АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
386101, Республика Ингушетия, г. Назрань, пр. им. И. Базоркина 44
тел: (8873) 22- 40-57, 22-40-77 факс: (8873) 22-40-80.
http://ingushetia.arbiтр
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Назрань Дело № А18 –1928/2023
27 ноября 2023 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
04 декабря 2023 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цечоева Р.Ш.., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евлоевой З.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КСМ Неон» (ИНН 0601019951 ОГРН 1070601000051) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия (ИНН 0606013417 ОГРН 1040600284900) о признании незаконным решение №1 от 27.12.2022г. и решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по северо-Кавказскому федеральному округу № 06-27/1011 от 10.05.2023 г.,
3-е лицо: Межрегиональная инспекцию Федеральной налоговой службы по северо-Кавказскому федеральному округу
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Эстамиров М.Х (по доверенности №2 от 03.08.2023 г) Эсмурзиев Д.С. (доверенность №1 от 15.06.2023г.);
от ответчика – Булгучев Р.Д. (доверенность от 24.01.2023г.); Кодзоев И.И. (доверенность от 24.01.2023 г.);
от 3-его лица - не явился, надлежащим образом уведомлен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КСМ НЕОН» (далее – Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения УФНС России по РИ №1 от 27.12.2022 г., решения МИ ФНС России по СКФО №06-27/1011 от 10.05.2023 г. об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 16 065 963 руб., заявленной к возмещению.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования, считают, что денежные средства, предоставленные ранее Корпорацией в виде имущественного взноса в уставный капитал Общества, не являются субсидией, более того, НДС за ввоз приобретенного оборудования оплачен не за счет указанного имущественного взноса, а за счет собственных средств, полученных от учредителей по договору займа, и в связи с этим, Общество правомерно применило налоговые вычеты. По мнению заявителя, налоговым органом неправомерно применены к таким правоотношениям нормы пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также, заявитель оспаривает вывод налогового органа об отсутствии ведения раздельного учета затрат, что явилось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов по НДС.
Налоговый орган в судебном заседании заявленные требования не признал по мотивам изложенным отзыве, в котором требования Общества не признал, считает, что спорные правоотношения подпадают под действие пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Инспекция указывает на отсутствие раздельного учета затрат при приобретении товаров (работ, услуг), что делает невозможным разграничение товаров (работ, услуг) и иных расходов, оплаченных за счет бюджетных средств, и денежных средств, полученных из других источников.
Заявитель представил возражения на отзыв Инспекции, в котором уточнил доводы заявления, указав об оплате за счет средств Корпорации первого и частично второго авансовых платежей от стоимости оборудования, об оплате за счет собственных средств суммы НДС при ввозе оборудования на территорию Российской Федерации, об отсутствии повторного возмещения Обществом НДС и ведении раздельного учета, подтверждаемого первичными документами и бухгалтерскими регистрами.
В судебном заседании Инспекцией не представлено письменных пояснений на возражения Общества.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения заявления, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание. Дело в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено без его участия.
Суд рассмотрев, материалы дела и заслушав доводы сторон, установил следующее.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2022 года, представленной Обществом.
В представленной 25.07.2022 г. налоговой декларации Обществом исчислен НДС к возмещению из бюджета в размере 16 065 963 руб.
В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу о необоснованности предъявления к возмещению вычетов по НДС в сумме 16 065 963 руб. в связи с приобретением товаров (работ, услуг), оплаченного из бюджета, в связи с финансированием деятельности Общества за счет средств субсидий, а также отсутствием ведения раздельного учета Обществом во 2 квартале 2022 г.
По результатам проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 09.11.2022 г. №10456, и вынесены решение от 27.12.2022 г. №1 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, а также решение от 27.12.2022 г. №19 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением Инспекции от 27.12.2022 г. №1 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, Общество обжаловало указанное решение в МИ ФНС России по СКФО, решением которого от 10.05.2023 г. №06-27/1011 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Причиной вынесения обжалуемых решений явились следующие обстоятельства.
Из содержания пункта 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Инспекция указывает, что в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса, вычету не подлежат.
Согласно представленным материалам, в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2022 года, Обществом заявлены налоговые вычеты по операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности по реализации инвестиционного проекта «Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН». Данный проект реализуется в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республике Ингушетия на 2016-2025 годы», включенной в «Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо- Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».
