НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 12.04.2017 № А26-414/17

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-414/2017

19 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мама Карелия" к Администрации муниципального образования "Суоярвский район" о признании незаконным решения, оформленного протоколом от 22.12.2016 № 2

третьи лица: индивидуальный предприниматель ФИО1; индивидуальный предприниматель ФИО2; индивидуальный предприниматель ФИО3

при участии представителей:

заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Мама Карелия", - ФИО4 по доверенности от 09.01.2017,

ответчика, Администрации муниципального образования "Суоярвский район", - ФИО5 по доверенности от 09.01.2017,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Мама Карелия" (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации муниципального образования "Суоярвский район" (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным оформленного Протоколом №2 от 22.12.2016 заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела решения комиссии Администрации муниципального образования «Суоярвский район» об отмене решения комиссии от 02.12.2016 (протокол №1 от 02.12.2016) о признании заявки ООО «Мама Карелия» соответствующей условиям конкурса и о предоставлении ООО «Мама Карелия» гранта, и решения об отказе ООО «Мама Карелия» в предоставлении гранта.

Определением от 07.03.2017 суд привлек индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

До начала судебного заседания в суд поступили:

- от Администрации – доказательства направления копии отзыва в адрес привлеченных третьих лиц; копии договоров с ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3 о предоставлении гранта, копии платежных поручений о перечислении грантов, копии документов, подтверждающих расходование грантов;

- от ИП ФИО2 – письменные пояснения о том, что предоставленный грант был израсходован ИП ФИО2 в соответствии с условиями договора о предоставлении гранта, а копии документов, подтверждающих целевое использование гранта, предоставлены в Администрацию. ИП ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Названные документы приобщены судом к материалам дела.

В обоснование заявленного требования Общество указало следующее.

Единственным основанием для решения комиссии Администрации об отказе в предоставлении гранта ООО «Мама Карелия» (с отменой первоначального решения комиссии о предоставлении гранта, оформленного протоколом № 1 от 02.12.2016), явился необоснованный вывод главы Администрации ФИО6 о несоответствии образования директора ООО «Мама Карелия» ФИО7 условиям конкурса, а именно следующему требованию: «грант предоставляется после прохождения индивидуальным предпринимателем, руководителем или учредителем юридического лица, претендующим на получение гранта, краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях и образовательных организациях, созданных в иных организационно-правовых формах, а также в научных организациях, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы и имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности. Прохождение индивидуальным предпринимателем, руководителем или учредителем юридического лица, претендующего на получение гранта, краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем или среднем профессиональном юридическом и (или) экономическом образовании (профессиональной переподготовке), а также получивших высшее или среднее профессиональное образование, в программе которого предусмотрено изучение дисциплин экономической направленности (экономическая теория, основы предпринимательской деятельности, управление производством, микроэкономика и другие) общей продолжительностью не менее 72 часов».

Заявитель указал, что данное требование было исполнено Обществом:

1. Директор ООО «Мама Карелия» имеет неполное высшее образование по специальности «Менеджмент организации», что подтверждается дипломом о неполном высшем образовании ВН 0011855, выданным 26.11.2013 Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет».

В период обучения в Петрозаводском госунверситете ФИО7 изучил дисциплины экономической направленности обшей продолжительностью более 72 часов, в том числе: экономическая теория - 148 час; микроэкономика - 164 час; маркетинг - 250 час; бухгалтерский учет - 346 час; информационные технологии управления - 160 час.; менеджмент - 384 час; трудовое право - 180 час; экономический анализ - 296 час.

Согласно письму от 14.12.2016 Карельского регионального института управления, экономики и права Петрозаводского государственного университета (представлено в Администрацию при повторном рассмотрении вопроса) объем изученных ФИО8 дисциплин при обучении в ПетрГУ «соответствует требованиям, предъявляемым к объему и содержанию образовательной программы «Основы предпринимательства», реализованной КРИУЭП ПетрГУ для начинающих предпринимателей».

Как указал заявитель, при первичном рассмотрении заявок о предоставлении грантов (протокол № 1 от 02.12.2016) комиссия признала претендента ООО «Мама Карелия» соответствующим условиям предоставления гранта, в том числе в части уровня подготовки и образования директора ООО «Мама Карелия» ФИО7 При повторном рассмотрении вопроса (протокол № 2 от 22.12.2016) комиссия изменила свое решение только с учетом мнения главы Администрации МО ФИО6, без учета фактических обстоятельств.

