НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Республики Хакасия от 27.08.2020 № А74-4008/20

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

28 августа 2020 года                                                                                      Дело № А74-4008/2020

          Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2020 года.

          Решение в полном объеме изготовлено 28 августа 2020 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ИНН 1901023044, ОГРН 1021900526482)

к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бургундосовой Ирине Прокопьевне (ИНН 190103446206, ОГРНИП 316190100057661)

о взыскании 2 588 783 руб. средств гранта.

В судебном заседании приняли участие:

от истца – Полторацкий Д.С. на основании доверенности от 10.02.2020 № 33-770-П, диплома (паспорт);

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бургундосова И.П. (выписка из ЕГРИП, паспорт).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – министерство, Минсельхозпрод Хакасии) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бургундосовой Ирине Прокопьевне (далее – глава КФХ) о взыскании о взыскании 2 588 783 руб. средств гранта.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал против удовлетворения требований в полном объеме                              по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

26.06.2017 между министерством и главой КФХ в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 № 114-ЗРХ                              «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018     и 2019 годов», Порядком предоставления государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного кодекса (поддержка начинающих фермеров), утверждённым постановлением правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 №607, заключено соглашение №42 о предоставлении государственной целевой поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ (поддержка начинающих фермеров) (далее – соглашение).

Предметом соглашения является предоставление в 2017 году государственной поддержки в виде гранта в форме субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей реализации названной выше подпрограммы государственных программ                 по поддержке начинающих фермеров (далее – грант) из республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших                     в порядке софинансирования, в целях реализации получателем проекта по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства «Разведение КРС мясного направления».

В соответствии с пунктом 2.1 соглашения грант предоставляется предпринимателю                   в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю – министерству как получателю средств республиканского бюджета на цели, указанные                    в разделе 1 настоящего соглашения, в размере 2 644 500 руб.

В соответствии с подпунктами а), б), в) пункта 3.1.2 соглашения грант предоставляется на условиях:

а) использование гранта в соответствии с Планом расходов в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет получателя;

б) оплата за счет собственных денежных средств на условиях софинансирования гранта части стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в Плане расходов, в размере, предусмотренном Планом расходов, но не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в срок не более 18 месяцев со дня поступления гранта на счет получателя;

в) создание не менее одного рабочего места на каждый 1 миллион рублей гранта                  и обеспечение трудоустройства работников в соответствии с созданными постоянными рабочими местами не позднее года, в котором средства гранта освоены в полном объеме,                  и недопущение сокращения численности работников, трудоустроившихся на созданные постоянные рабочие места, до окончания срока реализации по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с пунктом 4.3.2 соглашения глава КФХ принял на себя обязательство направлять средства гранта на финансовое обеспечение затрат, определённых планом расходов (приложение № 1 к соглашению).

Приложением № 1 к соглашению стороны согласовали План расходов, в соответствии    с  которым определены наименование приобретений (имущество, работы, услуг), их количество, общая стоимость, а также объёмы и источники финансирования. Общий размер гранта на поддержку начинающих фермеров составил 2 644 500 руб., размер собственных денежных средств – 294 700 руб.

Средства гранта перечислены на счёт главы КФХ в полном объёме платёжным поручением от 29.06.2017 № 183651.

В соответствии с указанным Планом расходов глава КФХ приобретает имущество:

- телка племенная мясного направления «Герефорд» - 10 голов общей стоимостью 700.000 руб., из них: 630.000 руб. – грант, 70.000 руб. – собственные средства;

- бык племенной мясного направления породы «Герефорд» - 1 голова стоимостью 80.000 руб., из них: 72.000 руб. – грант, 8.000 руб. – собственные средства;

- трактор Беларус 82.1-23/12-23/32 -1 шт. общей стоимостью 1.354.000 руб., из них: 1.218.000 руб. – грант, 136.000 руб. – собственные средства;

- пресс подборщик рулонный JB15 - 1 шт. общей стоимостью – 555.200 руб., из них: 499.500 руб. – грант; 55.700 руб. – собственные средства;

- грабли YFRWEST-WR 8 в количестве 1 шт. общей стоимостью 140.000 руб., из них: 126.000 руб. – грант; 14.000 руб. – собственные средства;

- косилка Wirax 1.65 в количестве 1 шт. общей стоимостью 110.000 руб., из них: 99.000 руб. – средства гранта, 11.000 руб. – собственные средства.

