НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 05.12.2023 № А26-9663/2023

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-9663/2023

12 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой И.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Курочка Вячеслава Николаевича

к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия

о признании незаконным решения от 30.06.2023 № 7283/11-01-03/ЦСР-и

при участии представителей:

от заявителя, индивидуального предпринимателя Курочка Вячеслава Николаевича,- Курочка В.Н., индивидуальный предприниматель согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; Саакян Н.Н., представитель по доверенности от 25.04.2023;

от ответчика, государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия, - Кавандер М.Ф., представитель по доверенности от 09.01.2023,

установил: индивидуальный предприниматель Курочка Вячеслав Николаевич (далее – предприниматель, ИП Курочка В.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия (далее – Центр, ЦСР, ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия") о признании незаконным решения от 30.06.2023 № 7283/11-01-03/ЦСР-и об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали предъявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что 01.08.2022 Курочка В.Н. обратился в ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" с заявлением о заключении социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программы «Адресная социальная помощь». 14.09.2022 на межведомственной комиссии было принято решение, изложенное в письме №8788/11-01 -03/ЦСР-т, об отказе в предоставлении государственной социальной помощи па основании социального контракта. Курочка В.Н. с отказом не согласился и обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия. В рамках гражданского дела №2-629/2023 судьей Петрозаводского городского суда было установлено, что отказ ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" являлся незаконным и суд обязал повторно рассмотреть заявление об оказании государственной социальной помощи. Повторно рассмотрев заявление, Центр отказал в заключении социального контракта уже по иным причинам, чем было указано в первом письме от 14.09.2022. Заявитель считает, что в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 №204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" запрещается истребовать у заявителя документы и информацию, на отсутствие или недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной и муниципальной услуги, за исключением следующих случаев, перечисленных в федеральном законе.

Представитель Центра в судебном заседании с требованием предпринимателя не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 28.11.2023 №13486/04-04/ЦСР-и, указала, что согласно представленному заявителем бизнес-плану целью настоящего проекта являлось получение социальной помощи в форме единовременной денежной выплаты в размере 350000 рублей на приобретение автотранспортного средства. На дату повторного рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов от 17.08. 2022 № 2290707/2202 автотранспортное средство истцом приобретено (предоставлено свидетельство о регистрации транспортного средства), иных документов, пояснений о реализации востребованной суммы не представлено, бизнес-план не содержит перечень мероприятий, на исполнение которых необходимо предоставление средств государственной социальной помощи. Вместе с тем денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту. При этом компенсация, то есть возмещение расходов, произведенных до заключения социального контракта, федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия, регулирующим вопросы предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, не предусмотрена.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующее.

31.05.2023 в Центр поступило заявление Курочка В.Н. о повторном рассмотрении заявления от 17.08.2022 № 2290707/2202 об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с решением Петрозаводского городского суда от 22.03.2023 по гражданскому делу № 2-629/2023.

ИП Курочка В.Н. представил следующие документы: уведомление от 21.06.2023; уведомление о продлении; согласие на обработку персональных данных; копия решения; справка о доходах; копия свидетельства о регистрации; копия паспорта; объяснительная; заявление; уведомление; копия сопроводительного письма; копия решения; выписка из протокола; уведомление о решении; личное дело.

28.06.2023 на заседании межведомственной комиссии во исполнение решения Петрозаводского городского суда от 22 марта 2023 года повторно рассмотрено заявление Курочка В.Н. от 17.08.2022 № 2290707/2202 о заключении социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе «Адресная социальная помощь».

