АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
01 сентября 2023 года Дело № А74-1894/2023
Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Милешиной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия «Управление инженерных защит» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 568 775 рублей 88 копеек ущерба в виде переплаты страховой пенсии.
В судебном заседании представители сторон отсутствовали.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия «Управление инженерных защит» (далее – учреждение, ответчик, ГБУ «Управление инженерных защит») о взыскании 568 775 рублей 88 копеек ущерба (индексация пенсии застрахованным лицам).
Определением арбитражного суда от 29 марта 2023 года заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 26 мая 2023 года арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства.
Судебный акт в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликован на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет, направлен истцу и ответчику на бумажном носителе, получен ими (почтовые уведомления №65500583077927, №65500583077910).
Протокольным определением от 03 августа 2023 года судебное разбирательство по делу отложено на 25 августа 2023 года.
Судебный акт в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликован на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет.
Руководствуясь частью 6 статьи 121, статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал сторон надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу и рассмотрел дело в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
09 декабря 2020 года учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 года в отношении 1 застрахованного лица (страховой номер 059-216-930-76).
20 сентября 2022 года учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2017 года в отношении 63 застрахованных лиц, в том числе со страховыми номерами 060-725-319-39, 060-514-301-08, 041-218-992-34, 064-146-740-54, 059-025-856-72, 059-155-273-76, 079-188-250-11.
Дата направления сведений подтверждается Журналом учета приема сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) в отношении страхователя - ГБУ «Управление инженерных защит».
В связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 года в отношении застрахованных лиц: 060-725-319-39 (застрахованное лицо № 1), 060-514-301-08 (застрахованное лицо № 2), 041-218-992-34 (застрахованное лицо № 3), 064-146-740-54 (застрахованное лицо № 4), 059-025-856-72 (застрахованное лицо № 5), 059-216-930-76 (застрахованное лицо № 6), 059-155-273-76 (застрахованное лицо № 7), 079-188-250-11 (застрахованное лицо № 8), фондом были приняты решения об увеличении сумм страховой пенсии, а именно:
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 1 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 1 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 17 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 1 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была с 01 января 2018 года уменьшена.
15 ноября 2022 года фондом принято решение № 144221/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 1.
В решении указано, что при выплате пенсии с 01 сентября 2017 года необоснованно увеличился размер в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере
с 01 сентября 2017 года по 30 ноября 2022 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 23 ноября 2022 года № 1688 в отношении застрахованного лица № 1, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года в сумме 90 673 рублей 39 копеек, в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ). К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 90 673 рублей 39 копеек.
Решениями от 17 ноября 2022 года №144221/22/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 1 работает по состоянию на май 2017 года, май 2018 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 августа 2017 года.
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 2 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 2 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была с 01 января 2018 года увеличена.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 2 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
20 октября 2022 года фондом принято решение № 133743/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 2.
В решении указано, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере с 01 сентября 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 25 октября 2022 года № 1548 в отношении застрахованного лица № 2, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года в сумме 115 413 рублей 75 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период с
01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 115 413 рублей 75 копеек.
Решениями от 20 октября 2022 года №1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 2 работает по состоянию на июнь 2017 года, май 2018 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 3 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 3 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 3 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
24 октября 2022 года фондом принято решение № 135075/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 3.
В решении указано, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере с 01 сентября 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 31 октября 2022 года № 1607 в отношении застрахованного лица № 3, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года в сумме 97 308 рублей 93 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 97 308 рублей 93 копеек.
Решениями от 20 октября 2022 года №1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 3 работает по состоянию на июнь 2017 года, май 2018 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 4 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 4 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 4 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
24 октября 2022 года фондом принято решение № 135204/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 4.
В решении указано, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере с 01 сентября 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 31 октября 2022 года № 1608 в отношении застрахованного лица № 4, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года в сумме 86 610 рублей 25 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 86 610 рублей 25 копеек.
Решениями от 25 октября 2022 года №134087/22 о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 4 работает по состоянию на июнь 2017 года, май 2018 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 5 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 5 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 5 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
25 октября 2022 года фондом принято решение № 135506/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 5.
