НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Калмыкия от 03.08.2023 № А22-391/2023


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина,9

тел/факс – 4-17-20; info@kalmyk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Элиста

04 августа 2023 года                                                                              Дело № А22-391/2023

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 04 августа 2023 года.

Судья Арбитражного суда Республики Калмыкия Мисалова Р.Н., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Зражевской М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия о признании недействительным пункта 1 описательной части и пункта 2 резолютивной части предписания Управления Федеральной казначейства по Республике Калмыкия от 09.11.2022 № 05-09-04/17-6671, при участии в судебном заседании:

представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия Мочановой И.А., доверенность от 01.11.2022,

представителя Управления Федеральной казначейства по Республике Калмыкия Мушаевой Г.Н., доверенность от 14.02.2023,

генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «РемСтрой», Муева В.Б.,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Грэйд» Павловой К.Э., доверенность от 14.03.2023,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Фаворитстройсервис» Убушеева С.Э., доверенность от 28.04.2023,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Интер Строй» Бадмаевой С.Н., доверенность от 27.02.2023,  

представителя Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» Антоненко Н.Ю., доверенность от 13.06.2023,  

установил:

Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (далее – Заявитель, Фонд, Региональный оператор, Заказчик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 описательной части и пункта 2 резолютивной части предписания Управления Федеральной казначейства по Республике Калмыкия (далее – Ответчик, Управление) от 09.11.2022 № 05-09-04/17-6671 (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В судебном заседании представитель Фонда заявленные требования поддержала полностью, просила признать недействительным предписание Управления Федеральной казначейства по Республике Калмыкия от 09.11.2022 № 05-09-04/17-6671 (далее – Предписание) в части в связи с неправильным толкованием норм законодательства Ответчиком, нарушающим законные интересы Заявителя и привлеченных третьих лиц.

Представитель Управления просила суд отказать в удовлетворении требований Заявителя ввиду того, что Предписание соответствует требованиям законодательства, нарушений при проведении проверки и составлении оспариваемого ненормативного акта не допущены, выявленные нарушения в отношении Фонда подлежат устранению.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «РемСтрой» (далее – ООО «РемСтрой», Подрядчик), Общества с ограниченной ответственностью «Грэйд» (далее – ООО «Грэйд», Подрядчик), Общества с ограниченной ответственностью «Фаворитстройсервис» (далее – ООО «Фаворитстройсервис», Подрядчик), Общества с ограниченной ответственностью «Интер Строй» (далее – ООО «Интер Строй», Подрядчик), поддержали позицию Фонда, просили удовлетворить требования Заявителя.

Представитель Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – ФКУ «ЦОКР») просила отказать в удовлетворении требования Заявителя по доводам, изложенным в отзыве на заявление о признании Предписания недействительным в части.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.

Управлением Федерального казначейства Республики Калмыкия в период с 05.05.2022 по 25.05.2022, с 29.08.2022 по 19.09.2022 в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия проведена плановая выездная проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

По результатам проведенной проверки составлен Акт выездной проверки от 07.10.2023 (далее – Акт проверки), в пункте 2 которого указано о нарушении требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктами 2, 4, 5 части 2 статьи 182, частью 2 статьи 190 Жилищного кодекса РФ, статьей 309, пунктом 1 статьи 709 и пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, пунктами 2.5, 2.10, 2.11, 5.1.6, 13.4, 13.7, 13.8 Договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Региональным оператором в 2021 году приняты и оплачены по актам о приемке выполненных работ (формы КС-2) затраты на капитальный ремонт крыши многоэтажных домов, не соответствующие условиям договоров (определенные с применением коэффициента перехода к цене контракта, не предусмотренного условиями договора), что привело к завышению стоимости принятых к оплате работ на общую сумму 6322737,77 руб.

Управлением в адрес Регионального оператора внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации № 05-09-04/17-6678 от 09.11.2022, согласно которому необходимо принятие мер по устранению причин и условий по каждому нарушению, указанному в акте реагирования, в срок до 30.04.2023, в том числе в части неправомерного использования Заявителем средств фонда капитального ремонта в сумме 6322737,77 руб., выразившегося в принятии и оплате работ по ремонту по завышенной стоимости (пункт 2 Представления).

