НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 21.06.2006 № А74-1719/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

29 июня 2006 года Дело № А74-1719/2006

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2006 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2006 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г. 

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

открытого акционерного общества «Владивосток Авиа»,   г. Артем,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия,   г. Абакан,

о признании недействительными в части решения от 14.03.2006. № 258/17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 14.03.2006. № 258/17 о взыскании налоговой санкции.

Протокол судебного заседания вела судья Коршунова Т.Г.

В судебном заседании принимали участие представители:

ОАО "Владивосток Авиа": ФИО1 по доверенности от 14.06.2006. № 1;

налогового органа: ФИО2 по доверенности от 15.05.2006.

ФИО3 по доверенности от 10.01.2006.

Открытое акционерное общество «Авиакомпания Хакасия» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – Налоговая инспекция) от 14.03.2006. № 258/17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и от 14.03.2006. № 258/17 о взыскании налоговой санкции.

16.05.2006. открытое акционерное общество «Авиакомпания Хакасия» было реорганизовано путем присоединения к открытому акционерному обществу «Владивосток Авиа», о чем свидетельствует представленное в материалы дела свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 16 мая 2006 года серии 25 № 002816897. Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства была произведена замена заявителя - открытого акционерного общества «Авиакомпания Хакасия» его правопреемником - открытым акционерным обществом «Владивосток Авиа».

Представитель ОАО "Владивосток Авиа" в судебном заседании уточнил заявленные требования. ОАО "Владивосток Авиа" просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 14.03.2006. № 258/17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ОАО "Авиакомпания Хакасия" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 14.419 рублей 85 копеек, по налогу на прибыль в сумме 23.066 рублей; доначисления налога на добавленную стоимость 320.561 рубль, налога на прибыль 264.043 рубля; начисления пеней по налогу на добавленную стоимость 56.965 рублей 23 копейки, по налогу на прибыль 39.510 рублей 88 копеек, а также решение от 14.03.2006. № 258/17 о взыскании налоговой санкции в части взыскания вышеназванных сумм налоговых санкций.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято арбитражным судом.

Представитель ОАО «Владивосток Авиа» в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что ОАО «Владивосток Авиа» оспаривает решение налогового органа в части выводов, содержащихся в п. 1,3,5 мотивировочной части решения от 14.03.2006. № 258/17, послуживших основанием для доначисления налогов, начисления пени и санкций. В остальной части решение не оспаривается. Соответственно, в указанной части оспаривается и решение о взыскании налоговой санкции.

Представители Налоговой инспекции требование ОАО «Владивосток Авиа» не признали, полагают обоснованной позицию налогового органа, изложенную в решении.

Пояснения представителей ОАО "Владивосток Авиа" и Налоговой инспекции, представленные ими в дело доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО "Авиакомпания Хакасия" за период с 01.01.2002. по 31.12.2004 года. По результатам проверки составлен акт от 28.12.2005 года.

14.03.2006. Налоговой инспекцией вынесено решение № 258/17 о привлечении ОАО "Авиакомпания Хакасия" к налоговой ответственности и решение № 258/17 о взыскании с ОАО "Авиакомпания Хакасия" налоговой санкции.

ОАО "Владивосток Авиа" частично не согласно с указанными решениями налогового органа, в связи с чем, оспаривает его в арбитражном суде.

ОАО "Владивосток Авиа" указало, что оно оспаривает выводы налогового органа. Споров по арифметическим расчетам, произведенным налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки не имеется. Все данные верно взяты налоговым органом из данных бухгалтерского учета ОАО "Авиакомпания Хакасия". Относительно указанного обстоятельства стороны заключили соглашение в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению в части, исходя из следующего.

Налог на добавленную стоимость.

Пункт 1 решения.

В период с января 2002 года по февраль 2003 года ОАО "Авиакомпания Хакасия" в соответствии с коллективным договором предоставляло своим работникам бесплатный проезд к месту отпуска и обратно.

Авиабилеты работнику выписывались с нулевой стоимостью на основании требования на выдачу служебного билета.

ОАО "Авиакомпания Хакасия" один раз в месяц на всю стоимость билетов за месяц выставляло себе счет-фактуру. Данный счет-фактура отражался как в книге продаж, так и в книге покупок.

