АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Город Абакан
27 декабря 2010 года Дело №А74-2664/2010
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2010 года.
Решение в полном объёме составлено 27 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Загидуллиной А.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление
Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление», город Абакан, к
Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан,
о взыскании за счёт казны Республики Хакасия убытков в сумме 39.918.137 рублей 61 копейки, причинённых в результате неоплаты перевозки граждан, которым предоставлены льготы, за 2007, 2008, 2009 годы.
В судебном заседании до и после перерывов принимали участие представители:
истца - Комаров А.А., доверенность от 01 июля 2010 года;
ответчика - Головина И.Г., доверенность от 22 января 2010 года №10-дов; Махагарова А.В., доверенность от 27 октября 2010 года 30дов.
В соответствии с правилами статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы в пределах дня судебного заседания до 11 часов 00 минут, затем до 14 часов 15 минут.
Муниципальное унитарное предприятие «Троллейбусное управление» (далее – Предприятие, МУП «Троллейбусное управление») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства труда и социального развития Республики Хакасия (далее – Министерство) убытков в сумме 39.918.137 рублей 61 копейки за счёт казны Республики Хакасия.
В ходе рассмотрения дела истец представлял расчёты суммы иска, в которых размер требований обозначен иначе, чем в исковом заявлении, но не заявлял при этом об изменении размера иска.
В судебных заседаниях 14, 24 декабря 2010 года представитель истца Комаров А.А. пояснил суду, что истец определил размер иска в исковом заявлении, не изменяет его и просит взыскать убытки с Министерства за счёт казны Республики Хакасия в том размере, как они обозначены в исковом заявлении в арбитражный суд, а именно: 6.381.196 рублей за 2007 год, 11.580.955 рублей 57 копеек за 2008 год, 21.955.985 рублей 36 копеек за 2009 год.
Министерство возражает против иска, представило отзыв на заявление, дополнения к отзыву, в которых просит отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на недоказанность обстоятельств причинения убытков.
В судебном заседании 24 декабря 2010 года истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Хакасия.
Ходатайство обосновано тем, что Министерство не имеет полномочий выплатить истцу сумму большую, чем определено лимитом, и в случае удовлетворения иска на Министерство финансов Республики Хакасия ляжет обязанность по исполнению решения арбитражного суда.
Вследствие этого истец полагает, что решение суда повлияет на обязанности Министерства финансов Республики Хакасия и просит привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представители Министерства возражали по поводу ходатайства истца, поскольку Министерство является надлежащим представителем казны Республики Хакасия, на стадии исполнения судебного акта возникают межбюджетные правоотношения, в связи с чем судебный акт по делу №А74-2664/2010 не повлияет на обязанности Министерства финансов Республики Хакасия. Решение вопроса оставили на усмотрение суда.
Арбитражный суд рассмотрел ходатайство с соблюдением правил статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказал в удовлетворении ходатайства по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года №17 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В силу прямого указания в пункте 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В разделе 7 «Социальная политика» Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года №381 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год» Министерство труда и социального развития Республики Хакасия обозначено как главный распорядитель средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от воздействия радиации, пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, многодетных семей.
Аналогично обозначен статус Министерства в бюджетных правоотношениях по поводу мер социальной поддержки перечисленных категорий граждан в пункте 1 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, утверждённого Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2007 года №436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
Таким образом, при рассмотрении дела №А74-2664/2010 интересы, права субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия как ответчика представлены уполномоченным лицом, судебный акт по данному делу может быть принят исключительно о правах и об обязанностях Республики Хакасия как публично-правового образования, привлечённого к участию в деле в качестве ответчика.
По смыслу пунктов 3, 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Хакасия является органом, исполняющим судебные акты, в связи с чем его участие в деле №А74-2664/2010, аналогично как участие какого-либо из подразделений Федеральной службы судебных приставов в деле о взыскании денежных средств, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно.
Применительно к рассматриваемой ситуации Министерству финансов Республики Хакасия не предоставлены полномочия на представление интересов публично-правового образования, судебный акт, принятый в отношении публично-правового образования, не повлияет и не может повлиять на права и обязанности Министерства финансов Республики Хакасия по сравнению с тем как они обозначены в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На стадии исполнения судебного акта правоотношения между Министерством как представителем Республики Хакасия в судебном деле, и Министерством финансов Республики Хакасия как органом, исполняющим судебный акт, урегулированы пунктом 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ограничены тем, что Министерство представляет в Министерство финансов Республики Хакасия информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме, а также информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, учитывая приведённые правовые нормы, арбитражный суд пришёл к выводу, что основания для удовлетворения ходатайства истца отсутствуют, и рассмотрел дело с участием тех лиц, которые были обозначены истцом при обращении с исковым заявлением.
Арбитражный суд рассмотрел исковое заявление Предприятия по правилам искового производства, заслушал представителей сторон, исследовал и с учётом положений статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленные сторонами доказательства на предмет их соответствия требованиям относимости, допустимости и достоверности и пришёл к следующим выводам.
Из представленных доказательств судом установлено, что 05 марта 2007 года Министерство от имени Республики Хакасия заключило с Предприятием и Управлением социальной поддержки населения муниципального образования город Абакан (далее – Управление) государственный контракт №65 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия, в соответствии с которым истец обязался оказать услуги по перевозке граждан, имеющих льготы, а ответчик – по мере его финансирования перечислять Управлению денежные средства с целью последующей оплаты оказанных истцом услуг.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 государственного контракта от 05 марта 2007 года №65 сумма контракта составляет 8.962.230 рублей, при повышении тарифов на перевозку пассажиров в период действия контракта возмещение расходов производится по тарифам, действующим на дату его заключения.
Согласно вводной части государственного контракта от 05 марта 2007 года №65, приложению №1 к нему в целях данного контракта под гражданами, имеющими льготы, понимаются лица, которым льготы по оплате проезда предоставлены:
- Законом Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года №84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» (ветераны труда, труженики тыла),
- Законом Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года №85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (реабилитированные лица),
- Законом Республики Хакасия от 20 декабря 2005 года №95-ЗРХ «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте» (пенсионеры),
- Постановлением Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном автотранспорте для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» (учащиеся из многодетных семей, граждане, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года №84 «О мерах социальной поддержки ветеранов, проживающих на территории Республики Хакасия» в редакции, действовавшей в течение 2007 года (далее – Закон «О мерах социальной поддержки ветеранов»), меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, являются расходными обязательствами Республики Хакасия.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия (часть 2 статьи 4 Закона «О мерах социальной поддержки ветеранов»).
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона «О мерах социальной поддержки ветеранов» предусмотрена мера социальной поддержки ветеранов в виде предоставления права на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от их места жительства, в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 4 части 1 статьи 7 Закона «О мерах социальной поддержки ветеранов» лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённым орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в качестве меры социальной поддержки обозначено предоставление права на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от их места жительства в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 1 Закона Республики Хакасия от 11 ноября 2004 года №85 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (далее – Закон «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц») предусмотрено, что к лицам, имеющим право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Законом, относятся реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, являющиеся инвалидами или пенсионерами, проживающие на территории Республики Хакасия.
В пункте 4 части 1 статьи 2 Закона «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц» предусмотрено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в пределах административного района проживания.
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 3 Закона «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц» меры социальной поддержки указанной категории граждан осуществляются за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия, порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, а также порядок возмещения организациям указанных расходов устанавливаются Правительством Республики Хакасия. Контроль за расходованием средств осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Хакасия.