Обществом, в налоговой декларации заявлены налоговые вычеты по сделкам, на общую сумму 74 640 007,00руб., в том числе НДС 16 065 963,44 рублей по следующим контрагентам, грузовым таможенным декларациям и счетам-фактурам, указанным в книге покупок:
№ п/ п
ИНН
Наименование контрагента (основания для выставления счета- фактуры)
ГТД, счет-фактуры
Стоимость покупок с
НДС, рублей
Сумма НДС, рублей
1
«Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.» (часть оборудования (бегуны увлажняющие и смешивающие, вальцы тонкого помола, валковая дробилка) производственной линии для производства лицевого кирпича и клинкера)
№ 10802010/210520/0000001 от 21.05.2020, №10802010/020620/0000002 от 02.06.2020, №10802010/020620/0000003 от 02.06.2020
74 079 600,78
15 972 562,39
2
7707083893
ПАО «Сбербанк России» (комиссия за осуществление функции агента валютного контроля)
№000001404/52-8633 от 30.05.2019,
№000002570/52-8633 от 10.12.2019, №000002572/52-8633 от 10.12.2019, №000002574/52-8633 от 10.12.2019, №000000408/52-8633 от 05.03.2020, №000000409/52-8633 от 05.03.2020, №000000410/52-8633 от 05.03.2020
511 086,22
85 181,05
3
7727061249
Федеральное Бюджетное Учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области» (проведение экспертизы определения отличий параметров продукции от параметров, произведенной в Российской Федерации промышленной продукции)
№10/00063 от 07.07.2020
48 000,00
8 000,00
4
7106073594
ООО «Эстезо Трейд» (услуги письменного перевода)
№69 от 13.10.2020
1 320,00
220,00
В подтверждение права на вычет в заявленном объеме Общество представило Контракт купли-продажи производственной линии от 13.03.2019 №0015А/2019 (далее – Контракт), заключенный между Обществом и итальянской компанией «Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.» (далее также – Поставщик), грузовые таможенные декларации, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг).
Как следует из представленных материалов, налоговой проверкой установлены следующие фактические обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном заявлении Обществом налоговых вычетов, по вышеперечисленным счетам-фактурам.
ООО «КСМ НЕОН» зарегистрировано 25.01.2007 г., адрес регистрации - 386300, Республика Ингушетия, г. Малгобек, ул. Промышленная, д. 1. Основной вид деятельности (ОКВЭД 23.32): Производства кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины.
Учредителями ООО «КСМ НЕОН» являются:
1.Эстамиров Ахмед Хамзатович ИНН 060805776732 (адрес регистрации: 357532, Ставропольский край, г.Пятигорск, ул. 295 Стрелковой Дивизии, 17, 74), доля участия: 396 181 818,35рублей (38,63%);
2.Эстамиров Хасан Хамзатович ИНН 060202064982 (адрес регистрации: 386147, Республика Ингушетия, район Назрановский, г. Сурхахи, ул. Восточная, 2), доля участия: 396 181 818,35рублей (38,64%);
3.АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» ИНН 0608042290 (адрес регистрации: 386101, Республика Ингушетия, г. Назрань, территория Центральный округ, пр-кт. И.Базоркина,70, этаж 3, офис 4), доля участия: 233 136 840 рублей (22,73%).
Источником получения АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» денежных средств, внесенных в качестве дополнительного взноса в уставный капитал Общества, явились субсидии из федерального бюджета от Министерства экономического развития Республики Ингушетия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации в рамках программы «Социально- экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016-2025 годы» в рамках соглашения от 14.03.2018 №00000370082018019012.
В целях софинансирования мероприятий по социально - экономическому развитию Республики Ингушетия Правительством Республики Ингушетия издано Постановление от 07.03.2018 №124-р «Об увеличении уставного капитала АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» за счет субсидий из федерального бюджета Республики Ингушетия в соответствии с соглашением от 18.02.2017 №370-06- 00».
Согласно данному Постановлению, уставный капитал АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» (далее - Корпорация) увеличен на 532 700 000 рублей, путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 532 700 штук номинальной стоимостью 1 000 рублей.
Формой оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки, является внесение дополнительного вклада единственного акционера в уставный капитал денежных средств за счет субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Республики Ингушетия от 14.02.2018 года №370-08-2018-019 о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы «Социально - экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016 - 2025 годы» в размере 500 000 000 рублей и за счет средств бюджета Республики Ингушетия в размере 32 700 000 рублей. Приложением №1 к соглашению установлен перечень мероприятий, в целях софинансирования которых представляется субсидия, пунктом 2 которого предусмотрено осуществление имущественного взноса Республики Ингушетии в корпорацию на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН».
Приложением №1 также предусмотрено внесение на счет корпорации средств консолидированного бюджета Республики Ингушетии.
Таким образом, Правительство Республики Ингушетии внесло имущественный взнос в уставный капитал Корпорации на реализацию проекта «Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН» за счет бюджетных ассигнований.
АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» (продавец) передало Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетии (покупателю) в собственность дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции стоимостью 532 700 000 рублей, а покупатель оплатил их за счет субсидий, полученных из федерального бюджета Республики Ингушетии (500 000 000 рублей) и бюджета Республики Ингушетии (32 700 000 рублей).