Повторное решение комиссии Администрации МО «Суоярвский район» от 22.12.2016 об отказе в предоставлении гранта ООО «Мама Карелия» не соответствовало условиям предоставления грантов, установленных в извещении о проведении конкурса от 13.10.2016, и нарушило право ООО «Мама Карелия» на получение гранта, целью получения которого было приобретение оборудования для продолжения реализации проекта ООО «Мама Карелия» по созданию в Суоярвском районе Республики Карелия производства пищевых продуктов с использованием местного сырья.

Кроме того, по мнению Общества, ответчиком была нарушена и процедура принятия обжалуемого решения: согласно извещению о проведении конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела срок принятия заявок на участие в конкурсе – с 13.10.2016 по 03.11.2016, а решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) гранта принимается комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении грантов не позднее чем в месячный срок со дня окончания приема заявок и оформляется протоколом. Обжалуемое решение принято ответчиком 22.12.2016, то есть за пределами установленного срока.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленное требование. Представил суду на обозрение образцы продукции ООО «Мама Карелия» - Иван-чай карельский крупнолистовой в стеклянной таре и бумажной упаковке. Представитель Общества просил приобщить к материалам дела информационный проспект о производимой ООО «Мама Карелия» продукции и распечатку с сайта Карельского регионального института управления, экономики и права ПетрГУ о реализуемой учебной программе «Основы предпринимательства», местах проведения занятий и охвате муниципальных образований Республики Карелия.

Документы приобщены судом к материалам дела.

Суд обозрел представленные представителем заявителя образцы продукции, производимой ООО «Мама Карелия».

Представитель ответчика заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Позиция Администрации основана на следующем.

Администрация муниципального образования «Суоярвский район» на основании постановления от 10.10.2016 № 474 объявила конкурс на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела.

Согласно протоколу заседания комиссии от 02.12.2016 было принято решение признать претендента ООО «Мама Карелия» соответствующим условиям предоставления гранта (при 1 воздержавшемся), Администрации муниципального образования «Суоярвский район» рекомендовано заключить договор о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства - ООО «Мама Карелия».

Глава администрации муниципального образования «Суоярвский район» руководит администрацией на принципах единоначалия, он подписывает от имени администрации договоры, заключаемые с юридическими и физическими лицами.

Посчитав, что заключение договора о предоставлении гранта с ООО «Мама Карелия» будет осуществлено с нарушением условий его предоставления, Администрация муниципального образования «Суоярвский район» обратилась с соответствующими запросами в прокуратуру Суоярвского района (письмо № 6204 от 12.12.2016), в КРИУП Петр ГУ (№ 621 от 13.12.2016), в Министерство экономического развития Республики Карелия (№ 6082 от 05.12.2016).

Обществом был представлен диплом о неполном высшем образовании руководителя. Других документов не представлено.

Из ответа Министерства экономического развития Республики Карелия следует, что Администрации при принятии решения следует руководствоваться условиями муниципальной программы. Ответ КРИУЭП ПетрГУ подтверждает только то, что руководитель действительно проходил обучение. Из прокуратуры ответа не поступило.

По мнению ответчика, при буквальном толковании условий предоставления гранта следует, что заявителем не представлены соответствующие документы об образовании.

Учитывая изложенное, Администрация муниципального образования «Суоярвский район» считает, что Общество не имело права на получении гранта. Отменив решение комиссии от 02.12.2016, комиссия не нарушила положения действующего законодательства.

На основании изложенного ответчик просил суд отказать в удовлетворении заявленного Обществом требования.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не представили. ИП ФИО2 представил в суд письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебное разбирательство проведено в отсутствие третьих лиц в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В начале октября 2016 г. на официальном сайте Администрации МО «Суоярвский район» в сети Интернет и 13.10.2016 в газете «Суоярвский вестник» было опубликовано извещение Администрации муниципального образования «Суоярвский район» о проведении конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела.

Как указано в извещении, конкурс проводился в рамках муниципальной Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Суоярвском районе на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации № 722 от 29.09.2014 (в ред. Постановления № 669 от 19.10.2015).