Также 09.11.2022 Ответчиком выдано Заявителю Предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации № 05-09-04/17-6671, в котором указано о необходимости принятия мер к возмещению в срок до 30.04.2023 на счет Регионального оператора средств фонда капитального ремонта 6322737,77 руб., неправомерно израсходованных на оплату работ по государственным контрактам (договорам) по завышенной стоимости в результате необоснованного применения повышающего коэффициента 1.2 (пункт 1 Предписания).

Считая Предписание в части незаконными и необоснованными Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

            Управлением проведена проверка с привлечением специалистов межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г. Ростове-на-Дону, которыми проведено строительно-техническое исследование объектов и составлен соответствующий отчет.

            Судом установлено, что Фонд и Подрядчики заключили типовые договоры о проведении капитального ремонта (далее - Договор) в июне и сентябре 2021 года в отношении 8 многоквартирных домов, расположенных в г. Элисте, п. Кетченеры и г. Городовиковске.

Согласно пункту 1.1 Договора Подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами и силами привлеченных субподрядчиков выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домой, а Заказчик обязуется принять результаты выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии с пунктом 2.5 Договора в цену договора включены все расходы Подрядчика, необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

Финансирование работ производится за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой Фонду за счет средств бюджета субъекта и местного бюджета (пункт 2.6 Договора).

Окончательная стоимость работ по Договору согласно пункту 2.10 определяется на основании Актов о приемке выполненных работ по форме Актов КС-2 и Справок КС-3, исходя из фактически выполненных объемов работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов.

Согласно пунктам 13.4, 13.7, 13.8 Договоров при исполнении Договора во всём, что не предусмотрено его условиями, а также во всем, что не предусмотрено условиями Договора, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

На момент рассмотрения настоящего дела Договоры исполнены, расчеты по Договорам произведены в полном объеме.

Согласно аукционной документации в стоимость затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов включены: затраты на строительно-монтажные работы; резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2 % (МДС 84-35.04); затраты по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 20 % согласно Налоговому кодексу РФ.

При проведении проверки Управление и ФКУ «ЦОКР» выявили, что согласно Актам КС-2 по Договорам к оплате приняты затраты на капитальный ремонт крыш в многоквартирных домах с применением к общей стоимости коэффициента перехода к цене контракта 1.2. При этом Справки КС-3 приняты к оплате без начисления НДС к стоимости реализуемых работ. Акты КС-2 приняты к оплате с применением коэффициента перехода к цене контракта, фактически подменяющего НДС. Региональный оператор внес изменения в локальный сметный расчет, определяющий цену Договоров, путем замены НДС в размере 20 % от итога сметной стоимости на коэффициент перехода к цене контракта 1.2. Изменение локального сметного расчета путем применения договорного коэффициента к итогу сметной стоимости не предусмотрено аукционной документацией и Договорами.

По каждому многоквартирному дому Управлением и ФКУ «ЦОКР» проведена проверка закупочной, договорной, исходно-разрешительной, проектно-сметной, исполнительной, первичной учетной документации, проведены контрольные обмеры и осмотры с составлением актов, произведены расчеты денежных средств по выявленным нарушениям.   

- Многоквартирный пятиэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: г. Элиста, ул. Молоканова, д. 49. Здание прямоугольной формы в плане, с размерами в осях 72,16 х 12,60 м.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам без демонтажа существующей рулонной кровли, устройство молниезащиты.

14.09.2021 Региональный оператор и ООО «РемСтрой» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 42/21 (далее - Договор от 14.09.2021 № 42/21).

Согласно пункту 2.1 Договора от 14.09.2021 № 42/21 общая стоимость работ составляет 8476601,73 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 14.09.2021 № 42/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «РемСтрой», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 14.09.2021 № 42/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 03.12.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 8397946 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 30.11.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 8397946 руб., без учета коэффициента – 6998288,34 руб., разница (сумма завышения) составляет 1399657,67 руб.

