НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 23.08.2017 № А74-7690/17

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

30 августа 2017 года                                                                                  Дело № А74-7690/2017

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2017 года.

Решение в полном объёме изготовлено 30 августа 2017 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём А.С. Кругловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (ИНН 1901016488, ОГРН 1021900533478)

к администрации города Абакана  (ИНН 1901020300, ОГРН 1021900521224)

к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН2466222186, ОГРН 1092468031479),

о признании права собственности,

по требованию третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (ИНН 1901016625, ОГРН 1021900532092)

о признании права оперативного управления,

при участии представителей:

истца – Благун Л.Н. на основании доверенности от 22.05.2017 № 020-33-д,

третьего лица – Шевелевой Е.Г. на основании доверенности от 09.01.2017.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к администрации города Абакана и к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о признании права собственности Республики Хакасия на помещения гаражей, расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1, помещение гаражей № 2, № 3, в силу приобретательной давности.

Протокольным определением от 23.08.2017 принято к рассмотрению заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия о признании права оперативного управления на помещения гаражей, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1, помещение гаражей № 2, № 3.

К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечён Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и не возражал против требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.

Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия также поддержал заявленные требования.

Представители истца и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия пояснили, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным имуществом как своим собственным. Помещения гаражей находятся на балансе ТФОМС РХ, приобретены на основании договора на долевое участие в строительстве гаражей по улице 2-я Пятилетка Трудовая г. Абакана от 26.12.1997 № 87, заключённого между АО «Абаканвагонстрой» и ТФОМС РХ (по информации БТИ уточнён адрес гаражей: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1 квартал 2В, уровень 1, помещения гаражей № 2, № 3). Срок владения гаражами более 19-ти лет (с 26.12.1997), ТФОМС РХ несёт бремя содержания имущества.

Ответчики, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились.

Администрация в отзыве на иск пояснила, что земельный участок земельный участок под строительство гаражного комплекса по адресу: г. Абакан, район 1, квартал 2В, АО «Абаканвагонстрой» не предоставлялся, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию указанного гаражного комплекса администрацией города Абакана не выдавались. В настоящее время земельный участок для эксплуатации гаражного массива по адресу: г. Абакан, район 1, квартал 2В, площадью 2426 кв.м сформирован, поставлен на государственный кадастровый учёт и предоставлен в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора по договору аренды от 13.07.2007 № АФ12677 собственникам гаражей в гаражном массиве. Относительно спорного имущества администрация г. Абакана не имеет имущественных притязаний.

МТУ Росимущества в Красноярском крае Республике Хакасия и Республике Тыва в отзыве на иск пояснило, что спорные объекты недвижимости и земельный участок, на котором они расположены, в реестре федерального имущества не учтены.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Абаканским городским управлением коммунального хозяйства 05.07.1994 АО «Абаканвагонстрой» выдан разрешительный ордер № 18 на производство работ по строительству комплекса трёхэтажных гаражей по ул. 2-я Пятилетка.

Между акционерным обществом «Абаканвагонстрой» (подрядчик) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (дольщик) 26.12.1997 заключён договор № 87 на долевое участие в строительстве гаражей по ул. 2-я Пятилетка Трудовая г. Абакана, по условиям которого подрядчик обязался принять должника в долевое участие по строительству двух гаражей, расположенных в одноэтажной части в районе 180-тиквартирного дома по ул. 2-я Пятилетка Трудовая.

В соответствии с пунктами 1.3., 1.4. договора стоимость двух гаражей составляет 68 000 000 рублей, в счёт оплаты за гаражи дольщик производит зачёт долгов АО «Абаканвагонстрой» по медицинскому страхованию.

Согласно справке АО «Абаканвагонмаш» от 28.12.1997 № 1-20 ТФОМС РХ произведена оплата строительства двух гаражей по улице 2-я Пятилетка Трудовая г. Абакана путем зачёта по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование АО «Абаканвагонстрой» в размере 68 000 000 рублей.

По акту от 28.12.1997 №  346 АО «Абаканвагонстрой» передало ТФОМС РХ гаражи, расположенные по адресу: г. Абакан, ул. 2-я Пятилетка Трудовая.

Согласно справкам ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от 05.05.2011 №№ 637-10-ПА, 638-10-ПА уточнён адрес гаражей: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1, помещения 1, 2. Указано, что помещения гаражей расположены в самовольно возведённом не завершённом строительством гаражном массиве.

Согласно данным инвентарных карточек от 02.06.2017 на балансе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия учитываются 2 гаража 31.12.1997 года постройки, расположенные: г. Абакан, ул. 2-я Пятилетка Трудовая.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 23.11.2016 земельный участок по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, с кадастровым номером 19:01:030130:1341 площадью 2426 кв.м поставлен на государственный кадастровый учёт 25.04.2007, разрешённое использование «для эксплуатации гаражного массива».

Муниципальное образование - город Абакан (арендодатель) и физические лица (арендаторы) 13.07.2007 заключили договор аренды № АФ12677, по условиям которого арендодатель сдаёт арендаторам в аренду земельный участок общей площадью 2426 кв.м, кадастровый номер 19:01:030130:1341, расположенный по адресу: г. Абакан, район I, квартал 2В, предназначенный для завершения строительства и эксплуатации гаражного массив (гаражи №№ 3, 4, 5 ряд 1).

