НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 31.03.2010 № А74-445/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело № А74-445/2010

07 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2010.

Мотивированное решение изготовлено 07.04.2010.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кольмиллер Ю.Б. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Отделения по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, пгт. Усть-Абакан,

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия,  г. Абакан,

о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.12.2009 № 102.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 (доверенность от 11.01.2010 № 1);

Росфиннадзора: ФИО2 (доверенность от 15.01.2010).

Отделение по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – Отделение УФК) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – Росфиннадзор) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.12.2009 № 102.

В судебном заседании представитель Отделения УФК поддержал заявленное требование, пояснив следующее. В соответствии со статьёй 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведётся в порядке, определённом главным распорядителем бюджетных средств. Федеральным казначейством разработан и утверждён Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы центрального аппарата Федерального казначейства и бюджетной сметы управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (Приказы от 31.10.2006 № 227, от 28.12.2007 № 365, от 23.12.2008 № 328). В соответствии с указанными Приказами Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия утверждён Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы отделения Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (приказы от 23.03.2007 № 73, от 27.08.2008 № 158). Из этих приказов следует, что бюджетная смета составляется по подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора». Отражение в смете сведений о доведённых ассигнованиях для реализации государственных обязательств по обеспечению социальной помощи населению не предусмотрено, так как указанные обязательства не вытекают из функциональных обязанностей органов казначейства и поэтому не могут быть включены в смету. Таким образом, бюджетная смета по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» Отделением УФК не составляется.

Представитель Росфиннадзора требование заявителя не признал, пояснил следующее.

В соответствии с порядком выплаты компенсаций, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Приказом Минфина России от 31.12.2004 № 134-н «Об организации в Минфине России Федеральным казначейством работы по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной помощи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Отделением УФК осуществлены расходы по социальной поддержке граждан.

Согласно части 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведённым до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Уточнённые лимиты бюджетных обязательств на 2007, 2008 годы, 9 месяцев 2009 года были доведены заявителю расходными расписаниями, в том числе по виду расходов 469, подстатье 262 «Прочие расходы населению».

Бюджетная смета расходов Отделения УФК на 2007, 2008 годы, 9 месяцев 2009 года утверждена, однако по виду расходов 469 (005 в 2008 году), подстатье 262 не составлялась.

Бюджетный кодекс Российской Федерации при установлении бюджетных ассигнований, которые могут предусматриваться в бюджете, исходит из необходимости определения источника финансового обеспечения для осуществления бюджетным учреждением функций, для выполнения которых оно создано, а не для содержания бюджетного учреждения.

На основании статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации Отделение УФК обязано было составить бюджетную смету на доведённые лимиты бюджетных обязательств, в которую необходимо было включить выплату компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации, по видам расходов 469 «Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний», 005 «Социальные выплаты», по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению».

В судебном заседании установлено следующее.

В соответствии с планом контрольной и надзорной работы на 2009 год Росфиннадзором проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Отделения УФК за период с 01.01.2007 по 01.09.2009.

По результатам ревизии составлен акт от 18.12.2009 № 249, в котором указано, что в нарушение пункта 1 статьи 161, статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные сметы по виду расходов 469, подстатье 262 «Прочие расходы населению» на сумму 346.526 руб. 90 коп. отсутствуют.

25.12.2009 Отделение УФК представило в Росфиннадзор протокол разногласий к акту.

29.12.2009 Росфиннадзор отклонил разногласия заявителя к акту, о чём составил заключение № 80-06-22/1901.

29.12.2009 руководителем Росфиннадзора вынесено представление № 102 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым Отделению УФК предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно: в нарушение статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации Отделением УФК не составлены в 2007 - 2009 годах бюджетные сметы по виду расходов 469 (005) подстатье 262 «Прочие расходы населению» на сумму 346.526 руб. 90 коп.

Не согласившись с вынесенным представлением, заявитель в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок оспорил его в арбитражном суде.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, их должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 157, 268, 281-284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5.1.1, 5.14.3, 5.14.4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, пунктами 1, 5.1.1, 5.1.3, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утверждённого Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утверждённым Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, Росфиннадзор и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом.

