НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 28.11.2023 № А74-2516/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

05 декабря 2023 года Дело № А74-2516/2023

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Альпина» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий, выразившиеся в определении сумм денежных средств, перечисленных обществом в качестве единого налогового платежа в размере 5 774 045 рублей 51 копейки для исполнения обязанности по уплате недоимки по решению от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения № 8346/1 от 24 января 2023 года в период с 28 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года.

В судебном заседании принимают участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Альпина» – ФИО1 на основании доверенности от 31 октября 2023 года, диплома;

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 02 марта 2023 года № 05-21/, диплома, ФИО3 на основании доверенности от 16 июня 2023 года, диплома.

Общество с ограниченной ответственностью «Альпина» (далее – ООО «Альпина», общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС России по РХ, управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий должностных лиц управления, выразившихся в определении сумм денежных средств, перечисленных обществом в качестве единого налогового платежа в размере 5 774 045 рублей 51 копейки для исполнения обязанности по уплате недоимки по решению от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения № 8346/1 от 24 января 2023 года в период с 28 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года. В качестве меры по устранению нарушенных прав и законных интересов общество просит обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения и зачесть (вернуть) ранее уплаченные обществом суммы в размере 5 774 045 рублей 51 копейки на единый налоговый счет.

Определением арбитражного суда от 05 мая 2023 года заявление принято к производству.

Протокольным определением от 18 октября 2023 года судебное разбирательство по делу отложено на 28 ноября 2023 года.

В судебном заседании представитель общества настаивала на требованиях по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении с учетом принятых судом уточнений, пояснив, что на дату судебного заседания нарушения прав налогоплательщика не устранены.

Представители налогового органа не оспаривая факт допущенных в отношении общества нарушений, указанных в решении вышестоящего налогового органа при обжаловании действий управления, пояснили, что на дату заседания принятые управлением меры по устранению данных нарушений результата не дали, со стороны управления отсутствует техническая возможность восстановления прав налогоплательщика в оспариваемой сумме.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы судебного дела доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Альпина» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 августа 2004 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия.

По результатам выездной налоговой проверки общества УФНС России по РХ вынесено решение от 30 сентября 2022 года № 8346 о привлечении ООО «Альпина» к налоговой ответственности, согласно которому сумма доначисленных обществу налоговых обязательств составила 5 333 841 306 рублей 14 копеек, в том числе: налоги – 3 433 153 902 рублей, пени – 1 871 286 303 рубля 39 копеек, штрафы – 29 401 100 рублей 75 копеек.

24 января 2023 года управлением вынесено решение № 8346/1 о внесении изменений в решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налоговые обязательства общества составили 5 332 343 581 рубль 35 копеек, в том числе: налоги – 3 432 370 902 рубля, пени – 1 870 610 733 рубля 60 копеек, штрафы – 29 361 945 рублей 75 копеек.

Решением Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу от 27 января 2023 года № 08-11/0176 апелляционная жалоба ООО «Альпина» на решение налогового органа от 30 сентября 2022 года № 8346 оставлена без удовлетворения, решение № 8346 (в редакции решения № 8346/1) вступило в законную силу 27 января 2023 года.

25 января 2023 года заявителю на основании его обращения была выдана справка №2023-10942 о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета содержащая данные о наличии положительного сальдо в сумме
29 629 172 рубля 50 копеек.

16 февраля 2023 года заявителю на основании его обращения выдана справка № 2023-2308 о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета, содержащая данные о наличии отрицательного сальдо (задолженности) в сумме 5 398 890 063 рублей на основании решения налогового органа от 30 сентября 2023 года от № 8346 (с учетом решения о внесении изменений от 24 января 2023 года № 8346/1).

21 февраля 2023 года заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения от 24 января 2023 года № 8346/1 о внесении изменений, а также к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконным решения от 27 января 2023 года № 08-11/0176. Одновременно с указанным заявлением обществом подано заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения налогового органа 30 сентября 2022 года № 8346 с учётом решения от 24 января 2023 года № 8346/1 о внесении изменений в решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия итогового судебного акта по делу.