Данная сумма, согласно банковской выписке, перечислена на расчетный счет Корпорации Министерством экономического развития Республики Ингушетия платежными поручениями от 17.05.2018 № 364855 на сумму 299 563 160 рублей, от 07.06.2018 №394934 на сумму 233 136 840 рублей. Денежные средства поступили на расчетный счет Корпорации, согласно соглашению от 14.02.2018 г. №00000370082018019012 о предоставлении субсидии из бюджета Республики Ингушетия для реализации мероприятий подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
03 июня 2018 года был подписан договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью «КСМ НЕОН» в целях реализации инвестиционного проекта в 2018 году «Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН» (далее - Договор от 03.06.2018).
Из представленных материалов дела следует, что с целью реализации инвестиционного проекта Общество в соответствии с Контрактом заключенным с Поставщиком, итальянской компанией «Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.», приобретает линию для производства лицевого кирпича и клинкера (далее также - Оборудование).
Следует отметить, что поставка оборудования от Поставщика в адрес ООО «КСМ НЕОН», осуществляется поэтапно. Так, во 2 квартале 2022 года поставка оборудования осуществлена на сумму 74 079 600,78 рублей, в 3 квартале 2022 года на сумму 82 120 000,57 рублей, в 4 квартале 2022 года на сумму 11 043 834,78 рублей.
В ходе проведения контрольных мероприятий, Управлением направлен запрос в Минераловодскую таможню «О представлении информации» в отношении ООО «КСМ НЕОН».
Согласно представленным документам следует, что ООО «КСМ НЕОН» в адрес Поставщика перечислило денежные средства в сумме 388 198 522 рублей (5 356 000 евро) следующими платежными поручениями:
-от 29.05.2019 №1 на сумму 204 201 276 рублей (2 820 000 евро);
-от 10.12.2019 №2 на сумму 65 428 361,6 рублей (928 000 евро);
-от 05.03.2020 №1 на сумму 68 427 843,20 рублей (928 000 евро);
-от 05.03.2022 №2 на сумму 50 141 092 рублей (680 000 евро).
Таким образом, денежные средства в сумме 204 201 276 рублей (2 820 000 евро), по платежному поручению от 29.05.2019 г. №1 в адрес Поставщика Обществом оплачены только после получения от АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» взноса в уставный капитал.
Из проведенного анализа представленных материалов, следует, что денежные средства в размере 204 201 276 рублей Общество перечисляет в адрес «Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.» 29.05.2019, а первая сумма заемных средств в размере 55 000 000 рублей от ООО СК «НЕОН» получена 09.12.2019 г.
Поскольку АО «Корпорация развития Республики Ингушетия» внесен в уставный капитал ООО «КСМ НЕОН» денежные средства в размере 233 136 840 рублей в виде бюджетных инвестиций в капитальные вложения (реконструкция комбината строительных материалов НЕОН), осуществлены за счет бюджетных средств, то ООО «КСМ НЕОН», следует применять порядок исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Налогового кодекса. При этом необходимо учитывать, что принятие к вычету (возмещению) НДС, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приводит к повторному возмещению налога из бюджета.
Инспекция ссылается на абз. 3 п. 2.1 ст. 170 Налогового кодекса и указывает, при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДСпо товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
В случае, если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, имущественные права, на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции, налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников.
Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
Положения пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Как считает Инспекция, сходный правовой подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 №308-ЭС21-4404 по делу А25-790/2020 с аналогичными фактическими обстоятельствами и тем же периодом правового регулирования.
Также, по мнению Инспекции, из представленных материалов следует, что Заявитель не вел раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. Доказательства приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных, а не бюджетных средств, ведения соответствующего раздельного учета и соблюдения требований пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Заявителем не представлены.
В представленной Обществом оборотно -сальдовой ведомости за 2 квартал 2022 года по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» отражены: субсчет 19.04 «НДС по приобретенным услугам», субсчет 19.05 «НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ». Какие-либо открытые субсчета по признаку финансирования к бухгалтерскому счету 19, у Заявителя отсутствуют.
Таким образом, Обществом не организовано использование отдельных субсчетов по приобретенным товарам (работам, услугам), следовательно, невозможно непосредственно отнести подлежащих обложению НДС и освобожденных от налогообложения данным налогом.
Общество считает принятое Инспекцией решение необоснованным и подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
По мнению Общества, денежные средства от Корпорации, внесенные в уставный капитал Общества, не могут рассматриваться в качестве субсидии.
Общество создано и осуществляет свою деятельность как коммерческая организация в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 66 ГК РФ, хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
Предоставление субсидии коммерческим организациям регулируется ст. 78 БК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Общество указывает, что предоставление субсидии неразрывно связано с безвозмездностью и безвозвратностью предоставленных средств.
Однако, по мнению Общества, ни один из установленных п. 1 ст. 78 БК РФ критериев к Обществу не применим.
По тексту Договора от 03.06.2018 г., заключенного между Корпорацией и Обществом об осуществлении прав участников Общества с ограниченной ответственностью «КСМ НЕОН» в целях реализации инвестиционного проекта в 2018 г., а также из назначения платежного поручения №57 от 07.06.2018 г. на сумму 233 136 840 руб., видно, что денежные средства определены как имущественный взнос в уставный капитал Общества, не облагаемый НДС.
