АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
10 августа 2017 года Дело № А29-138/2017
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2017 года, полный текст решения изготовлен 10 августа 2017 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Вахричева Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шкаредных Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (ИНН:1101481694, ОГРН:1021100520363)
к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН:1101991230, ОГРН:1141100000018)
о взыскании неосновательного обогащения
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Воробьевой Анны Альбертовны,
при участии в судебном заседании:
представитель истца Попова Е.В. на основании доверенности от 19.01.2017,
третье лицо Воробьева А.А. (личность удостоверена паспортом),
установил:
Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой Республики Коми, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Фонд Республики Коми Капремонта МКД, Фонд, ответчик) о взыскании в доход бюджета Республики Коми денежных средств в сумме 57 681 руб. 00 коп. в виде использованной не по назначению субсидии республиканского бюджета Республики Коми.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.01.2017 по делу № А29-138/2017 исковое заявление в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Фонд Республики Коми Капремонта МКД в отзыве на иск от 01.02.2017 № 220-03 с исковыми требованиями не согласился. Ответчик со ссылкой на акт Контрольно – счетной палаты Республики Коми от 27.10.2016 № 04-03/15 указал, что по итогам проведения проверки законности и результативности использования средств бюджета Республики Коми, выделенных некоммерческой организации в 2014-2015, нарушений при выплате материальной помощи работникам фонда не установлено (пункт 2.6.4. акта).
27.02.2017 в материалы дела поступило дополнение от Минстрой Республики Коми. Истец не согласился с доводами ответчика, указав при этом, что ссылка на акт проверки Контрольно-счетной палаты Республики Коми некорректна, поскольку при проверке, проведенной Минстрой Республики Коми, приказ Фонда от 19.05.2015 № 15 «Об утверждении положения об оплате труда работников Фонда Республики Коми Капремонта МКД» представлен не был, при этом у ответчика отсутствовали препятствия для его представления, как в ходе проверки, так и при составлении акта проверки.
13.03.2017 ответчик также представил возражения, где указал на необоснованность доводов истца о непредставлении при проверке приказа от 19.05.2015 № 15, ссылаясь при этом, что уполномоченные лица Минстрой Республики Коми не запросили у Фонда необходимые им для проверки документы. Ответчик считает, что оснований не доверять итогам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Республики Коми не имеется.
Определением от 13.03.2017 суд перешел к рассмотрению дела № А29-138/2017 по общим правилам искового производства.
Определением суда от 06.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Воробьева Анна Альбертовна, которая являлась работником Фонда Республики Коми Капремонта МКД с замещением должности генерального директора.
В судебном заседании представитель истца настаивает на исковых требованиях и отметил, что принятый генеральным директором фонда приказ не распространял свое действие на директора организации, поскольку трудовым договором, заключенным Министерством с данным должностным лицом не была предусмотрена выплата директору материальной помощи к отпуску. Представитель истца полагает, что выявленный факт выплаты директору Фонда материальной помощи является нецелевым расходованием бюджетных денежных средств.
Третье лицо полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению, поддерживает позицию ответчика.
Ранее ответчиком в материалы дела представлены письменные ходатайства о привлечении к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Контрольно-счетной палаты Республики Коми и ревизоров Контрольно –счетной палаты (т. 1 л.д. 127-128, т. 2 л.д. 187-188).
По результатам рассмотрения заявленных ответчиком ходатайств в судебном заседании судом на основании статьи 51 АПК РФ протокольным определением от 03.08.2017 отказано в его удовлетворении в связи с необоснованностью.
Согласно пункта 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, требования судом рассмотрены по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие не явившихся представителей.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Республики Коми от 04.10.2013 № 380 в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми в рамках реализации Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Коми создало некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в организационно – правовой форме фонда (т. 1 л.д. 114).
Вышеуказанным постановлением Правительства Республики Коми определено, что Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (в настоящее время переименовано в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на утверждение учредительных документов Фонда.
Из материалов дела следует, что истцом в 2013 году утвержден Устав Фонда.
11.12.2013 между Министерством и Воробъевой А.А., назначеной на должность генерального директора Фонда, заключен трудовой договор № 439 (т. 1 л.д. 59-65), по условиям которого генеральный директор самостоятельно осуществляет руководство деятельностью Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом Фонда, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, данным трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решения по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц (пункт 7 трудового договора).
На основании трудового договора генеральный директор имеет право, в том числе на: принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах Фонда (при их наличии); ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров; поощрение работников Фонда; решение иных вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации, уставом Фонда и данным трудовым договором к компетенции директора; получение своевременно и в полном объеме заработной платы; предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска (подпункты е, ж, з, к, л, м пункта 8 трудового договора).
С целью определения порядка и условий предоставления субсидий из бюджета Республики Коми для осуществления деятельности Фонда в 2015 году между Министерством и Фондом заключено соглашение «О порядке и условиях предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на организацию своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми в рамках реализации Жилищного кодекса Российской Федерации заключаемого некоммерческой организацией Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от 30.12.2014 (далее – соглашение от 30.12.2014, т. 1 л.д. 17-22).
Дополнительными соглашениями № 1 от 20.01.2015, № 2 от 02.11.2015 в соглашение от 30.12.2014 внесены изменения, пункт 4.1. «Размер субсидии и срок использования» изложен в новой редакции. На основании пункта 4.1., в редакции дополнительного соглашения № 2 от 02.11.2015, Министерство предоставляет Фонду субсидию в размере 54 874 362 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 23-26).
Факт перечисления Фонду Министерством субсидии подтверждается платежными поручениями от 22.01.2015 № 18197, от 27.01.2015 № 24714, от 11.02.2015 № 51976, от 18.03.2015 № 121192, от 07.04.2015 № 165176, от 28.04.2015 № 218971, от 26.06.2015 № 348387, от 12.08.2015 № 437775, от 28.09.2015 № 530624, от 26.112015 № 665608, от 08.12.2015 № 685359 (т. 1 л.д. 27-37).
В силу подпункта 3.2.3 пункта 3.2 соглашения от 30.12.2014 Министерство вправе потребовать частичного или полного возврата предоставленной Фонду субсидии в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством, Министерством финансов Республики Коми, а также иными уполномоченными органами государственного финансового контроля и надзора, факта нарушения условий, предусмотренных соглашением.
Из материалов дела следует, что Министерством проведена проверка условий, порядка предоставления и целевого использования субсидии из республиканского бюджета Республики Коми Фондом, по результатам которой был составлен акт проверки от 12.07.2016 (т. 1 л.д. 46-52).
Данный акт получен со стороны Фонда генеральным директором с указанием на наличие разногласий.
По результатам проверки Министерством было установлено, что часть денежных средств, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности Фонда, использована не по целевому назначению, по мнению истца, Фондом неправомерно выплачена материальная помощь к отпуску генеральному директору организации в общей сумме 57 681 руб. (т. 1 л.д. 51).
Согласно содержания акта проверки начисление заработной платы генеральному директору Фонда осуществлялось в соответствии с положением об оплате труда работников некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», утвержденного приказом генерального директора Фонда от 28.07.2014 № 2 (т. 1 л.д. 53-55) и штатными расписаниями, утвержденными приказами генерального директора Регионального фонда от 30.09.2014 № 5 и от 01.06.2015 № 16.
Как следует из акта и не оспаривается ответчиком выплаты данной материальной помощи генеральному директору Фонда были произведены в мае 2015 года на основании приказа генерального директора Фонда от 21.05.2015 и в сентябре 2015 года на основании приказа генерального директора Фонда от 11.09.2015 № 112-к, что также подтверждается платежными поручениями о перечислении денежных средств Воробъевой А.А. от 22.05.2015 и от 11.09.2015 (т.1 л.д. 124-125; т. 2 , 68).
22.07.2016 Фондом представлены возражения к акту проверки от 12.07.2016 с приложением приказа от 19.05.2015 № 15 (т. 1 л.д. 71, т. 1 л.д. 56-58).
Между тем, как следует из письменных пояснений истца (т. 2 л.д. 72) вышеуказанные возражения Фонда не приняты Министерством, поскольку фактически обстоятельства, установленные в ходе проверки свидетельствовали о неправомерности выплаты материальной помощи генеральному директору Фонда.
Исходя из позиции ответчика в положение об оплате труда работников некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», утвержденного приказом от 28.07.2014, были внесены изменения приказом Фонда № 15 от 19.05.2015, который распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
В подтверждение своей позиции ответчик ссылается на акт Контрольно-счетной палаты Республики Коми от 27.10.2016 № 04-03/15 (т. 1 л.д. 132-150, т.2. л.д. 1-29), в пункте 2.6.4. которого указано, что нарушений при начислении и выплате в мае и сентябре 2015 года материальной помощи Воробъевой А.А. не установлено.