В пункте 1.5 договора указано, что участок обременён правами лиц, владеющих на праве собственности недвижимым имуществом, нахо­дящимся на данном земельном участке, которые вправе присоединиться к настоящему договору, без предвари­тельного согласия на то арендатора.

Полагая, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия добросовестно, открыто и непрерывно, более 15 лет владеет спорным имуществом истец и третье лицо обратились в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.

Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Исходя из содержания указанной нормы, в предмет доказывания по делу входят факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом спорным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет.

В пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

В соответствии с пунктом 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

С учетом даты подачи иска (08.06.2017) истцу и третьему лицу надлежит подтвердить владение спорным имуществом (в том числе владение, осуществляемое его правопредшественниками) с июня 1999 года.

Как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости являлись предметом договора от 26.12.1997 № 87 на долевое участие в строительстве, заключённого между  акционерным обществом «Абаканвагонстрой» (подрядчик) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (дольщик). Оплата по договору произведена в полном объёме.

В 2000 году произведена техническая инвентаризация объектов, что подтверждается представленным в материалы дела техническим паспортом, свидетельствующим о том, что спорные объекты являются объектами недвижимости.

Материалами дела также подтверждается, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия пользуется спорными нежилыми помещениями с 28.12.1997, и с указанного времени несет бремя содержания спорного имущества; за счет собственных средств обеспечивает содержание помещения в исправном состоянии, осуществляя необходимое техническое обслуживание и ремонт.

Ответчики в вышеназванный период претензий в части спорных помещений, в том числе о правомерности использования третьим лицом данного имущества, не заявляли.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия добросовестно, открыто и непрерывно в течение более 15 лет владеет спорным недвижимым имуществом как своим собственным, несет расходы по содержанию. Иные лица расходов по содержанию спорного имущества не несут. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Помещения из владения третьего лица не выбывали.

Ответчики всего срока давностного владения притязаний на спорный объект, которым с 1997 года владел Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, не заявляли, факт владения третьим лицом данным имуществом не оспаривали. Сведения о наличии у иных лиц требований в порядке статей 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении имущества, на которое истцом заявлены права, в деле отсутствуют.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 19:01:030130:1341, земельный участок имеет площадь 2426 кв.м поставлен на государственный кадастровый учёт 25.04.2007, расположен  в г. Абакане, район 1, квартал 2В, разрешённое использование «для эксплуатации гаражного массива».

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

 При таких обстоятельствах в порядке, установленном законом, право собственности у истца не возникло, что не препятствует признанию права в порядке статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении факта владения.

Суд полагает, что в спорном случае судебная защита является исключительным способом защиты права, поскольку с учетом давности постройки объектов, застройщик которых ликвидирован, и фактического постоянного и целевого использования спорного объекта, отказ в удовлетворении иска повлечет правовую неопределенность на  спорный объект.

В соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утверждённым постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01.04.1997 № 51-3 (действовавшим до 21.09.2011) имущество принадлежало ТФОМС РХ на праве оперативного управления и находилось в федеральной собственности.

В соответствии с частью 9 статьи 51 Федерального закона  от  29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» федеральное имущество, закрепленное за территориальными фондами на праве оперативного управления до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаётся в   собственность   соответствующих   субъектов   Российской Федерации в срок до 1 июля 2011 года и используется территориальными фондами на праве оперативного управления.

В соответствии со статьями 13, 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пунктом 1.1. Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 № 435, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия является некоммерческой организацией, созданной Республикой Хакасия для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Хакасия, основными задачами которого являются обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи.

Согласно пункту 4.7. Положения имущество ТФОМС РХ, приобретённое за счёт средств обязательного медицинского страхования, является государственной собственностью Республики Хакасия и используется Территориальным фондом на праве оперативного управления.

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленума № 10/22) в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Согласно пункту 6 постановления Пленума № 10/22 на основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьёй 305 ГК РФ. Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.

В соответствие с пунктом 1.1. части 1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2013 № 734 Министерство имущественных и земельных отношений является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия.

С учетом приведенных норм права требование Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия следует удовлетворить.

Поскольку право оперативного управления является производным от права собственности, при этом спорное недвижимое имущество находится в пользования ТФОМС РХ, суд считает требование о признании права оперативного управления на спорные объекты недвижимости подлежащим удовлетворению.

Учитывая, что спорные объекты находятся на территории города Абакана,арбитражный суд считает надлежащим ответчиком по делу администрацию города Абакана. В иске к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва следует отказать.

Государственная пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец в силу подпункта 1.1. пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 180 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской Федерации,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия к администрации города Абакана:

признать право собственности Республики Хакасия на помещения гаражей №№ 2, 3, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1.

2. Удовлетворить требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования к администрации города Абакана.

признать право оперативного управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на помещения гаражей №№ 2, 3, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1.

Отказать в удовлетворении заявленных требований к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва.

Настоящее решение после вступления его в силу является основанием:

- для государственной регистрации права собственности Республики Хакасия на объекты недвижимости – помещения гаражей №№ 2, 3, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1;

- для государственной регистрации права оперативного управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования на объекты недвижимости – помещения гаражей №№ 2, 3, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, район 1, квартал 2В, уровень 1.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                       С.М. Тропина