НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 28.07.2021 № А74-2837/20

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

02 августа 2021 года                                                                                  Дело № А74-2837/2020

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 02 августа 2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Республике Хакасия в лице Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 3993 рублей 44 копеек  процентов за период с 02 февраля 2021 года по 29 марта 2021 года.

В судебном заседании представители сторон отсутствовали.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Республике Хакасия в лице Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия (далее – министерство, ответчик – 1), к государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» о взыскании 685 974 рубля 84 копейки, в том числе: 682 430 рублей долга по договору на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан от 20 ноября 2020 года № 11.20/12 и 3544 рубля 84 копейки процентов за период с 02 февраля 2021 года по 17 марта 2021 года.

Протокольным определением от 30 апреля 2021 года арбитражный суд принял уменьшение истцом исковых требований до 3993 рублей 44 копеек суммы процентов за период с 02 февраля 2021 года по 29 марта 2021 года.

Определением арбитражного суда от 30 апреля 2021 года произведена сторона ответчика по делу государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения города Абакана» его правопреемником - государственным казённым учреждением Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения» (далее – управление, ответчик – 2).

Протокольным определением от 03 июня 2021 года арбитражный суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял изменение истцом правового основания исковых требований, согласно которым истец просит взыскать с управления проценты в сумме 3993 рублей 44 копеек, исчисленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассмотрение вопроса об уточнении состава ответчиков по делу отложено до следующего судебного заседания.

Определением арбитражного суда от 03 июня 2021 года судебное разбирательство по делу отложено на 28 июля 2021 года.

Судебный акт в порядке статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликован на официальном сайте арбитражного суда и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет.

До заседания суда от управления поступили пояснения с учетом изменения исковых требований; от истца – заявление об уточнении ответчика и ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.

Руководствуясь частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал сторон надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие представителей названных лиц.

Рассмотрев в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об уточнении ответчика, в котором истец подтвердил свой отказ от требований к Республике Хакасия в лице Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, арбитражный суд протокольным определением от 28 июля 2021 года не принял отказ от иска к названному лицу, поскольку заявление от 26 июля 2021 года, как и ходатайство об уточнение наименования ответчика от 03 июня 2021 года подписаны неуполномоченным лицом.

Согласно требованиям статьи 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе (часть 1). В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя, в том числе на полный или частичный отказ от исковых требований (часть 2).

Заявление от 26 июля 2021 года об отказе от иска к ответчику-1 и уточнение наименование ответчика от 03 июня 2021 года подписаны представителем истца ФИО2, действующего на основании доверенности от 08 июня 2020 года № 19АА0615877.

Вместе с тем названная доверенность не предусматривает полномочия представителя на полный или частичный отказ от иска, в том числе при рассмотрении спора арбитражным судом.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд рассмотрел дело о взыскании с ответчика-1 и ответчика-2 процентов в сумме 3993 рублей 44 копеек.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и управлением 20 ноября 2020 года заключен договор № 11.20/12 на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан, по условиям которого предприниматель обязуется перевозить граждан, имеющих льготы, а управление, по мере финансирования Министерством труда и социального развития Республики Хакасия на указанные цели, обязуется предоставить субсидию (пункт 1.2 договора).

Названный договор заключен сторонами в целях реализации Федерального закона от       13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», законов Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», от            11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 02 октября 2008 года № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», от 21 февраля 2014 года № 15-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения», от 30 сентября 2011 года               № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования», постановления Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 года № 62 «Об утверждении Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия», и обеспечения потребностей льготных категорий граждан в пассажирских перевозках на городских маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по регулируемым тарифам.

Предметом договора является определение порядка взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в целях предоставления субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан автомобильным транспортом общего пользования по  регулируемым тарифам № 1а/м, 4, 17.

Согласно пункту 9.1 договор вступает в силу с 01 декабря 2020 года и действует до полного исполнения принятых на себя сторонами обязательств.