В решении указано, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере с 01 сентября 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 31 октября 2022 года № 1609 в отношении застрахованного лица № 5, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года в сумме 43 228 рублей 08 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период
с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 43 228 рублей 08 копеек.
Решениями от 21 октября 2022 года № 133330/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 5 работает по состоянию на июнь 2017 года, май 2018 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 6 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 6 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 6 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
07 декабря 2020 года фондом принято решение № 216008/20 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 6.
В решении указано, что в ходе работы с пенсионным делом выявлен, в том числе факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением отчетности. Пенсия выплачивалась с ошибкой с 06 августа 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 19 мая 2021 года № 830 в отношении застрахованного лица № 6, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2020 года в сумме 49 074 рублей 11 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 декабря 2020 года на сумму 49 074 рублей 11 копеек.
Решениями от 07 декабря 2020 года №1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 6 работает по состоянию на январь 2017 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
- решением от 16 августа 2017 года о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 7 не работает по состоянию на июнь 2017 года, на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
Решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 7 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 7 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
25 октября 2022 года фондом принято решение № 135577/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 7.
В решении указано, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере с 01 сентября 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 31 октября 2022 года № 1610 в отношении застрахованного лица № 7, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года в сумме 60 961 рубля 70 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 60 961 рубля 70 копеек.
Решениями от 20 октября 2022 года №133255/22/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 7 работает по состоянию на май 2017 года, май 2018 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 августа 2017 года.
- решением от 14 марта 2018 года установлено, что застрахованное лицо № 8 не работает по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была увеличена с 01 января 2018 года.
Решением от 19 апреля 2018 года фондом установлено, что застрахованное лицо № 8 работает по состоянию на октябрь 2017 года, в связи с чем фиксированная выплата к страховой пенсии была уменьшена с 01 января 2018 года.
Решениями от 30 июля 2018 года №б/н о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 8работает по состоянию на июнь 2017 года, октябрь 2017 года, май 2018 года, на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года, с 01 января 2018 года, с 01 августа 2018 года.
27 октября 2022 года фондом принято решение № 136790/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 8.
В решении указано, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года. Пенсия выплачивалась в завышенном размере с 01 сентября 2017 года.
Согласно протоколу выявления излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии
от 31 октября 2022 года № 1611 в отношении застрахованного лица № 8, выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01 января 2018 года по 31 октября 2022 года в сумме 25 505 рублей 67 копеек в связи с тем, что работодателем ГБУ «Управление инженерных защит» сведения о работающем у него застрахованном лице предоставлены с нарушением срока, закрепленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. К протоколу приложен расчет переплаты страховой пенсии по старости за период
с 01 сентября 2017 года по 31 октября 2022 года на сумму 25 505 рублей 67 копеек.
Решениями от 26 октября 2022 года №136002/22/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии установлено, что застрахованное лицо № 8работает по состоянию на июнь 2017 года, октябрь 2017 года, май 2018 года, апрель 2019 года, май 2019 года, май 2020 года, май 2021 года, май 2022 года на основании части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ фонд принял решение осуществлять выплату пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 сентября 2017 года.
В связи с выявленными переплатами фонд по почте направлял учреждению уведомления:
от 21 июня 2021 года № 03-35/3760 с предложением в добровольном порядке произвести погашение суммы излишне выплаченной пенсии застрахованному лицу № 6 в сумме 49 074 рублей 11 копеек,
от 08 ноября 2022 года №15/01-32/34622 с предложением в добровольном порядке произвести погашение суммы излишне выплаченной пенсии застрахованному лицу № 2 в сумме 115 413 рублей 75 копеек, застрахованному лицу № 7 в сумме 60 961 рубля 70 копеек, застрахованному лицу № 5 в сумме 43 228 рублей 08 копеек, застрахованному лицу № 8 в сумме 25 505 рублей 67 копеек, застрахованному лицу № 3 в сумме 97 308 рублей 93 копеек, застрахованному лицу № 4 в сумме 86 610 рублей 25 копеек,
от 24 ноября 2022 года № 15/01-32/36840 с предложением в добровольном порядке произвести погашение суммы излишне выплаченной пенсии застрахованному лицу № 1 в сумме 90 673 рублей 39 копеек.
