НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 11.08.2016 № А26-3664/16

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-3664/2016

            Резолютивная часть решения объявлена  11 августа 2016 года.

            Полный текст решения изготовлен   августа 2016 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба», Администрации Петрозаводского городского округа

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

о признании незаконными решения от 29.03.2016 №04-36/22-2015 и предписания от 29.03.2016 №04-36/22-2015/01,

третьи лица – государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия", Министерство внутренних дел по Республике Карелия, Жуматин Сергей Павлович,

при участии представителей:

от заявителя, муниципального казенного предприятия "Петрозаводская паспортная служба", - Унжакова Ю.В., главный специалист-юрисконсульт по доверенности от 21.09.2015;

от ответчика, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, - Зиновьева А.С., представитель по доверенности от 11.01.2016 №02;

от третьего лица, государственного бюджетного учреждения Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия", - Алексеева Н.В., заместитель директора - начальник юридического отдела по доверенности от 01.05.2016;

от третьего лица, Министерства внутренних дел по Республике Карелия, - Ермаков А.К., заместитель начальника Управления – начальник отдела по вопросам гражданства УВД МВД по Республике Карелия; Веретенников Е.В., представитель по доверенности от 31.05.2016;

от третьего лица, Жуматина Сергея Павловича, - не явился,

установил: муниципальное казенное предприятие "Петрозаводская паспортная служба" (далее – МКП «Петрозаводская паспортная служба», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России, Управление) о признании незаконным решения от 29.03.2016 года №04-36/22-2015.

Определением суда от 27.04.2016 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу №А26-3664/2016. Одновременно суд привлек  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Управление Федеральной миграционной службы по Республике Карелия, государственное бюджетное учреждение Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия" (далее – МФЦ), Администрацию Петрозаводского городского округа; на стороне ответчика – Жуматина Сергея Павловича.

Администрация Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании незаконным решения от 29.03.2016 года №04-36/22-215 и предписания от 29.03.2016 года №04-36/22-2015-01.

Определением суда от 12.05.2016 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу №А26-3969/2016. Одновременно суд привлек  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – муниципальное казенное предприятие «Петрозаводская паспортная служба»; на стороне ответчика – Жуматина Сергея Павловича.

Определением суда от 02.06.2016 арбитражные дела №А26-3664/2016 и №А26-3969/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А26-3664/2016.

В соответствии с частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.

Согласно части 6 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, находящиеся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в случае объединения их в одно производство передаются судье, который раньше других судей принял исковое заявление к производству арбитражного суда.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции переданы МВД России.

В соответствии с положениями части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Учитывая изложенное,  суд производит замену третьего лица, Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия, на Министерство внутренних дел по Республике Карелия.

Ссылаясь на пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, предприятие считает, что МКП «Петрозаводская паспортная служба» не является лицом, ответственным за регистрацию и не предоставляет государственную услугу по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а лишь предоставляет на платной основе услугу по проверке, подготовке и передаче документов в орган, оказывающий государственную услугу.

Подробно позиция МКП «Петрозаводская паспортная служба» изложена в заявлении от 22.04.2016 и поддержана его представителем в судебном заседании.

Администрация также сослалась на пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считает, что установление и взимание тарифа за проверку, подготовку и передачу документов в отдел Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в г. Петрозаводске  обеспечивает компенсацию предприятию дополнительных расходов, которые оно несет в ходе оказания услуги, в том числе, связанных с оплатой труда его работников, осуществляющих выполнение необходимых работ.

Представитель Управления с заявленными требованиями не согласилась, поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве от 15.06.2016 №04-39/1970.

Представитель Министерства внутренних дел по Республике Карелия возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, указанные в отзыве от 02.06.2016.

Представитель МФЦ пояснила, что государственным бюджетным учреждением Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия" государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации оказывается только по частному сектору.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Жуматина С.П. с жалобой на действия МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию платы при осуществлении услуг, связанных с регистрационным учетом (снятием с регистрационного учета) граждан по месту жительства и по месту пребывания.

Приказом Управления от 15.10.2015 №229 «О возбуждении
дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного
законодательства» в отношении Администрации Петрозаводского городского
округа и МКП «Петрозаводская паспортная служба» возбуждено дело № 04-36/22-
2015 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В результате рассмотрения заявления решением Комиссии Карельского УФАС России от 29.03.2016 по делу №04-36/22-2015 в действиях Администрации Петрозаводского городского округа по установлению не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан (являющихся частью государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации), путем утверждения Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 №110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» (а именно пунктов 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 прейскуранта) признано нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; В действиях МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию указанных платежей также признано нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;

Администрации Петрозаводского городского округа выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» в части установления платежей при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, а именно исключить пункты 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба»;

МКП «Петрозаводская паспортная служба» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, о прекращении взимания с граждан платежей, поименованных в пунктах 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба» при оказании соответствующих услуг.