Определением Арбитражного суда Республики Хакассия от 28 февраля 2023 года заявление принято к производству арбитражного суда, делу присвоен номер А74-1104/2023, удовлетворено заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения от 24 января 2023 года № 8346/1 о внесении изменений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до вступления в законную силу судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения дела № А74-1104/2023.

02 марта 2023 года заявитель направил налоговому органу уведомление о принятых обеспечительных мерах в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения от 24 января 2023 года №8346/1 о внесении изменений, в котором просил:

1. Отразить в едином налоговом счете ООО «Альпина» приостановление в полном объеме до вступления в законную силу судебного акта по делу о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения от 24 января 2023 года №8346/1 о внесении изменений;

2. Вернуть денежные средства, ранее уплаченные в счет текущих платежей, но не правомерно зачтенные в счет погашения недоимки по решению от 30 сентября 2022 года №8346 с учетом решения от 24 января 2023 года №8346/1 о внесении изменений, на единый налоговый счет.

13 марта 2023 года общество обратилось с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц управления в вышестоящую инспекцию.

Решением Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу от 27 апреля 2023 года №08-11/0696@ апелляционная жалоба признана обоснованной частично:

- признаны незаконными действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в определении сумм денежных средств, перечисленных обществом в качестве единого налогового платежа: 5 774 045 рублей 51 копейка для исполнения обязанности по уплате недоимки по решению налогового органа от 30 сентября 2022 года №8346 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 7 014 305 рублей 73 копейки для исполнения обязанности по уплате задолженности по пени, в связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налогов, отраженных в решении налогового органа от 30 сентября 2022 года №8346.

В решении указано, что управлению необходимо приостановить отражение в сальдо единого налогового счета сумм пени на задолженность, доначисленную по решению управления от 30 сентября 2022 года №8346 и приостановленную определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 года по делу № А74-1104/2023.

В остальной части жалоба общества была оставлена без удовлетворения. Управлению указано на необходимость устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Альпина», о принятых мерах сообщить заявителю и в Межрегиональную инспекцию.

Несогласие общества с действиями должностных лиц налогового органа явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В ходе судебного разбирательства о настоящему делу заявитель, изучив представленные в материалы дела управлением документы, с учетом управлением корректировки сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС) в ходе рассмотрения дела, заявителем принята во внимание позиция вышестоящих налоговых органов, в том числе ФНС России, в связи с чем обществом были уточнены требования, выразившиеся в несогласии с действиями УФНС России по РХ по определению налоговым органом суммы денежных средств, перечисленной обществом в качестве единого налогового платежа (далее – ЕНП) для исполнения обязанности по уплате задолженности по решению от 30 сентября 2022 года № 8346 в размере 5 774 045 рублей 51 копейки с 28 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года.

Представители управления, признавая наличие нарушений прав общества, установленные решением Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу от 27 апреля 2023 года № 08-11/0696@ в оспариваемой сумме, указали на отсутствие у управления технической возможности устранения данных нарушений, в подтверждение чего представлены доказательства принятия соответствующих мер.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу положений статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия) органом, осуществляющим публичные полномочия, должностными лицами, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

С учетом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверка законности оспариваемых действий должностных лиц производится арбитражным судом по доводам заявителя.

Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации досудебный порядок обжалования действий управления и срок для обращения с заявлением в арбитражный суд обществом соблюдены.

Как уже отмечалось, действия управления в оспариваемой части признаны вышестоящим налоговым органом незаконными, указано на необходимость устранения налоговым органом прав и законных интересов ООО «Альпина». На дату судебного заседания признанные вышестоящим налоговым органом нарушенными права общества в спорной сумме не восстановлены.

В соответствии с пунктом 62 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в случае, если будет установлено, что решение налогового органа было отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, и обстоятельства, послужившие основанием подачи налогоплательщиком жалобы, устранены, суд, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу полностью или в части.