Предметом оспаривания по настоящему делу является представление по устранению выявленных нарушений, вынесенное Росфиннадзором по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя на предмет соблюдения им требований бюджетного законодательства.

Представления руководителей Росфиннадзора и его территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесены пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации к мерам принуждения.

В силу части 4 указанной статьи Кодекса действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В оспариваемом представлении заявителю предлагается его рассмотреть, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения оспариваемых нарушений и проинформировать о результатах его рассмотрения не позднее 30 дней.

Заявитель указывает, что он не обязан составлять бюджетную смету по виду расходов 469 (005), подстатье 262. То есть, указание в оспариваемом представлении на принятие мер по недопущению в дальнейшем совершения оспариваемого нарушения ущемляет его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

Обжалуемое представление в случае его неисполнения влечёт юридические последствия для заявителя в виде привлечения к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая вышеизложенное, а также положения пункта 2 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что представление Росфиннадзора может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из содержания частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных актов государственного органа являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными ненормативными актами прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в предмет доказывания по заявлению о признании недействительным ненормативного акта государственного органа входят два условия, влекущие удовлетворение заявления:

- несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству;

- нарушение оспариваемым актом законных прав и интересов заявителя.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В оспариваемом представлении указано, что заявителем в нарушение статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации не составлены в 2007 - 2009 годах бюджетные сметы по виду расходов 469 (005) подстатье 262 «Прочие расходы населению» на сумму 346.526 руб. 90 коп.

Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьёй 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

В соответствии со статьёй 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Росфиннадзор толкует данную норму права расширительно, полагая, что Отделение УФК обязано составить бюджетную смету на доведенные лимиты бюджетных обязательств, в которую необходимо включить все выплаты, осуществляемые через Отделение УФК в соответствии с законодательством Российской Федерации. В обоснование своей позиции Росфиннадзор ссылается на пункт 3 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений, утверждённых Приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н, согласно которому составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Отделение УФК, в свою очередь указывает, что в абзаце 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации речь идёт лишь об оплате труда работников бюджетного учреждения и иных выплатах в соответствии с трудовыми договорами (контрактами). Граждане, подвергшиеся воздействию радиации, не являются работниками заявителя. Поступаемые из федерального бюджета на выплату указанным гражданам денежной компенсации бюджетные ассигнования не являются лимитами бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что в 2007, 2008 годах, 9 месяцев 2009 года помимо средств, поступающих на ведение финансово-хозяйственной деятельности, Отделению УФК поступили средства из федерального бюджета на выплату компенсаций гражданам, подвергшихся воздействию радиации, по главе 100 «Федеральное казначейство», разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», целевым статьям 5050101, 5050601, 5050701 «Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний», видам расходов 469 «Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» (2007 год), 005 «Социальные выплаты» (2008, 2009 годы), по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» в размере 96.002 руб., 147.590 руб. 57 коп., 102.937 руб. 88 коп. соответственно.

Вместе с тем, смета по видам расходов 469 (005), подстатье 262 на указанные суммы Отделением УФК не составлялась.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённым Приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, по подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» подлежат отражению расходы на выполнение функций органов государственной власти, органов государственного финансового контроля, органов местного самоуправления, осуществляющих функции финансовых органов в соответствии с бюджетным законодательством, налоговых и таможенных органов, органов государственной власти, иных государственных и муниципальных органов, осуществляющих функции финансового (финансово-бюджетного) надзора (контроля) в соответствии с бюджетным законодательством.

По подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством случаях, другие аналогичные расходы.

Вид расходов 005 «Социальные выплаты» отражает предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат гражданам либо приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Аналогичные положения содержали Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённые Приказами Минфина России от 24.08.2007 № 74н, от 08.12.2006 № 168н.

Отделением УФК в соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные сметы на соответствующий финансовый год составлялись, утверждались и велись в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств - Федеральным казначейством (Приказы Федерального казначейства от 31.10.2006 № 227, от 28.12.2007 № 365, от 23.12.2008 № 328) и в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

В соответствии с названными Приказами Федерального казначейства Управлением Федерального казначейства по Республике Хакасия утверждён Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы отделения Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (приказы Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 23.03.2007 № 73, от 27.08.2008 № 158).

