НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Карелия от 02.10.2023 № А26-3758/2023

12/2023-127315(1)
\



Арбитражный суд Республики Карелия  ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625 

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск Дело № А26-3758/2023
09 октября 2023 года
 Резолютивная часть решения объявлена 2 октября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2023 года. 

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко М.Б. (до  перерыва), секретарем Трофимовой М.Ю. (после перерыва), 

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Карельской  региональной общественной организации инвалидов и родителей, имеющих детей- инвалидов «Поможем нашим детям» 

к Министерству социальной защиты Республики Карелия, публично-правовому  образованию Республика Карелия в лице Министерства социальной защиты  Республики Карелия 

о взыскании 1 689 072 руб. 56 коп.
третье лицо - Министерство финансов Республики Карелия
при участии представителей:

истца - ФИО1 (председателя, полномочия подтверждены Выпиской из  ЕГРЮЛ), ФИО2 (до перерыва) (по доверенности от 05.04.2023), ФИО3 (после перерыва) (доверенность от 05.04.2023) 

ответчиков – ФИО4 (доверенность от 25.11.2022)

 В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся  перерыв с 25 сентября до 2 октября 2023 года. 

установил: Карельская региональная общественная организация инвалидов и  родителей, имеющих детей-инвалидов «Поможем нашим детям» (далее - истец,  КРООИ) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к  Министерству социальной защиты Республики Карелия (далее – ответчик,  Министерство) о взыскании 1 689 072 руб. 56 коп. убытков в виде невыплаченной  субсидии за период с декабря 2021 по декабрь 2022 года. 

 Основанием иска указан необоснованный отказ Министерства в полной  компенсации расходов истцу - поставщику социальных услуг, оказанных  получателям услуг – инвалидам в соответствии с индивидуальными программами,  разработанными Министерством. Истец считает, что выплата Министерством  компенсационных субсидий, не в полном объёме ввиду корректирования, исходя  из объёмов доведенных лимитов бюджетных средств, противоречит положениям  части 4 статьи 30 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в 


Российской Федерации» № 442-ФЗ, а положения части 8 статьи 30 Закона № 442-ФЗ  о праве публичного образования устанавливать размер субсидии не могут  рассматриваться в отрыве от действующего законодательства. Поскольку  утвержденным Правительством Республики Карелия Порядком выплаты  компенсаций № 70-П в качестве основного параметра расчета использован  подушевой норматив, использование корректирующего коэффициента,  определяющих размер субсидии в зависимости от лимитов бюджетных  ассигнований, не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 01.12.2014   № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг». 

Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 15, 1069 Гражданского  кодекса Российской Федерации, статью 30 Федерального закона от 28.12.2013   № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской  Федерации», статьи 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов  Республики Карелия (далее - третье лицо). 

Определением от 27 июня 2023 года соответчиком по делу привлечено  публично-правовое образование Республика Карелия в лице Министерства  социальной защиты Республики Карелия. 

В судебном заседании представители истца поддержали иск.

Позиция ответчиков, не признавших иск, сводится к тому, что определение  порядка и размера субсидии поставщикам социальных услуг отнесено к  компетенции субъектов Российской Федерации; в Республике Карелия такой  Порядок утвержден постановлением Правительства Республики Карелия № 70-П от  22.02.2017; нормативное положение об определении размера субсидии с учётом  корректирующего коэффициента не оспорено истцом и недействительным в  судебном порядке не признано; иной способ определения размера субсидии,  помимо изложенного в порядке 70-П, у Министерства отсутствовал. 

Третьим лицом, Министерством финансов Республики Карелия, при  рассмотрении дела также заявлено о стимулирующем, а не компенсационном  характере спорной субсидии; статьей 30 Закона № 442-ФЗ предусмотрены и другие  источники финансирования, в частности, полученные пожертвования. 

В судебное заседание третье лицо не явилось. В порядке части 5 статьи 156  АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица. 

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные  материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. 

Карельская региональная общественная организация инвалидов и родителей,  имеющих детей-инвалидов «Поможем нашим детям» является поставщиком  социальных услуг гражданам, включена в реестр поставщиков услуг социального  обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной  защиты Республики Карелия. 