Предметом Договора является не предоставление субсидии Обществу, напротив, в соответствии с условиями Договора, предметом являются обязательства Участников Общества по осуществлению согласованных действий, связанных с реализацией Инвестиционного проекта, деятельностью и управлением Обществом, а также определение порядка и условий реализации прав на принадлежащие Участникам доли.
Кроме того, в содержании Договора предусмотрены разделы 7 и 8, из анализа которых видно, что Корпорация, фактически в одностороннем порядке обязывает Общество выкупить долю Корпорации в уставном капитале Общества по цене продажи согласно следующей формуле: Цена продажи=номинальная стоимость доли Участника-2 (Корпорации)х1.062 n/360, что означает возврат имущественного взноса Корпорации в размере 233 136 840 руб. по ставке 6,2% годовых.
Более того, п. 7.6 и п. 8.7 Договора, устанавливает, что Положения раздела 7 и раздела 8 реализуются в соответствии с графиком оплаты.
В соответствии с п. 10.2 условия Договора предполагают распределение части прибыли Общества в пользу Корпорации, пропорционально доле Корпорации в уставном капитале Общества, а п. 10.3 Договора предусматривает выплату части распределенной прибыли Корпорации в течение тридцати дней, со дня принятия решения о распределении прибыли между участниками Общества.
Таким образом, денежные средства Корпорацией не были предоставлены на условиях субсидий, под которыми понимаются безвозвратные и безвозмездные средства в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а предоставлены на условиях договора, включающего в себя получение Корпорацией прибыли под ставку 6.2% годовых от суммы имущественного взноса, а также выплату Корпорации дивидендов, в виде распределения части прибыли Общества, пропорционально доле Корпорации в уставном капитале Общества.
Применение Инспекцией в отношении Общества норм п. 2.1 ст. 170 НК РФ неправомерно.
Общество указывает, что имущественный взнос Корпорации в уставный капитал Общества не включает в себя НДС. Более того, Общество не оплачивало за счет средств Корпорации НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, что исключает повторное возмещение налога в пользу Общества.
Согласно Письму Минфина России от 26.11.2021 г. N 03-07-15/96173, в случае если приобретенные товары (работы, услуги) полностью оплачиваются налогоплательщиком за счет поименованных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то принятие к вычету (возмещению) налога на добавленную стоимость, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного налога, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, полностью финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Следовательно, Минфин России увязывает право на налоговый вычет по НДС с фактом уплаты (отсутствия уплаты) за счет средств бюджетных инвестиций именно и только самого налога (НДС), при этом факт использования бюджетных инвестиций для оплаты самой "чистой" стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) на право на принятие к вычету сумм "входного" НДС не влияет (поскольку в этом случае отсутствует факт повторного возмещения налогоплательщиком НДС).
Вопрос о предоставлении налогоплательщику вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо решать с учетом того, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии и (или) бюджетной инвестиции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), и (или) суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, и какими документами это подтверждается.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 07.03.2019 г. №03-07-11/14901 для подтверждения включения (невключения) сумм налога на добавленную стоимость в состав финансируемых за счет субсидий затрат на оплату приобретаемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг) могут использоваться, в частности, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, а также нормативные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию.
Для того, чтобы применить в отношении Общества правило о «повторном возмещении налога из бюджета», Общество должно, во-первых, получить бюджетные деньги, в договоре о предоставлении которых размер субсидии включает в себя НДС, во-вторых, Общество должно оплатить за счет этих средств НДС.
03.06.2018 г. между Корпорацией и Обществом заключен Договор, в целях исполнения условий которого 07 июня 2018 г. Корпорацией, платежным поручением №57 от 07.06.2018 г. (далее – Платежное поручение), с расчетного счета Корпорации №40702810460350001632 на расчетный счет Общества №40702810460350050023 произведен имущественный взнос в уставный капитал Общества в размере 233 136 840 (двести тридцать три миллиона сто тридцать шесть тысяч восемьсот сорок) руб., без включения в состав указанных денежных средств НДС.
В целях реализации инвестиционного проекта в соответствии с Договором, Обществом заключен с Поставщиком, итальянской компанией «Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.», Контракт на поставку производственной линии для производства лицевого кирпича и клинкера.
По условиям Контракта, оплата Оборудования производится Покупателем (ООО «КСМ НЕОН») авансовыми платежами, в свою очередь изготовление и поставка Оборудования осуществляется Поставщиком поэтапно, на основании произведенных Покупателем (ООО «КСМ НЕОН») авансовых платежей.
Согласно п. 2.1 Контракта, цена на Оборудование, включает в себя расходы по упаковке, приспособленной к крепежу, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, маркировке, оформлению товаросопроводительных документов и погрузке в транспортные средства перевозчика.
