АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан Дело № А74-5221/2009
01 февраля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2010 года.
Решение изготовлено в полном объёме 01 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия, г. Абакан,
к индивидуальному предпринимателю Ворончихиной Елене Юрьевне, г. Абакан,
о взыскании 2.142,90 руб. штрафной санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за 2008 год.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.
В судебном заседании 20.01.2010 принимали участие представители
от заявителя: Утробина А.В. по доверенности от 17.02.2009 № 1667,
индивидуальный предприниматель Ворончихина Е.Ю., паспорт.
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявил перерыв в судебном заседании, 20.01.2010, на 11 часов 30 минут 27.01.2010
В судебном заседании 27.01.2010 принимали участие
от заявителя: отсутствовал,
индивидуальный предприниматель Ворончихина Е.Ю., паспорт.
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ворончихиной Елене Юрьевне (далее – предприниматель) о взыскании 2.142,90 руб. штрафной санкции за нарушение срока представления сведений о работниках, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.
В судебном заседании 20.01.2010 представитель заявителя поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. При этом пояснил, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчётным, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Индивидуальный предприниматель Ворончихина Е.В. в нарушение положений вышеуказанного закона не представила индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 2008 год в Пенсионный фонд, что отражено в акте № 72 от 16.06.2009. Вместе с тем представил декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год в налоговый орган. Сумма начисленных страховых взносов согласно данной декларации составила 21.429 руб. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций.
Предприниматель в судебном заседании 20.01.2010 признал факт непредставления в установленный срок сведений о застрахованных лицах и просил суд снизить размер штрафной санкции. Сослался на то, что с 2007 года от предпринимательской деятельности получает незначительный доход, в связи с чем работающие у неё работники были уволены, оформлен кредит в банке, снято в аренду более дешёвое помещение, чем прежде. Кроме того, просит суд учесть, что расторжение брака с мужем и нахождение на иждивении двух дочерей, одна из которых проходит платное обучение, другая – не достигла совершеннолетнего возраста.
Индивидуальный предприниматель ходатайствовал об объявлении перерыва в судебном заседании для представления документов в подтверждение наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.
В судебном заседании 27.01.2010 предприниматель поддержала заявленное ходатайство о снижении размера штрафной санкции. Представила документы в подтверждение наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Ворончихина Елена Юрьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.03.2002 Регистрационной палатой администрации города Абакана 10.03.2004 внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 304190107000077 (свидетельство серии 19 № 000795116).
Предприниматель состоит на учёте в Управлении Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию – лица, производящего выплаты в пользу физических лиц (работодателя).
27.05.2009 в адрес предпринимателя Управлением Пенсионного фонда направлено уведомление от 27.05.2009 № 8181 о необходимости представления индивидуальных сведений о работниках и подписания акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании 16.06.2009. Данное уведомление получено предпринимателем 29.05.2009 (почтовое уведомление от 27.05.2009 № 71515).
16.06.2009 Управлением Пенсионного фонда проведена камеральная проверка на предмет исполнения предпринимателем обязанности по представлению сведений об индивидуальном (персонифицированном) учёте за 2008 год.
По итогам камеральной проверки установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ, Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования») предприниматель не представил сведения по индивидуальному (персонифицированному) учёту за 2008 год, о чём составлен акт № 72 от 16.06.2009.
Данный акт проверки содержит информацию о дате, времени и месте рассмотрения результатов проверки с учётом представленных страхователем документов (13.07.2009 в 14 часов 00 минут в здании Управления Пенсионного фонда в г. Абакане по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, д. 72А, каб.217).
Указанный акт получен предпринимателем 23.06.2009 (почтовое уведомление № 15331).
13.07.2009 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда принято решение № 46 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в связи с не представлением сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта. Сумма штрафа исчислена, исходя из санкции статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и составила 2.142,90 руб.
Решение № 46 от 13.07.2009 получено предпринимателем 21.07.2009, что подтверждается почтовым уведомлением № 40205.
21.08.2009 на основании решения № 46 от 13.07.2009 Управлением Пенсионного фонда выставлено требование № 25 об уплате штрафных санкций в десятидневный срок с момента получения данного требования.
Указанное требование было направлено предпринимателю 26.08.2009, но возвращено отделением связи 28.09.2009в связи с истечением срока хранения, что подтверждается почтовым конвертом от 26.08.2009 № 21565.
Неуплата предпринимателем суммы штрафной санкции послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении данного дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье, на то, что взыскание этих сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Учитывая изложенное, Управление Пенсионного фонда обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя суммы штрафа в размере 2.142,90 руб.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте» к страхователям относятся юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте» установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает, в том числе сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Частью 3 статьи 17 названного Закона определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт непредставления предпринимателем в установленный срок индивидуальных сведений о работниках, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год подтверждается материалами дела, в том числе: актом от 16.06.2009 № 72, решением от 13.07.2009 № 46, пояснениями предпринимателя, данными в судебном заседании.
Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год сумма начисленных страховых взносов за расчётный период составила 21.429 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» предпринимателю начислены штрафные санкции в размере 2.142,90 руб.