Согласно извещению, предоставление гранта осуществляется на конкурсной основе. Для рассмотрения вопроса о предоставлении гранта субъект малого предпринимательства (Претендент) предоставляет в Администрацию заявку с приложением документов, указанных в извещении о проведении конкурса, в том числе бизнес-проект. Срок подачи заявки - с 13.10.2016 по 03.11.2016.

Заявка на предоставление гранта рассматривается комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении грантов. При принятии решения комиссия оценивает эффективность предоставленного бизнес-проекта. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении гранта принимается комиссией не позднее, чем в месячный срок со дня окончания приема заявок и оформляется протоколом.

ООО «Мама Карелия», созданное на территории Суоярвского района Республики Карелия и зарегистрированное 27.04.2016, являющееся субъектом малого предпринимательства, приняло решение об участии в конкурсе и в установленный срок подало в Администрацию заявку от 02.11.2016 о предоставлении гранта с приложением всех документов, предусмотренных в извещении о проведении конкурса, в том числе: бизнес-проект, документы о собственных вложениях Общества в производство, документы о прохождении руководителем Общества ФИО7 обучения основам предпринимательской деятельности.

Предоставленным в комиссию бизнес-планом предусматривалась реализация проекта создания производства продуктов питания из лесных пищевых ресурсов: чайных напитков на основе кипрея узколистного (иван-чая), клюквы в сахарной пудре.

Общая инвестиционная потребность проекта - 4,3 млн. руб., разделена на 2 этапа:

1 этап - инвестирование собственных средств и/или субсидий - 3,3 млн. руб.

2 этап - привлечение дополнительных собственных средств участников и/или субсидий или кредитов - 1 млн. руб.

За период с момента создания Общества до ноября 2016 г. Обществом организовано в г. Суоярви собственное производство чайных напитков на основе иван-чая в бумажной упаковке и стеклянной банке. Реализация продукции производится через розничные сети, магазины в г. Петрозаводске, других городах Карелии. В случае получения гранта Общество планировало расходовать полученные денежные средства на реализацию второго этапа проекта - закупку оборудования для производства клюквы в сахарной пудре.

02.12.2016 состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении грантов начинающим субъектам малого предпринимательства. Рассмотрев заявки и материалы, представленные претендентами (10 участников), комиссия решила (протокол № 1 от 02.12.2016):

1) признать соответствующими условиям конкурса заявки претендентов, в том числе заявку ООО «Мама Карелия», в том числе в части соответствия образования руководителя Общества ФИО7 предъявляемым требованиям;

2) определить рейтинг заявок и бизнес-проектов в соответствии с критериями оценки эффективности, установленными муниципальной программой (ООО «Мама Карелия» - максимальный рейтинг среди претендентов - 71,2 балла);

3) по результатам оценки эффективности бизнес-проектов и рейтинговой оценки заявок предоставить гранты трем субъектам малого предпринимательства, в том числе ООО «Мама Карелия» (первое место, сумма гранта по решению комиссии - 410 000 руб.). Голосование по ООО «Мама Карелия» - «за» - 7 членов комиссии, «воздержался» - 1.

4) рекомендовать Администрации МО «Суоярвский район» заключить договоры о предоставлении грантов с победителями конкурса, в том числе с ООО «Мама Карелия».

22.12.2016 по инициативе главы Администрации ФИО6 состоялось повторное заседание комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении грантов начинающим субъектам малого предпринимательства. Из протокола заседания комиссии № 2 от 22.12.2016 следует, что глава Администрации МО ФИО6 не согласился с решением комиссии от 02.12.2016 в части предоставления гранта ООО «Мама Карелия» в связи с тем, что неполное высшее образование директора Общества ФИО7 не соответствует условиям конкурса. В связи с этим глава Администрации предложил комиссии повторно рассмотреть вопрос о соответствии претендентов условиям конкурса.

Для выяснения всех обстоятельств Администрацией были направлены запросы о соответствии диплома о неполном высшем образовании условиям конкурса в Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия, в Карельский региональный институт управления, экономики и права ПетрГУ, в Прокуратуру Суоярвского района. Дополнительно директором ООО «Мама Карелия» была представлена справка из Бизнес-инкубатора Республики Карелия.