Согласно подпунктам а) и в) пункта 3.1.2 Соглашения грант предоставляется                           на условиях, в том числе использования гранта в соответствии с Планом расходов в срок                не более 18 месяцев со дня поступления средств гранта на счет Получателя; создание                      не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн. руб. гранта и обеспечение трудоустройства работников в соответствии с созданными постоянными рабочими местами не позднее года, в котором средства гранта освоены в полном объеме, и недопущение сокращения численности работников, трудоустроившихся на созданные постоянные рабочие места, до окончания срока реализации проекта по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства. 

Подпунктом м) пункта 3.1.2 Соглашение закреплено предоставление получателем гранта в Минсельхозпрод Хакасии в установленном порядке отчета о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера по форме, установленной в приложении № 3 к настоящему соглашению, являющейся неотъемлемой часть соглашения, содержащего документы, подтверждающие целевое использование гранта и трудоустройство работников.

В приложении № 4 к Соглашению закреплен перечень документов, подтверждающих целевое использование гранта и трудоустройство работников (в том числе в части документов, подтверждающих целевое использование гранта – заверенная банком выписка из текущего (расчетного) счета получателя, на который перечислены средства гранта,                    по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, подтверждающая остаток средств гранта; к отчету о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера (с момента трудоустройства работников) представляется копия расчета по страховым взносам, подтверждающего трудоустройство работников                                 в крестьянском (фермерском) хозяйстве получателя, с отметкой территориального органа Федеральной налоговой службы, заверенная получателем).

Согласно пункту 4.1.6 Соглашения предусмотрена обязанность Главного распорядителя осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей                        и условий предоставления гранта, установленных Порядком и соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых) проверок по месту нахождения Главного распорядителя, в том числе на основании отчетов о целевом расходовании гранта                           и о деятельности начинающего фермера (приложение 3), содержащих документы, подтверждающие целевое использование гранта и трудоустройство работников.

Пунктом 4.3.6 Соглашения предусмотрены обязательства получателя субсидии, в том числе представлять главному распорядителю отчёты о целевом расходовании гранта                    и о деятельности семейной животноводческой фермы (приложение 3), содержащие документы, подтверждающие целевое использование гранта и трудоустройство работников, по состоянию на первое число месяца, следующего за отчётным периодом, не позднее 15 числа указанного месяца, в течение пяти лет с даты получения гранта.

В соответствии с пунктом 4.3.8.2 Соглашения получатель обязуется возвратить                         в соответствующий бюджет средства гранта в размере и сроки, определенные в указанном требовании.

В силу положений пункта 4.3.11 Соглашения получатель обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых Главному распорядителю                                в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

Пунктом 5.2.1 Соглашения предусмотрено, что в случае установления факта нарушения получателем условий, установленных при предоставлении гранта, а также в случае установления факта представления получателем недостоверных сведений, содержащихся              в документах, неправомерно полученные суммы гранта подлежат возврату                                        в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15.01.2018 глава КФХ представил в министерство отчёт о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера за второе полугодие 2017 года по состоянию                      на 01.01.2018.

В ходе проверки указанного отчёта министерством установлено, что в отчётном периоде с использованием средств гранта приобретены трактор Беларус 82.1 стоимостью 1 292 000 руб. и косилка Wirax 1.65 стоимостью 110 000 руб.

