АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Именем Российской Федерации
Решение
город Назрань Дело № А18 – 426/2017
03 октября 2017 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
05 октября 2017 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Гелисхановой Р.З., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мержоевым И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «МОСТ» о признании недействительными решений МИФНС №2 по РИ, третье лицо – УФНС России по РИ,
При участии:
от заявителя –Татиев М.А. (директор);
от заинтересованного лица , от третьего лица –Богатырев З.М. по доверенности,
установил:
ООО «МОСТ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании недействительными решений МИФНС №2 по РИ (далее – заинтересованное лицо) №13113 от 01.02.2017 и №13194 от 21.03.2017 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Ингушетия №13113 от 01 февраля 2017 года ООО «МОСТ» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и начислены пени в размере 847223 рубля.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Ингушетия №13194 от 21 марта 2017 года ООО «МОСТ» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и начислены пени в размере 966881 рубль 23 коп.
Не согласившись с данными решением ООО «МОСТ» обжаловал их в установленный срок в Управление ФНС России.
Решениями УФНС России по РИ №02-48/14 от 22.03.2017г. №02-48-34 от 15.05.2017г. апелляционные жалобы ООО «Мост» оставлены без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией по результатам анализа информации, содержащейся в программном комплексе «АСК –НДС-2», выявлены несоответствия сведений об операциях, содержащихся в книге закупок налогоплательщика, сведениям содержащимся в книге продаж контрагентов.
Полагая, что вынесенное решение не соответствует закону, и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные этой статьей налоговые вычеты. В силу пункта 2 данной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом товаров. В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Расходы, осуществленные на территории Российской Федерации, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, содержащими только достоверную информацию.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, среди которых наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 10963/06, обязанность по доказыванию правомерности включения сумм в налоговые вычеты и отнесение тех или иных затрат на расходы для целей налогообложения прибыли лежит на налогоплательщике. При этом документы, подтверждающие правомерность расходов, должны содержать достоверную информацию о поставщиках товаров и подтверждать реальность хозяйственных операций.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" отмечено, что о необоснованности налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
Вывод о недостоверности (противоречивости) сведений, а также о необоснованности возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды может быть сделан в результате оценки в совокупности выявленных налоговым органом обстоятельств, в том числе указанных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
По делу судом установлено, налоговым органом не доказано получение налогоплательщиком налоговой выгоды. Приведенные расходы согласно первичным документам и данным бухгалтерского учета понесены в указанном размере.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Общество при выборе поставщика не проявило должной осмотрительности и осторожности, либо о совершении Обществом с указанными участниками «цепочки» совместных согласованных действий, направленных на незаконное изъятие налога из бюджета, Инспекцией не представлено. Указанные Инспекцией обстоятельства не позволяют сделать вывод о направленности деятельности самого Общества на получение необоснованной налоговой выгоды.
Согласно доводу представителя инспекции, данный документ подтверждает об отсутствии у ООО «ООО «Стиль жизни»» реальной хозяйственной деятельности. Почерковедческая экспертиза ни одного из документов не проводилась, других письменных доказательств о принятии мер к контрагентам заявителя, материалы дела также не содержат.
Осмотрительность в выборе контрагентов заявителем была подтверждена в соответствии с представленной ООО «ООО «Стиль жизни»» выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая подтвердила факт его внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и постановку его на налоговый учет.
Утверждение налогового органа о том, что ООО «ООО «Стиль жизни» недобросовестный налогоплательщик, документально не подтверждено.
Кроме того, налоговое законодательство не ставит право на вычет по НДС в зависимость от факта его уплаты в бюджет поставщиками и производителями продукции. Тот факт, что в момент проверки контрагенты общества не находились по юридическому адресу или не отразили спорные операции в отчетности, не свидетельствует о недобросовестности заявителя.
При этом налоговым органом не было выявлено признаков взаимозависимости или аффилированности заявителя и поставщиков. В решении не приводится объективных доказательств бестоварности операций и отсутствие хозяйственной цели произведенных операций.
Материалы дела свидетельствуют, что в ходе налоговой проверки, налогоплательщиком были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие факт получения, оприходования и оплаты товаров, дальнейшего их использования в хозяйственной деятельности заявителя, направленной на получение дохода и облагаемой НДС.
В этой связи, выводы инспекции о необоснованности заявленных вычетов, суд считает необоснованными, и не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Судом в ходе исследования доказательств установлено и инспекцией не отрицается, что поставщики зарегистрированы в качестве юридических лиц, находятся на учете в налоговых инспекциях, представляли отчетность за тот период, в которых совершали хозяйственные операции с заявителем. Следовательно, отсутствие поставщиков по адресам, отработанных инспекциями и отсутствие возможности их допроса, не опровергает достоверности сведений об адресах в счетах-фактурах, составленных в период совершения хозяйственных операций. Тем более что факт использования заявителем приобретенной продукции в предпринимательской деятельности подтвержден. Недобросовестность поставщиков как налогоплательщиков само по себе не подтверждает недобросовестности заявителя как налогоплательщика.
Более того, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Суд должен исходить из оценки совокупности взаимосвязанных доводов налогового органа о фиктивности хозяйственных операций, связанных с поставкой, приобретением товаров (услуг) и их последующей реализации, их документального оформления, в том числе с учетом осуществляемых налогоплательщиком видом хозяйственной деятельности, использовании системы расчетов между покупателем и его поставщиками, направленной на уклонение от уплаты налогов, отсутствии разумной деловой цели заключаемых сделок, вовлечении в процесс производства и поставок исключительно организаций, правомерность регистрации и реальность деятельности которых вызывают сомнения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы и доказательства, представленные налоговым органом в своей совокупности и взаимосвязи, не доказывают получение заявителем необоснованной налоговой выгоды, не отрицают реальность исполнения услуг.
Исследовав представленные сторонами доказательства и выслушав их доводы на судебном заседании, суд удовлетворил заявленные требования, руководствуясь нижеследующим.
В соответствии с ч. 3 ст.189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Арбитражный суд не имеет право распределять бремя доказывания между сторонами иначе, чем это предусмотрено процессуальным законом.
Предметом доказывания является противоправность оспариваемого акта и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае совокупность указанных условий не установлена.
Бремя доказывания, при рассмотрении данного дела распределяется нижеследующим образом.
Заявитель обязан указать, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемые действия; какие принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности он считает нарушенными, какие обязанности незаконно возложены на заявителя; какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности созданы оспариваемым актом.
Заинтересованное лицо на основании ст.189, 198, 200 АПК РФ и п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"), также и нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В публичных правоотношениях принцип законности реализован в формуле «разрешено только, то, что разрешено».
В предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых отказов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами, решениями и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п.25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия…
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие органы. Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 АПК РФ полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с ч.2 ст.202 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 102, 110, 167-170, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Мост» г.Сунжа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Ингушетия удовлетворить.:
признать несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Ингушетия от 01.02.2017 года № 13113 и от 21.03.2017 года №13194 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налогов: налога на прибыль в сумме 847223 рубля; налога на добавленную стоимость в сумме 762501 рубль, а также соответствующих сумм пени и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 2 по Республике Ингушетия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течении двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Судья Р.З.Гелисханова