НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 21.07.2008 № А74-1316/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан

28 июля 2008 года Дело № А74-1316/2008

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Селиваненко Е.В., судьей Гигель Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск,

к Автономному учреждению Республики Хакасия «Боградлессервис», с. Боград,

о взыскании 23 486 руб. 26 коп. недоимки по единому социальному налогу, пеней, штрафов.

В судебном заседании 15 июля 2008 года арбитражный суд в порядке частей 1, 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв до 10 час. 30 мин. 21 июля 2008 года.

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя – Галкина Т.В. по доверенности от 17.09.2007;

от Автономного учреждения Республики Хакасия «Боградлессервис» (до перерыва) - Конгарова Л.В. по доверенности от 15.07.2008 № 2, паспорт.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Автономного учреждения Республики Хакасия «Боградлессервис» (далее – Учреждение) 25 798 руб. 40 коп., в том числе: 21 912 руб. – недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет за полугодие 2007 года, соответствующих пеней в сумме 1474 руб. 26 коп.; пеней по единому социальному налогу (далее – ЕСН), зачисляемому в Фонд социального страхования (далее - ФСС), в сумме 2312 руб. 14 коп.; налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления авансового расчёта по ЕСН за полугодие 2007 года - в сумме 100 руб.

В ходе рассмотрения дела налоговая инспекция в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявила об отказе от требования о взыскании пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, в сумме 2312 руб. 14 коп.

Определением арбитражного суда от 15 июля 2008 года производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал требование о взыскании 23 486 руб. 26 коп., в том числе: 21 912 руб. – недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за полугодие 2007 года, соответствующих пеней в сумме 1474 руб. 26 коп.; налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления авансового расчёта по ЕСН за полугодие 2007 года - в сумме 100 руб.

Учреждение отзыва на заявление не представило. Представитель Учреждения в судебном заседании 15 июля 2008 факт нарушение срока представления авансового расчёта по ЕСН за полугодие 2007 года не отрицал, относительно задолженности по ЕСН пояснил, что платежи произведены в полном объёме, заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для уточнения данного обстоятельства.

После перерыва Учреждение своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направило, доказательств уплаты недоимки по решению от 17 декабря 2007 года № 1396-ДСП не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.

08.12.1997 Администрацией Боградского района зарегистрировано в качестве юридического лица Государственное учреждение Республики Хакасия «Сонский лесхоз» (регистрационный номер 117), о чём Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия 19 ноября 2002 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900700865.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27 декабря 2007 года № 449 (вступившим в законную силу с 01.01.2008) создано Автономное учреждение Республики Хакасия «Боградлессервис» путём изменения типа существующего Государственного учреждения Республики Хакасия «Сонский лесхоз» с передачей последним находящихся на балансе финансовых, нефинансовых активов и обязательств.

24 июля 2007 года налогоплательщик представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия расчёт авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за полугодие 2007 года. Согласно данному расчёту, сумма исчисленных авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет за отчётный период составила: 60 314 руб., за последние три месяца – 41 596 руб., в том числе: за апрель – 15 045 руб., за май – 18 513 руб., за июнь – 8038 руб., налоговый вычет за отчётный период составил 291 174 руб.

Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка указанного расчёта, по результатам которой установлены, в частности, следующие нарушения: неполная уплата ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 59 352 руб., исчисление в завышенном размере ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 37 440 руб., нарушение срока представления в налоговый орган расчёта по авансовым платежам по ЕСН за полугодие 2007 года, о чём составлен акт от 31.10.2007 № 1160-ДСП. Акт камеральной проверки получен Учреждением 06.11.2007 (почтовое уведомление от 01.11.2007 № 77445).

02 ноября 2007 года налоговой инспекцией в адрес Учреждения направлено извещение от 31.10.2007 № 12-12-1/17341 с приглашением явиться для рассмотрения материалов налоговой проверки 05 декабря 2007 года, о чём свидетельствует почтовое уведомление о вручении (№ 77971).

17 декабря 2007 года налоговой инспекцией в отсутствие представителя Учреждения, извещённого надлежащим образом, рассмотрены материалы налоговой проверки (протокол от 05.12.2007). Решением заместителя начальника налоговой инспекции от 17 декабря 2007 года № 1396-ДСП Учреждение привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126, пункта 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление расчёта по авансовым платежам за полугодие 2007 года в виде штрафа в сумме 100 руб., кроме того, указанным решением Учреждению начислены пени по состоянию на 17.12.2007 в сумме 3786 руб. 40 коп. (1474 руб. 26 коп. – по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, 2312 руб. 14 коп. – по ЕСН, зачисляемому в ФСС), а также предложено уплатить недоимку по ЕСН, зачисляемому в ФСС в сумме 59 512 руб., по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - 21912 руб. Данное решение получено Учреждением 26.12.2007, о чём свидетельствует почтовое уведомление № 83837.

23 января 2008 года налоговая инспекция направила заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес Учреждения требование № 119 по состоянию на 21.01.2008 о добровольной уплате недоимки по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 21 912 руб., пеней в сумме 3786 руб. 40 коп., штрафа в сумме 100 руб. Указанное требование вручено Учреждению 30 января 2008 года (почтовое уведомление № 70448).