- Многоквартирный пятиэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: г. Элиста, ул. Горького, д. 15. Здание прямоугольной формы в плане, с размерами в осях 72,1 х 12,60 м.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам без демонтажа существующей рулрнной кровли, устройство молниезащиты.

02.06.2021 Региональный оператор и ООО «Грэйд» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 16/21 (далее - Договор от 02.06.2021 № 16/21).

Согласно пункту 2.1 Договора от 02.06.2021 № 16/21 общая стоимость работ составляет 7773354 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 02.06.2021 № 16/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Грэйд», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 02.06.2021 № 16/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 08.11.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 7598167 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 23.10.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 7598167 руб., без учета коэффициента – 6311805,84 руб., разница (сумма завышения) составляет 1266361,17 руб.

- Многоквартирный двухэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: п. Кетченеры, пер. Школьный, д. 2. Здание двухэтажное прямоугольной формы в плане размерами 45,54 х 12,70 м.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам взамен существующей скатной чердачной крыши, устройство молниезащиты и бетонной отмостки.

25.06.2021 Региональный оператор и ООО «Фаворитстройсервис» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 25/21 (далее - Договор от 25.06.2021 № 25/21).

Согласно пункту 2.1 Договора от 25.06.2021 № 25/21 общая стоимость работ составляет 4974140 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 25.06.2021 № 25/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Фаворитстройсервис», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 25.06.2021 № 25/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.09.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 4899693 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 13.09.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 4899693 руб., без учета коэффициента – 4083077,50 руб., разница (сумма завышения) составляет 816615,50 руб.

- Многоквартирный двухэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: п. Кетченеры, пер. Школьный, д. 3. Здание двухэтажное прямоугольной формы в плане размерами 38,9 х 12,50 м.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам взамен существующей скатной чердачной крыши, устройство молниезащиты и бетонной отмостки.

25.06.2021 Региональный оператор и ООО «Фаворитстройсервис» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 26/21 (далее - Договор от 25.06.2021 № 26/21).

Согласно пункту 2.1 Договора от 25.06.2021 № 26/21 общая стоимость работ составляет 4353480 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 25.06.2021 № 26/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Фаворитстройсервис», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 25.06.2021 № 26/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 10.09.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 4340137 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 08.09.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 4340137 руб., без учета коэффициента – 3616780,83 руб., разница (сумма завышения) составляет 723356,17 руб.

- Многоквартирный двухэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: п. Кетченеры, пер. Школьный, д. 6. Здание двухэтажное прямоугольной формы в плане размерами 45,6 х 12,50 м.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам взамен существующей скатной чердачной крыши, устройство молниезащиты и бетонной отмостки.

25.06.2021 Региональный оператор и ООО «Фаворитстройсервис» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 27/21 (далее - Договор от 25.06.2021 № 27/21).

Согласно пункту 2.1 Договора от 25.06.2021 № 27/21 общая стоимость работ составляет 5120600 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 25.06.2021 № 27/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Фаворитстройсервис», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 25.06.2021 № 27/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 01.10.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 5042840 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 30.09.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 5062840 руб., без учета коэффициента – 4202366,67 руб., разница (сумма завышения) составляет 840473,33 руб.

- Многоквартирный двухэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: г. Городовиковск, ул. Советская, д. 6. Здание двухэтажное прямоугольной формы в плане размерами 20,0 х 12,40 м. с продольными и поперечными несущими стенами из керамического кирпича и железобетонными плитами перекрытия.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам взамен существующей кровли из асбестоцементных листов, устройство молниезащиты и бетонной отмостки.

14.09.2021 Региональный оператор и ООО «Интер Строй» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 43/21 (далее - Договор от 14.09.2021 № 43/21).

Согласно пункту 2.1 Договора 14.09.2021 № 43/21 общая стоимость работ составляет 2879882,82 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 14.09.2021 № 43/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Интер Строй», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 14.09.2021 № 43/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 08.12.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 2547461,99 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 08.12.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 2829447,99 руб., без учета коэффициента – 2357873,33 руб., разница (сумма завышения) составляет 471574,67 руб.