Договором установлены обязанности сторон, в частности, предприниматель обязан перевозить граждан, имеющих льготы, по проездным документам установленного образца пассажирскими транспортными средствами (автобусами) по городскому маршруту регулярных транспортных перевозок, и графиком движения транспортных средств (пункт 2.3.1. договора); предоставлять до 25 декабря 2020 года, следующие документы: заявку в произвольной форме на предоставлении субсидии, адресованную управлению, справку о подтверждении расходов индивидуальным предпринимателем, связанных с льготной перевозкой граждан на транспорте общего пользования городских маршрутов в Республике Хакасия, счета-фактуры на сумму договора по перевозке пассажиров применительно к каждой категории граждан, имеющих льготы (ветераны труда, реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, труженики тыла, многодетные семьи, пенсионеры, граждане, вышедшие на трудовую пенсию по старости, проживающие на территории Республики Хакасия, имеющие общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для мужчин и 35 лет для женщин) в отдельности; акт о выполненных работах (оказанных услугах) (пункт 2.3.7. договора).

Управление в силу пункта 2.1.2. приняло на себя обязательства перечислять субсидию на основании представленных документов, указанных в пункте 2.3.7. настоящего договора в пределах суммы, установленной пунктом 1.3 договора.

Пунктом 1.3. договора предусмотрено, что сумма договора составляет 691 670 рублей, в том числе: ветераны труда – 611 540 рублей, реабилитированные и лица – 9 240 рублей, труженики тыла – 2 960 рублей, многодетные семьи 27 300 рублей, пенсионеры и ОКГ – 25 130 рублей, граждане, вышедшие на трудовую пенсию по старости, проживающие на территории Республики Хакасия, имеющие общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для мужчин и 35 лет для женщин – 15 500 рублей.

В течении 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии управление перечисляет предпринимателю в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (пункт 3.2. договора).

Предоставление субсидий производится по мере поступления финансирования из Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия в безналичной форме (пункт 3.4. договора).

Пунктом 5.2 договора установлено, что за ненадлежащее исполнение, либо неисполнение принятых обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия и настоящим договором.

19 января 2021 года истец обратился к ответчикам с претензией, в которой просил погасить задолженность по договору от 20 ноября 2020 года № 11.20/12  в сумме 682 430 рублей.

В ответе от 27 января 2021 года № 1018 на претензию управление указало, что средства на погашение задолженности запрошены у министерства.

В связи с несвоевременным перечислением средств субсидии предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив приведенные истцом доводы и представленные в их обоснование доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации.

Законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 2 октября 2008 года № 43-ЗРХ №О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», от 30 сентября 2011 года № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования», от 21 февраля 2014 года № 15-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения» отдельным категориям граждан предоставлено право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц, а также предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси), осуществляющего перевозки по маршрутам в границах населенных пунктов Республики Хакасия, а также на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения в пределах территории Республики Хакасия.

В соответствии вышеназванными законами Республики Хакасия меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования (кроме такси), являются расходным обязательством Республики Хакасия. Предоставление указанных льгот осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Порядок предоставления субсидий перевозчикам урегулирован постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 года № 62 «Об утверждении Порядка предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия».

Пунктом 2.16 указанных Правил предусмотрено, что перечисление средств перевозчику производится управлением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на счет, открытый в кредитном учреждении, в сроки, предусмотренные договором о возмещении недополученных доходов.

Материалами дела установлено, что задолженность по договору на предоставление субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан от 20 ноября 2020 года № 11.20/12 оплачена платежными поручениями от 29 декабря 2020 года, № 118417, 22 марта 2021 года № 389832, 29 марта 2021 года № 425285, от 29 марта 2021 года № 424047 от 29 марта 2021 года № 424056, от 29 марта 2021 года № 424054

Оценивая доводы истца о взыскании суммы 3993 рубля 44 копейки, исчисленной в соответствии с применением по аналогии закона положений части 5 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Положениями части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ определено, что настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных законом № 44-ФЗ контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Частями 1, 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что Закон № 44-ФЗ регулирует отдельные аспекты гражданско–правовых отношений в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, то есть содержит специальные положения по отношению к нормам, закрепленным другими нормативными правовыми актами гражданского законодательства, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 38 разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7, в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2019 года № 106-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (приложение № 8 «Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2020 год»), министерство является главным распорядителем средств республиканского бюджета по реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Хакасия перевозчикам (юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям) субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия (далее - субсидии), определен Порядком предоставления перевозчикам субсидий, связанных с льготной перевозкой граждан, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 15 февраля 2011 года № 62 (далее - Правила № 62).