Арбитражный суд считает, что Управлением Пенсионного фонда правомерно установлена сумма штрафной санкции и определена ответственность предпринимателя по части 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте».
На дату вынесения настоящего решения штраф предпринимателем не уплачен.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции действовавшей до 01.01.2010, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей, на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, если иное не установлено названным законом, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Арбитражный суд установил, что заявителем соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьёй 104 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд в пределах срока, установленного статьёй 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем арбитражный суд удовлетворяет требование заявителя частично в связи со следующими обстоятельствами.
Арбитражный суд полагает возможным при определении размера подлежащей взысканию с предпринимателя санкции учесть положения статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющие суду право на уменьшение размера штрафа при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.
В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного фонда при рассмотрении дела обязано было включить в предмет исследования вопрос о наличии или отсутствии у предпринимателя обстоятельств, смягчающих ответственность, и при наличии таких обстоятельств учесть их при наложении санкций в порядке, установленном статьёй 114 настоящего Кодекса.
Из текста решения от 13.07.2009 № 46 не усматривается, что в предмет исследования входил вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.
В ходе судебного разбирательства по делу предпринимателем в подтверждение наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, представлены договор от 20.07.2005 № 05-052 на оказание платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, квитанции от 30.01.2008, 04.01.2009, 27.10.2009, подтверждающие оплату обучения в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Хакасский институт бизнеса» Ворончихиной Марины Владимировны, свидетельство о расторжении брака от 19.08.2005 I-ПВ № 528299, свидетельство от 27.05.1994 IV СП № 317231о рождении Ворончихиной Виктории Владимировны, выписка из паспорта серии 9507 № 660195 Ворончихиной Марины Владимировны, расписки в получении алиментов в размере 3.000 руб. ежемесячно, кредитный договор от 18.09.2007.
Кроме того, предприниматель пояснила, что воспитывает одна двух дочерей, одна из которых обучается на платной основе в высшем учебном заведении, другая является несовершеннолетней. С мужем брак был расторгнут, ежемесячные алименты на несовершеннолетнюю дочь бывший муж уплачивает в размере 3.000 руб. Доход от предпринимательской деятельности является её единственным источником существования.
Указанные обстоятельства, при отсутствии сведений о других источниках дохода предпринимателя, безусловно, свидетельствуют о затруднительном финансовом положении.
Из смысла положений статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ответственность должна быть соразмерной характеру совершённого деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда не учло, что согласно пункту 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй настоящего Кодекса. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны судом и иные обстоятельства, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 указанной статьи.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» Российская Федерация без специального соглашения признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.
Европейский Суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся применения государством мер по налогообложению в рамках Статьи 1 Протокола № 1 к Европейской Конвенции по правам человека, когда вмешательство государства в право собственности выступает частью законодательной схемы, цель которой – контроль за использованием собственности.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека для того, чтобы вмешательство в право собственности считалось допустимым, оно должно не только служить законной цели в интересах общества, но должна быть и разумная соразмерность между используемыми средствами и той целью, на которую направлена любая мера, лишающая лицо собственности.
Разумное равновесие должно сохраняться между общими интересами общества и требованиями охраны основных прав личности.
Европейский Суд по правам человека допускает, что государство может в исключительных случаях ограничивать частные имущественные права во имя поддержания публичного общественного порядка. Однако такие ограничения не должны носить фискального характера.
В силу пункта 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из практики Европейского Суда по правам человека, а также из смысла части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что ответственность должна быть соразмерной характеру совершённого деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учётом характера совершённого правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, а также позицию Европейского Суда по правам человека, арбитражный суд полагает, что взыскание штрафа в заявленной сумме – 2.142,90 руб., не отвечает принципу соразмерности ответственности.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при определении размера штрафа Управлением Пенсионного фонда не соблюдено разумное равновесие между общими интересами общества и требованиями охраны основных прав личности. Совокупность представленных предпринимателем доказательств подтверждает наличие у Управления Пенсионного фонда законных оснований для применения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снижения размера штрафа, начисленного Управлением Пенсионного фонда в решении от 13.07.2009 № 46.
Учитывая изложенное, арбитражный суд в соответствии со статьёй 114 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить размер штрафа в одиннадцать раз, что составляет 194,81 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей до 29.01.2010, государственная пошлина по настоящему спору составляет 500 руб.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворён частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых требований. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в размере 454,55 руб. относится на заявителя, на индивидуального предпринимателя – 45,45 руб.
Принимая во внимание, что в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 454,55 руб., отнесённая на Управление Пенсионного фонда, взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 215, 216, 180, 319, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 180, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ворончихиной Елены Юрьевны, г. Абакан, свидетельство от 10.03.2004 серии 19 № 000795116, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 194 руб. (сто девяносто четыре рубля) 81 коп. штрафной санкции, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за 2008 год.
Отказать в удовлетворении остальной части требования.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Ворончихиной Елены Юрьевны, г. Абакан, свидетельство от 10.03.2004 серии 19 № 000795116, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 45 руб. (сорок пять рублей) 45 коп.
3. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова