Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-10356/2023 |
26 января 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года
Полный текст решения изготовлен января 2024 года .
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пелагика»
к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
о признании недействительным решения от 25.08.2023 № 009S19230002399
при участии представителей:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Пелагика» , - Чирков С.А., представитель по доверенности от 13.01.2023 (с использованием системы онлайн-заседания);
от ответчика, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, - Мухин А.А., ведущий специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 18.05.2023,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Пелагика» (далее – общество, ООО «Пелагика», страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее – ОСФР по Республике Карелия, Фонд) о признании недействительным решения от 25.08.2023 № 009S19230002399 .
В судебном заседании представитель общества предъявленные требования поддержал. В обоснование, со ссылкой на Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 №470/9, Федеральный закон от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Трудовой кодекс Российской Федерации, указал, что ООО «Пелагика» ведёт промысел в одних и тех же районах, в строгом соответствии с договорами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, и не вправе осуществлять вылов рыбы в других районах. В Северо-Восточной части Атлантического океана общество ведёт промысел скумбрии, путассу, сельди. В районе регулирования Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (Баренцево и Норвежское моря), ООО «Пелагика» ведёт промысел путассу и мойвы. В зависимости от конкретного местонахождения судна, указанные районы промысла соответствуют районам, указанным в пунктах 2 и 5 Постановления Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 31.03.1960 № 470/9. Вопреки мнению Фонда, законодательством Российской Федерации районы Крайнего Севера предусмотрены не только на суше, но и в районах промысла рыбы. В законодательстве Российской Федерации нет понятия «территориальная принадлежность судна». Также в действующем законодательстве нет понятия «приписка судна». Оперирование такими вымышленными понятиями незаконно. Также представитель общества указал, что в законодательстве не существует такого правила, на которое ссылается Фонд, как то, что территориальные условия трудовой деятельности членов экипажа определяется исходя из территориальной принадлежности судна, на котором проходила работа. Власов Олег Николаевич осуществлял свою трудовую деятельность в должности машиниста
рефрижераторных установок на судне АК-0445 «Арктика» в 2020, 2021, 2022 годах, которое работало в Баренцевом и Норвежских морях, в северной части Атлантического океана, т.е. в условиях Крайнего севера.
Более подробно его правовая позиция изложена в заявлении и письменных пояснениях.
Представитель ОСФР по Республике Карелия в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, считая оспариваемое решение законным, обоснованным и подтвержденным материалами проверки. Указал, что из документов, имеющихся в распоряжении Фонда, следует, что судно АК-0445 «Арктика», на котором осуществлял свою трудовую деятельность Власов О.Н. в периоды с 2020 год по 2022 год, имеет порт приписки город Архангельск, отнесенный Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановления Совета Министров ССР от 10.11.1967 №1029, к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На основании статей 29, 33 и 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации в Государственном судовом реестре водном из морских торговых портов Российской Федерации, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие основные документы. Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статья 33 КТМ). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна. Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж.
Выслушав доводы представителей сторон, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В адрес страхователя 04.07.2023 направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий № 2023003044, срок устранения ошибок — не позднее 10.07.2023.
Страхователем 05.07.2023 представлены пояснения на уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий № 2023003044 от 04 07.2023.
В представленных пояснениях страхователь сообщил, что судно АК-0445 "Арктика" приписано к порту Архангельск, но постоянно базируется судно в порту г. Мурманска, который относится к районам Крайнего Севера и ведет промысел в Баренцевом и Норвежском морях.
Фонд доводы страхователя не принял по следующим основаниям.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11 1967 № 1029, является исчерпывающим и произвольному расширительному толкованию не подлежит. В Перечне не предусмотрены моря и океаны и соответственно в целях пенсионного обеспечения они не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В связи с чем время нахождения судна в плавании и время его стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки. Территориальные условия трудовой деятельности членов экипажа судна определяются, исходя из территориальной принадлежности судна, на котором проходила работа. Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (часть 1 статьи 130 ГК РФ, статья 33 КТМ РФ). На основании этого же правила определяется территориальностью трудовая деятельность членов экипажа судна.
Рассмотрев указанный акт и иные материалы проверки, а также письменные возражения страхователя, Фонд вынес решение от 25.08.2023 №009S19230002399 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в виде наложения штрафа в размере 1500 руб.00 коп.
Не согласившись с решением ОСФР по Республике Карелия, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Уставу ООО «Пелагика» и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения общества является поселок Рабочеостровск Кемского района Республики Карелия, который входит в район Крайнего Севера.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I).
Действие указанного закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I).
Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон №27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Из материалов дела следует, что Фонд при сверке сведений персонифицированного учета, переданных Страхователем, и документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсии (в ходе заблаговременной работы) в отношении 1 застрахованного лица, Власова О.Н., за периоды работы в ООО «Пелагика», выявлены расхождения за отчетные периоды 2020, 2021 и 2022 годы. В представленных индивидуальных сведениях отражен период работы с указанием кода территориальных условий «РКС», дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера. Однако из документов, имеющихся в распоряжении ОСФР по Республике Карелия, следует, что судно АК-0445 «Арктика», на котором осуществлял свою трудовую деятельность Власов О.Н. в периоды с 2020 год по 2022 год, имеет порт приписки г. Архангельск, отнесенный Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановления Совета Министров ССР от 10.11.1967 №1029 (с изменениями и дополнениями), к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Поскольку в Фонда отсутствуют документы, подтверждающие работу указанного застрахованного лица в районах Крайнего Севера, а, следовательно, документы, подтверждавшие правомерность применения страхователем кода территориальных условий труда РКС, Ф пришел к выводу о недостоверности сведений, представленных страхователем.
Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27 предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Следовательно, для вывода о наличии в действиях страхователя признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, необходимо достоверно установить, что отчетность по СЗВ-СТАЖ за соответствующий период содержала недостоверные сведения.
Как указано выше, на основании пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, должны быть представлены страхователем в установленный законом срок, при этом они должны быть достоверными и представлены в полном объеме.
В настоящем случае страхователь привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений о стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии.
Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь лишь обязан указать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п, также предполагает заполнение графы 8 "Территориальные условия (код)" раздела 3 формы СЗВ-СТАЖ, если работники работают в особых территориальных условиях, но не содержит указания на обязательность приложения документов, подтверждающих основания внесения сведений в графу 8.
Между тем, вывод о недостоверности сведений, отраженных в представленной ответчиком отчетности, сделан заявителем без раскрытия признаков их недостоверности.
Судом установлено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, ООО «Пелагика» предоставлены в соответствующих формах.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила №516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Правомерность отражения страхователем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета территориальных условий "РКС" зависит от фактического осуществления застрахованным лицом трудовых обязанностей в особых климатических условиях, а не от территориальной принадлежности судна. Как правильно указал представитель общества, нормативного акта, устанавливающего такое требование, в законодательстве Российской Федерации не существует.
В обоснование своей позиции обществом представлены свидетельство о собственности на судно «Арктика» от 09.12.2019; соглашение с Федеральным агентством по рыболовству (далее – ФАР) по скумбрии от 16.12.2019 к договору № СБ-МД-61; соглашение с ФАР по сельди от 16.12.2019 к договору № СБ-МД-62; соглашение с ФАР по путассу от 16.12.2019 к договору № СБ-МД-59; соглашение с ФАР по мойве от 10.11.2020 к договору № СБ-МД-75; соглашение с ФАР по путассу от 10.11.2020 к договору № СБ-МД-72; трудовой договор с Власовым О.Н. от 18.12.2020; трудовой договор от 28.09.2021; трудовой договор от 25.05.2022; расчётный листок Власова О.Н. за апрель 2020; расчётный листок за декабрь 2021; расчётный листок за август 2022; расчётный листок Власова О.Н. за апрель 2023; рейсовое задание судну АК-0445 «Арктика» с 01.02.2020 по 28.06.2020; рейсовое задание судну АК-0445 «Арктика» с 18.12.2020 по 07.06.2021; рейсовое задание судну АК-0445 «Арктика» с 28.09.2021 по 31.01.2022; рейсовое задание судну АК-0445 «Арктика» с 25.05.2022 по 30.09.2022; трудовой договор в отношении Власова О.Н. от 29.11.2019; дополнительное соглашение от 01.02.2020 к трудовому договору от 29.11.2019.
Также суд учитывает то обстоятельство, что в отношении Власова О.Н. обществом уплачивались взносы в пенсионный фонд в повышенном размере, однако соответствующего уведомления на протяжении 2020, 2021 и 2022 об излишней уплате страховых взносов и возможности ее возврата, Фонд в адрес заявителя не направлял.
Что касается ссылки Фонда на то, что действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж, то она также не принимается судом.
Из представленных документов следует, что ООО «Пелагика» ведёт промысел в одних и тех же районах, в соответствии с договорами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, и не вправе осуществлять вылов рыбы в других районах.
В Северо-Восточной части Атлантического океана общество ведёт промысел скумбрии, путассу, сельди. В районе регулирования Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (Баренцево и Норвежское моря), ООО «Пелагика» ведёт промысел путассу и мойвы.
Указанные районы промысла соответствуют районам, указанным в пунктах 2 и 5 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 № 470/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий, организаций и флота рыбной промышленности".
Таким образом, судом установлено, что исходные сведения по форме СВЗ-СТАЖ за 2020-2022 годы, представленные страхователем, не содержали недостоверных сведений, а поэтому неисполнение уведомления органа пенсионного контроля не влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Из материалов дела следует, что работник общества Власов О.Н осуществлял свою трудовую деятельность в районе Крайнего Севера, в связи с чем заявитель обоснованно применил код «РКС».
На основании изложенного в действиях ООО «Пелагика» отсутствует событие правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в связи с чем ОСФР по Республике Карелия неправомерно подвергло заявителя к штрафу в размере 1500 руб.00 коп.
Таким образом, оспариваемое решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 1500 руб. не соответствует действующим нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежат признанию недействительным.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и будет направлен лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте Арбитражного суда в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, , 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" принятое Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия решение от 25.08.2023 № 009S19230002399 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Пелагика».
Судья | Гарист С.Н. |