Порядок предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается Правительством Республики Хакасия (статья 4 Закона «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц»).
Статьёй 4 Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2005 года №95-ЗРХ «О мерах социальной поддержки пенсионеров по проезду на общественном транспорте» (далее – Закон «О мерах поддержки пенсионеров») гражданам Российской Федерации, лицам без гражданства и иностранным гражданам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости в соответствии с действующим федеральным законодательством и постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, на период с 01 января по 31 декабря 2006 года было предоставлено право оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда всеми видами общественного транспорта (кроме такси) городских маршрутов внутри населенных пунктов Республики Хакасия.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13 «О предоставлении права на льготный проезд в общественном автотранспорте для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, пенсионерам и учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей» (далее – Постановление Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13) учащимся общеобразовательных школ из многодетных семей предоставлено право на бесплатный проезд на городских маршрутах при предъявлении удостоверений о праве на льготы для многодетных семей.
Этим же пунктом гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, предоставлено право на льготный проезд в общественном транспорте со скидкой 50% от стоимости проезда на городских маршрутах на основании талонов, дающих право льготного проезда с учётом выделяемых из федерального бюджета средств.
Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13 предусмотрено финансирование Министерства на обозначенные в Постановлении цели за счёт средств, предусмотренных в Законе Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2005 год».
Правовые акты о продлении действия Закона «О мерах поддержки пенсионеров», Постановления Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13 на 2007 год сторонами не представлены, согласно пояснениям представителя Министерства Головиной И.Г. предусмотренные названными Законом и Постановлением меры социальной поддержки ветеранов, учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей, граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, финансировались из бюджета Республики Хакасия в 2007 и последующие годы.
Согласно пункту 14 Постановления Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года №381 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год» (далее – Постановление Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года №381) финансирование расходов республиканского бюджета осуществляется в соответствии с Порядком согласно Приложению 2.
В соответствии с разделом 7 «Социальная политика» Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года №381 Министерство труда и социального развития Республики Хакасия являлось главным распорядителем средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов, жертв политических репрессий, граждан, пострадавших от воздействия радиации, пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, многодетных семей, лиц, награждённых нагрудным знаком «Почётный донор России», Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, а также на выплату государственного ежемесячного пособия на ребёнка и возмещение расходов по погребению неработающих и не являвшихся пенсионерами граждан, перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специальных учебно-воспитательных или иных детских учреждений, на организацию оздоровительной кампании детей и подростков.
На Министерство возложена обязанность по финансированию расходов, предусмотренных на реализацию мер социальной поддержки вышеуказанных категорий граждан, через лицевые счета территориальных органов социальной поддержки населения муниципальных образований (далее - территориальные органы социальной поддержки населения), специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, открытые в отделениях Управления Федерального казначейства по городам (районам). Перечисление средств в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации.
Министерство финансов Республики Хакасия при принятии решения о направлении части средств финансирования на погашение поставщикам услуг кредиторской задолженности прошлых лет (при соблюдении условий обеспечения выплат в полном объёме расходов текущего года и документальном подтверждении возникновения задолженности) производит в реестрах на распределение объёмов ассигнований соответственное примечание: «с правом погашения задолженности прошлых лет».
Для оформления сведений о фактически предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки используются формы реестров, утверждённые Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года №16. В реестрах и расчётах, представляемых на оплату льгот, проставляются подписи ответственного лица, составившего отчёт, реестр или расчёт, и ответственного лица территориального органа социальной поддержки населения, проводившего проверку соответствия перечня лиц, включённых в реестр, льготным категориям и суммы расчётов.
Территориальные органы социальной поддержки населения в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчётности об исполнении сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, представляют в Министерство отчёты об использовании средств республиканского бюджета, Министерство представляет сводные отчёты в Министерство финансов Республики Хакасия.
В целях осуществления контроля за использованием бюджетных средств Министерство и Министерство финансов Республики Хакасия вправе истребовать от организаций, предоставляющих населению льготы, первичные документы (лицевые счета, ведомости, квитанции и другие), свидетельствующие о фактически оказанных гражданам услугах.
В случаях возникновения спорных вопросов Министерство, руководствуясь данным Порядком, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, даёт соответствующие разъяснения организациям, предоставляющим населению социальные гарантии и льготы, о порядке и условиях возмещения понесённых расходов.
Перевозка льготных категорий пассажиров осуществляется посредством формирования и размещения заказов для государственных нужд на предприятиях всех форм собственности.
Возмещение расходов по льготной перевозке граждан производится с использованием талонов на право льготного проезда на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с заключёнными перевозчиками льготных категорий граждан контрактами с Министерством.
Перевозчики льготных категорий граждан для возмещения понесённых расходов ежемесячно представляют в территориальные органы социальной поддержки населения:
счёт-фактуру и реестр учёта льготных пассажиров - на междугородных маршрутах;
счёт-фактуру на сумму затрат в равных долях от суммы заключённого контракта на перевозку льготных категорий пассажиров на городских и пригородных маршрутах.
Обращаясь с заявлением о взыскании убытков, истец в объяснениях, поступивших в арбитражный суд 06 сентября 2010 года, 26 октября 2010 года, в ходе рассмотрения дела указал, что в рамках государственного контракта от 05 марта 2007 года №65 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года №381 Министерство выдавало лицам, имеющим право на льготный проезд в общественном транспорте, талоны.
Истцу Министерством предоставлены образцы трёх талонов разного цвета с указанием размера льготы (50%, бесплатно), при предъявлении таких талонов гражданами истец оказывал им услугу по перевозке на соответствующих льготных условиях.
В судебное заседание 26 октября 2010 года истец представил образцы выданных ему талонов серии ХАК с индивидуальными серийными номерами, с обозначением размера льгот (50% и бесплатно) и цвета – розовый, светло-зелёный, светло-голубой.
В целях упорядочения учёта оказанных услуг на льготных условиях на основании приказа руководителя от 04 февраля 2005 года №21/1-пр Предприятие использовало в своей деятельности рулонные билеты с надписью «автобус» для реализации по цвету и категории: красные – пенсионерам города Абакана, синие – льготным пассажирам с правом на бесплатный проезд (нулевые билеты), зелёные – платным пассажирам.
При приобретении билетная продукция учитывалась истцом по дебету счёта 10.6 «Материалы».
Обстоятельства поступления билетной продукции красного, синего, зелёного цветов, наличие остатков билетов на 01 января 2007, 2008, 2009 годов усматриваются из карточки субконто контрагенты: Роль ООО по счёту 10.6 в корреспонденции с кредитом счёта 60.1 «Расчёты с поставщиками» за период с 01 октября 2006 года по 31 декабря 2009 года, оборотно-сальдовых ведомостей по забалансовому счёту 006 «Бланки строгой отчётности» за 2007 – 2009 годы, используемому истцом в соответствии с Положением об учётной политике, Планом счетов, утверждёнными приказами директора Предприятия от 31 декабря 2006 года №161-пр, от 31 декабря 2007 года №156-пр для учёта бланков строгой отчётности, в том числе билетной продукции.
Согласно представленным в дело доказательствам и пояснениям истца учёт объёма предоставленных льгот осуществлялся истцом в количественном и денежном выражении с применением билетно-учётных листов для отражения кондукторами ежедневной информации, бланков движения билетной продукции, информация в которых отражалась по итогам каждого месяца, и в денежном выражении в регистрах бухгалтерского учёта.
