НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 20.07.2004 № А26-1911/04-14

Арбитражный суд Республики Карелия

185610, г. Петрозаводск, ул. Красноармейская, 24 а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                                 Дело №

А26-1911/04-14

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Денисовой И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи Шихановой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции 14 июля 2004 года дело по иску

Петрозаводского муниципального унитарного предприятия «Водоканал»

к  Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Карелия, Администрации г. Петрозаводска

о взыскании  144 317,82 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца  - Татарчук Лидия Николаевна, юрисконсульт по доверенности от 22.12.2003г., № 51 (л.д.61)

от ответчика, Министерства финансов РФ – Дорошин Андрей Евгеньевич, консультант по доверенности от 14.04. 2004г., № 754 (л.д. 76)

от ответчика, Министерства финансов РК – Долгов Юрий Валерьевич, заместитель начальника отдела по доверенности от 08.04.2004г., № 6.1.-12 (л.д. 62)

от ответчика, Администрации г. Петрозаводска -  Редькина Наталья Николаевна, заместитель начальника отдела по доверенности от 18.06.2004г., № 1.3.-21/96 (л.д.89)

установил:

     Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – ПМУП «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к надлежащему ответчику, Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ), Министерства финансов Республики Карелия (далее – Минфин РК) и Администрации города Петрозаводска (далее – Администрация) о взыскании 1 144 317 руб. 82 коп., компенсационных выплат не полученных в результате предоставления льгот отдельной категории граждан в  ходе реализации Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» за период 2002 и 2003 годов.

     Исковые требования мотивированы ст.ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий».

     Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала и просит взыскать задолженность с надлежащего ответчика.

     Ответчик, Минфин РФ в отзыве на исковое заявление не признал требований истца по следующим основаниям. Минфин РФ не состоит с ПМУП «Водоканал» ни в каких правоотношениях по возмещению льгот, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». В данной сфере федеральные  органы исполнительной власти имеют отношения только с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по поводу определения размера необходимой на эти цели финансовой помощи и её получения. Эти отношения носят межбюджетный характер. Статья 17 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» устанавливает, что порядок предоставления установленных настоящим законом льгот определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994г., № 419 утверждено «Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам …» в пункте 14 которого указано, что расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов  с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Таким образом, источником возмещения расходов в данном случае является бюджет субъекта Российской Федерации. То обстоятельство, что выделенных средств оказалось недостаточно конкретной организации жилищно-коммунального хозяйства, не свидетельствует о вине органов государственной власти Российской Федерации. Возмещение из федерального бюджета производится по фактическим расходам субъекта Российской Федерации. Размер финансовой помощи согласовывается с Министерством финансов Российской Федерации региональными органами государственной власти в ходе подготовки к рассмотрению и утверждению бюджетов.

     Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.

     Ответчик, Минфин РК в отзыве на исковое заявление не признал требований истца по следующим основаниям. В соответствии с пунктом «ж» статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»  определенная категория граждан имеет право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50%. Указанная льгота предоставлена федеральным нормативным правовым актом без четкого указания на источник финансирования его реализации. Республика Карелия не наделена правом внесения изменений в федеральное законодательство. В 2002 году бюджетом местного самоуправления г. Петрозаводска произведены расходы на реализацию Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в объеме 567 тыс. руб. Затраты возмещены полностью за счет средств федерального Фонда компенсаций в соответствии с утвержденными Правилами. В 2003 году органом местного самоуправления г. Петрозаводска в Министерство финансов Республики Карелия не представлялось ежеквартальных сведений о произведенных расходах бюджетом  муниципального образования на реализацию Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Таким образом, Министерство финансов Республики Карелия не имело соответствующих данных и оснований для включения убытков ПМУП «Водоканал» в размере 1 144 318 руб. 82 коп. в отчет для получения субвенций  за счет средств федерального Фонда компенсаций. Среди получателей средств республиканского бюджета Республики Карелия ПМУП «Водоканал» отсутствует. Следовательно, правовых отношений, регулируемых действующим бюджетным законодательством или договором с истцом у Министерства финансов Республики Карелия нет. Органами государственной власти Республики Карелия в вопросах реализации ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» не допущено противоправного и виновного бездействия.

     Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал и просит оставить требования истца к Министерству финансов РК без удовлетворения.

