НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 26.09.2017 № А74-7203/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело №А74-7203/2017

3 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2017 года.

Мотивированное решение изготовлено 3 октября 2017 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании произвести перерасчет размера страховых взносов за 2015 год, исходя из размера дохода, уменьшенного на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным требования №014S01170126706 об уплате налога, сбора, штрафа, пени по состоянию на 09.01.2017,

об обязании произвести возврат незаконно взысканных денежных средств.

В судебном заседании принимал участие представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 на основании доверенности от 05.09.2017 № 19 АА 0447468, паспорт.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее - Управление) об обязании произвести перерасчет размера страховых взносов за 2015 год, исходя из размера дохода, уменьшенного на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене требования № 014S01170126706 об уплате налога, сбора, штрафа, пени по состоянию на 09.01.2017.

До судебного заседания 19.09.2017 от заявителя в электронном виде поступило дополнение № 1 к исковому заявлению.

Управление и налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направили, являются надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда в сети «Интернет».

Арбитражный суд, руководствуясь положениями статей 121, 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание и рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления и налоговой инспекции.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал ходатайство об уточнении требований к налоговой инспекции, изложенное в дополнении № 1 к заявлению, просил также инспекцию обязать произвести возврат незаконно взысканных денежных средств. Арбитражный суд протокольным определением в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ принял уточнение заявленных требований.

Кроме того, представитель заявителя представил заявление об отказе от требований к Управлению, просил принять отказ от требований и прекратить производство по делу в указанной части.

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ подписан со стороны заявителя уполномоченным лицом.

Оценив отказ заявителя от своих требований с точки зрения его соответствия законам и иным нормативным правовым актам, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что он не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.

Названное обстоятельство в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ является основанием для прекращения производства по делу в части требования к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия об обязании произвести перерасчет размера страховых взносов за 2015 год, исходя из размера дохода, уменьшенного на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Учитывая изложенное, протокольным определением арбитражный суд в порядке статьи 51 АПК РФ привлек государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, поскольку из обстоятельств дела следует, что оспариваемое требование предъявлено налоговым органом на основании сведений о задолженности, представленных Управлением.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.08.2003 Регистрационной палатой администрации города Абакана.

Налоговым органом в адрес предпринимателя направлено требование по состоянию на 09.01.2017 №014S01170126706 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой премии в сумме 115 237 руб. 95 коп., а также пеней начисленных за неуплату страховых взносов в сумме 10 991 руб. 79 коп., которое было получено предпринимателем 14.03.2017.

Не согласившись с полученным требованием, предприниматель обратился с жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия и в Управление.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от 17.05.2017 № 90 жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Письмом от 24.03.2017 № 30-09/7079 Управление сообщило предпринимателю о том, что расчет страховых взносов произведен, исходя из суммы доходов, полученных предпринимателем за 2015 год. При расчете страховых взносов постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П не учитывается, поскольку подлежит применению в отношении плательщиков уплачивающих НДФЛ.

Считая требование налогового органа № 014S01170126706 по состоянию на 09.01.2017 не соответствующими положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), предприниматель в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.

Предприниматель, оспаривая требование налогового органа № 014S01170126706 по состоянию на 09.01.2017, указывает на пропуск срока на его выставление.

Арбитражный суд соглашается с указанным доводом заявителя в силу следующего.

Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в силу с 01.01.2017, признан утратившим силу Федеральный законот 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившим в силу 01.01.2017, НК РФ дополнен нормами об установлении, введении и взимании страховых взносов.

В силу части 2 статьи 4 указанного Закона взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно статьям 69, 70 НК РФ требование об уплате налога, под которым понимается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки по уплате налога не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При неисполнении обязанности по уплате налога в установленный в требовании срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ; взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3).

Таким образом, процедура принудительного взыскания налога, пеней и санкций представляет собой ряд взаимосвязанных действий, совершаемых в установленные законодательством сроки. На каждой стадии принудительного взыскания налогоплательщику представляются определенные законодательством права, обеспечиваемые соблюдением налоговым органом установленного порядка взыскания. Нарушение данного порядка на каждой стадии взыскания влечет невозможность перехода к следующей стадии взыскания и, соответственно, незаконность действий и ненормативных актов налогового органа, направленных на принудительное взыскание налога.

В частности, на стадии направления требования об уплате налога права налогоплательщика обеспечиваются соответствием требования установленной форме и надлежащим его вручением налогоплательщику. Следует отметить, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

На стадии обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика соблюдение прав налогоплательщика гарантируется законодательным ограничением срока на совершение указанного действия - два месяца и обязанностью налогового органа довести до сведения налогоплательщика принятое решение о взыскании налога за счет денежных средств.

При истечении указанного срока налоговый орган утрачивает право на бесспорное взыскание налога и дальнейшее взыскание возможно только в судебном порядке.

При этом следует учитывать, что исчисление сроков совершения всех действий по принудительному взысканию недоимки по уплате налога начинается с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем, пропуск налоговым органом законодательно установленного срока направления требования об уплате налога сам по себе является основанием для признания его недействительным, так как данное обстоятельство влечет нарушение законодательно определенного порядка взыскания обязательных платежей и искусственное продление налоговым органом срока принятия решения, ограниченного, согласно статье 46 НК РФ, двумя месяцами с момента истечения срока исполнения требования, указанного в нем самом.