Поскольку в установленный в требовании срок задолженность по налогам, пеням и штрафам уплачена не была, налоговая инспекция обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

Абзацем 4 пункта 2, пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание недоимки, пеней, штрафов с организации, которой открыт лицевой счёт, производится в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации лицевые счета это счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 1 Постановления от 17 мая 2007 года № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвёртым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, взыскание недоимок, пеней и штрафов с бюджетных учреждений может производиться только с учётом особенностей, установленных бюджетным законодательством, согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обращение взыскания на денежные средства бюджетов Российской Федерации возможно только на основании судебного акта.

Арбитражным судом установлено, что Автономное учреждение Республики Хакасия «Боградлессервис» является учреждением, финансируемым из бюджета Республики Хакасия.

Учитывая изложенное выше арбитражный суд пришёл к выводу о том, что процедура взыскания недоимки, пеней, штрафа, а также срок обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением налоговым органом соблюдены, требования статей 45, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации выполнены.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогового агента в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки уплатить пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение является плательщиком единого социального налога.

Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признаётся календарный год, отчётными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, установлены статьёй 243 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, пунктом 3 названной выше статьи предусмотрено, что в течение отчётного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществлённых - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчётный период, определяется с учётом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

Следовательно, за апрель 2007 года авансовые платежи по единому социальному налогу должны быть уплачены не позднее 15 мая 2007 года, за май 2007 года – не позднее 15 июня 2007 года, за июнь 2007 года – не позднее 16 июля 2007 года.

Как усматривается из материалов дела и пояснений заявителя, сумма применённого налогового вычета за полугодие 2007 года составила 291 174 руб., фактически уплачено страховых взносов за отчётный период – 231 822 руб., положительная разница, подлежащая доплате не позднее 16 июля 2007 года составила – 59 352 руб. В связи с частичной уплатой страховых взносов за отчётный период полугодие 2007 года ЕСН, доначисленный в федеральный бюджет по сроку уплаты на 16.07.2007, подлежит уменьшению, на сумму 37 440 руб. Таким образом, недоимка по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 21 912 руб.

Материалами дела подтверждается факт неуплаты недоимки по ЕСН за полугодие 2007 года в сумме 21 912 руб., доказательств обратного Учреждением в материалы дела не представлено, в связи с чем требование налоговой инспекции о взыскании указанной суммы является обоснованным.

Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогового агента в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки уплатить пеню в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Поскольку у Учреждения имеется недоимка по ЕСН за полугодие 2007 года, арбитражный суд считает правомерным начисление налогоплательщику пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки, как это предусмотрено статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговой инспекцией предъявлены ко взысканию пени в сумме 1474 руб. 26 коп. за период с 17.07.2007 по 17.12.2007, начисленные за несвоевременную уплату ЕСН за полугодие 2007 года. Расчёт пени проверен арбитражным судом и признан верным.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Пунктом 5 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом расчёт авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за полугодие 2007 года должен был представлен не позднее 20 июля 2007 года. Фактически указанный расчёт направлен Учреждением по почте 24 июля 2007 года, о чём свидетельствуют отметка должностного лица налоговой инспекции на расчёте и почтовый конверт заказного письма № 174.

Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечёт взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Арбитражным судом установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки выявлены обстоятельства в соответствии с пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщиком несвоевременно был представлен авансовый расчёт по ЕСН за 9 месяцев 2006 года, в связи с чем Учреждение было привлечено к ответственности решением от 11.01.2007 № 5904, которое вступило в силу 03.02.2007.

В соответствии с пунктом 4 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Налоговым органом соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция в установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок обратилась за взысканием штрафа в арбитражный суд.

Учреждение не представило арбитражному суду доказательств уплаты штрафа.

Учитывая изложенное, требование налоговой инспекции о взыскании штрафа в сумме 100 руб. является обоснованным, штраф в размере 100 руб. подлежит взысканию с Учреждения в доход соответствующего бюджета.

По результатам рассмотрения дела с Учреждения в доходы соответствующих бюджетов подлежат взысканию 23 486 руб. 26 коп., в том числе: 21 912 руб. – недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, за полугодие 2007 года, соответствующих пеней в сумме 1474 руб. 26 коп.; налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления авансового расчёта по ЕСН за полугодие 2007 года - в сумме 100 руб.

Государственная пошлина по настоящему делу в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 939 руб. 45 коп., в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Учреждение и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, частью 2 статьи 176, статьями 216 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, г. Черногорск, требования удовлетворить.

Взыскать с Автономного учреждения Республики Хакасия «Боградлессервис», зарегистрированного Администрацией Боградского района 08.12.1997 (регистрационный № 117, основной государственный регистрационный номер 1021900700856), находящегося по адресу: ул. Партизанская, д. 19, с. Боград Боградского района Республики Хакасия, в доход соответствующего бюджета 23 486 руб. 26 коп., в том числе: 21 912 руб. – недоимку по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 1474 руб. 26 коп. – пеню по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 100 руб. – штраф на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок расчёта по авансовым платежам по единому социальному налогу.

2. Взыскать с Автономного учреждения Республики Хакасия «Боградлессервис», зарегистрированного Администрацией Боградского района 08.12.1997 (регистрационный № 117, основной государственный регистрационный номер 1021900700856), находящегося по адресу: ул. Партизанская, д. 19, с. Боград Боградского района Республики Хакасия, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 939 руб. 45 коп.

3. Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск), либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск). Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Н.В. Гигель