Из данного Порядка следует, что бюджетная смета составляется по разделу 01 «Общегосударственные вопросы», подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора». Расходы, отражаемые по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», не относятся к расходам на выполнение функций органов государственной власти, органов государственного финансово-бюджетного надзора (контроля), отражаемых по подразделу 0106. Таким образом, бюджетная смета по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» Отделением УФК не составляется.

Бюджетные сметы на 2007, 2008, 2009 годы составлены Отделением УФК в соответствии с требованиями, установленными Порядком формирования и утверждения сметы доходов и расходов управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, утвержденным Приказами Федерального казначейства от 31.10.2006 № 227, от 28.12.2007 № 365, от 23.12.2008 № 328, а также Порядком формирования и утверждения сметы доходов и расходов Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия как получателя бюджетных средств и отделения Федерального казначейства по Республике Хакасия, утвержденным приказами Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 23.03.2007 № 73, от 27.08.2008 № 158.

Названные нормативные акты, а также Положение об Отделении по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, утверждённое приказом Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 30.03.2005 № 24, не предусматривают наличие у заявителя функций, связанных с обеспечением мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерацииутвержденные показатели бюджетной сметы Отделения УФК соответствуют доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.

Вместе с тем, лимиты бюджетных обязательств, равные объёму финансирования, по главе 100 «Федеральное казначейство», разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», целевым статьям 5050101, 5050601, 5050701 «Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний», видам расходов 469 «Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний» (2007 год), 005 «Социальные выплаты» (2008, 2009 годы), по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению», не обеспечивают выполнение Отделением УФК своих функций.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации, не являются работниками заявителя, а выплата им спорной компенсации не относится к оплате труда работников бюджетного учреждения и к иным выплатам, предусмотренным статьёй 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 год и внесения изменений в нее, утверждённого Приказом Минфина России от 08.12.2006 № 163н, зарегистрированным в Минюсте России 19.12.2006 № 8634, лимиты бюджетных обязательств утверждаются Министром финансов Российской Федерации в размере ассигнований, установленных сводной росписью в целом на год в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации, за исключением лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансирование которых в соответствии с Законом осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти) (приложение 20 к Порядку).

В приложении 20 «Ассигнования из федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств по которым доводятся до главных распорядителей средств федерального бюджета после издания соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти)» к названному Порядку указаны ассигнования по коду 100 «Федеральное казначейство», разделу (подразделу) 1003 «Социальное обеспечение населения», целевой статье 1044001, экономической статье расходов по ЭКР 262 в сумме 51.550.000 руб. на год.

Пунктом 4.2 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утверждённого Приказом Минфина России от 22.11.2007 № 114н, зарегистрированным в Минюсте России 11.12.2007 № 10677, предусмотрено, что лимиты бюджетных обязательств утверждаются на текущий финансовый год и плановый период в размере бюджетных ассигнований, установленных Законом, за исключением лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансовое обеспечение которых в соответствии с Законом осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти).

Согласно пункту 5.2 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утверждённого Приказом Минфина России от 17.12.2008 № 143н, зарегистрированным в Минюсте России 22.12.2008 № 12912, лимиты бюджетных обязательств утверждаются в пределах бюджетных ассигнований, установленных Законом, за исключением лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Законом. Лимиты бюджетных обязательств по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств не утверждаются.

Из приведённых нормативных положений следует, что не утверждаются лимиты бюджетных обязательств по расходам, финансовое обеспечение которых осуществляется при выполнении условий, установленных Законом, и по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств.

Выплата спорной компенсаций производилась на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

В соответствии с пунктами 3, 5, 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907, для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства ребенка в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление.

Уполномоченный орган составляет списки получателей компенсации. Списки подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Аналогичные положения содержатся в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правилах выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, Правилах выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правилах выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907.

Организация в Министерстве финансов Российской Федерации и Федеральном казначействе работы по финансовому обеспечению расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и введение отчетности по форме 2-РА урегулированы Приказом Минфина России от 31.12.2004 № 134-н.