15.01.2019 глава КФХ представил в министерство отчёт о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера за первое, второе полугодие 2018 года (2018 год)               по состоянию на 01.01.2019.

В ходе проверки указанного отчёта министерством установлено, что главой КФХ:

- не приобретены: сельскохозяйственные животные - телка племенная мясного направления породы «Герефорд» в количестве 10 гол., бык племенной мясного направления породы «Герефорд» в количестве 1 гол.; сельскохозяйственная техника – пресс-подборщик рулонный JB15, грабли HARWEST-WR 8;

- не представлена заверенная банком выписка по счету, подтверждающая наличие остатка средств гранта;

- не представлены доказательства найма работников для осуществления трудовой деятельности в крестьянском фермерском хозяйстве (копия расчета по страховым взносам).

- достигнутое значение показателя на отчетную дату – 10 (фактически – 0), процент выполнения плана – 100 (фактическое – 0), произведено продукции – 445 000 (фактическое -0), крупный рогатый скот – 20 голов (фактически – 8),

то есть предоставление получателем средств гранта недостоверных сведений.

Письмом от 09.07.2019 №33-1929-П главе КФХ было направлено требование                 о возврате полученной суммы гранта в полном объеме – в сумме 2 588 783 руб.  20 коп. (2 644 500  руб. за вычетом  неиспользованного остатка гранта в сумме 55 716 руб. 80 коп., взысканного по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.01.2020 по делу                                      № А74-18777/2018).

Согласно информации, полученной министерством с сайта Почты России, письмо получено адресатом 21.09.2019.

В связи с тем, что до настоящего времени требование министерства главой КФХ               Бургундосовой И.П. не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив приведённые сторонами доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу, что требования Минсельхозпрода Хакасии подлежат удовлетворению.

Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (далее – субсидии) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом                 о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства                                  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

В рамках предоставленных полномочий постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы».

Согласно Положению о министерстве, утверждённому постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 № 41, министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, одной из функций которого является государственная поддержка агропромышленного комплекса Республики Хакасия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2014 № 607 (в редакции, действовавшей в спорный период) утверждён Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на 2015 год                  и на плановый период 2016 и 2017 годов в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам) (далее – Порядок № 607).

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка № 607 гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются в целях создания и развития                     на территории сельских поселений и межселенных территориях Республики Хакасия крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:  приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Единовременная помощь на бытовое обустройство предоставляется в целях: приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлечённым для его приобретения.

Главным распорядителем средств республиканского бюджета по предоставлению является Минсельхозпрод Хакасии (пункт 1.4 Порядка № 607).

Указанным Порядком № 607 в подпункте м) пункта 2.2 определены условия предоставления грантов, к которым относится, в том числе: представление                                       в Минсельхозпрод РХ в порядке, предусмотренном пунктом 4.1 настоящего Порядка, отчета о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера, содержащего документы, подтверждающие целевое использование гранта и трудоустройство работников (далее - отчет о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера). Перечень документов, подтверждающих целевое использование гранта и трудоустройство работников, предусматривается соглашением о предоставлении государственной поддержки на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров), форма которого утверждается приказом Министерства финансов Республики Хакасия.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 607 получатели грантов в течение пяти лет                  со дня их получения представляют в Минсельхозпрод РХ на бумажном носителе отчет                      о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера по форме, установленной соглашением, в следующие сроки:

получатели гранта текущего финансового года - раз в полгода в году получения гранта не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

получатели гранта годов, предшествующих текущему финансовому году, - один раз                  в год не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Минсельхозпрод РХ и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления (пункт 4.2 Порядка № 607).