В связи с оставлением учреждением уведомлений о возмещении переплаты сумм пенсии без удовлетворения, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Обращаясь с исковыми требованиями о взыскании ущерба, фонд указал, что причиной его возникновения является несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении вышеуказанных застрахованных лиц.
Возражая против исковых требований, учреждение указало, что у фонда имеется возможность ежемесячно уточнять факт осуществления застрахованным лицом трудовой деятельности. Факт несвоевременного представления сведений учреждением за конкретный месяц не может быть положен в основу решения фонда о проведении индексации пенсии без проведения дополнительной проверки фондом. Также в отзыве указано, что в отношении работающих пенсионеров учреждение сведения об их увольнении в фонд не направляло, расчеты по страховым взносам данные работники отражены.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, каждое по отдельности и в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.
Статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и, в том числе Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период).
В силу статьи 6 Закона № 167-ФЗ, статьи 1 Закона № 27-ФЗ организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 14 Закона № 167-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом № 167-ФЗ установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закона № 400-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2 Закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона № 167-ФЗ, Закона № 27-ФЗ, других федеральных законов.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом № 400-ФЗ.
Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 названной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее - Закон № 385-ФЗ) индексации подлежат страховые пенсии только неработающим пенсионерам.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2.2, 2.4 - 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 рассматриваемой статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 рассматриваемой статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила № 885н), действующие в спорный период.
Согласно пункту 84 Правил № 885н (действующим в спорный период) выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 85 Правил № 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил № 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
При прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В силу пункта 88 Правил № 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсий (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил № 885н).
Из содержания приведенных положений Правил № 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющие на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащие выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате указанных сумм путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885н) - то есть, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором уполномоченным органом получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Аналогичные положения содержатся в Правилах выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 545н, действующих с 01 января 2022 года (пункты 98 – 105 Правил).
В соответствии с положениями пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года должны были быть представлены страхователем в срок не позднее 15 июля 2017 года.
В судебном заседании 27 июня 2023 года представитель учреждения пояснил, что сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года были представлены учреждением 13 июля 2017 года, в подтверждение представил протокол проверки отчетности страхователя и протокол входного контроля, в которых указано на направление страхователем сведений 13 июля 2017 года и получения их фондом 13 июля 2017 года.
Как усматривается из представленных фондом пояснений и документов от 31 июля 2023 года, в указанную дату (13 июля 2017 года) учреждением были дважды представлены сведения по форме СЗВ-М за май 2017 года (дополняющая) в отношении одного застрахованного лица (страховой номер 074-468-453-94).
Данное обстоятельство также подтверждается имеющимися в деле скриншотами АРМ приема ПФР, поступившими в арбитражный суд 23 июня 2023 года.
Иные доказательства своевременного представления учреждением сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, довод учреждения о своевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении застрахованных лиц подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 года представлены учреждением 09 декабря 2020 года, форме СЗВ-М (дополняющая) за июнь 2017 года представлены учреждением 20 сентября 2022 года.
14 августа 2017 года учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2017 года в отношении 126 застрахованных лиц, в том числе в отношении указанных выше лиц, что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции фонда и подписью сотрудника фонда на сведениях.
Дата представления сведений также подтверждается реестром поступивших в фонд документов за период с 01 января по 31 декабря 2017 года (скриншот АРМ Приема ПФР).
Сведения за июль 2017 года представлены учреждением в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за май 2017 года, в том числе в отношении спорных застрахованных лиц, представлены учреждением 09 июня 2017 года, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2017 года представлены 07 сентября 2017 года.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что решения от 16 августа 2017 года в отношении застрахованных лиц № 1 - 7 о признании их неработающими пенсионерами и увеличении страховой выплаты приняты фондом после получения сведений о работе застрахованных лиц в последующем периоде - июле 2017 года (14 августа 2017 года) в сроки и порядке, установленные статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.