Как указано в протоколе №2 от 22.12.2016 заседания комиссии, в поступивших ответах не содержится однозначного подтверждения того обстоятельства, что неполное высшее образование директора и учредителя ООО «Мама Карелия» ФИО7 в полной мере соответствует условиям конкурса.

Рассмотрев предложение главы Администрации ФИО6, комиссия решила:

1. Отменить решение комиссии от 02.12.2016 (протокол № 1 от 02.12.2016) о признании заявки ООО «Мама Карелия» соответствующей условиям конкурса и о предоставлении ООО «Мама Карелия» гранта.

2. Отказать ООО «Мама Карелия» в предоставлении гранта по следующим основаниям:

- несоответствие юридического лица - производителя товаров, работ, услуг критериям и условиям отбора субъектов малого предпринимательства для представления грантов;

- непредставление полного пакета документов, определенных Программой и условиями конкурса на предоставление грантов.

Повторно рассмотрев заявки и материалы, представленные претендентами (за исключением ООО «Мама Карелия») на конкурс по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на начало собственного дела, комиссия решила предоставить гранты трем претендентам: ИП ФИО1 – 420,0 тыс. руб., ИП ФИО2 – 500,0 тыс.руб., ИП ФИО9 – 48,120 тыс.руб.

ФИО9 впоследствии отказалась от получения гранта, и на основании протокола №3 заседания комиссии от 23.12.2016 Администрации было рекомендовано заключить договор о предоставлении гранта с ИП ФИО3

Полагая, что решение комиссии Администрации МО «Суоярвский район» об отказе в предоставлении гранта, оформленное протоколом № 2 от 22.12.2016, является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Мама Карелия» в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование является полностью обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 1 и 2 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Частью 7 статьи 7 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В части 1 статьи 14 Закона №209-ФЗ указано, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

Согласно части 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;

4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В силу части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Постановлением администрации муниципального образования «Суоярвский район» от 29 сентября 2014 года № 722 утверждена муниципальная Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Суоярвском районе на 2014-2016 годы.

В разделе 7 Программы указано, что ответственным за реализацию мероприятий Программы является Администрация муниципального образования «Суоярвский район». Средства муниципального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий:

а) предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела;

б) организация ежегодных районных сельскохозяйственных и тематических ярмарок;

в) участие в республиканских выставках и ярмарках;

г) организация обучающих семинаров для предпринимателей района по актуальным темам.

Порядок расходования средств устанавливается решением Совета депутатов муниципального образования «Суоярвский район» о бюджете, а также постановлением Администрации муниципального образования «Суоярвский район».

В качестве Приложения №2 к Программе утвержден Порядок предоставления муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства в Суоярвском районе, а в качестве Приложения № 3 к Программе – Условия и порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

В силу установленных условий и порядка оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (приложение № 3 к программе) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в форме предоставления грантов - субсидия предоставляется, если субъект малого бизнеса и предпринимательства соответствует следующему требованию: грант предоставляется после прохождения индивидуальным предпринимателем, руководителем юридического лица, претендующим на получение гранта, краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях и образовательных организациях, созданных в иных организационно-правовых формах, а также в научных организациях, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы и имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности. Прохождение индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем или среднем профессиональном юридическом и (или) экономическом образовании (профессиональной переподготовке), а также получивших высшее или среднее профессиональное образование, в программе которого предусмотрено изучение дисциплин экономической направленности (экономическая теория, основы предпринимательской деятельности, управление производством, микроэкономика и другие) общей продолжительностью не менее 72 часов.