Согласно пункту 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа или лица, наделенных публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено, совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) (часть 2 статьи 225 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ).

Разрешая вопрос о прекращении производства по делу по соответствующему основанию, суд должен предоставить административному истцу (заявителю) возможность изложить доводы по вопросу о том, устранено ли вмешательство в права, свободы, законные интересы гражданина или организации, и оценить такие доводы (статья 14, пункт 7 части 1 статьи 45 КАС РФ, часть 1 статьи 41 АПК РФ).

В данном случае оспариваемые действия инспекции нарушили права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, на дату судебного заседания нарушения прав заявителя не устранены. Исходя из пояснений налогового органа, у суда не имеется оснований полагать, что в случае прекращения производства по делу, нарушенные права заявителя и признанные таковыми вышестоящим налоговым органом будут восстановлены в разумный срок.

При таких обстоятельствах арбитражный суд рассматривает данный спор по существу.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2023 года осуществлен переход налогоплательщиков на единый налоговый счет, введены понятия «единый налоговый платеж», «единый налоговый счет», изменена система уплаты обязательных платежей в бюджет.

С 01 января 2023 года сформировано единое сальдо расчетов по обязательствам налогоплательщика. Все поступающие платежные документы аккумулируются на ЕНС налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности. При формировании положительного сальдо единого налогового счета не учитываются суммы денежных средств, зачтенные в счет исполнения соответствующей обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента на основании заявления, представленного в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Нулевое сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, равна денежному выражению совокупной обязанности.

Основания для формирования совокупной обязанности по уплате налогов, взносов, сборов, пеней, штрафов, процентов указаны в пункте 5 статьи 11.3 НК РФ.

Согласно подпункту 9 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 статьи 11.3 Налогового кодекса, в валюте Российской Федерации, на основе, в том числе решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно пункту 6 статьи 11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.

На основании подпункта 3 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, указанных в вынесенном налоговом органе решении о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если судом были приняты меры предварительной защиты (обеспечительные меры), в соответствии с которыми приостановлено полностью или в части действие такого оспариваемого решения налогового органа, либо если вышестоящим налоговым органом было принято решение о приостановлении исполнения такого решения о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, - до дня вступления в законную силу судебного акта об отмене (замене) указанных мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо до дня принятия решения вышестоящим налоговым органом решения по соответствующей жалобе, повлекших прекращение приостановления полностью или в части действия решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока.

Пунктом 7 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.

В силу пункта 10 статьи 45 НК РФ в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 45 НК РФ сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 статьи 45 НК РФ, пропорционально суммам таких обязанностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 58 НК РФ уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 76 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в том случае, когда суд, принявший к рассмотрению заявление налогоплательщика о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа, на основании которого предполагается взыскание недоимки, пеней, штрафов, руководствуясь статьей 91 и частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, запретил ответчику принимать меры, направленные на принудительное взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленные статьями 46, 47, 70 НК РФ сроки на принятие указанных мер, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии с пунктом 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Арбитражный суд установил, что определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 года по делу №А74-1104/2023 удовлетворено заявление ООО «Альпина» о принятии обеспечительных мер. Арбитражный суд принял обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения от 24 января 2023 года № 8346/1 о внесении изменений в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, до вступления в законную силу судебного акта, который будет принят по результатам рассмотрения дела №А74-1104/2023.

Согласно части 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.

Поскольку, исходя из правовой природы, обеспечительные меры носят срочный временный характер, судебный акт о принятых мерах подлежит исполнению немедленно, определением арбитражного суда от 28 февраля 2023 года по делу №А74-1104/2023 приостановлено действие решения налогового органа от 30 сентября 2022 года №8346
с 28 февраля 2023 года.

Основания для формирования совокупной обязанности по уплате налогов, взносов, сборов, пеней, штрафов, процентов указаны в пункте 5 статьи 11.3 НК РФ.