- Многоквартирный двухэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу: г. Городовиковск, ул. Советская, д. 14. Здание двухэтажное прямоугольной формы в плане размерами 26,8 х 10,36 м., с продольными и поперечными несущими стенами из керамического кирпича и железобетонными плитами перекрытия.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наклонным стропилам взамен существующей кровли из асбестоцементных листов, устройство молниезащиты и бетонной отмостки.

14.09.2021 Региональный оператор и ООО «Интер Строй» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 45/21 (далее - Договор от 14.09.2021 № 45/21).

Согласно пункту 2.1 Договора 14.09.2021 № 45/21 общая стоимость работ составляет 2625370,12 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 14.09.2021 № 45/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Интер Строй», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 14.09.2021 № 45/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 08.12.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 2516383,32 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 08.12.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 2516383,32 руб., без учета коэффициента – 2096986,11 руб., разница (сумма завышения) составляет 419397,22 руб.

- Многоквартирный двухэтажный кирпичный жилой дом, находящийся по адресу; г. Городовиковск, ул. Советская, д. 17. Здание двухэтажное прямоугольной формы в плане размерами 20,42 х 12,65 м. с продольными и поперечными несущими стенами из керамического кирпича и железобетонными плитами перекрытия.

Выполняемые работы - устройство кровли из металлочерепицы по деревянной обрешетке и наслонным стропилам взамен существующей кровли из асбестоцементных листов, устройство молниезащты и бетонной отмостки.

14.09.2021 Региональный оператор и ООО «Интер Строй» заключили Договор о проведении капитального ремонта № 46/21 (далее - Договор от 14.09.2021 № 46/21).

Согласно пункту 2.1 Договора 14.09.2021 № 46/21 общая стоимость работ составляет 2389268,46 руб., НДС не облагается.

Из пункта 2.5 Договора от 14.09.2021 № 46/21 следует, что в цену договора включены все расходы ООО «Интер Строй», необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ).

К Договору от 14.09.2021 № 46/21 Сторонами заключено дополнительное соглашение от 08.12.2021 № 1, согласно которому внесены изменения – установлена стоимость фактически выполненных работ по договору в размере 2311812,33 руб.

Из акта приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 08.12.2021 следует, что результаты оказанных услуг и выполненных работ приняты Заказчиком.

Стоимость работ с коэффициентом 1.2 составляет 2311842,33 руб., без учета коэффициента – 1926510,27 руб., разница (сумма завышения) составляет 385302,06 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Региональный оператор в соответствии с пунктами 2, 4 и 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

- обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

- контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

- осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 190Жилищного кодекса РФ основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления и лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме). Порядок и сроки подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок взаимодействия участников подписания такого акта, в том числе с комиссией, осуществляющей приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Вместе с тем в силу пунктов 2 и 3 статьи 709 Гражданского кодекса РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Подрядчик в соответствии пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Суд соглашается с позицией Ответчика, согласно которой Региональным оператором в актах выполненных работ применен коэффициент 1.2, не предусмотренный действующим законодательством и подменяющий НДС, что привело к оплате фактически не произведенных Подрядчиками затрат в размере 6322737,77 руб., в том числе из средств республиканского бюджета в сумме 394679,91 руб., из средств местного бюджета - 208712,55 руб., из средств собственников жилья - 5719345,31 руб.

Заявителем произведена оплата Подрядчикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, работ по Договорам с применением безымянного коэффициента 1.2. Оплата сумм, которые пришлись на этот коэффициент, Управлением признана нарушением требований части 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», пунктов 2, 4, 5 части 2 статьи 182, части 2 статьи 190 Жилищного кодекса РФ, статьи 309, пункта 1 статьи 709 и пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, пунктов 2.5, 2.10, 2.11, 5.1.6, 13.4, 13.7, 13.8 Договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Представители Фонда, ООО «РемСтрой», ООО «Грэйд», ООО «Фаворитстройсервис», ООО «Интер Строй» в судебном заседании и в представленных отзывах, ссылаясь на законность действий по корректировке сметной документации, не представили суду достаточные основания для признания оспариваемого Предписания недействительным.