Согласно разделу 5 Порядка № 607 в случае установления факта нарушения получателем гранта условий, определенных пунктом 2.2 настоящего Порядка при его предоставлении, а также в случае установления факта представления получателем гранта недостоверных сведений, содержащихся в документах, неправомерно полученные суммы гранта подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Минсельхозпрод РХ в течение 30 дней со дня выявления случаев, указанных в пункте 5.1 настоящего Порядка, направляет получателю гранта требование о возврате полученной суммы гранта в полном объеме, а в случаях нарушения условий, определенных подпунктами "а", "б", "ж" - "л" пункта 2.2 настоящего Порядка, в отношении части гранта - о возврате соответствующей части полученного гранта, - с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств.

Получатель гранта в течение 30 дней со дня получения требования о возврате полученной суммы (части суммы) гранта обязан произвести возврат указанной                                  в уведомлении суммы (части суммы) гранта.

Возврат предоставленного гранта производится получателем гранта в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы гранта или возврата ее не в полном объеме - в судебном порядке в соответствии                         с законодательством Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных норм БК РФ, Порядка № 607 следует, что грант                              и единовременная помощь предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует    в случае нарушения условий, установленных для их предоставления.

Из материалов дела следует, что министерством заявлено требование о возврате главой КФХ средств гранта в полном объеме - в сумме 2 588 783 руб.  20 коп. (2 644 500  руб.                    за вычетом  неиспользованного остатка гранта в сумме 55 716 руб. 80 коп., взысканного                       по решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.01.2020 по делу                                     № А74-18777/2018).

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, 15.01.2019 глава КФХ представил в министерство отчёт о целевом расходовании гранта и о деятельности начинающего фермера за первое, второе полугодие 2018 года по состоянию на 01.01.2019                  с приложенными к нему документами.

Из представленного отчета и приложенных к нему документов министерством установлены следующие нарушения условий соглашения и Порядка № 607:

- не приобретены: сельскохозяйственные животные - телка племенная мясного направления породы «Герефорд» в количестве 10 гол., бык племенной мясного направления породы «Герефорд» в количестве 1 гол.; сельскохозяйственная техника – пресс-подборщик рулонный JB15, грабли HARWEST-WR 8;

- не представлена заверенная банком выписка по счету, подтверждающая наличие остатка средств гранта;

- не представлены доказательства найма работников для осуществления трудовой деятельности в крестьянском фермерском хозяйстве (копия расчета по страховым взносам);

- достигнутое значение показателя на отчетную дату – 10 (фактически – 0), процент выполнения плана – 100 (фактическое – 0), произведено продукции – 445 000 (фактическое -0), крупный рогатый скот – 20 голов (фактически – 8),

то есть предоставление получателем средств гранта недостоверных сведений.

Данные основания в силу перечисленных выше пунктов соглашения и Порядка № 607 являются основанием для возврата полученных денежных средств в республиканский бюджет Республики Хакасия в полном объёме.

Приведенные главой КФХ в отзыве доводы и приложенные к отзыву документы                      не опровергают выводов министерства о предоставлении получателем средств гранта недостоверных сведений. На дату представления главой КФХ отчета за 2018 год условия получения средств гранта, предусмотренные Соглашением, должны были быть выполнены ответчиком в полном объеме.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу                              об обоснованности требований истца.

Порядок возврата субсидии, предоставленной предпринимателю в указанном выше размере, министерством соблюдён.

Документы, свидетельствующие о добровольном возврате предпринимателем взыскиваемой суммы субсидий, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 35 944 руб. и в соответствии  со статьёй 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Удовлетворить исковое заявление.

Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Бургундосовой Ирины Прокопьевны, п/ст. Спартак Аскизского района Республики Хакасия, зарегистрированной 18.04.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия, в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия  2 588 783 (два миллиона пятьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот восемьдесят три) руб. средств гранта.

2.Взыскать с главы крестьянского фермерского хозяйства Бургундосовой Ирины Прокопьевны, п/ст. Спартак Аскизского района Республики Хакасия, зарегистрированной 18.04.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия, в доход федерального бюджета 35 944(тридцать пять тысяч девятьсот сорок четыре) руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалоба  подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                         И.А. Курочкина