Так, на первом этапе учёт количества поездок пассажиров, пользующихся правом на льготный проезд, осуществлялся кондуктором с применением ежедневного учётного регистра в виде билетно-учётного листа, в котором отражалась информация о количестве и стоимости реализованных билетов по полной стоимости, за 50% проездной платы и количестве билетов, выданных пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд.
Обобщённая информация по итогам месяца отражалась в бланках (ведомостях) движения билетной продукции.
Анализ сведений, отражённых в представленных истцом бланках движения билетной продукции за январь – декабрь 2007 года, позволяет сделать вывод о том, что в течение указанного периода времени истец перевёз 1.404.513 человек, получив с них в счёт оплаты проезда 8.427.028 рублей по тарифу в размере 6 рублей, введённому Постановлением Мэра города Абакана от 23 октября 2006 года №2143 «Об изменении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление)», в том числе: 803.184 рубля в январе, 778.728 рублей в феврале, 829.464 рубля в марте, 722.748 рублей в апреле, 674.993 рубля в мае, 599.048 рублей в июне, 553.966 рублей в июле, 609.528 рублей в августе, 707.802 рубля в сентябре, 693.594 рубля в октябре, 718.482 рубля в ноябре, 735.541 рубль в декабре 2007 года.
В этих же документах отражена информация о реализации проездных билетов на общую сумму 36.600 рублей, что с учётом установленной Постановлением Мэра города Абакана от 23 октября 2006 года №2143 «Об изменении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление)» стоимости месячного проездного билета в 300 рублей позволяет включить в состав перевезённых граждан 122 пассажира.
Информация в бланках движения билетной продукции за месяцы 2007 года свидетельствует о том, что истцом осуществлена перевозка 1.511.799 человек, воспользовавшихся правом на бесплатный проезд, в том числе 153.830 человек в январе, 146.175 человек в феврале, 156.869 человек в марте, 144.106 человек в апреле, 134.216 человек в мае, 114.674 человека в июне, 114.558 человек в июле, 116.698 человек в августе, 118.341 человека в сентябре, 102.899 человек в октябре, 102.972 человека в ноябре, 106.461 человека в декабре 2007 года. Обозначенное истцом в расчёте суммы иска от 07 декабря 2010 года количество пассажиров 1.511.899 определено с арифметической ошибкой, не подтверждается при расчёте и сопоставлении представленных им данных, а также не соответствует исковому заявлению.
В этих же документах отражена информация о получении истцом платы в сумме 1.912.732 рублей с граждан, воспользовавшихся правом на проезд в общественном транспорте со скидкой 50% от стоимости проезда, в том числе 166.260 рублей за январь, 170.904 рубля за февраль, 181.126 рублей за март, 174.171 рубль за апрель, 168.450 рублей за май, 149.370 рублей за июнь, 141.741 рубль за июль, 153.999 рублей за август, 164.211 рублей за сентябрь, 141.294 рубля за октябрь, 146.454 рубля за ноябрь, 154.752 рубля за декабрь 2007 года.
В исковом заявлении, представленном 07 декабря 2010 года расчёте иска истец обозначил количество граждан, воспользовавшихся в указанный период правом на проезд в общественном транспорте со скидкой 50% от стоимости проезда, как 637.577 человек, разделив указанную выше сумму 1.912.732 рубля на 3 рубля, составляющие 50% от предусмотренного в Постановлении Мэра города Абакана от 23 октября 2006 года №2143 «Об изменении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление)» тарифа на проезд в троллейбусах.
Суд признал доказанным данное обстоятельство, довод истца подтверждается представленными истцом доказательствами.
Допустимость доказательств в виде ежедневного учётного регистра (билетно-учётного листа) с информацией о количестве и стоимости реализованных билетов по полной стоимости, за 50% проездной платы и количестве билетов, выданных пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд, а также в виде бланков (ведомостей) движения билетной продукции при льготном обеспечении граждан подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2008 года по делу №А74—1334/09-Ф02-1010/08, возбуждённому по иску Предприятия о взыскании за счёт казны Республики Хакасия убытков, связанных с предоставлением льготной категории граждан по льготным ценам или бесплатно услуг.
Сопоставление информации о полученной выручке от реализации билетов по полному тарифу, с 50% скидкой от тарифа, проездных билетов, отражённой в бланках движения билетной продукции, объяснениях истца, представленных в суд 15 ноября, 01 декабря 2010 года, и оборотно-сальдовых ведомостях по счётам 50.2 «Операционная касса» движение денежных средств, 50.1 «Касса организации», 62.1 «Расчёты с покупателями и заказчиками» контрагенты: кондукторы за январь – декабрь 2007 года, исследование отчёта о прибылях и убытках Предприятия за период с 1 января по 31 декабря 2007 года, представленного истцом аудиторского заключения ООО Аудиторская фирма «Хакаудит» от 28 марта 2008 года позволяет сделать вывод о достоверности количественно-суммового учёта операций, осуществляемого истцом в связи с перевозкой граждан.
Так, согласно бланку движения билетной продукции, оборотно-сальдовым ведомостям по счётам 50.2, 50.1 движение денежных средств за январь 2007 года, объяснениям истца в операционную кассу, затем в кассу Предприятия поступила выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров в сумме 973.644 рублей, в том числе выручка в сумме 803.184 рублей от продажи билетов по полной стоимости, денежные средства в сумме 166.260 рублей платы за проезд в размере 50% стоимости проезда, выручка в сумме 4.200 рублей от продажи проездных билетов.
За февраль 2007 года в указанных документах отражена информация о поступлении денежных средств в сумме 955.032 рублей, за март – 1.014.790 рублей, апрель – 899.619 рублей, май – 847.343 рублей, июнь – 749.318 рублей, июль – 697.207 рублей, август – 765.627 рублей, сентябрь – 875.013 рублей, октябрь – 838.188 рублей, ноябрь – 867.936 рублей, декабрь – 892.693 рубля.
Совокупность перечисленных документов позволяет определить выручку от реализации услуг по перевозке пассажиров в 2007 году как 10.376.410 рублей, в том числе от реализации билетов по полному тарифу в сумме 8.427.078 рублей, от реализации билетов с 50% скидкой от тарифа в сумме 1.912.732 рублей, от реализации проездных билетов в сумме 36.600 рублей.
Расходы истца, связанные с осуществлением основного вида деятельности – перевозки пассажиров обозначены в 020 строке отчёта о прибылях и убытках с 1 января по 31 декабря 2007 года в сумме 31.823.000 рублей. Основания расценивать указанный отчёт как недостоверное доказательство суд не установил, документ по своему содержанию соответствует Положению по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утверждённому Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 года №43Н в редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №115Н, достоверность отражённых в нём сведений подтверждена аудиторским заключением ООО Аудиторская фирма «Хакаудит» от 28 марта 2008 года.
Представленные истцом доказательства в их совокупности позволяют сделать вывод о том, что общее количество пассажиров, перевезённых в течение 2007 года, составило 3.554.011 человек (1.511.799 + 122 + 637.577 + 1.404.513), что расходы, связанные с осуществлением перевозочной деятельности, составили 31.823.000 рублей, и признать доказанными расходы истца на перевозку одного пассажира в 2007 году в сумме 8 рублей 95 копеек.