В соответствии с п. 11.6 Контракта, все расходы и налоги, связанные с производством и реализацией Оборудования на территории страны Поставщика, и иные расходы, связанные с выполнением условий настоящего контракта, оплачиваются Поставщиком. Все расходы, налоги, таможенные пошлины и сборы, на территории страны Покупателя, и иные расходы, связанные с выполнением условий настоящего контракта, оплачиваются за счет Покупателя (п. 11.7 Контракта).
Таким образом, цена Оборудования, оплачиваемая Обществом по Контракту, не включает в себя НДС, следовательно, оплата оборудования по выставленным Поставщиком счетам-фактурам (инвойсам) осуществляется непосредственно за само оборудование, его изготовление и поставку, в свою очередь НДС, оплачивается отдельно от стоимости оборудования при поставке оплаченного и произведенного Оборудования, а точнее, при таможенном оформлении указанной поставки.
В рамках Контракта, Общество, за счет имущественного взноса Корпорации в размере 233 136 840 руб., внесенного в уставный капитал Общества, перечислило на счет Поставщика аванс за изготовление и поставку Оборудования в размере 2 820 000 евро или 204 201 276 руб. (Карточка по счету 52.02 за 2019 г. – средства Корпорации), что подтверждается платежным поручением №1 от 29.05.2019 г.
Далее, в соответствии с условиями Контракта, Покупатель, за счет остатка средств в размере 337 297,48 евро или 23 781 057 руб. 64 коп. (Карточка по счету 52.02 за 2019 г. – средства Корпорации) после первого авансового платежа от имущественного взноса Корпорации и за счет средств Общества в размере 590 702,52 евро или 41 647 303 руб. 96 коп. ( Карточка по счету 52.01 за 2019 г. – собственные средства Общества) произвел на счет Поставщика второй авансовый платеж на сумму 928 000 евро или 65 428 360 руб. 64 коп. (карточки по счету 52.01 и 52.02 за 2019 г. соответственно), что подтверждается платежным поручением №2 от 10.12.2019 г.
Общая сумма перечисленной Обществом Поставщику авансовой оплаты за Оборудование за период с 13.03.2019 г. по 10.12.2019 г. составила 269 629 637 руб. (в карточке счета 60.22 (расчеты по выданным авансам) к ОСВ 60 за 2019 г.
Общество указывает, что в силу недостаточности взноса АО «Корпорации» в размере 233 136 840 (двести тридцать три миллиона сто тридцать шесть тысяч восемьсот сорок) рублей, лишь частично покрывающего стоимость оборудования, приобретаемого в рамках Контракта, заключенного между Обществом и Поставщиком, имущественного взноса Корпорации хватило лишь на оплату иностранному поставщику за изготовление и поставку оборудования, в мае 2019 г. первого авансового платежа в размере 2 820 000 евро или 204 201 276 руб. (платежное поручение №1 от 29.05.2019г.) и частичной оплаты в декабре 2019 года второго авансового платежа в размере 928 000 евро или 65 428 360 руб. 64 коп. (платежное поручение №2 от 10.12.2019 г.), за изготовление и поставку оборудования.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2020 г. средства Корпорации были израсходованы на оплату стоимости Оборудования без учета НДС в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях таможенного оформления ввезенного на территорию России оборудования, а именно: Валковая дробилка типа WMM 412a, Вальцы тонкого помола «ALPHA» типа WFZH 8120D, Вальцы тонкого помола «раздвижной конструкции» типа WF 1080е (согласно счет-фактуре №0079/20 от 26.05.2020), Увлажняющие и смешивающие бегуны HMi 2170c (согласно счет-фактуре №0070/20 от 12.05.2020), Общество произвело на расчетный счет Межрегионального операционного УФК (ФТС России) №15311009000010000110 оплату авансовых платежей в счет уплаты НДС на таможне (подтверждение платежное поручение №10 от 15.05.2020 на сумму 6 000 000 руб. и платежное поручение №13 от 28.05.2020 на сумму 10 800 000 руб. приложены к исковому заявлению Общества) на общую сумму 16 800 000 руб.
Согласно книге покупок, налоговой декларации за 2 квартал 2020 г., поданной Обществом и принятой Инспекцией 26.07.2022 г., оборотно-сальдовой ведомости по счету 19 за 1 полугодие 2020 г. (НДС по приобретенным ценностям), карточке счета 19 за 1 полугодие 2020 г. (в строке 19.04 которой указан НДС по приобретенным услугам, а в строке 19.05 НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ), общая сумма списанных Межрегиональным операционным УФК (ФТС России) с Общества в уплату НДС денежных средств, составляет 15 972 562 (пятнадцать миллионов девятьсот семьдесят две тысячи пятьсот шестьдесят два) руб. 39 коп.
