платежей физических лиц для расчетов с поставщиками, административным органом, в нарушение положений части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
При этом заявителем в свою очередь представлены доказательства, свидетельствующие о выдаче покупателям проездных документов, являющимися бланками строгой отчетности.
При таких обстоятельствах в действиях Общества не доказан надлежащим образом состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, так как в силу изложенных выше норм законодательства, Общество, не являясь платежным агентом по смыслу Федерального закона № 103-ФЗ, не было обязано использовать контрольно-кассовую технику при указанных операциях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В статье 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).
Между тем, из представленных суду материалов следует, что должностным лицом ответчика ни в ходе проводимой им проверки, ни при составлении протокола об административного правонарушения, ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не были выяснены все вопросы, связанные с установлением вины в действиях (бездействии) ООО «Вэртас-Коми» в отношении выявленного нарушения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ в части приема платежей от физических лиц по оформлению и продаже проездных документов (железнодорожных и авиабилетов) и провоз багажа во исполнение агентского договора без применения контрольно-кассовой техники.
Вина заявителя в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суды не должны подменять административный орган в исследовании вопроса о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
На основании изложенного арбитражный суд, учитывая положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, приходит к выводу о том, что в нарушение требований статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом в действиях заявителя не доказан состав вмененного ему правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, что является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению, постановление от 25.09.2013 № 116/12П, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 116/12П по делу об административном правонарушении от 25.09.2013, вынесенное начальником ИФНС России по г. Усинску Республики Коми, которым Обществу с ограниченной ответственностью «Вэртас-Коми» назначено административное наказание в виде предупреждения на основании части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.