НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 09.10.2020 № А26-7009/20

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-7009/2020

09 октября 2020 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.

при ведении протокола помощником судьи Сафроновой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Нововилговского сельского поселения

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия о признании незаконным бездействия и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о признании незаконным решения № 13-12/07496С от 26 июня 2020 г.

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя, администрации Нововилговского сельского поселения, - Томилова В.И. (доверенность от 04.03.2020),

ответчика, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия, - Бокши А.М. (доверенность от 11.03.2020),

ответчика, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Лебедевой Л.А. (доверенность от 13.12.2019),

установил: администрация Нововилговского сельского поселения (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее – инспекция № 10) о признании незаконным бездействия, и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о признании незаконным решения № 13-12/07496С от 26 июня 2020 г.

В отзыве на заявление инспекция № 10 не согласна с заявленными требованиями. Указывает на отсутствие бездействия, а также на невозможность провести выездную проверку в отношении администрации Петрозаводского городского округа и муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Ритуал», так как данные организации состоят на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (по месту нахождения). Провести камеральную проверку инспекция № 10 также не имеет возможности, так как ни администрация Петрозаводского городского округа, ни муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Ритуал» не являются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, в связи с чем не представляют в инспекцию № 10 декларации по земельному налогу.

В отзыве на заявление управление не согласно с заявленными требованиями, просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель администрации уточнил первоначально заявленные требования. Администрация просит:

- признать незаконным бездействие инспекции № 10, выраженное в непринятии мер по постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества надлежащего налогоплательщика земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11;

- признать незаконным бездействие инспекции № 10 в непринятии мер по проведению мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных проверок, доначислению и взысканию с надлежащего налогоплательщика земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11;

- признать незаконным бездействие инспекции № 10, выраженное в ненаправлении поступившей от администрации информации о нарушении законодательства о налогах и сборах в уполномоченный на проведение выездной налоговой проверки налоговый орган;

- признать незаконным решение управления о рассмотрении жалобы администрации от 26.06.2020 № 13-12/07496С;

- обязать инспекцию № 10 провести мероприятия налогового контроля в отношении правообладателей и землепользователей земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 по вопросам искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, повлекших уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате земельного налога в отношении перечисленных земельных участков, а также по вопросу соблюдения при осуществлении сделок по передаче указанных земельных участков в пользование требований, установленных пунктом 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ.

Заслушав представителя администрации, поддержавшего уточненные требования, представителей инспекции № 10 и управления, возражавших относительно предъявленных требований, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27 апреля 2015 года по делу № А26-10792/2014 за администрацией Петрозаводского городского округа признано право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами: 10:20:0031401:488 площадью 126 897 м2, 10:20:0031401:489 площадью 101 882 м2, 10:20:0031401:223 площадью 161 613 м2, 10:20:0031401:11 площадью 167 227 м2, расположенными в западной и центральной части кадастрового квартала 10:20:03 14 01 Прионежского района Республики Карелия. Категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земле обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Виды разрешенного использования – для размещения кладбищ. Фактически на указанных земельных участках расположено кладбище (д. Вилга).

Государственная регистрация за администрацией Петрозаводского городского округа права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанными земельными участками осуществлена в октябре 2015 года.

В соответствии с постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 11.03.2016 № 930 право постоянного (бессрочного) пользования администрации Петрозаводского городского округа земельными участками с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 прекращено на основании ст. 45 Земельного кодекса РФ.

Государственная регистрация прекращения права администрации Петрозаводского городского округа осуществлена 24 марта 2016 г. С этого момента правообладателем (собственником) данных земельных участков является муниципальное образование – Петрозаводский городской округ, земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 составляют муниципальную казну данного муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

29 декабря 2016 года между администрацией Петрозаводского городского округа и муниципальным казенным учреждением Петрозаводского городского округа «Ритуал» заключены договоры № 322, 323, 324, 325 безвозмездного пользования земельными участками с кадастровыми номерами: 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:11, 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:223, сроком на 363 дня.