Категории получателей субсидии определены пунктом 1.6 Порядка № 62 к которым отнесены:

а) перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки граждан на автомобильном транспорте по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, имеющие право на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

б) перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки граждан на автомобильном транспорте по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, на автомобильном транспорте общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (за исключением г. Абакана), имеющие право на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

в) перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Хакасия, имеющие право на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил № 62 главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является министерство.

В соответствии с пунктом 2.2 Правил № 62 договор о предоставлении субсидии заключается с перевозчиками, указанными в подпунктах «а» и «б» пункта 1.6 Порядка № 62 государственным казенным учреждением Республики Хакасия - управлением социальной поддержки населения города или района по месту своего нахождения от имени Республики Хакасия.

Субсидии перечисляются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования на счета перевозчиков, открытые в кредитных организациях на территории Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии управлением - перевозчикам, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 1.6 настоящего Порядка (пункт 2.16 Правил № 62).

Исходя из установленного порядка предоставления субсидий и предмета заключенного договора от 20 ноября 2020 года № 11.20/12 следует, что договор определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в целях предоставления субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан автомобильным транспортом общего пользования.

Таким образом, договор от 20 ноября 2020 года № 11.20/12 направлен на исполнение публичным образованием - Республикой Хакасия, своих обязательств, предусмотренных законами Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года № 84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия», от 11 ноября 2004 года № 85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 2 октября 2008 года № 43-ЗРХ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия», от 30 сентября 2011 года № 72-ЗРХ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования», от 21.02.2014 № 15-ЗРХ «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости, и о внесении изменений отдельные законодательные акты Республики Хакасия в сфере социальной поддержки населения».

Источником предоставления субсидий являются бюджетные средства субъекта Российской Федерации, то есть, плательщиком выступает публичное образование, действующее в спорных правоотношениях через уполномоченный орган – управление, доведенные лимиты и финансирование которого на указанные цели производится через главного распорядителя бюджетных средств – министерство.

Управление в силу Правил № 62, является субъектом, который представляет интересы Республики Хакасия в данном споре (споре о возмещении расходов транспортных предприятий при осуществлении перевозки льготных пассажиров).

Поскольку посредством заключения договора о предоставлении субсидии, связанной с льготной перевозкой граждан публичное образование исполняет свои обязательства, а управление и министерство в данных правоотношениях не выступают в качестве самостоятельного субъекта права, реализующего свой интерес, то в настоящем деле правоотношения сторон квалифицируются как бюджетные.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (например, в части планирования закупок, особенностей заключения контрактов с превышением срока действия утвержденных (доведенных)  лимитов,  ведения реестра закупок, контроля в сфере закупок).

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, порядок заключения и исполнения, как следствие, ответственность возникающих между государственным (муниципальным) заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) регулируются законодательством о контрактной системе, гражданским законодательством.

Предоставление  субсидий на основании соответствующих соглашений (договоров) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе имеет иные цели и задачи, а именно цели возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления таких субсидий регулируется бюджетным законодательством.

Взыскание неустойки (процентов) в силу статьи 34 Закона № 44-ФЗ договором от                20 ноября 2020 года № 11.20/12, Правилами № 62 или иными нормами бюджетного законодательства не предусмотрено.

Так как спорные правоотношения по предоставлению субсидий возникли из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства, в частности специального, в том числе начисление пени в рамках части 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена, то основания для взыскания с управления указанных истцом  процентов (неустойки) отсутствует.

При этом аналогия права в данном случае не может быть применена, поскольку это противоречит существу спорных правоотношений.

Таким образом, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения требования истца о взыскании процентов в сумме 3993 рублей 44 копеек.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Государственная пошлина по настоящему делу с учетом уменьшения исковых требований составляет 2000 рублей, уплачена истцом при обращении с исковым заявлением по платежному  поручению от 17 марта 2021 года № 56 в размере 16 720 рублей.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей относятся на истца.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 14 720 рублей подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в материалы дела представлена копия электронного платежного поручения, фактически платежный документ истцу не возвращается.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении исковых требований.

2. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 14 720  (четырнадцать тысяч семьсот двадцать) рублей государственной  пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17 марта 2021 года № 56.

Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                          О.Е. Корякина