В 2007 году Предприятие осуществляло перевозку пассажиров по тарифу на проезд в троллейбусах в размере 6 рублей, установленному Постановлением Мэра города Абакана от 23 октября 2006 года №2143 «Об изменении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление)».
Установление тарифа на услуги муниципального предприятия произведено в рамках пункта 7 части 1 статьи 16, пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.
Анализ установленных судом фактических обстоятельств, приведённых правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в 2007 году в деятельности истца имели место два обстоятельства, объективно препятствующие возмещению расходов по перевозке пассажиров в полном объёме и предполагающие последующее возмещение этих расходов:
- установление органом местного самоуправления тарифа на перевозку пассажиров,
- размещение государственного заказа Республики Хакасия на перевозку пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд и оплату проезда в общественном транспорте со скидкой 50% от установленного тарифа.
29 декабря 2006 года Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана как заказчик и Предприятие в целях удовлетворения потребностей населения города Абакана в пассажирских перевозках, повышения их качества заключили договор №208 перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети, в соответствии с пунктом 1.1 которого Предприятие обязалось осуществлять перевозку пассажиров электротранспортом по утверждённому Администрацией города Абакана тарифу в объёмах 83.000 машиночасов согласно приложению №1 на городских маршрутах №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Пунктом 2.1.1 договора предусмотрено, что Предприятие обязано выполнять пассажирские перевозки в заданном объёме в строгом соответствии с расписанием по установленным маршрутам.
В пункте 2.2.4 договора от 29 декабря 2006 года №208 заказчик обязался возмещать Предприятию расходы, связанные с перевозкой пассажиров, в размере определённой на конкурсе стоимости 1 машиночаса работы по утверждённому Администрацией города Абакана тарифу.
Исходя из положений пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы, связанные с перевозкой пассажиров по утверждённому органом местного самоуправления тарифу и перевозкой граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда, должны возмещаться за счёт средств бюджета муниципального образования города Абакана и бюджета Республики Хакасия соответственно.
Согласно справке начальника Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана в рамках заключённого контракта на перевозки пассажиров по маршрутной сети г. Абакана в 2007 году Предприятию перечислены 4.250.290 рублей.
Ответчик во исполнение принятых на себя по государственному контракту от 05 марта 2007 года №65 обязательств перечислил истцу 10.900.000 рублей.
Таким образом, в 2007 году совокупный доход истца от деятельности по перевозке пассажиров всех категорий составил 25.526.700 рублей (10.376.410 рублей выручка от реализации билетов + 4.250.290 рублей поступлений из бюджета муниципального образования + 10.900.000 рублей поступлений из бюджета Республики Хакасия).
Сопоставление расходов истца на перевозку пассажиров, отражённых в 020 строке отчёта о прибылях и убытках, с суммой денежных средств, полученных из всех обозначенных выше источников в счёт возмещения расходов, позволяет сделать вывод, что за 2007 год истцу не возмещены расходы в сумме 6.296.300 рублей (31.823.000 - 25.526.700).
По смыслу пункта 2 статьи 15, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная сумма составляет потери истца при льготном обеспечении граждан и перевозке по установленному тарифу при отсутствии их компенсации и является для истца убытками.
Наличие убытков в сумме 84.896 рублей 68 копеек – разницы между убытками в сумме 6.381.196 рублей 68 копеек, обозначенными в исковом заявлении, и указанной выше суммой, суд не установил.
Обращаясь с иском, Предприятие определило размер убытков, понесённых им в связи с льготным обеспечением граждан, исходя из размера расходов на одного пассажира (8 рублей 93 копейки), количества пассажиров, перевезённых на льготных условиях (1.511.799 пассажиров, перевезённых бесплатно + 637.577 граждан, воспользовавшихся правом на оплату проезда со скидкой 50%), общей суммы расходов на перевозку, полученной от пассажиров выручки и перечисленной ответчиком суммы 10.900.000 рублей.
Арбитражный суд признал, что оснований для возмещения расходов истца исходя из расходов на перевозку одного пассажира в сумме 8 рублей 93 копеек за счёт средств бюджета Республики Хакасия в рассматриваемой ситуации не имеется.
Так, по смыслу пунктов 4, 5 части 1 статьи 6, пунктов 4, 5 части 1 статьи 7 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки ветеранов», пункта 4 статьи 2 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц», статей 3, 4 Закона Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки пенсионеров», пункта 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13 расходные обязательства Республики Хакасия по социальной поддержке указанных категорий граждан применительно к льготам по оплате проезда в общественном транспорте определялись исходя из стоимости проезда.
Осуществляя перевозку пассажиров на льготных условиях, истец в 2007 году также исходил из стоимости проезда, установленной органом местного самоуправления в виде тарифа в размере 6 рублей.
Такой вывод в частности подтверждается представленными истцом бланками движения билетной продукции за месяцы 2007 года, оборотно - сальдовыми ведомостями по счётам 50.2 «Операционная касса», 50.1 «Касса организации» за январь – декабрь 2007 года, пояснениями, заявлением в арбитражный суд, в которых отражена информация о получении с пассажиров 50% от установленного Мэром города Абакана тарифа на проезд в троллейбусах.
Правовые акты, предоставляющие гражданам право на бесплатный проезд или на оплату проезда со скидкой 50% в зависимости от фактических расходов перевозчика, связанных с перевозкой пассажиров, и устанавливающие обязанность субъекта Российской Федерации возместить расходы перевозчика, связанные с реализацией льгот гражданам, независимо от установленной стоимости проезда, в 2007 году законодательными органами Российской Федерации и её субъектов не принимались.
По смыслу приведённых выше правовых актов под потерями истца при льготном обеспечении граждан (убытками перевозчика) следует понимать суммы стоимости проезда, не полученной от льготной категории граждан, а именно – 6 рублей при реализации права пассажира на бесплатный проезд и 3 рубля в случае оплаты проезда с 50% скидкой от установленного тарифа.
В рассматриваемой ситуации таковыми являются 9.070.794 рубля в виде стоимости проезда 1.511.799 граждан, воспользовавшихся правом на бесплатный проезд, и 1.912.731 рубль в виде предоставленной гражданам 50% скидки от стоимости проезда.
В совокупности в 2007 году потери истца, связанные с перевозкой льготных категорий пассажиров, возможно определить как 10.983.525 рублей.
Учитывая обстоятельства возмещения расходов в сумме 10.900.000 рублей, суд признал, что истцу не возмещены расходы (потери) в сумме 83.525 рублей, связанные с реализацией предоставленных гражданам правовыми актами Республики Хакасия льгот по оплате проезда в общественном транспорте (10.983.525 рублей - 10.900.000 рублей).
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии такого элемента состава убытков как причинная связь между противоправными действиями (бездействием) ответчика и убытками истца в обозначенном в исковом заявлении размере, а также о том, что расходы истца в остальной сумме связаны с реализацией права на бесплатный проезд или права на оплату проезда с 50% скидкой, суд не установил, в связи с чем полагает удовлетворить требования истца применительно к 2007 году частично, взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства за счёт республиканской казны в пользу Предприятия 83.525 рублей убытков, связанных с перевозкой граждан на льготных условиях.
Оснований для удовлетворения иска в остальной части применительно к 2007 году суд не усматривает.
