НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 08.08.2022 № А26-2233/2022

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-2233/2022

12 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена   08 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен   августа 2022 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Приладожский» к Министерству социальной защиты Республики Карелия о взыскании 355 046 руб. 58 коп.,

при участии представителей:

истца – Баженовой М.В. по доверенности от 10.01.2022;

ответчика – Поповой Н.Б. по доверенности от 05.08.2022,

установил: 28.03.2022 автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания «Приладожский» (ОГРН: 1191001007306, ИНН: 1014017172; адрес: 186000, Республика Карелия, Олонецкий район, г. Олонец, ул. Октябрьская, д. 30) (далее – истец, Центр) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству социальной защиты Республики Карелия (ОГРН: 1071001000443, ИНН: 1001016083, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6)   (далее – ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 355 046 руб. 58 коп.

Определением от 18.04.2022 (после устранения истцом обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения) суд принял исковое заявление Центра к производству и назначил дело к рассмотрению в судебном заседании на 08.06.2022.

Ответчик отзыв на иск не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Определением от 18.04.2022 суд обязывал ответчика в срок до 01.06.2022 представить в суд и истцу отзыв на иск, а также обеспечить явку в судебное заседание уполномоченного представителя. Определение ответчиком не исполнено.

При указанных обстоятельствах суд определением от 08.06.2022 отложил судебное разбирательство по делу на 08.08.2022.

До начала судебного заседания ответчиком в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление.

Указанный документ приобщен судом к материалам дела.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представила суду копии документов: приказ Министерства социальной защиты Республики Карелия от 03.03.2021 № 138-П; соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг от 15.03.2021 № 6/21 с приложениями; заявки на предоставление субсидии в январе и феврале 2021 года от 15.03.2021; платежное поручение № 767719 от 06.04.2021 о перечислении субсидии; оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.09 за 2021 год.

Указанные документы приобщены судом к материалам дела.

Представитель ответчика не признала заявленное требование по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Позиция ответчика основана на следующем.

Частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» установлено, что, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Республики Карелия от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия» утверждение размера и порядка выплаты компенсации поставщику социальных услуг в случае, предусмотренном частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», является полномочием Правительства Республики Карелия.

Порядок выплаты компенсации за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику социальных услуг или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее – Порядок, компенсация), утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П.

Согласно Порядку, компенсация предоставляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг, предоставляемых в соответствие со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 9 Порядка заявление о предоставлении субсидии и документы, указанные в пункте 8 Порядка, представляются получателем субсидии в Министерство до 10-го числа месяца, следующего за месяцем фактического проведения расходов.

10.12.2021 Центром были представлены в Министерство заявления о предоставлении субсидий на компенсацию расходов за социальные услуги, оказанные в январе и феврале 2021 года.

Согласно абзацу четвертому пункта 13 Порядка нарушение срока представления заявления и документов, установленного в пункте 9 Порядка, является основание для отказа в предоставлении субсидии.

По указанному основанию Центру было отказано в предоставлении субсидии письмом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 21.12.2022 № 12276/11-22.1/МСЗ-и.

Проверка документов, приложенных к заявлениям Центра, Министерством не осуществлялась в связи с тем, что заявления были поданы с нарушением срока, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Документы, приложенные к заявлениям о предоставлении субсидий на компенсацию расходов за социальные услуги, оказанные в январе и феврале 2021 года, проверены Министерством в рамках подготовки к рассмотрению настоящего дела. Замечания к расчету размера субсидии на компенсацию расходов за социальные услуги, оказанные в январе и феврале 2021 года, отсутствуют.

Исходя из изложенного, Министерство считает, что отказ в предоставлении субсидии является законным и обоснованным, заявленное Центром требование удовлетворению не подлежит.

Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Центр является поставщиком социальных услуг, включен в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия  (https://social.karelia.ru/serviceproviders/index).

Центром разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ) для граждан (пофамильный список граждан приведен в заявлении).

На основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг между истцом (поставщик) и указанными гражданами заключены соответствующие договоры о предоставлении социальных услуг несовершеннолетним в полустационарной форме.

В соответствии с заключенными договорами исполнитель (истец) обязуется на основании ИППСУ оказать заказчику (получателю социальных услуг) социальные услуги в полустационарной форме, согласно перечню социальных услуг, утвержденному Законом Республики Карелия от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопроса организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия», Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 №70-П «О порядке выплаты компенсации за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)», Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 № 112 «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам – получателям социальных услуг,государственными организациями Республики Карелия».

По результатам оказания социальных услуг сторонами договоров составлены акты их сдачи-приемки за период с01.01.2021 по 31.01.2021 и за период с 01.02.2021 по 28.02.2021.

10.12.2021 Центром в адрес Министерства направлены заявления на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидий в размере 88466,85 руб. – за январь 2021 года, в размере 266579,73 руб. – за февраль 2021 годана компенсацию расходов, связанных с оказанием социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за указанные периоды с приложением подтверждающих документов.

В ответ на заявления Министерство направило письмо от 21.12.2021 № 12276/11-22.1/МСЗ-и, которым отказало в предоставлении субсидий.

В обоснование отказа Министерством указано на внесение изменений от 03.09.2021 в Постановление Правительства Республики Карелия № 70-П от 22.02.2017 в части изменения срока для подачи соответствующих заявлений, а именно: «п 9. Заявление и документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, представляются получателем субсидии в Министерство до 10-го числа месяца, следующего за месяцем фактического проведения расходов».

Полагая, что отказ Министерства в предоставлении субсидий препятствует реализации права, предусмотренного частью 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Центр обратился в арбитражный суд настоящим исковым заявлением.

Суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ)  финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Частью 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ установлено, что  если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На официальном сайте http://soc.gov.karelia.ru/ размещен приказ Министерства № 1061-п от 29.12.2020 (в редакции от 26.01.2021)  о проведении Министерством с 29.12.2020 по 04.03.2021 отбора поставщиков социальных услуг для предоставления в 2021 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг  в соответствии с приказом Министерства от 26.11.2020 № 850-П в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на эти цели законом Республики Карелия от 21.12.2020 № 2528-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Согласно приказу Министерства № 138-П от 03.03.2021 Центр включен в перечень поставщиков социальных услуг с определением объема субсидий из бюджета Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее – Порядок № 70-П).

Пунктом 8 Порядка № 70-П для подтверждения соответствия требованиям, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, получатель субсидии одновременно с заявлением представляет следующие документы:

1) справку, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) получателя субсидии, подтверждающую, что получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

2) справку, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) получателя субсидии, подтверждающую, что получатель субсидии не получает средства из бюджета Республики Карелия на основании иных нормативных правовых актов Республики Карелия на цель, установленную в пункте 2 настоящего Порядка;

3) перечень получателей социальных услуг по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, к которому прилагаются заверенные получателем субсидии копии следующих документов:

индивидуальных программ предоставления социальных услуг (при первичном обращении в отношении получателя социальных услуг в текущем году и в случае пересмотра индивидуальных программ в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации");

договоров о предоставлении социальных услуг с получателями социальных услуг;

актов приемки оказанных социальных услуг, содержащих реквизиты договора, на основании которого данные услуги оказываются, дату подписания акта приемки, перечень и объем оказанных услуг, сроки их оказания;

документов, подтверждающих оплату получателями социальных услуг стоимости социальных услуг (в случае если предоставление социальных услуг осуществляется за полную либо частичную плату в размере, установленном Правительством Республики Карелия);

4) отчет о затратах в связи с предоставлением социальных услуг по каждому получателю социальных услуг, указанному в перечне получателей социальных услуг, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

В отзыве Министерство указало, что документы, приложенные к заявлениям Центра о предоставлении субсидий на компенсацию расходов за социальные услуги, оказанные в январе и феврале 2021 года, проверены ответчиком в рамках подготовки к рассмотрению настоящего дела. Замечания к расчету размера субсидии на компенсацию расходов за социальные услуги, оказанные в январе и феврале 2021 года, отсутствуют.

Пунктом 12 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П было установлено, что для получения субсидии поставщик социальных услуг, с которым заключено соглашение, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство заявку по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, к которой прилагаются следующие документы (поименован перечень документов).

В пункте 14 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П было указано, что основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 12 настоящего Порядка;

недостоверность представленной получателем субсидии информации;

несоответствие поставщика социальных услуг требованиям и условиям, установленным настоящим Порядком;

превышение суммы заявок на выплату компенсации поставщику социальных услуг над размером субсидии, установленной соглашением.

Такое основание, как нарушение срока подачи заявки на получение субсидии, в Порядке № 70-П (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П, действовавшей в период оказания социальных услуг) отсутствовало.

03.09.2021 в пункт 9 Порядка № 70-П внесены изменения: «Заявление и документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, представляются получателем субсидии в Министерство до 10-го числа месяца, следующего за месяцем фактического проведения расходов». Согласно пункту 13 Порядка № 70-П (в редакции от 03.09.2021) основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным настоящим Порядком, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

установление факта недостоверности информации, представленной получателем субсидии;

нарушение срока представления заявления и документов, установленного в пункте 9 настоящего Порядка.

Истцом социальные услуги гражданам оказаны в январе и феврале 2021 года в установленные сроки и с надлежащим качеством, что подтверждается актами оказания услуг.

Указанные изменения в отношении срока для подачи соответствующих заявлений были внесены в нормативный акт 03.09.2021, т.е. после оказания социальных услуг (фактического исполнения договора).

В январе и феврале 2021 года Постановление Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П действовало в редакции от 13.05.2020.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В рассматриваемом случае суд считает, что применению подлежит Постановление № 70-П в редакции от 13.05.2020, соответственно, факт пропуска Центром установленного после 03.09.2021 срока подачи заявки на получение субсидии, не имеет правового значения.

Пунктом 3 Порядка № 70-П предусмотрено, что субсидия предоставляется Министерством, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  от 31.01.2019 № 305-ЭС18-17266 по делу № А40-177621/2017 и нашедшей отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации  17.07.2019, исходя из взаимосвязанных положений статей  69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер – возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.

По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.

Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.

В этой связи суд отмечает, что  в рассматриваемом случае, поскольку обращение Центром за выделением субсидии вызвано оказанием им социальных услуг по ИППСУ и реализацией положений Закона № 442-ФЗ, что не носит стимулирующего характера, а обусловлено выполнением государством социальных обязательств, наличие либо отсутствие у Министерства лимитов  бюджетного финансирования не имеет правового значения для решения вопроса о компенсации Центру фактически понесенных на реализацию ИППСУ расходов.  

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу  о том, что Министерство обязано было осуществить выплату Центру субсидии в сумме тех расходов, которые он понес при оказании социальных услуг гражданам по тарифам, утвержденным Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 № 112 «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам – получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия».

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 16-19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.

Учитывая изложенное, требование истца обосновано и подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку при принятии иска к производству истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, а ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

РЕШИЛ:

.   Иск удовлетворить полностью. Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства социальной защиты Республики Карелия (ОГРН: 1071001000443, ИНН: 1001016083, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6) за счет средств казны Республики Карелия в пользу автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Приладожский» (ОГРН: 1191001007306, ИНН: 1014017172; адрес: 186000, Республика Карелия, Олонецкий район, г. Олонец, ул. Октябрьская, д. 30) 355 046 руб. 58 коп. убытков.

2.   Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65а);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000,     г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Цыба И.С.