Основаниями для отказа в предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства являются:

1) непредставление документов, определенных Программой и условиями конкурса на предоставление грантов, или представление недостоверных сведений и (или) документов;

2) невыполнение условий оказания поддержки;

3) в случае, если ранее в отношении заявителя – субъекта малого, среднего предпринимательства было принято решение о предоставлении аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

4) в случае если с момента признания субъекта малого, среднего предпринимательств допустившим нарушение порядка и условий предоставления финансовой поддержки, в тс числе не обеспечившим целевого использования бюджетных средств, прошло менее чем три года;

5) в случае превышения суммы запрашиваемых субсидий и грантов над лимита, бюджетных ассигнований, доведенных администрации муниципального образован «Суоярвский район» на мероприятия Программы на соответствующий финансовый год;

6) для субъектов малого, среднего предпринимательства торговой сферы в случае превышения доли субъектов малого, среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки в рамках одного мероприятия финансовой формы поддержки более десяти процентов от общей суммы по мероприятию финансовой формы поддержки;

7) в случае наличия у субъекта малого и среднего предпринимательства задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям, по уплате арендной платы за пользование муниципальным имуществом и (или) земельными участками в бюджет Суоярвского района по состоянию на первое число месяца, в котором направлена заявка предоставлении субсидии, гранта;

8) в случае отказа субъекта малого и среднего предпринимательства, в отношен которого принято решение о предоставлении поддержки, предоставить в администрацию муниципального образования «Суоярвский район» отчет получателя поддержки на момент оказания поддержки, а также ежегодно в течение последующих двух календарных лет.

Как следует из материалов дела, Общество в составе пакета документов, прилагаемых к заявке на получение гранта, представило в Администрацию копию диплома от 26.11.2013 о неполном высшем образовании, выданного директору и учредителю ООО «Мама Карелия» ФИО7 федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет». Согласно данному диплому, ФИО7 успешно завершил курс неполного высшего образования по специальности «Менеджмент организации». Приложением к диплому является перечень изученных дисциплин с указанием продолжительности обучения и итоговых оценок.

Администрация, принимая решение об отказе ООО «Мама Карелия» в предоставлении гранта, посчитала, что представленный ФИО7 диплом не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню образования руководителя организации в соответствии с условиями конкурса.

Суд не может согласиться с такой позицией Администрации, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В статье 2 Закона об образовании даны основные понятия, применяемые для целей Закона, в том числе:

- образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

- обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

- уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

- квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

- общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

- профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

- профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

- дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

- учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

В соответствии со статьей 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Согласно части 1 статьи 60 Закона об образовании в Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Частью 7 статьи 60 Закона об образовании предусмотрено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

5) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

В части 12 статьи 60 Закона об образовании указано, что лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30.11.1994 №9 были утверждены образцы документов о высшем профессиональном образовании, в том числе образец (форма) диплома о неполном высшем образовании (приложение №7).

Оборотная сторона указанного диплома о неполном высшем образовании содержит наименование "Приложение к диплому" и строки для заполнения фамилии, имени, отчества, даты рождения лица, которому выдается данный диплом, а также таблицу, в которую вносятся сведения о сданных за время обучения зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах с указанием наименования дисциплин, общего количества часов и итоговой оценки.

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30.11.1994 №9 утратило силу с 01.01.2014 в связи с изданием приказа Минобрнауки России от 01.10.2013 №1100, утвердившего новые формы образцов документов о высшем образовании.

Представленный в материалы дела диплом о неполном высшем образовании выдан ФИО7 26.11.2013, то есть в период действия постановления Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30.11.1994 №9, является документом надлежащего образца.

Как видно из приложения к диплому, ФИО7 не только прошел обучение, но и сдал зачеты, промежуточные и итоговые экзамены по следующим дисциплинам:

- антикризисное управление, 160 часов, оценка «отлично»;

- бухгалтерский учет, 346 часов, «хорошо»;

- делопроизводство в кадровой службе, 84 часа, зачет;

- инновационный менеджмент, 160 часов, зачет;

- информационные технологии управления, 160 часов, зачет;

- иностранный язык, 380 часов, «отлично»;

- информатика, 320 часов, «отлично»;

- конфликтология, 160 часов, «отлично»;

- культура речи, 144 часа, зачет;

- лидерство, 160 часов, «хорошо»;

- логистика, 160 часов, «отлично»;

- макроэкономика, 156 часов, «отлично»;

- маркетинг, 250 часов, «отлично»;

- математика, 200 часов, «хорошо»;

- менеджмент, 384 часа, «отлично»;

- микроэкономика, 164 часа, «отлично»;

- мировая экономика, 176 часов, «отлично»;

- организационное поведение, 160 часов, зачет;

- отечественная история, 160 часов, «отлично»;

- персональный менеджмент, 144 часа, отлично;