По результатам исследования обстоятельств перевозки пассажиров в 2008 году арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
26 февраля 2008 года Министерство, Предприятие и Управление в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по городским (троллейбусным) пассажирским перевозкам общего пользования граждан, имеющих льготы в соответствии с нормативными актами и документами, по результатам совместного открытого аукциона заключили государственный контракт №58 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта от 26 февраля 2008 года №58 Предприятие обязалось оказать услуги по перевозке пассажиров на городских троллейбусных маршрутах общего пользования, Министерство - по мере его финансирования перечислять денежные средства Управлению, а Управление в свою очередь производить оплату Предприятию за оказанные услуги.
Согласно вводной части государственного контракта от 26 февраля 2008 года №58, пояснениям представителя ответчика в ходе рассмотрения данного дела в 2008 году меры социальной защиты в виде льгот по оплате проезда городскими троллейбусами были реализованы на основании:
- Закона «О мерах социальной поддержки ветеранов» (ветераны труда, труженики тыла),
- Закона «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц» (реабилитированные лица),
- Закона «О мерах социальной поддержки пенсионеров» (пенсионеры),
- Постановления Правительства Республики Хакасия от 02 февраля 2005 года №13 (учащиеся из многодетных семей, граждане, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации).
Включение в перечень правовых актов Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ошибочно, финансирование расходов на реализацию этого законодательного акта не осуществлялось.
Финансирование расходов на указанные цели регулировалось Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 декабря 2007 года №436 «О мерах по реализации Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
В пункте 1 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, утверждённого названным выше Постановлением, Министерство обозначено в качестве главного распорядителя средств республиканского бюджета на реализацию мер социальной поддержки ветеранов, жертв политических репрессий, пенсионеров, многодетных семей, граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Согласно пункту 11 названного Порядка перевозка льготных категорий пассажиров осуществляется посредством формирования и размещения заказов для государственных нужд на предприятиях всех форм собственности и производится с использованием талонов на право льготного проезда на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с заключёнными перевозчиками льготных категорий граждан контрактами с Минтрудом Хакасии, территориальными управлениями социальной поддержки населения.
В заявлении о взыскании убытков за 2008 год истец обозначил их размер в сумме 11.580.955 рублей 57 копеек, определил с учётом количества перевезённых граждан, имевших право на бесплатный проезд (1.377.361 человек), право на оплату проезда с 50% скидкой (280.613 человек исходя из тарифа в 6 рублей, действовавшего до 01 июля 2008 года, 320.317 человек исходя из тарифа в 7 рублей, введённого с 01 июля 2008 года), расходов на перевозку одного пассажира в 2008 году в сумме 11 рублей 77 копеек, полученной от льготных категорий пассажиров выручки и перечисления Министерством в рамках государственного контракта от 26 февраля 2008 года №58 денежных средств в сумме 9.740.581 рублей.
Сведения, приведённые истцом в заявлении, объяснениях, представленных в арбитражный суд 15 ноября и 01 декабря 2010 года, расчёте иска, представленном в судебное заседание 07 декабря 2010 года, подтверждаются при исследовании имеющихся в деле доказательств.
Так, исследование бланков движения билетной продукции за январь – декабрь 2008 года позволяет сделать вывод о том, что в течение 2008 года Предприятие оказало услуги по перевозке 1.377.361 пассажиру, имевшему право на бесплатный проезд, в том числе:
- 647.746 пассажирам в период с января по июнь 2008 года (87.245 в январе, 96.466 в феврале, 112.004 в марте, 115.939 в апреле, 118.135 в мае, 117.957 в июне 2008 года),
- 729.615 пассажирам в период с 01 июля по 31 декабря 2008 года (127.435 в июле, 122.327 в августе, 122.257 в сентябре, 128.542 в октябре, 116.768 в ноябре, 112.286 в декабре 2008 года).
Отражённые в бланках движения билетной продукции за месяцы 2008 года сведения о перевозке пассажиров, имевших право на проезд с 50% скидкой на оплату, свидетельствуют о получении истцом выручки от реализации данной категории пассажиров билетов с 50% скидкой от установленных в 2008 году тарифов, в том числе:
- 841.839 рублей за период с января по июнь 2008 года (113.355 рублей в январе, 130.056 рублей в феврале, 145.710 рублей в марте, 150.537 рублей в апреле, 150.138 рублей в мае, 152.043 рубля в июне 2008 года)
- 1.121.114 рублей за период с июля по декабрь 2008 года (190.751 рубль в июле, 182.619 рублей 50 копеек в августе, 185.127 рублей в сентябре, 198.801 рубль 50 копеек в октябре, 185.031 рубль 50 копеек в ноябре, 178.783 рубля 50 копеек в декабре 2008 года).
В совокупности выручка от реализации билетов с 50% скидкой составила 1.962.953 рубля.
Постановлением от 23 июня 2008 года №1147 «Об изменении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление») Мэр города Абакана утвердил и ввёл в действие с 01 июля 2008 года тариф на городские пассажирские перевозки в размере 7 рублей за одну поездку и провоз багажа, стоимость месячного проездного билета в троллейбусе в размере 350 рублей.
Перечисленные выше документы с учётом правовых актов Мэра города Абакана по вопросам тарифа и стоимости проездных билетов позволяют установить количество пассажиров, которым оказана услуга по перевозке с предоставлением 50% скидки по оплате проезда: 280.613 человек в период с 01 января по 30 июня 2008 года (841.839 рублей / 3 рубля), 320.317 человек за июль – декабрь 2008 года (1.121.114 рублей / 3.5 рубля), в совокупности за год 600.930 человек.
Бланки движения билетной продукции свидетельствуют о продаже проездных билетов на 14.100 рублей в первом полугодии 2008 года (900 рублей за январь, 3.300 рублей за февраль, 2.700 рублей за март, 1.500 рублей за апрель, 3.300 рублей за май, 2.400 рублей за июнь 2008 года), на 7.350 рублей во втором полугодии 2008 года (1.400 рублей за август, 1.400 рублей за сентябрь, 1.050 рублей за октябрь, 2.450 рублей за ноябрь, 1.050 рублей за декабрь 2008 года).
В совокупности выручка от реализации проездных билетов составила 21.450 рублей.
Исходя из правовых актов Мэра города Абакана об установлении тарифа на проезд в троллейбусах, стоимости проездных билетов имеются основания определить количество проданных проездных билетов и соответственно количество перевезённых в 2008 году по проездным билетам пассажиров как 68, в том числе 47 пассажиров в первом полугодии 2008 года, 21 пассажир во втором полугодии 2008 года.
В бланках движения билетной продукции также приведена информация о выручке, полученной от реализации билетов пассажирам, оплатившим свой проезд в полном объёме:
- 4.361.598 рублей за январь – июнь 2008 года (617.004 рубля за январь, 692.604 рубля за февраль, 753.150 рублей за март, 796.224 рубля за апрель, 753.552 рубля за май, 749.064 рубля за июнь 2008 года),
- 6.263.712 рублей за июль – декабрь 2008 года (939.470 рублей за июль, 924.430 за август, 1.043.441 рубль за сентябрь, 1.173.562 рубля за октябрь, 1.095.576 рублей за ноябрь, 1.087.233 рубля за декабрь 2008 года).
С учётом правовых актов Мэра города Абакана об установлении тарифа на городские пассажирские перевозки имеются основания признать обоснованными доводы истца о том, что в 2008 году он перевёз 1.621.749 человек, полностью оплативших свой проезд, в том числе 726.933 пассажира в первом полугодии 2008 года, 894.816 человек – во втором полугодии.