Министерством, как органом социальной защиты населения, разработаны  индивидуальные программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ)  для граждан (пофамильный список граждан приведен в заявлении - том 1 лист 4). 

На основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг  между истцом (поставщик) и указанными гражданами заключены  соответствующие договоры о предоставлении социальных услуг на дому. 


В соответствии с заключенными договорами исполнитель обязуется на  основании ИППСУ оказать заказчику (получателю социальных услуг) социальные  услуги на дому, а гражданин-получатель обязуется оплачивать указанные услуги,  за исключением случаев, когда законодательством предусмотрено о социальном  обслуживании граждан предусмотрено предоставление социальных услуг  бесплатно. При этом пунктом 1 раздела 3 подавляющего большинства договоров  предусмотрено бесплатное предоставление услуг их получателям, что обусловлено  их статусом (несовершеннолетние дети и лица, пострадавшие в результате  чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов – пункты 1,  2 части 1 статьи 31 Закона № 442-ФЗ). Исключение – договоры: № 08700012/2202 от  24.03.2022 (том 5 листы 19-20), № 01000292/2022 от 10.01.2022 (том 4 листы 141142). Согласно объяснениям истца, не оспоренным Министерством, суммы,  полученные по указанным договорам учтены при расчете иска. 

По результатам оказания социальных услуг сторонами договоров составлены  акты оказанных услуг за период с декабря 2021 по декабрь 2022 года. Услуги  приняты заказчиками в полном объёме. 

В последующем КРООИ ежемесячно обращалась в Министерство социальной  защиты Республики Карелия с заявлениями о предоставлении субсидии на  компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с ИППСУ  за каждый расчётный период. Всего за период с декабря 2021 по декабрь 2022 года  заявлено о выплате компенсаций на сумму 3 322 129,90 руб., с приложением  подтверждающих документов. 

Министерством, со ссылкой на постановление Правительства Республики  Карелия от 22.02.2017 № 70-П, и с учётом установленных лимитов бюджетных  ассигнований, компенсировало заявленные к субсидированию расходы в размере  1 663 057,34 руб.(том 5 листы 31-43). Расходы КРООИ в размере 1 689 072,56 руб.  не компенсированы. Полагая, что отказ Министерства в предоставлении субсидий  в полном объеме в размере, рассчитанном истцом, препятствует реализации права,  предусмотренного частями 4, 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442- ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"  (далее - Закон N 442-ФЗ), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим  исковым заявлением. 

Спор в части расчета иска между сторонами отсутствует. Обосновывая размер  произведенной выплаты, Министерство ссылается на расчётный порядок  определения размера субсидии, с применением корректирующего коэффициента,  установленного постановлением Правительства Республики Карелия № 70-П, и не  признанного недействительным, и на отсутствие иного механизма для определения  размера субсидии, подлежащей выплате. 

При оценке перечисленных обстоятельств суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской  Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ,  услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях  возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения  (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за  исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, 


винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории  Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. 

Правовые, организационные и экономические основы социального  обслуживания граждан в Российской Федерации определены в Федеральном законе  от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в  Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ). 

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 442-ФЗ источниками  финансового обеспечения социального обслуживания являются: 

Для предоставляющих социальные услуги социально ориентированных  некоммерческих организаций, к числу которых относится истец, частью 4 статьи  30 Закона № 442-ФЗ установлено финансовое обеспечение предоставления  социальных услуг путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета  бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг  в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при  предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату. 

Договорами об оказании социальных услуг между истцом и их получателями  подтверждено, что в рассматриваемом случае получатели услуг в силу закона были  освобождены от внесения платы. 

Частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ установлено, что если гражданин  получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у  поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр  поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют  в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам  социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые  определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. 

Согласно статье 2 Закона Республики Карелия от 16.12.2014 N 1849-ЗРК "О  некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в  Республике Карелия" утверждение размера и порядка выплаты компенсации  поставщику социальных услуг в случае, предусмотренном частью 8 статьи 30  Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального  обслуживания граждан в Российской Федерации", является полномочием  Правительства Республики Карелия. 

В целях реализации части 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ постановлением  Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 N 70-П утвержден Порядок  предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за  исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на  компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с 


индивидуальной программой получателя социальных услуг (в редакции от  03.09.2021) (далее - Порядок N 70-П). 

В соответствии с указанным порядком компенсация предоставляется в форме  субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных)  учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -  производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам  социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя  социальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 78 Бюджетного  кодекса Российской Федерации. 

Согласно пункту 17 Порядка субсидия ежемесячно распределяется  Министерством социальной защиты Республики Карелия между получателями  субсидий по следующей формуле, но не более размера субсидии, заявленной  получателем субсидии: Cz = Zi x K, где: 

Cz - размер субсидии, предоставляемый получателю субсидии 

Zi - сумма средств, указанных получателями субсидии в заявлении в  выплатном месяце; 

K - корректирующий коэффициент бюджетных ассигнований. 

При этом в силу пункта 16 Порядка корректирующий коэффициент  бюджетных ассигнований (К) определяется ежемесячно по следующей формуле: 

K = С / SUM (Z1 + Z2 +...+ Zi), где:

С - размер субсидии, определенный Министерством для возмещения затрат в  выплатном месяце (месяце, в котором предполагается выплата компенсации) по  формуле 

С = В / Т,
где:

В - размер годовых бюджетных ассигнований (за исключением объема  выплат, произведенных в предшествующем периоде финансового года),  подлежащих к распределению в выплатном месяце; 

Т - количество месяцев до окончания финансового года;

Z1, Z2, Zi - сумма средств, указанных получателями субсидии в заявлении в  выплатном месяце.  

Применение корректирующего коэффициента фактически означает  распределение бюджетного субсидирования в размере меньшем, чем стоимость  фактически оказанных услуг, поскольку зависит от размера годовых бюджетных  ассигнований. 

Истец, являясь некоммерческой организацией, иных источников для  возмещения недополученной компенсации не имеет. Данный факт подтвержден  выпиской по лицевому счету КРООИ, бухгалтерским балансом истца об  отсутствии прибыли от приносящей доход деятельности, договором гранта от  11.08.2022 года, заключенным с Благотворительным фондом ФИО5  о предоставлении КРООИ безвозмездного целевого гранта в размере 1000 000 руб.  на осуществление проекта, не связанного непосредственно с оказанием социальных  услуг их получателям в соответствии с ИППСУ. 

Правовая позиция истца основана, в том числе на противоречии Порядка № 70- П, действующему законодательству в части применения корректирующего  коэффициента бюджетных ассигнований при расчете размера субсидий. 

Постановления N 70-П в части определения размера компенсации  недействующим в судебном порядке не признано. 


Вместе с тем, согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении  дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую  юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с  превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с  нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.  

В рассматриваемом деле заявлено о взыскании компенсации за социальные  услуги, оказанные гражданам, которым эти услуги в силу закона предоставляются  бесплатно. При этом поставщик социальных услуг обязан предоставлять их  получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями  договоров, заключенных с получателями (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона № 442- ФЗ). Иными словами поставщик социальных услуг не вправе отказаться от их  оказания или уменьшить объём услуг в зависимости от объёма финансирования. 

При рассмотрении данного дела следует учесть и то обстоятельство, что  обращаясь за субсидией, КРООИ предъявляла акты и расчёты, исходя из тарифов  социальных услуг, по размеру тождественных подушевым нормативам  финансирования социальных услуг, определенных приказами Министерства от  03.12.2020 № 877-П (тарифы на 2021 год), и № 779-П от 01.12.2021 (тарифы на 2022  год) (том 5). 

Возможность использования подушевых нормативов финансирования  социальных услуг для определения объёма финансирования расходов на  предоставление социальных услуг при формировании бюджета субъекта  Российской Федерации, а также для определения размера компенсации,  выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30  Закона № 442-ФЗ, установлена пунктом 2 постановления Правительства  Российской Федерации от 01.12.2014 № 1285, которым также утверждены  Методические рекомендации по расчёту подушевых нормативов финансирования  социальных услуг. Из пунктов 5, 6 Методических рекомендаций следует, что  фактически подушевые нормативы включают себестоимость социальной услуги  (прямые расходы), а также расходы, необходимые для её предоставления, которые  нельзя учесть в себестоимости методом прямого счета (косвенные расходы). Таким  образом, установленный по Методическим рекомендациям подушевой норматив  позволяет окупить понесенные расходы, но не предусматривает рентабельность  (прибыль). 