Совокупная обязанность формируется и учитывается на ЕНС, в частности, на основе решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений (со дня вступления в силу такого решения) (подпункт 9 пункт 5 статьи 11.3 НК РФ).

Таким образом, доначисленные заявителю на основании решения налогового органа суммы учитываются в совокупной обязанности налогоплательщика на ЕНС со дня вступления в силу соответствующего решения.

Налоговый орган самостоятельно распределяет средства, перечисленные налогоплательщиком в качестве ЕНП на ЕНС, исходя из совокупной обязанности налогоплательщика. При этом соблюдается установленная пунктом 8 статьи 45 НК РФ последовательность.

Общество обратилось в арбитражный суд 22 февраля 2023 года с заявлением о признании незаконным решения налогового органа от 30 сентября 2022 года №8346 и ходатайством о приостановлении действия решения.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, согласно реестру платежей на единый налоговый счет за период с 01 января 2023 года по 01 февраля 2023 года от общества поступила оплата в размере 44 525 096 рублей, со 02 февраля 2023 года по 27 февраля 2023 года - 29 119 321 рубль.

Сальдо по ЕНС по состоянию на 01 февраля 2023 года составило 13 455 337 рублей 66 копеек, из расчета 1 556 219,85 + 281 830,00 + 44 525 096,00 - 32 907 808,19, где:

1 556 219 рублей 85 копеек - сальдо ЕНС с учетом задолженности на 01 января 2023 года;

281 830 рублей - оплата, поступившая в период с 23 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и переданная на единый налоговый платеж;

44 525 096 рублей - сумма платежей, поступившая за период с 01 января 2023 года по 01 февраля 2023 года;

32 907 808 рублей 19 копеек - денежные средства, поступившие на ЕНС и определенные налоговым органом для уплаты исчисленных обществом самостоятельно налогов, акцизов и страховых взносов на основании налоговых деклараций (расчетов), представленных в период с 01 января 2023 года до 01 февраля 2023 года.

На основании пункта 8 статьи 45 НК РФ за период со 02 февраля 2023 года по 04 марта 2023 года налоговым органом определена сумма денежных средств, перечисленных обществом в качестве ЕНП для исполнения обязанности по уплате задолженности по решению от 30 сентября 2022 года № 8346 в размере 63 634 490 рублей 04 копеек, из них:

в период со 02 февраля 2023 года по 27 февраля 2023 года в размере 57 860 444 рубля 53 копейки, в том числе:

- налог на прибыль в Федеральный бюджет в размере 1 310 284 рубля;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР в размере 7 357 324 рубля;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 969 828 рубля;

- акцизы на пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, производимые на территории Российской Федерации в размере 48 223 008 рублей 53 копейки;

в период с 28 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года в размере 5 774 045 рублей 51 копейки, в том числе:

- акцизы на пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, производимые на территории Российской Федерации, в размере 5 774 044 рублей 51 копейки, акцизы на сидр - 1,0 рубль.

С учетом вышеприведенных положений, вступления в законную силу решения налогового органа 27 января 2023 года (с даты рассмотрения апелляционной жалобы Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу), принятия обеспечительных мер судом 28 февраля 2023 года, арбитражный суд пришел к выводу, что все платежи, направленные обществом на ЕНС в период с 27 января по 27 февраля 2023 года в счет оплаты текущих налогов, пенсионных и страховых взносов, правомерно учитывались налоговым органом в счет погашения недоимки по решению от 30 сентября 2022 года № 8346.

Действия налогового органа по начислению налогов в период с 28 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года в размере 5 774 045 рублей 51 копейки (акцизы на пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, производимые на территории Российской Федерации, в размере 5 774 044 рублей 51 копейки, акцизы на сидр - 1,0 рубль) произведены после принятия обеспечительных мер о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа от 30 сентября 2022 года №8346, то есть с нарушением закона.