По результатам анализа указанных выше доказательств в их совокупности количество перевезённых истцом пассажиров возможно определить как 3.600.042 человека, в том числе: 1.377.361 пассажир перевезён без взимания платы, 600.930 человек перевезены с 50% скидкой к установленному тарифу, 1.621.751 человек перевезены за полную плату.
Сведения о размере полученных денежных средств соответствуют данным, отражённым в оборотно-сальдовой ведомости к счёту 50.2 «Операционная касса» за месяцы 2008 года.
Так, в оборотно-сальдовой ведомости за январь 2008 года в составе дебетовых оборотов отражено поступление выручки в сумме 731.259 рублей, что соответствует сведениям о полученных денежных средствах, отражённым в бланке движения билетной продукции за этот же период – 617.004 рубля от реализации билетов по полной стоимости, 900 рублей от реализации проездных билетов, 113.355 рублей от реализации билетов со скидкой в размере 50% от тарифа.
Оборотно - сальдовые ведомости за последующие месяцы свидетельствуют об отражении истцом информации о полученной им выручке от перечисленных выше операций, в том числе за февраль в сумме 825.960 рублей, за март в сумме 901.560 рублей, за апрель в сумме 948.261 рубля, за май в сумме 906.990 рублей, за июнь в сумме 903.507 рублей, за июль в сумме 1.130.221 рубля, за август в сумме 1.108.469 рублей 50 копеек, за сентябрь в сумме 1.229.968 рублей, за октябрь в сумме 1.373.413 рублей 50 копеек, за ноябрь в сумме 1.283.057 рублей 50 копеек, за декабрь в сумме 1.267.066 рублей 50 копеек.
Арбитражный суд не установил обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности представленных истцом доказательств, при оценке представленных истцом доказательств учёл аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчётности Муниципального унитарного предприятия «Троллейбусное управление» за 2008 год, составленное Обществом с ограниченной ответственностью АУ «Хакаудит» от 27 марта 2009 года, свидетельствующее о достоверности отражаемых Предприятием сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, совокупность представленных истцом доказательств позволяет определить выручку истца от деятельности по перевозке пассажиров как 12.609.733 рубля, в том числе 10.625.330 рублей от реализации билетов по полной стоимости, 21.450 рублей от реализации проездных билетов кондукторами, 1.962.953 рубля от реализации билетов со скидкой 50% от тарифа.
В рамках муниципальных контрактов от 28 декабря 2007 года №181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188, от 22 февраля 2008 года №19 перевозки пассажиров по муниципальной маршрутной сети Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана перечислило истцу 12.241.732 рубля за выполненные в 2008 году перевозки пассажиров электротранспортом по утверждённому Администрацией города Абакана тарифу. Данное обстоятельство подтверждено справкой начальника Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана без номера и даты.
В соответствии с условиями государственного контракта от 26 февраля 2008 года №58 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия в 2008 году Министерство перечислило истцу 9.740.581 рубль.
В совокупности имеются основания определить доходы истца от деятельности по перевозке пассажиров как 34.592.046 рублей, в том числе выручка от деятельности по перевозке пассажиров в сумме 12.609.733 рублей, поступления по муниципальным контрактам в сумме 12.241.732 рублей, поступления по государственному контракту с субъектом Российской Федерации в сумме 9.740.581 рубля.
Расходы Предприятия, связанные с реализацией услуг по перевозке пассажиров, обозначены в строке 020 отчёта о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2008 года в сумме 42.499.000 рублей.
Не компенсированные расходы Предприятия, связанные с осуществлением перевозочной деятельности в 2008 году, возможно определить в сумме 7.906.954 рубля (42.499.000 рублей - 34.592.046 рублей).
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии у истца некомпенсированных расходов в большем размере, в том числе в сумме 11.580.955 рублей 57 копеек, обозначенной в исковом заявлении, суд не установил.
По своему содержанию сумма 7.906.954 рубля является отрицательным финансовым результатом деятельности истца по перевозке пассажиров, в том числе пассажиров, имеющих право на проезд без оплаты его стоимости и с 50% скидкой, а также по перевозке пассажиров по тарифам, действовавшим в 2008 году, то есть убытками.
При решении вопроса о том, вызваны ли убытки неисполнением Республикой Хакасия как публично-правовым образованием обязанности по возмещению истцу платы, не полученной от льготных категорий потребителей, арбитражный суд исходил из того, что по смыслу правовых актов органов государственной власти Республики Хакасия о мерах социальной поддержки ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, пенсионеров, граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, учащихся общеобразовательных школ из многодетных семей расходные обязательства Республики Хакасия по социальной поддержке указанных категорий граждан применительно к льготам по оплате проезда в общественном транспорте определялись исходя из стоимости проезда.
Осуществляя перевозку пассажиров на льготных условиях, истец в 2008 году также исходил из стоимости проезда, установленной Мэром города Абакана в размере 6 рублей на период до 01 июля 2008 года и в размере 7 рублей с 01 июля 2008 года.
Представленные истцом бланки движения билетной продукции за месяцы 2008 года, оборотно - сальдовые ведомости по счёту 50.2 «Операционная касса», 50.1 «Касса организации» движение денежных средств за январь – декабрь 2008 года, объяснения истца, заявление в арбитражный суд свидетельствуют о получении с пассажиров 50% от установленного Мэром города Абакана тарифа на проезд в троллейбусах.
Правовые акты, предоставляющие гражданам право на бесплатный проезд или на оплату проезда со скидкой 50% от фактических расходов перевозчика, связанных с перевозкой пассажиров, и устанавливающие обязанность субъекта Российской Федерации возместить расходы перевозчика, связанные с реализацией льгот гражданам, независимо от установленной стоимости проезда, в 2008 году законодательными органами Российской Федерации и её субъекта не принимались.
По смыслу приведённых выше правовых актов под потерями истца при льготном обеспечении граждан (убытками перевозчика) следует понимать суммы стоимости проезда, не полученной от льготной категории граждан.
В рассматриваемой ситуации таковыми являются 10.956.729 рублей 50 копеек, в том числе:
- 3.886.476 рублей, не полученные за январь – июнь 2008 года от перевозки 647.746 пассажиров, воспользовавшихся правом на бесплатный проезд при установленном тарифе в 6 рублей;
- 841.839 рублей, не полученные за январь – июнь 2008 года от перевозки 280.613 пассажиров, воспользовавшихся правом на проезд с 50% скидкой от тарифа в 6 рублей;
- 5.107.305 рублей, не полученные за июль – декабрь 2008 года от перевозки 729.615 человек без взимания платы в размере тарифа (7 рублей);
- 1.121.109 рублей 50 копеек, не полученные за июль – декабрь 2008 года от перевозки пассажиров, имеющих право на оплату 50% установленного тарифа (7 рублей).
Учитывая, что Министерство в 2008 году компенсировало убытки истца, связанные с льготным обеспечением граждан, в сумме 9.740.581 рубль, арбитражный суд признал обоснованным требование истца о взыскании убытков за 2008 год в части суммы 1.216.148 рублей 50 копеек и полагает взыскать эту сумму с Министерства за счёт средств Республики Хакасия для возмещения некомпенсированных расходов истца.
Обстоятельства, свидетельствующие о том, что расходы истца за 2008 год в остальной сумме связаны с реализацией прав граждан на бесплатный проезд или права на оплату проезда с 50% скидкой, предоставленных правовыми актами Республики Хакасия, суд не установил, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в остальной части применительно к 2008 году суд не усматривает.