Вместе с тем, в пункте 2.6.3. вышеуказанного акта от 27.10.2016 контролирующим органом указано на неверное отнесение положением об оплате труда, утвержденного приказом от 19.05.2015, материальной помощи к выплатам компенсационного характера, в связи с тем, что материальная помощь носит характер социальной выплаты (т. 2 л.д. 24-25).
Претензионным письмом от 29.07.2016 № 2957 Министерство обратилось к Фонду с требованием о возврате в бюджет Республики Коми денежных средств в сумме 57 681 руб. (т.1 л.д. 68-69).
В связи с тем, что Фонд возврат денежных средств добровольно не произвел, Министерство обратилось в арбитражный суд, ссылаясь при этом на нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статью 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 78.1, 158, Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 56, 57, 129, 135, 145 Трудового кодекса Российской Федерации, а также положения постановлений Правительства Российской Федерации и постановлений Правительства Республики Коми.
Изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении исковых требований на основании нижеследующего.
Статьей 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 8 части статьи 167 ЖК РФ органами государственной власти субъекта Российской Федерации создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора, устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу подпунктов 1, 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует содержание трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В пятом разделе трудового договора от 11.12.2013 № 439, заключенного Министерством с генеральным директор Фонда, определено, что заработная плата генерального директора состоит из оклада и выплат стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с данным трудовым договором.
В седьмом разделе договора установлено, что генеральный директор Фонда подлежит обязательному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
В статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации определены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций
Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.
В силу статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Положением об оплате труда работников некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», утвержденным приказом генерального директора от 28.07.2014 № 2, материальная помощь к отпуску включена в состав фонда оплаты труда и отнесена к стимулирующим выплатам. Указанным положением предусмотрено, что материальная помощь оказывается работникам, фактически выполняющим должностные обязанности по занимаемой должности, согласно письменному заявлению работника, в размере не более трех должностных окладов в год, при этом не более одного оклада в первом полугодии с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к основному отпуску.
Приказом генерального директора фонда № 15 от 19.05.2015 в Положение об оплате труда работников некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» внесены изменения. Материальная помощь к отпуску отнесена к выплатам компенсационного характера.
Понятие материальной помощи в законодательстве не определено. Между тем, материальная помощь выплачивается работникам с целью обеспечения социальных гарантий работника.
Данный вывод также содержится в акте Контрольно- счетной палаты от 27.10.2016 (т. 2 л.д. 24-25).
Выплаты социального характера, основанные на локальном нормативном акте организации, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В ходе проверки истцом установлено, что в 2015 году Фондом произведена выплата генеральному директору материальной помощь к отпуску в общем размере 57 681 руб. 00 коп.
Истец со ссылкой на часть 4 статьи 145 ТК РФ и положения статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации считает, что условия оплаты труда руководителя организации, а также их заместителей и главных бухгалтеров определяются отдельно от системы оплаты труда, установленной для других работников организации. В связи с чем, поскольку в трудовом договоре с генеральным директором фонда не содержится положений о выплате материальной помощи, а иные выплаты (материальная поддержка) генеральному директору фонда не установлены работодателем, то произведенная фондом генеральному директору выплата материальной помощи является не целевым расходованием денежных средств.
Исследовав материалы дела, суд не может согласиться с доводами истца и признать неправомерным выплаты материальной помощи генеральному директору и соответственно не целевым использованием средств бюджета произведенные Фондом для выплата материальной помощи.
Выплата материальной помощи предусмотрена локальным нормативным актом, подписанным генеральным директором некоммерческой организации.
Действия генерального директора по утверждению штатных расписаний и положений об оплате труда, а также внесению изменений в данные акты, равно как и издание приказа о выплате материальной помощи генеральному директору соответствуют положениям действующего законодательства, уставным документам организации и условиям действовавшего трудового договора с генеральным директором.
При этом, генеральный директор является работником некоммерческой организации, на которого распространяется действие локальных актов организации, в том числе предусматривающих право на получение работником организации материальной помощи к отпуску, поскольку данная выплата не относится к выплатам стимулирующего характера, перечень которых для руководителя организации четко определен трудовым договором, заключенным с ним.
С учетом изложенного, арбитражный суд отказывает Минстрой Республики Коми в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, государственная пошлина по настоящему делу не подлежит взысканию, поскольку истец освобожден от её уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Е.Н. Вахричев