Всего за период с января 2002 года по февраль 2003 года ОАО "Авиакомпания Хакасия" в книге покупок отразило счета-фактуры по предоставленным своим работникам билетам на сумму 994.480 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость 198.896 рублей. Налог на добавленную стоимость исчислен расчетным путем.

Данная сумма налога на добавленную стоимость предъявлена ОАО "Авиакомпания Хакасия" к вычету.

Налоговый орган полагает необоснованным предъявление налога на добавленную стоимость в указанной сумме к вычету. ОАО "Авиакомпания Хакасия" покупателем авиабилетов не являлось, транспортные услуги не потребляло, так как фактически услуги оказывались физическим лицам. Оплата счетов-фактур не производилась. ОАО "Авиакомпания Хакасия" не выполнены требования статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для предъявления налога на добавленную стоимость к вычету.

ОАО "Владивосток Авиа" указывает, что фактически у ОАО "Авиакомпания Хакасия" не имелось оснований для выставления в свой адрес счетов-фактур, отражения их в книге покупок и продаж, так как операций по реализации товаров (работ, услуг) в данном случае ОАО "Авиакомпания Хакасия" не производило. Расходы предприятия по оплате проезда работников к месту отдыха и обратно относятся к расходам по оплате труда. Налогом на добавленную стоимость эти операции не должны облагаться. В данном случае имело место нарушение методологии бухгалтерского учета, не повлекшее за собой занижение налога на добавленную стоимость.

Арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности позиции налогового органа.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога.

Налоговым органом сделаны верные выводы относительно необоснованного предъявления ОАО "Авиакомпания Хакасия" налога на добавленную стоимость к вычету, так как ОАО "Авиакомпания Хакасия" не являлось покупателем авиабилетов, не потребляло транспортный услуги. Оплата выставленных счетов-фактур не производилась.

Доводы ОАО "Владивосток Авиа" относительно имевшего место нарушения методологии бухгалтерского учета не могут быть приняты во внимание, так как ОАО "Авиакомпания Хакасия" дополнений и изменений в установленном порядке в поданные им декларации по налогу на добавленную стоимость не вносило.

Пункт 3 решения.

В период с мая 2003 года по декабрь 2004 года ОАО "Авиакомпания Хакасия" приобретало для своих работников авиабилеты для проезда к месту отдыха и обратно в другой авиакомпании.

Работники ОАО "Авиакомпания Хакасия" приобретали билеты в других авиакомпаниях по требованию «на выдачу служебного билета», которое выписывалось ОАО "Авиакомпания Хакасия". Работники получали билеты с указанной в них стоимостью. Оплату билетов производило ОАО "Авиакомпания Хакасия".

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки пришел к выводу, что ОАО "Авиакомпания Хакасия" стоимость билетов, переданных работникам, должно было включить в состав налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость. По результатам проверки Налоговая инспекция доначислила ОАО "Авиакомпания Хакасия" за вышеназванный период налог на добавленную стоимость в сумме 121.665 рублей.

ОАО "Владивосток Авиа" полагает, что предоставление своим работникам льготы по авиабилетам не является для предприятия реализацией и, соответственно, объектом налогообложения. ОАО "Авиакомпания Хакасия" не заключало с перевозчиком договор на пассажирскую перевозку, не передавало свое право по договору перевозки своему работнику. Работник, приобретая льготный билет, сам являлся стороной договора пассажирской перевозки.

Арбитражный суд полагает позицию ОАО "Владивосток Авиа" неправомерной.

Действительно, работник приобретал билет самостоятельно на свое имя. Однако оплату авиабилета производило ОАО "Авиакомпания Хакасия". Работник не компенсировал ОАО "Авиакомпания Хакасия" данные затраты в силу обязанностей ОАО "Авиакомпания Хакасия", возникших перед работником из трудовых отношений. Соответственно, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В перечне, содержащемся в пункте 2 статьи 146 и в статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации, такого рода операции не значатся.

В связи с вышеизложенным, налоговый орган обоснованно доначислил ОАО "Авиакомпания Хакасия" налог на добавленную стоимость в общей сумме по двум пунктам решения 320.561 рубль, начислил пени в сумме 56.965 рублей 23 копейки и налоговые санкции 14.419 рублей 85 копеек. В удовлетворении требований ОАО "Владивосток Авиа" в данной части надлежит отказать.