По результатам исследования обстоятельств перевозки пассажиров в 2009 году арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
29 декабря 2008 года Министерство, Предприятие и Управление в целях реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Закона Республики Хакасия от 25 декабря 2007 года №109-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», государственной политики в сфере социальной защиты населения в части оказания услуг по городским (троллейбусным) пассажирским перевозкам общего пользования граждан, имеющих льготы в соответствии с нормативными актами и документами, по результатам совместного открытого аукциона заключили государственный контракт №40 на оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия.
Перечень правовых актов, определяющих категории граждан, льготы, обозначен в государственном контракте на 2009 год аналогично предшествующим периодам.
Цена контракта определена сторонами в пункте 1.3 в сумме 9.863.573 рубля 64 копеек.
Согласно исковому заявлению ответчик в рамках данного контракта, а также в целях компенсации расходов на перевозку ветеранов перечислил в 2009 году 9.926.573 рубля.
В исковом заявлении истец обозначил убытки при льготном обеспечении граждан за 2009 год в сумме 21.955.985 рублей 36 копеек, расчёт обосновал ссылкой на следующие обстоятельства:
- применение в течение 2009 года тарифа в размере 7 рублей, установленного Постановлением Мэра города Абакана от 23 июня 2008 года №1147, и тарифа в размере 8 рублей, введённого Постановлением Мэра города Абакана от 30 июня 2009 года №1245 «Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров троллейбусами (МУП «Троллейбусное управление») с 01 июля 2009 года,
- расходы в сумме 16 рублей 95 копеек на перевозку одного пассажира,
- перевозку 300.306 граждан, имеющих право на льготу в виде 50% оплаты стоимости проезда в городском транспорте, затраты на их перевозку в сумме 5.090.186 рублей 70 копеек, получение от них оплаты в сумме 1.051.071 рубля в размере 50% от тарифа 7 рублей,
- перевозку 198.370 граждан, имеющих право на льготу в виде 50% оплаты стоимости проезда в городском транспорте, затраты на их перевозку в сумме 3.362.371 рубля 50 копеек, получение от них оплаты в сумме 793.480 рублей в размере 50% от тарифа 8 рублей,
- перевозку 1.491.124 пассажиров, которым законом предоставлена льгота в виде бесплатного проезда в городском общественном транспорте, затраты на их перевозку в сумме 25.274.551 рубля 80 копеек,
- возмещение указанных расходов в части суммы 9.926.573 рублей 64 копеек.
Исследование бланков движения билетной продукции за месяцы 2009 года позволяет сделать вывод о том, что в течение 2009 года истец оказал услуги по перевозке 1.491.124 гражданам, имеющим право на бесплатный проезд, в том числе 671.748 за первое полугодие (94.091 за январь, 94.543 за февраль, 117.243 за март, 124.351 за апрель, 124.207 за май, 117.313 за июнь), 819.376 за второе полугодие 2009 года (137.664 за июль, 145.079 за август, 149.272 за сентябрь, 135.512 за октябрь, 122.375 за ноябрь, 129.474 за декабрь).
Из этих же документов усматриваются обстоятельства реализации проездных билетов на 13.800 рублей, в том числе на 9.800 рублей в первом полугодии, 4.000 рублей – во втором полугодии.
С учётом установленной Мэром города Абакана в Постановлении от 23 июня 2008 года №1147 и Постановлении от 30 июня 2009 года №1245 стоимости месячного проездного билета соответственно в сумме 350 и 400 рублей количество пассажиров, перевезённых в 2008 году по проездным билетам, обоснованно определено истцом как 38 человек (28 в первом полугодии и 10 во втором полугодии).
Бланки движения билетной продукции за месяцы 2009 года содержат информацию о полученной истцом выручке в сумме 1.844.551 рубля от реализации услуг по перевозке граждан, имеющих право на оплату проезда с 50% скидкой, в том числе:
-1.051.071 рубль в первом полугодии (147.126 рублей за январь, 147.735 рублей за февраль, 186.175 рублей 50 копеек за март, 198.705 рублей 50 копеек за апрель, 190.386 рублей за май, 180.943 рубля за июнь),
- 793.482 рубля за втором полугодии (173.904 рубля за июль, 146.938 рублей за август, 136.116 рублей за сентябрь, 117.440 рублей за октябрь, 109.560 рублей за ноябрь, 109.524 рублей за декабрь).
С учётом установленных Мэром города Абакана тарифов на проезд в троллейбусах количество перевезённых граждан указанной категории обоснованно определено истцом как 498.676 человек, в том числе 300.306 человек в первом полугодии, 198.370 человек во втором полугодии.
Согласно бланкам движения билетной продукции истец в 2009 году получил выручку от реализации услуг гражданам, полностью оплатившим свой проезд, в сумме 12.942.099 рублей, в том числе:
-6.344.015 рублей в первом полугодии (894.341 рубль за январь, 915.365 рублей за февраль, 1.135.127 рублей за март, 1.203.405 рублей за апрель, 1.136.720 рублей за май, 1.058.757 рублей за июнь),
-6.598.084 рубля во втором полугодии 2009 года (1.103.472 рубля за июль, 1.097.800 рублей за август, 1.196.464 рубля за сентябрь, 1.120.864 рубля за октябрь, 989.188 рублей за ноябрь, 1.090.296 рублей за декабрь).
Исходя из установленной Мэром города Абакана стоимости одной поездки (тарифов) в троллейбусах, количество перевезённых Предприятием граждан, полностью оплативших свой проезд, составило 1.731.047 человек, в том числе в первом полугодии 906.287 человек и во втором полугодии 824.760 человек.
Таким образом, количество перевезённых истцом в первой половине 2009 года пассажиров составило 1.878.369 человек, в том числе: 671.748 человек без оплаты проезда, 300.306 человек с 50% скидкой в оплате проезда, 28 человек по абонементам, 906.287 человек за полную стоимость проезда в сумме 7 рублей.
Согласно отчёту о прибылях и убытках Предприятия за период с 1 января по 30 июня 2009 года расходы, связанные с осуществлением деятельности по перевозке, составили 32.675.000 рублей, в связи с чем расходы на перевозку одного пассажира в указанный период возможно определить в сумме 17 рублей 40 копеек (32.675.000 рублей / 1.878.369 человек).
Количество перевезённых Предприятием пассажиров во второй половине 2009 года согласно представленным документам составляет 1.842.516, в том числе: 819.376 человек без взимания платы за проезд, 198.370 человек с 50% скидкой в оплате проезда, 10 человек по абонементам, 824.760 человек за полную стоимость проезда в сумме 8 рублей.
Сопоставление отчётов Предприятия о прибылях и убытках за период с 1 января по 30 июня 2009 года, за период с 1 января по 31 декабря 2009 года позволяет определить его расходы, связанные с перевозкой граждан во втором полугодии, в сумме 30.519.000 рублей как разницу между расходами за год в сумме 63.194.000 рублей и расходами за первую половину этого периода в сумме 32.675.000 рублей.
Вследствие этого расходы истца на перевозку одного пассажира во второй половине 2009 года возможно обозначить в сумме 16 рублей 60 копеек.
Отражённые в бланках движения билетной продукции сведения о полученных денежных средствах отражены истцом в бухгалтерских регистрах в полном объёме, что подтверждается сопоставлением сведений в указанных бланках и оборотно-сальдовых ведомостях по счетам 50.2, 50.1, 62.1 за месяцы 2009 года.