Приказом Минфина России от 31.12.2004 № 134-н также утверждены и введены в действие формы квартального и годового отчета 2-РА о финансовом обеспечении расходов, связанных с реализацией названных законов (Приложения № 2 (форма 0503805), № 3 (форма 0503806) к Приказу), формы заявок о потребности в бюджетных ассигнованиях, необходимых для реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (Приложение № 1 (форма 0503807) к Приказу), Указания о порядке составления и представления заявок о потребности в бюджетныхассигнованиях, необходимых для реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, и отчетов о финансовом обеспечении расходов, связанных с реализацией названных законов (Приложение № 4 к Приказу).

Таким образом, названным Приказом установлены специальные формы отчетности органов Федерального казначейства о финансовом обеспечении расходов, связанных с реализацией названных законов.

Из представленных заявителем в материалы дела расходных расписаний от 20.05.2008 № 100/33083/010, от 21.05.2008 № 100/33615/011 следует, что спорные средства были направлены Федеральным казначейством Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», виду расходов 469 (005), подстатье 262 «Прочие расходы населению», которое, в свою очередь, распределило и направило их отделениям Управления, в том числе заявителю.

Заявитель пояснил, что размер указанных средств уточняется и изменяется ежемесячно, в доказательство чего представил в судебное заседание для обозрения оригиналы соответствующих расходных расписаний за спорный период. Поскольку смета составляется заблаговременно и на год, в ней не могут быть учтены средства на выплату компенсаций, сумма которых определяется ежемесячно на основании списков, предоставляемых органами социальной поддержки населения (пункт 5 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907).

Управление социальной поддержки населения муниципального образования Усть-Абаканский район предоставляет в Отделение УФК списки граждан с указанием получателей компенсаций, размеров компенсаций, реквизитов лицевых счетов в отделениях Сбербанка России.

Отделение УФК на основании представленных списков перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсаций, на лицевые счета граждан.

Таким образом, показатели бюджетной сметы Отделения УФК, детализированные по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления, порядок доведения спорной компенсации, социальный характер и порядок выплаты указанной компенсаций свидетельствуют о том, что доведенная до заявителя спорная компенсация не обеспечивает выполнение функций казначейства в рамках статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а обеспечивают выполнение функций государства по оказанию социальной помощи определённой категории граждан.

Из текста Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 следует, что спорные средства являются бюджетными ассигнованиями, передаваемыми Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их дальнейшего перечисления получателям компенсации, и не являются лимитами бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения, о которых идёт речь в пункте 2 статьи 221, статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, арбитражный суд констатирует, что у заявителя не было обязанности составлять бюджетную смету по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», виду расходов 469 (005), подстатье 262 «Прочие расходы населению».

В силу статей 281, 282, 283, 284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации меры принуждения подлежат применению только к нарушителю бюджетного законодательства. Между тем спорные действия заявителя не могут быть расценены как бюджетное нарушение.

В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росфиннадзор не доказал наличие в действиях заявителя состава бюджетного правонарушения, за совершение которого применяются меры государственного принуждения, предусмотренные статьёй 282, пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и наличие оснований для применения мер принуждения.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании его недействительным.

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает требование Отделения УФК о признании недействительным оспариваемого представления Росфиннадзора о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.12.2009 № 102 подлежащим удовлетворению в связи с несоответствием оспариваемого представления положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушением им прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

Государственная пошлина по заявлению составляет 2.000 руб. и уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд по платёжному поручению от 25.01.2010 № 415.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном казначействе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой) и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Пунктом 1 Положения об Отделении по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, утверждённого приказом Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 30.03.2005 № 24, установлено, что Отделение УФК является органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, излишне уплаченная Отделением УФК государственная пошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.

По результатам рассмотрения дела в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на Росфиннадзор, но взысканию не подлежит в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление Отделения по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29.12.2009 № 102 в связи с его несоответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации.

2. Возвратить Отделению по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, п.г.т. Усть-Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.000 руб., выдать справку на возврат и подлинник платежного поручения, оставив в деле заверенную копию.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

  Судья Е.В.Каспирович