В соответствии с пунктом 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Таким образом, ни администрация Петрозаводского городского округа, ни муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Ритуал» не являются плательщиками земельного налога в отношении четырех земельных участков, поскольку правообладателем (собственником) данных земельных участков является муниципальное образование – Петрозаводский городской округ, не являющееся юридическим лицом, и плательщиком земельного налога, а муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Ритуал» не является плательщиком земельного налога, так как данные земельные участки находятся у него на праве безвозмездного срочного пользования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах осуществляется налоговым органом, в том числе, путем проведения выездной налоговой проверки или камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Администрация Петрозаводского городского округа не состоит на учете в инспекции № 10, состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску по месту нахождения, муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Ритуал» состоит на учете в инспекции № 10 по месту нахождения недвижимого имущества, и состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску – по месту нахождения организации. Таким образом, инспекция № 10 не может провести выездную налоговую проверку в отношении ни в отношении администрации Петрозаводского городского округа, ни в отношении муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Ритуал», так как решение о проведении такой проверки может быть принято только инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Таким образом, инспекция № 10 не может провести камеральную налоговую проверку в ни отношении администрации Петрозаводского городского округа, ни в отношении муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Ритуал», так как данные юридические лица не являются плательщиками земельного налога в отношении заявленных земельных участков.

15 апреля 2019 года инспекция № 10 направила в адрес администрации Петрозаводского городского округа письмо с просьбой пояснить причины непредставления налоговых деклараций по земельному налогу за 2016, 2017, 2018 г.г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, или представить в инспекцию № 10 соответствующие декларации.

26 апреля 2019 года администрация Петрозаводского городского округа направила в адрес инспекции № 10 письмо с пояснением причин непредставления деклараций по земельному налогу: земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, расположенные в Нововилговском сельском поселении Прионежского района, находятся на балансовом учете в составе имущества муниципальной казны в муниципальном казенном учреждении Петрозаводского городского округа «Петрозаводский центр учета имущества». Собственником вышеуказанных земельных участков является Петрозаводский городской округ. Муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций, поэтому Петрозаводский городской округ не является плательщиком земельного налога.

Представленные управлением выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 26.04.2019 свидетельствуют о том, что с 02 декабря 2015 года право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 зарегистрировано за муниципальным образованием Петрозаводский городской округ.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований администрации: о признании незаконным бездействия инспекции № 10, выраженного в непринятии мер по постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества надлежащего налогоплательщика земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11; в непринятии мер по проведению мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных проверок, доначислению и взысканию с надлежащего налогоплательщика земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11.

По этим же основаниям суд не может признать незаконным решение управления, рассмотревшего жалобу администрации и вынесшего решение по жалобе № 13-12/07496С от 26 июня 2020 года.

Заявленное администраций требование о признании незаконным бездействия инспекции № 10, выраженное в ненаправлении поступившей от администрации информации о нарушении законодательства о налогах и сборах в уполномоченный на проведение выездной налоговой проверки налоговый орган также не подлежит удовлетворению, так как администрацией не указано, какую норму действующего законодательства нарушила инспекция № 10 указанным администрацией бездействием.

Последнее заявленное администрацией требование «обязать инспекцию № 10 провести мероприятия налогового контроля в отношении правообладателей и землепользователей земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11 по вопросам искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика, повлекших уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате земельного налога в отношении перечисленных земельных участков, а также по вопросу соблюдения при осуществлении сделок по передаче указанных земельных участков в пользование требований, установленных пунктом 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ» также не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Налоговый контроль, в соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ, проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Проведение мероприятий налогового контроля в виде выездной проверки, согласно ст. 89 Налогового кодекса РФ, проводится на основании решения руководителя налогового органа. Таким образом, суд не вправе вмешиваться в деятельность налогового органа относительно проведения либо непроведения такого мероприятия налогового контроля, как выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка, в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ, проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Поскольку администрация Петрозаводского городского округа и муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа «Ритуал» не являются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:20:0031401:488, 10:20:0031401:489, 10:20:0031401:223, 10:20:0031401:11, и не представляют соответствующие декларации, следовательно, инспекция № 10 не может провести камеральные проверки, так как декларации по земельному налогу в инспекцию № 10 вышеуказанными лицами не представляются, а у суда нет полномочий по установлению обязанности для администрации Петрозаводского городского округа и муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Ритуал» представлять в инспекцию № 10 соответствующие декларации.

С учетом изложенного, суд отказывает администрации в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

А.В.Подкопаев