По мере списания указанного НДС Минераловодская таможня отметками от 02.06.2020 г. и от 21.05.2020 г. на заявленных декларациях на товары: ГТД №10802010/2100520/0000001 от 21.05.2020 г., ГТД №10802010/020620/0000002 от 02.06.2020 г., ГТД №10802010/020620/0000003 от 02.06.2020 г. разрешила выпуск приобретенных Обществом компонентов оборудования (отметка проставлена в строке 53 деклараций).
После выпуска товаров, Общество приняло на учет компоненты Оборудования по счету 07 за 2 квартал 2020 г.(Оборудование к установке).
О том, что НДС, уплаченный при ввозе оборудования на территорию РФ, можно принять к вычету после того, как оно принято к бухгалтерскому учету, т.е. отражения стоимости оборудования, в частности, на счете 07, говорится в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.09.2018 N Ф10-3256/2018 по делу N А23-4479/2017).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
В силу положений пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров.
Общество оспаривает вывод Инспекции о неведении раздельного учета.
Применение Инспекцией абз. 3 п. 2.1 ст. 170 НК РФ, по мнению Общества, является неправомерным.
В соответствии с абз. 8 п. 2.1 ст. 170 НК РФ положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, по мнению Общества, учитывая отсутствие в документах о предоставлении Обществу денежных средств условия о возможности уплаты за счет этих средств, предъявленных Обществу сумм налога, необоснованным является довод Инспекции о том, что Общество обязано вести раздельный учет.
Тем не менее, Общество указывает, что вело раздельный учет средств полученных от Корпорации. Соответствующие документы о ведении раздельного учета были предоставлены в адрес Инспекции.
В возражениях на отзыв Инспекции, Общество приводит, что в подтверждение ведения раздельного учета Инспекции предоставлены: выписка по счету «раздельный учет операций, осуществляемых за счет средств поступивших от КРРИ за 2018 и 2019 г.», в левой колонке которой отражены средства Корпорации, в правой колонке, раздельно от средств Корпорации отражены средства Общества, а также их остатки на начало и конец 2018-2019 г.
Более того, представлены первичные учетные документы: ОСВ по счету 07 за второй квартал 2020 г. (Оборудование к установке), карточка счета 07; ОСВ по счету 19 за 1 полугодие 2020 г.(НДС по приобретенным ценностям, карточка счета 19); ОСВ по счету 51 за 2018 г. (расчетные счета), карточка счета 51.01 (средства Общества) и 51.02 за 2018 г.(средства Корпорации); ОСВ по счету 51 за 2019 г. (расчетные счета), карточка счета 51.01 (средства Общества) и 51.02 (средства Корпорации)за 2019 г.; ОСВ по счету 51 за первое полугодие 2020 г. (расчетные счета), карточка счета 51.01 (средства Общества) за первое полугодие 2020 г.; ОСВ по счету 52 за 2018 г. (валютные счета); ОСВ по счету 52 за 2019 г. (валютные счета), карточка счета 52.01 за 2019 г.(средства Общества), карточка счета 52.02 за 2019 г.(средства Корпорации); ОСВ по счету 52 за 2020 г.(валютные счета), карточка счета 52.01 за 2020 г.(средства Общества); ОСВ по счету 60 за 2019 г. и за 2 квартал 2020 г. (расчеты по авансам за оборудование).
Таким образом, довод Инспекции о неведении Обществом раздельного учета является необоснованным.
В силу пунктов 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении, в том числе товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии ч. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих исчисление сумм налога налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом признано неправомерным применение Обществом налоговых вычетов по НДС, так как Общество в целях реализации проекта «Реконструкция комбината строительных материалов НЕОН» использовало субсидии, внесенные Корпорацией в уставный капитал Общества,и на основании п. 2.1 ст. 170 НК РФ суммы НДС, по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет указанных субсидий, вычету не подлежат.
В подтверждение указанного вывода Инспекция ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 №308-ЭС21-4404.
Суд считает данную позицию налогового органа не соответствующей положениям действующего законодательства.
Согласно п. 2.1 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Содержание нормы п. 2.1 ст. 170 НК РФ, по мнению суда, свидетельствует о том, что налоговое законодательство устанавливает различный подход к реализации права на налоговые вычеты при приобретении товаров (работ, услуг) за счет полученных налогоплательщиком субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
При приобретении товаров (работ, услуг) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, налоговые вычеты по НДС в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ не могут быть приняты только в случаях уплаты НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) за счет средств субсидии и (или) бюджетных инвестиций. В иных случаях налогоплательщик вправе реализовать право на налоговый вычет в силу отсутствия прямого запрета на это.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, Корпорация в целях вхождения в состав участников Общества, 15.05.2018 г. заявлением №168 обратилось с намерением внести дополнительный вклад в уставный капитал Общества в размере 233 136 840 руб.
03.06.2018 г. между Корпорацией и Обществом заключен Договор об осуществлении прав участников Общества с ограниченной ответственностью «КСМ НЕОН» в целях реализации инвестиционного проекта в 2018 г.