     Ответчик, Администрация г. Петрозаводска в отзыве на иск не согласен с требованиями истца. Ответчик указал, что возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий возможно только с соблюдением действующего законодательства. Данные положения подтверждаются статьей 132 Конституции РФ, ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ст. 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», ст. 100 Устава муниципального образования г. Петрозаводска. Указанными статьями установлено, что в случае принятия органами государственной власти решений, влекущих дополнительные расходы органов местного самоуправления, осуществляется передача требуемых для реализации этих решений денежных средств. Учитывая изложенное, возмещение поставщикам жилищно-коммунальных услуг расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», производились Администрацией в пределах средств, переданных из республиканского бюджета. Общая сумма средств, переданных из республиканского бюджета для возмещения расходов, связанных с предоставлением в 2002г. льгот по оплате коммунальных услуг по вышеназванному закону составила 567 тыс. руб. (фактическая потребность предприятий по предоставляемым льготам  за указанный период составляла 3962, 64 тыс. руб.). Переданные из республиканского бюджета средства в полном объеме были направлены на возмещение расходов поставщикам коммунально-бытовых услуг, в том числе: ПМУП «Водоканал» - 100 тыс. руб.  Задолженность вышестоящего бюджета по 2002г. составила 232, 36 тыс. руб. Общая сумма средств, переданных из республиканского бюджета для возмещения расходов,  связанных с предоставлением в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг составила 33, 7  руб. (фактическая потребность предприятий составляла 6 681, 8 руб.)  Министерство финансов РК в 2003 году средства на реализацию указанного  закона ПМУП «Водоканал» не перечисляло,  задолженность вышестоящего бюджета составила 912, 0 руб. Таким образом, Администрация в полном объеме исполнила свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением в 2002 и 2003 годах льгот по оплате коммунальных услуг по вышеназванному закону, в пределах средств, переданных из республиканского бюджета.

     Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

     Заслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

     ПМУП «Водоканал» согласно Уставу предприятия осуществляет деятельность по водоснабжению потребителей питьевой водой и приему сточных вод. Потребители (организации и граждане) производят оплату оказанных услуг на основании предъявляемых ПМУП «Водоканал» счетов, исходя из тарифа, утвержденного Постановлением Главы местного самоуправления и фактических объемов водопотребления и водоотведения. Предъявляя счета на оплату гражданам в соответствии с требованиями действующих правовых актов, истец предоставлял лицам, имеющим право на льготы, скидку в оплате стоимости отпускаемой питьевой воды и сбрасываемых в систему водоотведения сточных вод.

     В 2002 и 2003 году в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» были предоставлены льготы – 50% скидка в оплате стоимости коммунальных услуг для реабилитированных и совместно с ними проживающих членов их семей.

      В соответствии с пунктом «ж» статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в « рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления. Источник финансирования  по данному закону не определен. Законодательство Российской Федерации, определяя принципы федеральной жилищной политики, закрепляя Концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства и устанавливая порядок и механизм предоставления льготы населению, предусматривало, что источник финансирования каждой льготы должен быть четко указан. В качестве законодательства Российской Федерации, определяющего источники финансирования указанной льготы, могут выступать только федеральные законы. Принятые в дальнейшем постановления Правительства Российской Федерации во исполнение Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» определяют лишь порядок финансирования, не затрагивая расходных полномочий бюджетов разных уровней.

     Таким образом, требование истца подлежит удовлетворению за счет федерального бюджета с Министерства финансов Российской Федерации.

     Размер льгот, предоставленных ПМУП «Водоканал»  в 2002году составил 332 364 руб. 65 коп., из которых возмещено Администрацией города Петрозаводска 100 000 руб., не возмещенные расходы составили 232 364 руб. 65 коп. В 2003 году предоставлены льготы на сумму 911 954 руб. 17 коп., и  в счет возмещения расходов, денежные средства не поступали. Таким образом, сумма компенсационных выплат, подлежащих взысканию составила 1 144 318 руб. 82 коп.

     Данные обстоятельства подтверждаются заключенными договорами с Администрацией г. Петрозаводска на возмещение расходов, в пределах фактически поступивших сумм из республиканского бюджета, актами сверки расчетов, списками  льготников.

     Требование истца о взыскании неполученных компенсаций в связи с реализацией Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» подтверждено материалами дела, доказано как по праву, так и по размеру и подлежит удовлетворению в заявленной сумме.

     В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика, но в силу п.п.6, пункта 3, статьи 5 ФЗ «О государственной пошлине» освобождает ответчика от уплаты государственной пошлины.

     Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Судья

И.Б. Денисова