НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 04.10.2018 № А26-2790/18

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-2790/2018

Резолютивная часть решения объявлена  04 октября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен   октября 2018 года .

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,  

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №30 Федеральной службы исполнения наказаний

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное)

о признании  недействительным в части решения от 12.03.2018 № 2 ,

при участии представителей:

заявителя, Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №30 Федеральной службы исполнения наказаний, -  ФИО1 (доверенность от 07.05.2018),

ответчика, Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации  в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное), -  ФИО2 (доверенность от 11.04.2018),

установил: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №30  Федеральной службы исполнения наказаний (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным решения  о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.03.2018 №2 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в сумме 494 711 руб. 62 коп., начисления пеней на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в сумме 72 416 руб. 29 коп. и штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон №212-ФЗ)  за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в сумме 72 616 руб. 88 коп.

Представитель заявителя в судебном заседании  заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признала, дала пояснения, аналогичные изложенным  в отзыве на заявление.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с заявлением в арбитражный суд, которое не подлежит рассмотрению.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как указал заявитель, обжалуемое решение  от 12.03.2018 поступило в адрес Учреждения 19.03.2018 (копия конверта – том 1, лист 28). Соответствующее заявление поступило в арбитражный суд  29.03.2018, то есть в пределах установленного  законом срока.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд  считает установленными следующие обстоятельства.

Управлением в период с 11.09.2017 по 10.11.2017 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов  заявителем.

Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки №009V10180000002 от 09.01.2018, в котором отражено, что в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, части 3 статьи 15, статьи 58.3 Закона №212-ФЗ не включены выплаты в пользу работающих пенсионеров в должности мастеров производственного обучения.  

Решением №2 от 12.03.2018 Учреждению по данному нарушению  доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в сумме 494 711 руб. 62 коп., начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу по состоянию на 31.12.2016  в сумме 72 416 руб. 29 коп. Заявитель привлечён к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ  в виде штрафа в размере 98 942  руб. 32 коп. (согласно первоначально направленному в адрес заявителя тексту решения – том 1 листы 40-43).  В дальнейшем Управлением в адрес Учреждения направлено решение с такими же реквизитами, но содержащее иную сумму штрафных санкций за совершение данного правонарушения – 72 616 руб. 88 коп. (том 2 листы 139-142). Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании,  это решение было направлено страхователю взамен ранее выданного, поскольку была обнаружена ошибка в указании суммы штрафных санкций. 

Полагая, что  решение  Фонда в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу, соответствующих пеней и штрафа, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьёй 5 Закона №212-ФЗ (действовавшего в  проверяемом периоде начисления и уплаты страховых взносов) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии  с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно части 1 статьи  18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.

В соответствии со статьёй 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для вышеуказанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год и последующие годы - 6%.

При определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённой в соответствии порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты указанной аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более, чем до 31 декабря 2018 года включительно (Федеральный закон от 28.12.2013 №421-ФЗ).

Подпунктами 2, 17 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и на работах с осуждёнными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона №173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время подлежат применению Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённые постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991.

Пунктом 3 статьи 27 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 58.3 Закона №212-ФЗ.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона №173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от №516 (далее - Правила №516).

В силу пунктов 5, 6 Правил №516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объёмов производства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002  №537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона  "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление №537) предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 10.

Согласно Списку № 2 право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе мастера производственного обучения, занятые на работах с осуждёнными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Применение Списка № 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.

В проверяемом периоде Учреждением не начислялись и не уплачивались страховые взносы по дополнительному тарифу только на выплаты работающим пенсионерам, выработавшим льготный стаж, получающим пенсию и продолжающим  работать по специальности "Мастер производственного обучения".

Согласно положениям статьи 58.3 Закона №212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.

Закон №212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ), выработавшим льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях труда и получающим указанную пенсию.

В статье 9 Закона №212-ФЗ выплаты в пользу лиц, являющихся получателями упомянутых досрочных пенсий и продолжающих работать в особых условиях труда, не поименованы в качестве исключения из объекта обложения страховыми взносами.

При этом страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счёте в целях определения размеров страховой пенсии (без учёта фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьёй 33.2 Закона №167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон №27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов №212-ФЗ, 167-ФЗ, 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда, работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

Указанная правовая позиция сформулирована в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 №309-КГ18-5069 по делу №А50-12276/2017.

Вместе с тем при доначислении страховых взносов Управлением не учтено следующее.

Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон №426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.  

Из содержания части 4 статьи 27 Закона №426-ФЗ  следует, что в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 названного Федерального закона.

При этом для целей, определённых статьёй 7 названного Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведённой в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу названного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном названным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из совокупности приведённых положений следует, что в 2014-2016 годах страхователь освобождался от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу  в случае, если по итогам аттестации рабочего места условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными или опасными.

Указанная правовая позиция нашла своё отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2018 №310-КГ18-13208.

В Учреждении аттестация рабочих мест проведена в 2013 году, в связи с чем её результаты действовали в проверяемом периоде и действительны по настоящее время. По результатам аттестации условия труда «мастера производственного обучения» по степени вредности и опасности отнесены ко 2 классу (допустимые).  

В соответствии с действующей с 01.01.2014 части 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в части 1 и 2 названной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в части 1 и 2 названной статьи дополнительных тарифов, применяются предусмотренные названной частью дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ установлен дополнительный тариф страховых взносов для 2-го класса (допустимый), равный 0,0 процентов.

Суд отклоняет доводы Управления относительно непроведения заявителем  специальной оценки  условий труда  по профессии  мастер производственного обучения.

Заявителем представлены  в материалы дела карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок от 2013 года (том 1, листы 56-93), согласно которым мастера производственного обучения по степени вредности и опасности отнесены ко 2 классу (допустимые). Согласно части 6 статьи 10 Закона №426-ФЗ  специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.   Таким образом, до указанной даты  при непроведении  специальной оценки условий труда действуют результаты аттестации рабочих мест.

Учреждение  по результатам аттестации рабочих мест правомерно исчисляло дополнительные тарифы страховых взносов в размере 0,0% процентов в отношении сотрудников, получивших право досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда. В данном случае установление нулевого дополнительного тарифа по результатам аттестации рабочих мест предполагает отсутствие необходимости в дополнительных выплатах всем работникам Учреждения, независимо от  того, являются ли они пенсионерами, или нет.  Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что Учреждением в целях сохранения права работников, не выработавших страховой стаж для   досрочного выхода на пенсию, начислялись страховые взносы по дополнительному тарифу в размере,  предусмотренном частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ.

При таких обстоятельствах доначисление Управлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в сумме 494 711 руб. 62 коп., начисление соответствующих сумм пеней и штрафных санкций   является незаконным.

С учётом изложенного заявленные Учреждением требования подлежат  удовлетворению.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат взысканию в его пользу с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным  решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) от 12.03.2018 №2 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в сумме 494 711 руб. 62 коп., начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.

Судья

Александрович Е.О.