Использование корректирующих коэффициентов, определяющих размер  субсидии в зависимости от лимитов бюджетных ассигнований, Постановлением   № 1285 не предусмотрен. 

Подушевой норматив в Порядке № 70-П использован в качестве основного  параметра, учитываемого при расчете субсидии в Республике Карелия.  Установление корректирующего коэффициента бюджетных ассигнований в пункте  16 Порядка № 70-П, исходя из размера годовых бюджетных ассигнований, не  соответствует установленному Постановлением № 1285 принципу  самоокупаемости, заложенному в методику расчета подушевых нормативов,  используемых для определения объёма финансирования, а также части 4 статьи 30  Закона № 442-ФЗ, определившей субсидии из соответствующего бюджета по сути  единственным источником финансового обеспечения деятельности по  предоставлению социальных услуг для некоммерческих организаций. 


Коль Министерство, разрабатывающее ИППСУ, определяет состав и объём  социальных услуг, бесплатный для их получателей, но обязательный для  исполнения поставщиком социальных услуг, такому поставщику должны быть  компенсированы понесенные им расходы. Иное означало бы возложение на  поставщика социальных услуг функций органов государственной власти в области  социального обеспечения населения, что противоречит пункту «ж» статьи 72  Конституции Российской Федерации. 

Используемый Министерством механизм противоречит правовому подходу,  изложенному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от  31.01.2019 № 305-ЭС18-17266 и нашедшему отражение в Обзоре судебной  практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019. Как указал  Верховный Суд Российской Федерации, исходя из взаимосвязанных положений  статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии  юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам –  производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и  безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер –  возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение  (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением  работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами. 

По смыслу приведенных положений законодательства использование  юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую  поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на  безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для  решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий  как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной  власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по  общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его  уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно  как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом  отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при  исчерпании выделенных средств. 

Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда  обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным  категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий  установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы  предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о  предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового  образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит  судебной защите. 

В рассматриваемом случае, обращение КРООИ за выплатой субсидии  обусловлено необходимостью компенсации понесенных расходов, связанных  выполнением государством социальных обязательств, что свидетельствует о  компенсационном характере субсидии. Поэтому наличие либо отсутствие у  Министерства лимитов бюджетного финансирования не имеет правового значения  для решения вопроса о компенсации КРООИ фактически понесенных на  реализацию ИППСУ расходов. 


Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 16-19 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23  «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного  кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое  образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов,  установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не  полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по  компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары  (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения  платы от потребителя. 

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением  публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не  полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно  публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было  отнесено финансирование соответствующих льгот. 

В соответствии с подпунктом 40 пункта 9 Положения о Министерстве  социальной защиты Республики Карелия, утвержденного Постановлением  Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П, Министерство  осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета  Республики Карелия. 

Учитывая изложенное, требование истца к публично-правовому  образованию «Республика Карелия» обоснованно и подлежит удовлетворению за  счет средств казны Республики Карелия. В иске к ответчику – Министерство  социальной защиты Республики Карелия суд отказывает. 

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на  Республику Карелия в соответствии со статьей 110 АПК РФ. 

 Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Взыскать с публично-правового образования «Республика Карелия» в лице  Министерства социальной защиты Республики Карелия за счет средств  казны Республики Карелия в пользу Карельской региональной  общественной организации инвалидов и родителей, имеющих детей- инвалидов «Поможем нашим детям» (ОГРН: <***>, ИНН:  <***>) 1 689 072,56 руб. субсидии за период с декабря 2021 по декабрь  2022 года; 16 781 руб. расходов по госпошлине. 

В удовлетворении требования к Министерству социальной защиты  Республики Карелия отказать. 

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления  полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  (191015, <...>); 


- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения  в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000,  г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было  предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или  суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного  срока подачи апелляционной жалобы. 

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд  апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд  Республики Карелия. 

Судья Шалапаева И.В.