Из выписки протокола от 28.06.2023 №11следует, что в 2022 году заявитель получил 200 000 руб. 00 коп. от АЗН г. Петрозаводска. Затем обратился в ЦСР с бизнес-планом «Деятельность грузоперевозки» для получения 350 000 руб.00 коп. для приобретения автомобиля. Межведомственной комиссией от 14.09.2022 заявителю было отказано. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.03.2023 решение межведомственной комиссии признано незаконным. Суд обязал ЦСР повторно рассмотреть заявление Курочка В.Н. от 17.08.2022. На данный момент у заявителя имеется автомобиль. Заявитель просит оказать государственную помощь на основании социального контракта на приобретение автомобиля. Также из текста выписки протокола следует, что источник дохода заявителя на 17.08.2022 – пособие по безработице; среднедушевой доход заявителя на 17.08.2022 – 529 руб. 25 коп.; по данным Единого государственного реестра недвижимости на 17.08.2022 у заявителя в собственности жилое помещение по адресу ул. Бесовецкая, д.15а, кв.7 (площадь 36,3 кв.м.); по данным ГИБДД на 17.08.2022 автотранспортных средств не зарегистрировано; по данным сайта Федеральной службы судебных приставов на 17.02.2022 у заявителя задолженности по исполнительным производствам не имеется; источник дохода заявителя на 31.05.2023 – доход от самозанятости; среднедушевой доход заявителя на 31.05.2023 – 15 766 руб. 67 коп.; по данным ГИБДД на 31.05.2023 у заявителя имеется автотранспортное средство 2011 г.в. - грузовой рефрижератор; по данным сайта Федеральной службы судебных приставов на 31.05.2023 задолженностей не имеется.

Межведомственная комиссия, анализируя предоставленные документы, бизнес- план, пришла к выводу об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Учитывая рекомендации межведомственной комиссии по оказанию государственной социальной помощи Центр вынес решение 30.06.2023 №7283/11-01-03/ЦСР-и об.т отказе в назначении государственной социальной помощи.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Закон №178-ФЗ) государственный социальный контракт заключается в целях стимулирования граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со статьей 2 Закона №178-ФЗ, законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона №178-ФЗ, государственная социальная помощь оказывается в целях, в том числе:

- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- адресного использования бюджетных средств.

Частью 1 статьи 5 Закона №178-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, 5 предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Статьей 7 Закона №178-ФЗ определены получатели государственной социальной помощи: малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.1 Закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Таким образом, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

В Республике Карелия во исполнение положений Федерального закона № 178-ФЗ предоставление государственной социальной помощи осуществляется в силу Закона Республики Карелия от 9 марта 1998 года № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи» (далее — Закон № 270-ЗРК).

В соответствии со статьей 4 Закона № 270-ЗРК право на получение государственной социальной помощи на территории Республики Карелия имеют определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Республики Карелия, категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также иные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, в соответствии со статьей 6 Закона № 270-ЗРК.

Согласно статье 6 Закона № 270-ЗРК, предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта носит заявительный характер. Порядок оказания государственной социальной помощи для каждой категории граждан и ее размер определяются ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом указанного органа. Государственная социальная помощь предоставляется в форме предоставления единовременной материальной помощи.

В соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ и Законом Республики Карелия № 270-ЗРК в целях оказания социальной помощи отдельным категориям граждан Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 11 января 2022 года № 9-П утверждена ведомственная целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2022 год», порядок исполнения которой утвержден приказом Министерство социальной защиты Республики Карелия от 18.01.2022 № 19-П (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 3, 15, 71, 129, 130 Порядка исполнения ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2022 год, утвержденной приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 18.01.2022 №19-П (далее - Порядок) для получения государственной социальной помощи гражданин либо его представитель подает в отделение по работе с гражданами Центра по месту жительства или по месту пребывания либо в государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» заявление об оказании государственной социальной помощи по форме согласно приложению 1 к Порядку, в котором указываются сведения о составе семьи, о доходах за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, гражданина и всех членов его семьи или одиноко проживающего гражданина, сведения о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину на праве собственности имуществе запрашиваются Отделением в рамках межведомственного информационного взаимодействия, указанные сведения могут быть представлены гражданином по собственной инициативе, о наличии трудной жизненной ситуации либо сложной социальной ситуации - в случаях, предусмотренных Порядком. С гражданином, обратившимся с заявлением, в Отделении проводится собеседование, в ходе которого специалист Отделения, осуществляющий прием, заполняет со слов гражданина лист собеседования по форме согласно приложению 16 к Порядку.

Предоставление денежной выплаты осуществляется при наличии бизнес-проекта, который может предусматривать, в том числе, затраты на оплату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, расходы гражданина на оплату нотариусу за свидетельствование подлинности подписи на банковских карточках, расходы на открытие расчетного счета при регистрации субъекта.

Для принятия решения о назначении государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 4 перечня мероприятий Программы «Адресная социальная помощь» на 2022 год (оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности), при Отделении создается межведомственная комиссия с привлечением по согласованию представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия, органов службы занятости населения, учреждений здравоохранения, органов Пенсионного фонда и общественных организаций (далее - межведомственная комиссия). Межведомственная комиссия принимает решение о назначении государственной социальной помощи (либо решение об отказе в назначении государственной социальной помощи) на основании представленных гражданином документов и сведений, указанных в пункте 3 Порядка, акта обследования материально-бытовых условий. Решение межведомственной комиссии оформляется протоколом.

Согласно статье 5 Закона №270-ФЗ заявителю отказывается в назначении государственной социальной помощи в случае представления неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Пунктом 19 Порядка установлено, что основаниями для отказа в предоставлении (назначении) государственной помощи являются:

1) непредставление либо представление не в полном объеме документов, являющихся основанием для оказания государственной социальной помощи;

2) представление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Из пункта 57 Порядка следует, что государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам из малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.03.2023 №2-629/2023 установлено, что право истца на получение государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи одиноко проживающим гражданам ответчиком нарушено в отсутствие вины истца, в связи с чем, оно подлежит восстановлению.

Новый довод Центра о том, что на дату рассмотрения межведомственной комиссией заявления автотранспортное средство уже было приобретено, не принимается судом, поскольку согласно пункту 128 Порядка заключение социального контракта осуществляется при условии: 1) отсутствия у гражданина (семьи) недвижимого имущества, которое может сдаваться в аренду и приносить доход; 2) отсутствия у гражданина (семьи) механического транспортного средства (прицепа, полуприцепа) стоимостью более 500 000 рублей со сроком эксплуатации до 5 лет; 3) отсутствия исполнительного производства о взыскании (аресте) денежных средств, об аресте имущества, возбужденного в отношении гражданина, членов его семьи, в случаях заключения социального контракта на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах 2-3 пункта 57 Порядка.

Как видно из представленного свидетельства о регистрации транспортного средства, год выпуска грузового рефрижератора 2011 год, то есть срок эксплуатации более 5 лет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Центром не доказан факт того, что ИП Курочка В.А. необоснованно обратился за получением мер социальной поддержки для осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с этим оспариваемое решение ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия" является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Курочка В.Н. в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому суд признает его недействительным, а заявленные требования считает подлежащими удовлетворению.

В силу положений части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3).

Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд должен сам определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.

При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного соответствующим актом, и быть обусловленной существом спора. Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Учитывая незаконное решение Центра от 30.06.2023 №7283/11-01-03/ЦСР-и, суд приходит к выводу о необходимости обязать Центр заключить социальный контракт с индивидуальным предпринимателем Курочка В.Н. в установленном действующим законодательством порядке.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление индивидуального предпринимателя Курочка Вячеслава Николаевича удовлетворить.

2. Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» решение Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» от 30.06.2023 №7283/11-01-03/ЦСР-и об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Обязать Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» заключить с индивидуальным предпринимателем Курочка Вячеславом Николаевичем социальный контракт на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе «Адресная социальная помощь» в установленном действующим законодательством порядке.

3. Взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ОГРН 1021000516426) в пользу индивидуального предпринимателя Курочка Вячеслава Николаевича (ОГРНИП 322100000012581) расходы по государственной пошлине в размере 300 руб.00 коп.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65а) через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Гарист С.Н.