Это же следует из ответа Правового управления Федеральной налоговой службы от 28 июня 2023 года №7-4-04/0106@, вся сумма налогов, пени и штрафов, доначисленных по результатам выездной налоговой проверки ООО «Альпина» (5 332 343 581 руб.) приостанавливается к взысканию с 28 февраля 2023 года.

Таким образом, требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

В силу пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов общество просит обязать налоговый орган зачесть (вернуть) ранее уплаченные обществом суммы в размере 5 774 045 рублей 51 копейки на единый налоговый счет.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном НК РФ, или зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ, в порядке, предусмотренном настоящим Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу пункта 2 названной статьи в случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в возврате. В случае недостаточности положительного сальдо на едином налоговом счете для осуществления предусмотренного настоящей статьей возврата сумм денежных средств налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту возврат осуществляется частично.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в порядке, предусмотренном настоящей статьей:

в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;

в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса);

в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 НК РФ распоряжение суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, путем зачета осуществляется в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица.

В случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете для исполнения заявления о распоряжении путем зачета налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета. В случае недостаточности положительного сальдо на едином налоговом счете для исполнения заявления о распоряжении путем зачета в полном объеме зачет осуществляется частично.

Поскольку материалами дела не подтверждается положительное сальдо ЕНС общества в достаточном для осуществления возврата либо проведения зачета спорной суммы размере, возможность устранения прав заявителя путем возврата либо зачета спорной суммы отсутствует.

В рассматриваемом случае денежные средства в размере 5 774 045 рублей 51 копейки списаны с единого налогового счета общества налоговым органом преждевременно, в отсутствие законных оснований.

Поскольку вышеуказанная сумма внесена обществом на ЕНС в качестве ЕНП, арбитражный суд полагает в рассматриваемой ситуации восстановить «status qvo» между сторонами по состоянию на дату принятия арбитражным судом обеспечительных мер, то есть на 28 февраля 2023 года.

С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости обязать налоговый орган скорректировать сальдо единого налогового счета общества путем восстановления суммы 5 774 045 рублей 51 копейки на едином налоговом счете ООО «Альпина» в качестве единого налогового платежа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Арбитражный суд полагает, что такой способ восстановления прав общества соответствует заявленным требованиям, будет способствовать реализации прав общества в виде последующего исполнения обязательств по уплате обязательных платежей за счет средств, восстановленных на едином налоговом счете.

При определении срока судом принято во внимание, что на устранение нарушений прав общества было указано Межрегиональной инспекцией ФНС России по Сибирскому федеральному округу в решении от 27 апреля 2023 года. В связи с чем месячный срок со дня вступления решения в законную силу для устранения нарушения прав заявителя является разумным и достаточным, направлен на соблюдение баланса интересов сторон.

Государственная пошлина по делу составляет 3000 рублей, уплачена обществом при обращении в арбитражный суд в общей сумме 6000 рублей платежным поручением от 02 ноября 2022 года № 261.

По результатам рассмотрения спора, с учетом положений статьи 104, 110 АПК РФ расходы общества по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат возмещению налоговым органом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета, как излишне уплаченная платежным поручением от 02 ноября 2022 года № 261.

Поскольку платежный документ представлен в арбитражный суд в виде копии электронного документа, фактически его возврат заявителю не осуществляется.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Альпина».

Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, выразившиеся в определении сумм денежных средств, перечисленных обществом с ограниченной ответственностью «Альпина» в качестве единого налогового платежа в размере 5 774 045 рублей 51 копейки для исполнения обязанности по уплате недоимки по решению от 30 сентября 2022 года № 8346 с учетом решения № 8346/1 от 24 января 2023 года в период с 28 февраля 2023 года по 03 марта 2023 года, как не соответствующих положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Альпина» путем восстановления суммы 5 774 045 (пять миллионов семьсот сорок четыре тысячи сорок пять) рублей 51 копейки на едином налоговом счете общества с ограниченной ответственностью «Альпина» в качестве единого налогового платежа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

2. Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альпина» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Альпина» из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 02 ноября 2022 года № 261.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья О.Е. Корякина