Корректировка цены договора в зависимости от применения Подрядчиком упрощенной системы налогообложения не предусмотрена условиями Договоров. Заказчиком и Подрядчиками в актах КС-2 приняты к оплате затраты на капитальный ремонт крыш с применением к общей стоимости коэффициента перехода к цене контракта 1.2.

Применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено условиями Договоров, аукционной документацией на выполнение работ по капитальному ремонту, сметными расчетами. Основания включения  коэффициента 1.2, исключения из сумм, указанных в актах выполненных работ, НДС в размере 20%, Заявителем, Подрядчиками не представлены.

Исключение в локальных сметных расчетах НДС и включение вместо НДС коэффициента 1.2 противоречит нормам действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что оплата работ произведена с применением коэффициента 1.2, не предусмотренного документацией о закупках. Следовательно, данные суммы получены Подрядчиками без установленных законом или сделкой оснований.

Расчет суммы завышения за счет повышающего коэффициента 1.2 судом проверен, признается обоснованным.

На основании действующего законодательства Ответчик в Предписании потребовал от Заявителя устранить выявленные нарушения законодательства, которые Фондом до 30.04.2023 не исполнены.

Заявитель не представил суду обстоятельства, препятствующие исполнению требований Ответчика, изложенные в пункте 2 резолютивной части Предписания, как до 30.04.2023, так и до настоящего времени.

В заявлении Региональный оператор указал, что коэффициент 1.2, отмеченный Управлением в качестве такого, по сути, является НДС (20 %), примененным Подрядчиком (на упрощенной системе налогообложения) и отраженным как в сводном сметном расчете, так и в Актах по форме КС-2.

Ни Заявитель, ни Подрядчики не представили суду основания применениями ими при расчетах стоимости работ в Актах КС-2 и Справках КС-3 коэффициента 1.2.

Объектом проверки Управления являлся Региональный оператор и проверяемая документация имелась в Фонде, а также в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок. Необходимость проведения встречных проверок в отношении Подрядчиков, а также привлечения их к проведенной проверке у Ответчика отсутствовала.

            Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 № 309-КГ17-4669 по делу № А07-6666/2016, выносимое предписание должно быть законным, обоснованным, исполнимым, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

            При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Формулировки и термины, содержащиеся в решении государственного органа, имеющего свойства ненормативного акта, которое выносится в порядке реализации контрольно-надзорных (властных) полномочий, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность, должны подчиняться правилу ясности и определенности, влияющему на его исполнимость.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной на основе результатов системного анализа норм действующего законодательства, представление исходя из совокупности требований, одновременно предъявляемых к данному ненормативному акту, должно быть не только исполнимым, непротиворечивым, не направленным на формальное соблюдение требований, но и определенным (конкретизированным).

Пункт 1 выявленных нарушений Предписания , а также пункт 2 резолютивной части Предписания содержат конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Заявителю в целях устранения выявленных нарушений.

Управление представило суду необходимые и достаточные доказательства законности и обоснованности оспариваемого Предписания. Нарушения при проведении проверки Ответчиком судом не установлены, доказательства обратного Заявителем не представлено.

Заявителем не представлены доказательства отсутствия фактов незаконности Предписания в оспариваемой части.

Также Заявитель не представил суду обоснованных доводов, каким образом Предписание нарушает права и законные интересы Фонда. Заявитель для устранения выявленных нарушений имеет различные возможности для возврата денежных средств, в том числе  путем взыскания с Поставщиков.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, суд считает, что доводы Фонда, изложенные в заявлении, несостоятельны, не соответствуют материалам дела и не являются основанием для отмены оспариваемого Предписания Управления в части.              

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                        решил:         

В удовлетворении заявленных требований Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Калмыкии.

Судья                                                                                              Р.Н. Мисалова