07.06.2018 г. платежным поручением №57 Корпорацией произведен имущественный взнос в уставный капитал Общества в размере 233 136 840 (двести тридцать три миллиона сто тридцать шесть тысяч восемьсот сорок) руб., не облагаемый НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ, Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
По условиям Договора от 03.06.2018 г., заключенного между Корпорацией и Обществом, предметом Договора являются обязательства Участников Общества, связанные с деятельностью и управлением Обществом, а также обязательства Участников Общества по определению порядка и условий реализации прав на принадлежащие им доли в уставном капитале Общества. В предмет указанного Договора не включено условие о том, что Корпорация предоставляет Обществу субсидию.
Также, Договор по своему содержанию является возмездной и возвратной сделкой, предусмотревшей условия выкупа Обществом доли Корпорации по процентной ставке 6,2% годовых, а также выплату части прибыли Корпорации, пропорционально его доле в уставном капитале Общества.
Кроме того, Заявитель создан и осуществляет свою деятельность как коммерческая организация в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителя, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Согласно п. 1 ст. 66 ГК РФ, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.
Таким образом, уставный капитал Общества сформирован за счет вклада юридического лица – АО «Корпорация развития Республики Ингушетия», а не средств субсидии, как полагает налоговый орган. Более того, Общество является собственником имущества, переданного ему в качестве вкладов в уставный капитал.
На оплату НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в отношении которых Обществом заявлен вычет по НДС в размере 16 065 963 руб. (карточка счета 51 за 1 полугодие 2020 г.), были направлены собственные средства Общества, источником которых являются взносы учредителей.
Таким образом, оплата НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным Обществом, не может рассматриваться в качестве оплаты, произведенной за счет средств субсидии, следовательно, налоговые вычеты по НДС должны быть произведены в общем порядке, на основании ст. 171 и ст. 172 НК РФ, учитывая наличие выставленных продавцами при приобретении Обществом товаров (работ, услуг) счетов фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих исчисление сумм налога Обществом, учитывая принятие Обществом товара к своему учету.
При разрешении вопроса повторного возмещения налога из бюджета, необходимо учитывать, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии и (или) бюджетной инвестиции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), и (или) суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, и какими документами это подтверждается.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) от 07.03.2019 г. №03-07-11/14901 для подтверждения включения (невключения) сумм налога на добавленную стоимость в состав финансируемых за счет субсидий затрат на оплату приобретаемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг) могут использоваться, в частности, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, а также нормативные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие включение сумм НДС в состав средств Корпорации, внесенных в уставный капитал Общества.
Кроме того, уплата авансовых платежей по НДС 15.05.2020 г. и 28.05.2020 г. за счет собственных средств Заявителя, подтверждается представленными в материалы дела первичными документами (книгой покупок, карточкой счета 19 за 1 полугодие 2020 г., оборотно-сальдовой ведомостью по счету 19 за 1 полугодие 2020 г).
Учитывая изложенное, квалификация налоговым органом возмещения Обществу НДС, оплаченного за счет собственных средств, как повторное возмещение налога из бюджета, противоречит п. 2.1 ст. 170 НК РФ.
В соответствии с абз. 8 п. 2.1 ст. 170 НК РФ, положения настоящего пункта не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В представленных сторонами в материалы дела доказательствах о перечислении Обществу имущественного взноса в уставный капитал, отсутствует условие о том, что имущественный взнос, произведенный Корпорацией в уставный капитал Общества, является субсидией, кроме того, отсутствует условие о включении в состав имущественного взноса предъявленных сумм НДС.
Судом не принимается довод налогового органа о неведении Обществом раздельного учета, что, по мнению Инспекции, является основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Следует учитывать, законодательством не установлен порядок ведения раздельного учета, в связи с чем, Общество вправе самостоятельно определять способ ведения раздельного учета.
Инспекцией вопреки статье 65 АПК РФ, не представлено доказательств в обоснование порядка ведения раздельного учета и доказательств несоответствия раздельного учета осуществляемого Обществом.
Из представленных Обществом пояснений и документов следует, что ведение раздельного учета осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов, аналитических регистров бухгалтерского учета.
Раздельный учет осуществлялся путем составления бухгалтерских справок, отражающих расходы по источникам финансирования (выписки по счету «раздельный учет операций, осуществляемых за счет средств поступивших от КРРИ за 2018 и 2019 г.», а также отражения операций по счетам бухгалтерского учета 07, 51, 52, 60, 19, 80).
За счет имущественного взноса Корпорации осуществлялась первая авансовая оплата стоимости оборудования без НДС в размере 2 820 000 евро (платежное поручение №1 29.05.2019 г., карточка по счету 52.02 за 2019 г.) в адрес итальянской фирмы «Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.» в рамках Контракта №0015А/2019 от 13.03.2019 г. (далее – Контракт) на поставку производственной линии для производства лицевого кирпича и клинкера.