Поскольку спорные правоотношения (начисление страховых взносов за 2015 год) возникли до 01.01.2017 (задолженность по страховым взносам была передана Управлением налоговому органу) исчисление страховых взносов, сроков уплаты спорной суммы страховых взносов, а также сроков на выставление требования и принятия иных мер принудительного взыскания должно было осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшими до 1 января 2017 года.

Статьей 3 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 2 части 1 статьи 5).

Расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10 Федерального Закона №212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 14 указанного выше Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пунктам 3, 4 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации; для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из положений части 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14).

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу положений части 3 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, предприниматель в 1 и 2 кварталах 2015 года был плательщиком единого налога на вмененный доход, с 3 квартала 2015 года применял упрощенную систему налогообложения доходы минус расходы. Соответствующие налоговые декларации за указанные периоды были представлены предпринимателем в установленные законом сроки.

Письмом от 19.02.2016 № 09-16/1227 Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия направило государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов, в том числе и предпринимателя, по состоянию на 01.02.2016.

Таким образом, учитывая, что обязанность по уплате страховых взносов за 2015 год должна была быть исполнена предпринимателем не позднее 01.04.2016, требование об уплате страховых вносов должно было быть направлено Управлением не позднее 02.07.2016.

Арбитражный суд отклоняет довод Управления о том, что информация о доходе заявителя за 2015 год была получена Управлением 11.10.2016, следовательно, Управление в установленные частью 2 статьи 22 Федерального закона 212-ФЗ сроки произвело начисление страховых взносов и передало 01.01.2017 образовавшуюся задолженность на взыскание налоговому органу.

Так, декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год представлена предпринимателем в налоговый орган 20.01.2016, декларации по единому налогу на вмененный доход за 1 квартал 2015 года – 08.04.2015, уточненная за 1 квартал 2015 года - 26.06.2015, за 2 квартал 2015 года – 01.07.2015, уточненная (вторая) за 1 квартал 2015 года – 01.07.2015, таким образом, на дату формирования файла Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия у налогового органа имелась информация о доходах заявителя.

Согласно информации отраженной в письме государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия от 25.02.2016 № 16-20/2/995 файлы предоставленные Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия переданы Управлению 25.02.2016.

Аналогичная информация содержится в письме государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия от 21.07.2017 № 19965, в частности в указанном письме содержится информация о том, что сведения о доходах ФИО1 за 2015 год были представлены Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия 24.02.2016 и доведены до Управления.

Между тем, Управлением требование об уплате страховых взносов за 2015 год в адрес предпринимателя не выставлялось.

Передача функций по администрированию страховых вносов налоговому органу не является основанием для увеличения сроков для обнаружения недоимки и ее взыскания.

Следовательно, требование налогового органа № 014S01170126706 по состоянию на 09.01.2017 об уплате предпринимателем страховых взносов за 2015 год сформировано с нарушением трехмесячного срока, установленного частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ (срок на формирование требования истек 02.07.2016).

Данные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемого требования недействительным.

В этой связи доводы заявителя по существу заявленных требований не рассматриваются судом.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу, что требование заявителя о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия № 014S01170126706 по состоянию на 09.01.2017, подлежит удовлетворению.

Предприниматель просил восстановить нарушенное право путём обязания налогового органа произвести возврат незаконно взысканных денежных средств.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Арбитражный суд установил, что требование налогового органа выставлено с нарушением срока. Указанное требование, в свою очередь послужило основанием для вынесения налоговым органом решения № 218824 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 27.05.2017.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что на основании указанного выше решения с предпринимателя производится взыскание спорных сумм на счете в банке.

Учитывая указанное обстоятельство, арбитражный суд полагает разумным и адекватным в рассматриваемом случае обязать налоговый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата индивидуальному предпринимателю ФИО1 страховых взносов и пеней, взысканных в связи с неисполнением требования № 014S01170126706 по состоянию на 09.01.2017.

Государственная пошлина по делу составляет 600 руб., уплачена заявителем по чекам-ордерам от 30.05.2017 операция № 6 и от 06.06.2017 операция № 13.

Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу взыскиваются в пользу предпринимателя с налогового органа в сумме 300 руб.

В соответствии со статьёй 104 АПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в случае прекращения производства по делу подлежит возврату заявителю.

На основании изложенного арбитражный суд возвращает заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 06.06.2017. Платежное поручение поступило в суд в электронном виде, поэтому заявителю с настоящим определением не направляется.

Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 150, 151, 159, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Принять отказ индивидуального предпринимателя ФИО1 от требований к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия.

2.Прекратить производство по делу № А74-7203/2017 в части требования к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия об обязании произвести перерасчет размера страховых взносов за 2015 год, исходя из размера дохода, уменьшенного на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

3.Удовлетворить заявление индивидуального предпринимателя ФИО1.

Признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия №014S01170126706 об уплате налога, сбора, штрафа, пени по состоянию на 09.01.2017, в связи с его несоответствием положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

4.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата индивидуальному предпринимателю ФИО1 страховых взносов и пеней, взысканных в связи с неисполнением требования № 014S01170126706 по состоянию на 09.01.2017.

5.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия в пользуиндивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.

6. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) руб., уплаченную по чеку-ордеру от 06.06.2017.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

Решение подлежит немедленному исполнению. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья И.А. Курочкина