- правоведение, 160 часов, «отлично»;

- политология, 182 часа, «отлично»;

- связи с общественностью, 160 часов, «отлично»;

- социология, 160 часов, «отлично»;

- социология и психология управления, 204 часа, «отлично»;

- статистика, 196 часов, зачет;

- стратегический менеджмент, 204 часа, «отлично»;

- теория организации, 148 часов, «отлично»;

- трудовое право, 180 часов, «отлично»;

- управление персоналом, 276 часов, «отлично»;

- управленческие решения, 180 часов, «хорошо»;

- философия, 186 часов, «отлично»;

- финансы, денежное обращение и кредит, 236 часов, «отлично»;

- экология, 100 часов, зачет;

- экономический анализ, 296 часов, «хорошо»;

- экономическая теория, 148 часов, зачет;

- этика делового общения, 92 часа, зачет;

- этикет, 180 часов, «отлично»;

- информатика и вычислительная техника, 260 часов, «отлично»;

- проблемы экономики переходного периода, 36 часов, зачет.

Всего: 7 612 часов, в том числе аудиторных занятий – 946 часов.

Как указано в части 3 статьи 6 Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции, действовавшей в период действия Постановления Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30.11.1994 №9), образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

Таким образом, анализ названных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что выданный ФИО7 диплом о неполном высшем образовании по специальности «Менеджмент организации» является подтверждением того обстоятельства, что ФИО7 не завершил обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, однако успешно прошел промежуточную аттестацию со сдачей экзаменов и зачетов по названным выше предметам экономической направленности общей продолжительностью не менее 72 часов.

Как следует из письма Карельского регионального института управления, экономики и права Петрозаводского государственного университета от 14.12.2016 № 45/0121-273 в адрес Администрации, ФИО7 действительно проходил обучение в КРИУЭП ПетрГУ по программе высшего профессионального образования по специальности "Менеджмент организации", в рамках которой им были изучены дисциплины экономической направленности общей продолжительностью не менее 72 часов.

Во время обучения в КРИУЭП ПетрГУ ФИО7 были освоены такие дисциплины как экономическая теория - 148 час., микроэкономика - 164 час., маркетинг -250 час., бухгалтерский учет 346 час., информационные технологии управления - 160 час., менеджмент - 384 час., трудовое право 180 час., экономический анализ - 296 час., что соответствует требованиям, предъявляемым к объему и содержанию образовательной программы «Основы предпринимательства», реализованной КРИУЭП ПетрГУ для начинающих предпринимателей в 2016 г.

Ответчик, принимая решение об отказе в предоставлении Обществу гранта, указал на несоответствие ООО «Мама Карелия» критериям и условиям отбора для предоставления грантов и непредставление Обществом полного пакета документов, определенных Программой и условиями конкурса на предоставление гранта. По мнению ответчика, полученное ФИО10 образование не соответствует условиям конкурса.

В соответствии с приложением №3 к Программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Суоярвском районе на 2014-2016 годы финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в форме предоставления грантов - субсидия предоставляется, если субъект малого бизнеса и предпринимательства соответствует следующему требованию: грант предоставляется после прохождения индивидуальным предпринимателем, руководителем юридического лица, претендующим на получение гранта, краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях и образовательных организациях, созданных в иных организационно-правовых формах, а также в научных организациях, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы и имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности. Прохождение индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем или среднем профессиональном юридическом и (или) экономическом образовании (профессиональной переподготовке), а также получивших высшее или среднее профессиональное образование, в программе которого предусмотрено изучение дисциплин экономической направленности (экономическая теория, основы предпринимательской деятельности, управление производством, микроэкономика и другие) общей продолжительностью не менее 72 часов.

Названное положение устанавливает допустимые варианты уровня образования, которые соответствуют условиям оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:

- прохождение краткосрочного обучения основам предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях и образовательных организациях, созданных в иных организационно-правовых формах, а также в научных организациях, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы и имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности;

- наличие диплома о высшем или среднем профессиональном юридическом и (или) экономическом образовании (профессиональной переподготовке);

- получение высшего или среднего профессионального образования, в программе которого предусмотрено изучение дисциплин экономической направленности (экономическая теория, основы предпринимательской деятельности, управление производством, микроэкономика и другие) общей продолжительностью не менее 72 часов.