За счет нескольких источников (имущественного взноса Корпорации и собственных денежных средств Общества) осуществлялись расходы по второй авансовой оплате стоимости оборудования без НДС в размере 928 000 евро (платежное поручение №2 от 10.12.2019 г., карточки по счету 52.01 и 52.02 за 2019 г.).
Представленной Обществом в материалы дела оборотно-сальдовой ведомостью по счету 07 за 2 квартал 2020 г. (Оборудование к установке) подтверждено принятие на бухгалтерский учет товаров (Валковая дробилка типа WMM 412a; Вальцы тонкого помола «ALPHA» типа WFZH 8120D; Вальцы тонкого помола «раздвижной конструкции» типа WF 1080е; Увлажняющие и смешивающие бегуны HMi 2170c), НДС по которым заявлен к вычету.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 172 НК РФ, вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Аналогичный подход применен Арбитражным судом Центрального округа при рассмотрении дела № А23-4479/2017.
Так, суд в Постановлении от 04.09.2018 N Ф10-3256/2018 по указанному делу указал, что НДС, уплаченный при ввозе оборудования на территорию РФ, можно принять к вычету после того, как оно принято к бухгалтерскому учету, т.е. после отражения стоимости оборудования, в частности, на счете 07.
Расходы Обществом отражены в соответствующих оборотно-сальдовых ведомостях по счету 51 (расчетный счет) за 2018-2019 гг. и 1 полугодие 2020 г., а также в карточках по счету 51: карточка счета 51.01 – средства Общества, карточка счета 51.02 – средства Корпорации; оборотно-сальдовых ведомостях по счету 52 (валютный счет) за 2018-2020 г., а также в карточках по счету 52: карточка счета 52.01 – средства Общества, карточка счета 52.02 – средства Корпорации.
НДС, принимаемый к вычету, указан в книге покупок, в оборотно-сальдовой ведомости по счету 19 (НДС по приобретенным ценностям), а также в субсчетах 19.04 – НДС по приобретенным ценностям и на субсчете 19.05 – НДС, уплаченный при ввозе товаров. Итоговые значения каждой группы формируют показатели расходов, отражаемые в налоговой декларации.
Суд, считает, что указанный порядок ведения раздельного учета обеспечивает единообразный и достоверный учет расходов, подлежащих вычету с учетом п. 2.1 ст. 170 НК РФ.
Суд также считает не имеющим преюдициального значения по отношению к рассматриваемому споруОпределение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 г. № 308-ЭС21-4404, вынесенное по делу №А25-790/2020, в связи со следующим.
Так, в рамках рассмотренного Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики дела №А25-790/2020, истец - ООО "Сады Карачаево-Черкесии" признавал, что уплатил НДС за счет средств, полученных от АО «Корпорация развития КЧР» (далее – Корпорация КЧР). Более того, ООО "Сады Карачаево-Черкесии" приобрело за счет средств Корпорации КЧР товары у российских поставщиков, стоимость на которые включает в себя НДС.
Таким образом, у ООО "Сады Карачаево-Черкесии" отсутствовали правовые основания на получение налоговых вычетов НДС, в связи с использованием средств Корпорации КЧР при приобретении товаров с включенным НДС в стоимость указанных товаров.
Однако, по настоящему делу Общество не является получателем денежных средств, в состав которых включен НДС.
Более того, заключенный между Обществом и итальянской компанией «Marcheluzzo Ceramics» S.r.l.» Контракт №0015А/2019 от 13.03.2019 г. не содержит условия о включении в стоимость оборудования суммы налога. Сумма налога уплачивается отдельно от оплаты стоимости оборудования на территории государства импортера при ввозе товаров.
Таким образом, решение налогового органа не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества и подлежит признанию недействительным.
Расходы истца по уплате государственной пошлины суд в порядке ст. 110 АПК РФ относит на ответчика.
При вышеуказанных обстоятельствах суд усматривает, что решение УФНС РФ по РИ № 144 от 07.02.2022 г., которое явилось основанием для внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ вынесено незаконно, в связи, с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 182 АПК РФ решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением немедленного исполнения, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «КСМ Неон» удовлетворить.
Признать недействительным Решение Управления Федеральной налоговой службы по Республики Ингушетия №1 от 27.12.2022г и решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по северо-Кавказскому федеральному округу № 06-27/1011 от 10.05.2023 г.,
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республики Ингушетия (ИНН 0606013417 ОГРН 1040600284900) возместить Обществу с ограниченной ответственностью «КСМ Неон» (ИНН 0601019951 ОГРН 1070601000051) налог на добавленную стоимость в размере 16 065 963 рублей на расчетный счет Общества с ограниченной ответственностью «КСМ Неон» (ИНН 0601019951 ОГРН 1070601000051) №40702810460350050023 открытый в ставропольском отделении №5230 ПАО СБЕРБАНК г. Ставрополь .
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259, 260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Р.Ш. Цечоев