Достоверность сведений, отражённых в регистрах бухгалтерского учёта, отчётах о прибылях и убытках за полугодие, 2009 год подтверждена аудиторским заключением по финансовой (бухгалтерской) отчётности Муниципального унитарного предприятия г. Абакана «Троллейбусное управление» за период с 1 января по 31 декабря 2009 года, составленным Обществом с ограниченной ответственностью «АДК-аудит», город Екатеринбург, 07 марта 2010 года.
Обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности представленных истцом доказательств, суд не установил.
В связи с этим суд признал, что представленные истцом доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности доказательств и при оценке обстоятельств дела, доводов сторон исходит из сведений, отражённых в перечисленных выше бухгалтерских регистрах, используемых для учёта операций по перевозке пассажиров.
На основании результатов исследования представленных истцом доказательств арбитражный суд пришёл к выводу о том, что его выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров в 2009 году составила 14.801.346 рублей, в том числе 1.844.747 рублей от реализации билетов со скидкой 50% от тарифа, 13.800 рублей от реализации проездных билетов, 12.942.799 рублей от реализации услуг по перевозке пассажиров с полной оплатой стоимости проезда.
В рамках муниципального контракта от 03 января 2009 года №5 Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана перечислило истцу 20.995.667 рублей 69 копеек за перевозки пассажиров на городских троллейбусных маршрутах общего пользования по утверждённому Администрацией города Абакана тарифу, что следует из справки руководителя данного Управления.
Министерство согласно исковому заявлению перечислило Ответчику 9.926.573 рубля в целях компенсации его расходов на льготные перевозки в 2009 году.
Таким образом, совокупный доход истца от деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, составил 45.723.586 рублей 69 копеек, в том числе 14.801.346 рублей выручки от реализации билетов, проездных билетов, 20.995.667 рублей 69 копеек поступлений из бюджета муниципального образования в связи с перевозкой пассажиров по установленному Администрацией города Абакана тарифу и 9.926.573 рубля компенсации потерь, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, из бюджета Республики Хакасия.
Не компенсированные расходы Предприятия, связанные с осуществлением перевозочной деятельности в 2009 году, возможно определить в сумме 17.470.413 рублей 31 копейки (63.194.000 рублей - 45.723.586 рублей 69 копеек).
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии у истца за 2009 год некомпенсированных расходов в большем размере, в том числе в сумме 21.955.985 рублей 36 копеек, обозначенной в исковом заявлении, суд не установил.
По своему содержанию сумма 17.470.413 рублей 31 копейки является отрицательным финансовым результатом деятельности истца по перевозке пассажиров, в том числе по перевозке пассажиров, имеющих право на проезд без оплаты его стоимости и с 50% скидкой, а также перевозке пассажиров по тарифам, действовавшим в 2009 году, то есть убытками.
Учитывая выводы о том, что применительно к потерям истца при льготном обеспечении граждан (убытками перевозчика) следует понимать суммы стоимости проезда, не полученные от льготной категории граждан, арбитражный суд признал, что в 2009 году некомпенсированные потери истца при осуществлении льготных перевозок составили 13.101.795 рублей (5.753.307 рублей за первое полугодие 2009 года и 7.348.488 рублей за второе полугодие 2009 года) в том числе:
4.702.236 рублей, не полученные за январь – июнь 2009 года при перевозке 671.748 пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, при установленном тарифе 7 рублей,
1.051.071 рубль, не полученные за январь – июнь 2009 года в связи с перевозкой 300.306 человек со скидкой 50% от установленного тарифа в размере 7 рублей,
6.555.008 рублей, не полученные за июль – декабрь 2009 года при перевозке 819.376 человек с правом на бесплатный проезд, при установленном тарифе 8 рублей,
793.480 рублей, не полученные за июль – декабрь 2009 года в связи с перевозкой 198.370 человек со скидкой 50% от установленного тарифа в размере 8 рублей.
Учитывая обстоятельства возмещения Министерством расходов в сумме 9.926.573 рублей 64 копеек, суд признал, что на дату обращения в арбитражный суд некомпенсированные расходы истца по льготной перевозке граждан (убытки) в 2009 году составили 3.175.221 рубль 36 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.
Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечёт возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Учитывая изложенное, положения части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обязательства по предоставлению льгот гражданам установлены нормативными правовыми актами законодательной и исполнительной власти Республики Хакасия, однако Республика Хакасия надлежащим образом свои обязательства по возмещению расходов истцу, предоставившему в 2009 году льготы гражданам по оплате проезда в городском транспорте, не исполнила, арбитражный суд признал обоснованным требование Предприятия о взыскании с Министерства суммы 3.175.221 рубль 36 копеек за счёт казны Республики Хакасия в счёт возмещения убытков за 2009 год. В остальной части требования истца применительно к 2009 году суд полагает оставить без удовлетворения.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления Предприятия суд полагает взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства за счёт казны Республики Хакасия 4.474.894 рубля 86 копеек в счёт возмещения убытков, понесённых при льготном обеспечении граждан, в том числе 83.525 рублей за 2007 год, 1.216.148 рублей 50 копеек за 2008 год, 3.175.221 рубль 36 копеек за 2009 год.
В удовлетворении иска в остальной части суд полагает отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 200.000 рублей.
При обращении в арбитражный суд истцу предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины в сумме 197.590 рублей 70 копеек, при этом размер государственной пошлины ошибочно определён в меньшем размере.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований, в том числе на истца в сумме 177.579 рублей 64 копеек, на Министерство в сумме 22.420 рублей 36 копеек.
В судебном заседании 24 декабря 2010 года представитель истца ходатайствовал об уменьшении размера государственной пошлины в связи с тяжёлым имущественным положением Предприятия.
В соответствии с правилами статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражным судам предоставлено право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
Арбитражный суд не установил обстоятельства, являющиеся основанием для применения положений статей 333.35 и 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, учёл, что сложное финансовое положение Предприятия усматривается при исследовании отчётов о прибылях и убытках за 2007, 2008, 2009 годы, согласно которым финансовым результатом деятельности Предприятия в 2008, 2009 годах явился убыток соответственно в сумме 402.000 рублей и 8.625.000 рублей, удовлетворил ходатайство истца и полагает уменьшить размер государственной пошлины на 90%, взыскать с истца в доходы федерального бюджета 17.757 рублей 96 копеек.
В соответствии с правилами подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд не производит взыскание государственной пошлины с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Удовлетворить частично исковое заявление Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление».
Взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, город Абакан, за счёт казны Республики Хакасия в пользу Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление», город Абакан, 4.474.894 (четыре миллиона четыреста семьдесят четыре тысячи восемьсот девяносто четыре) рубля 86 копеек в счёт возмещения убытков по льготной перевозке граждан, в том числе 83.525 (восемьдесят три тысячи пятьсот двадцать пять) рублей за 2007 год, 1.216.148 (один миллион двести шестнадцать тысяч сто сорок восемь) рублей 50 копеек за 2008 год, 3.175.221 (три миллиона сто семьдесят пять тысяч двести двадцать один) рубль 36 копеек за 2009 год.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
2. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Абакана «Троллейбусное управление», город Абакан, в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 17.757 (семнадцать тысяч семьсот пятьдесят семь) рублей 96 копеек.
3. Выдать исполнительные листы на взыскание убытков и государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Н. Сидельникова