Учитывая изложенное, на дату принятия решений от 16 августа 2017 года у фонда имелись сведения о том, что застрахованные лица № 1-7 осуществляли трудовую деятельность в учреждении, в связи с чем страховая пенсия не подлежала индексации.
Решение об увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии застрахованному лицу № 8 принято фондом 14 марта 2018 года с указанием на то, что данное застрахованное лицо не работает по состоянию на январь 2018 года.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года представлены учреждением в фонд 06 марта 2018 года, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции фонда и подпись сотрудника фонда на сведениях. Дата представления сведений также подтверждается скриншотами АРМ приема ПФР за период с 01 января по 31 декабря 2018 года. В сведениях за январь 2018 года застрахованное лицо № 8 указана работающей.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что на дату принятия решения от 14 марта 2018 года в отношении застрахованного лица № 8о признании его неработающими пенсионером, фонд располагал сведениями об осуществлении лицом трудовой деятельности по состоянию на январь 2018 года, в связи с чем страховая пенсия не подлежала индексации.
Кроме того, принимая решение от 27 октября 2022 года № 136790/22 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат, назначенных застрахованному лицу № 8, фонд указал, что после загрузки сведений по данным работодателей о факте работы выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости в связи с несвоевременным представлением работодателем-учреждением сведений о работе за июнь 2017 года.
Данный вывод фонда не подтверждается материалами дела, поскольку при принятии решения 30 июля 2018 года о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии фонд указал, что застрахованное лицо № 8 работает по состоянию на июнь 2017 года.
Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за последующие периоды – июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в отношении застрахованных лиц представлялись учреждением в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, что следует из имеющихся в деле скриншотов АРМ Приема ПФР за период с 01 января по 31 декабря 2017 года, за период с 01 января по 31 декабря 2018 года.
Судом также установлено, что в сумму ущерба включены выплаты вышеуказанным работающим пенсионерам в повышенном размере за период январь – март 2018 года на основании принятых органом Пенсионного фонда соответствующих решений от 14 марта 2018 года в связи с несвоевременным предоставлением учреждением сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года.
06 марта 2018 года учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 года в отношении 112 застрахованных лиц, в том числе в отношении застрахованных лиц № 1 -8, что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции фонда и подписью сотрудника фонда.
Дата представления сведений также подтверждается реестром поступивших в фонд документов за период с 01 января по 31 декабря 2018 года (скриншот АРМ Приема ПФР).
В представленных фондом сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованных лиц № 1-8 усматривается осуществление ими деятельности в обществе на протяжении 2015-2023 годов, отчислении сумм страховых взносов.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что решения от 16 августа 2017 года, от 14 марта 2018 года в отношении застрахованных лиц № 1-8 принимались фондом без учета имеющихся в распоряжении фонда на дату вынесения решений документов.
Соответственно, на момент принятия названных решений, фонд в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ должен был уточнить факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи.
При этом также принимается во внимание тот факт, что за спорный период (июнь 2017 года) сведения страхователем по форме СЗВ-М не представлены в установленный срок в целом на всех работников (по предыдущему периоду более 100 человек), а не только в отношении данных конкретных застрахованных лиц.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, на основании вышеизложенных норм права, арбитражный суд пришел к выводу о том, что выплаты, произведенные Пенсионным фондом, не находятся в непосредственной причинно-следственной связи с несвоевременным представлением сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, поскольку Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании предоставленных в установленные срок сведений по форме СЗВ-М о застрахованных лицах за иные периоды не принимать решения о перерасчете (корректировке) пенсии.
В рассматриваемом случае арбитражный суд не усматривает факта причинения ущерба фонду в виде необоснованно выплаченной пенсии застрахованному лицу в увеличенном размере.
Таким образом, требование о взыскании ущерба в размере 568 775 рублей 88 копеек не подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по заявлению составляет 14 376 рублей, при обращении в арбитражный суд заявителем не уплачивалась.
По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.Е. Корякина