Администрация и предприятие, не согласившись с данными ненормативными актами, обратились в Арбитражный суд Республики Карелия.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно прейскуранту, утвержденному Постановлением Администрации от 16.01.2014 №110, в расчет стоимости проверки, подготовки и передачи документов Жуматина С.П., Жуматиной А.К. в отдел Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в г. Петрозаводске были включены:

- заявление о регистрации по месту жительства - 95 руб. (заполняется каждым заявителем отдельно, пункт 1.3 прейскуранта);

- ведение поквартирной карточки -169 руб. (заводится одна на всю квартиру, пункт 3 прейскуранта);

- ведение карточки регистрации - 169 руб. (заполняется на каждого гражданина, пункт 2 прейскуранта);

- адресный листок прибытия - 60 руб. (заполняется на каждого гражданина пункт 1.8 прейскуранта);

- адресный листок убытия - 60 руб. (заполняется на каждого гражданина, в случае снятия с регистрации по запросу с предыдущего места жительства заполняется в двух экземплярах, пункт 1.7 прейскуранта);

- листок статистического учета прибытия - 52 руб. (заполняется в случае прибытия из-за пределов г. Петрозаводска на каждого прибывшего).

Всего сумма к уплате составила 1161 руб.00 коп., а именно: 95 рублей - заявление о регистрации по месту жительства; 95 рублей - заявление о регистрации по месту жительства; 52 рубля - статистический талон; 52 рубля - статистический талон; 120 рублей - два листка убытия; 120 рублей - два листка убытия; 120 рублей - два листка прибытия; 169 рублей - карточка регистрации; 169 рублей - карточка регистрации; 169 рублей - карточка поквартирного учета.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о
праве граждан на выбор места пребывания и жительства) регистрационный учет
граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации
и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации
граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан
Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона о праве граждан на выбор места пребывания и жительства регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания, и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации).

Первичный прием документов по вопросам регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства является административной процедурой, выполняемой лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в рамках оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 16 Правил регистрации российские граждане по вопросам регистрации по месту пребывания и месту жительства, а также снятия с регистрационного учета, обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Согласно разделу III Правил регистрации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

- документ, удостоверяющий личность;

- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают указанные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

На срок оформления регистрации по месту жительства лицо, ответственное за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, или орган регистрационного учета по желанию гражданина выдает ему в день обращения справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Согласно Перечню, утвержденному Правилами регистрации, должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан, являются:

МКП «Петрозаводская паспортная служба» осуществляет прием и передачу в органы регистрационного учета соответствующих документов на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных между МКП «Петрозаводская паспортная служба» и товариществами собственников жилья либо управляющими жилищным фондом организациями (далее - управляющие компании).

В соответствии с условиями договоров в рамках оказания услуг по регистрационному учёту граждан по месту жительства и месту пребывания исполнитель - МКП «Петрозаводская паспортная служба» принимает граждан и соответствующие действующему жилищному законодательству документы для постановки на регистрационный учет, снятие с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания» (пункт 2.1.6 договора от 01.07.2014 № 8-ОД, пункт 2.1.7 договора № 49-ОД от 01.12.2016).

Таким образом, управляющие компании на основании договоров поручили МКП «Петрозаводская паспортная служба» осуществлять свои полномочия (полномочия лица, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства), в том числе осуществлять первичный прием и передачу в орган регистрационного учета документов, необходимых для регистрации граждан.

Поскольку МКП «Петрозаводская паспортная служба» осуществляет функции управляющих компаний на основании договора возмездного оказания услуг, следовательно, объем прав предприятия при взаимодействии с гражданами по вопросу регистрации определен указанным договором.

Действующим законодательством, условиями данного договора не предусмотрена возможность взимания денежных средств с граждан при приеме документов в целях проведения регистрационного учета.

Как правильно указал представитель Управления, ответственное лицо не лишено возможности привлечения исполнителя для осуществления возложенной на него обязанности, но в таком случае обязанность оплатить указанные услуги возникает у лиц, поименованных в данном перечне, а не граждан, обращающихся за регистрацией.

В данном случае плата взималась и с управляющих компаний  на основании договоров возмездного оказания услуг и с граждан при приеме документов в целях проведения регистрационного учета.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Договоры,    заключенные   управляющими компаниями с МКП «Петрозаводская   паспортная  служба», заключены в целях реализации возложенных на них законом полномочий. Первичный прием документов по вопросам регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства  является административной процедурой, выполняемой должностными лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в рамках оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

МКП «Петрозаводская паспортная служба» оказывает услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (являются частью такой услуги), а именно - осуществляет первичный прием граждан по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета, оформлению и хранению учетных документов (карточек регистрации, поквартирных карточек), передаче документов в орган регистрационного учета.

Администрацией Петрозаводского городского округа не представлены правовые основания установления платежей за осуществление первичного приема документов по вопросам регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Таким образом, Администрация, как орган местного самоуправления, утвердив прейскурант на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» (Постановление от 16.01.2014 №110, пункты 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 прейскуранта), незаконными действиями создала преимущество в хозяйственной деятельности муниципальному предприятию, наделив его полномочиями по взиманию средств при осуществлении первичного приема документов в целях осуществления регистрационного учета граждан.

При этом указанными незаконными действиями были ущемлены права граждан на бесплатную регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания, в том числе права заявителя - Жуматина С.П.

Следовательно, действия Администрации Петрозаводского городского округа по установлению не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при осуществлении приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан (являющегося частью государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации), путем утверждения Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба», действия МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию указанных платежей нарушают положения пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах требования заявителей удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Расходы по государственной пошлине суд относит на заявителя.          Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                       РЕШИЛ:

Судья

Гарист С.Н.