По мнению Администрации, успешное прохождение промежуточной аттестации и получение диплома о неполном высшем образовании по специальности «Менеджмент организации» не подтверждает соответствие уровня образования тем требованиям, которые установлены в Программе.

Данный вывод Администрации является, по мнению суда, ошибочным.

Как указано в разделе «Введение» Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Суоярвском районе на 2014-2016 годы, актуальность разработки Программы обусловлена тем, что малое и среднее предпринимательство стало значимым субъектом рынка, влияющим на дальнейшее социально-экономическое развитие муниципального образования, решающим проблемы занятости населения, обеспечения населения необходимыми товарами и услугами, повышения уровня жизни и формирования среднего класса как основы социально-экономической стабильности общества.

Целью Программы (раздел 3) является обеспечение благоприятных условий, стимулирующих эффективную деятельность и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Суоярвском районе.

Достижение поставленной цели требует решения следующих приоритетных задач:

- создание благоприятной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности путем оказания субъектам предпринимательской деятельности различных форм поддержки;

- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;

- распространение положительного опыта работы в сфере малого и среднего предпринимательства;

- содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении на рынки товаров и услуг.

Для успешной реализации данной Программы к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Условиями и порядком оказания финансовой поддержки (Приложение № 3 к Программе) предъявляются определенные требования, в том числе требования к уровню образования. Предъявление требований к уровню образования обусловлено тем, что субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие гранты, должны иметь достаточный и необходимый уровень знаний в сфере экономики для правильного и успешного использования тех денежных средств, которые будут им предоставлены в качестве грантов из бюджета.

Таким образом, по мнению суда, недопустим формальный подход Администрации к разрешению данного вопроса, выразившийся в отказе Обществу в предоставлении гранта лишь на том основании, что такой уровень образования, как неполное высшее образование, не поименован в Программе.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что ФИО7 не только изучил дисциплины экономической направленности общей продолжительностью более 72 часов, но и успешно прошел промежуточную аттестацию по всем изученным дисциплинам по программе высшего профессионального образования. Наличие диплома о неполном высшем образовании, исходя из приведенных выше норм права, свидетельствует о том, что образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования не завершено и не пройдена итоговая аттестация. Однако Условия и порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства допускают наличие у соискателей гранта не только высшего, но и среднего профессионального образования, в программе которого предусмотрено изучение дисциплин экономической направленности общей продолжительностью не менее 72 часов.

Представленное в материалы дела приложение к диплому как раз и свидетельствует о том, что ФИО7 изучил и успешно аттестовался по дисциплинам экономической направленности, продолжительность изучения данных дисциплин составила намного более, чем 72 часа.

Таким образом, по мнению суда, ФИО7, исходя из самого смысла предъявления требований к уровню образования и целей, которые преследуются при предъявлении таких требований, в полной мере соответствует условиям, установленным в Программе к уровню образования, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для отмены решения о предоставлении ООО «Мама Карелия» гранта».

Кроме того, суд соглашается с доводом заявителя о том, что ответчиком была нарушена и процедура принятия обжалуемого решения: согласно извещению о проведении конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела срок принятия заявок на участие в конкурсе – с 13.10.2016 по 03.11.2016, а решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) гранта принимается комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении грантов не позднее чем в месячный срок со дня окончания приема заявок и оформляется протоколом. Обжалуемое решение принято ответчиком 22.12.2016, то есть за пределами установленного срока.

На основании изложенного заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные Обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в сумме 3 000 руб. суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Мама Карелия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требование удовлетворить полностью. Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оформленное Протоколом №2 от 22.12.2016 заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела решение комиссии Администрации муниципального образования «Суоярвский район» об отмене решения комиссии от 02.12.2016 (протокол №1 от 02.12.2016) о признании заявки ООО «Мама Карелия» соответствующей условиям конкурса и о предоставлении ООО «Мама Карелия» гранта, и решение об отказе ООО «Мама Карелия» в предоставлении гранта.

2. Обязать Администрацию муниципального образования «Суоярвский район» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Мама Карелия».

3. Взыскать с Администрации муниципального образования «Суоярвский район» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мама Карелия» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);

в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Цыба И.С.