Налог на прибыль.

По результатам выездной проверки Налоговая инспекция пришла к выводу о том, что ОАО "Авиакомпания Хакасия" не правомерно учитывало в составе расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налога на прибыль, расходы на оплату проезда своих работников к месту использования отпуска и обратно.

Налоговая инспекция полагает, что согласно пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в состав расходов на оплату труда могут быть включены только те расходы на оплату проезда работников к месту отдыха и обратно, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Налоговая инспекция считает, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют законодательные акты, устанавливающие право организаций гражданской авиации оплачивать за своих работников проезд к месту проведения отпуска и обратно. Пункт 7 данной статьи не предусматривает установление таких выплат в трудовом и коллективном договорах.

Законодательство Российской Федерации (статья 325 Трудового кодекса РФ) предусматривает выплату компенсаций расходов по проезду работников к месту отпуска и обратно только для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях.

Постановление Совета Министров СССР от 25.06.1971. № 434 «О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом» (далее - Постановление № 434) в данном случае применяться не может, поскольку оно разрешает предоставлять бесплатный билет работникам. О том, что работнику может выдаваться не только бесплатный билет, но и может выдаваться денежная компенсация, или о том, что предприятия могут покупать авиабилеты для своих работников у других авиакомпаний, в Постановлении не сказано.

По мнению налогового органа, расходы ОАО "Авиакомпания Хакасия" по оплате стоимости проезда работников к месту отдыха и обратно в соответствии с пунктом 29 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо относить к иным аналогичным расходам, произведенным в пользу работников, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

По результатам проверки ОАО "Авиакомпания Хакасия" доначислен налог на прибыль в сумме 264.043 рубля, начислены пени в сумме 39.510 рублей 88 копеек, а также налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 23.066 рублей.

ОАО "Владивосток Авиа" считает, что расходы ОАО "Авиакомпания Хакасия" на компенсацию стоимости проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска и обратно обоснованно в соответствии с пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации учтены в качестве расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В обоснование своей позиции ОАО "Владивосток Авиа" ссылается также на Постановление Совета Министров СССР от 25.06.1971. № 434 «О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом», Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России на 2004-2006 годы, коллективный договор.

Арбитражный суд полагает требования ОАО "Владивосток Авиа" в данной части подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда, в которые включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, на оплату труда относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (Данная редакция действовала в течение 2002-2004 годов.)

Постановлением Совета Министров СССР от 25.06.1971. № 434 «О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом» предусмотрено, что льготные билеты для следования воздушным транспортом к месту проведения отпуска предоставляются работникам, проработавшим в системе министерства гражданской авиации непрерывно от 7 лет и более, и членам их семей.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 «О ратификации Соглашения о создании Содружества независимых государств» нормативные правовые акты бывшего СССР, официально не признанные утратившими силу, применяются на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации.

Учитывая, что Постановление № 434, не противоречит Конституции и законодательству Российской Федерации, в установленном порядке не признано утратившим силу, оно подлежит применению.

Согласно статье 18 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенных отраслей устанавливаются отраслевыми тарифными соглашениями.

В силу статей 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации льготы и социальные гарантии, установленные отраслевыми тарифными соглашениям обязательны для работодателя и являются законодательно установленной гарантией получения данных льгот для работника.

Указом Президента Российской Федерации от 27.02.1992. № 2000 установлено, что до принятия соответствующих нормативных актов сохраняются права, льготы для работников определенных отраслей, установленные отраслевыми тарифными соглашениями.

В пункте 7.3. Отраслевого тарифного соглашения в гражданской авиации России на 2004-2006 годы предусмотрено, что порядок и условия предоставления льготного проезда работникам организаций ГА и членам их семей, установленные Постановлениями Совета Министров СССР от 25.06.1971 № 434 и Приказом МГА СССР от 16.03.1984. № 50 определяются коллективным договором.

Пункт 7 раздела 7 коллективного договора ОАО "Авиакомпания Хакасия", заключенного между исполнительным органом акционерного общества и трудовым коллективом ОАО "Авиакомпания Хакасия", предусматривал обязанность ОАО "Авиакомпания Хакасия" предоставлять авиабилеты в соответствии с приказом МГА № 50 от 16.03.1984 «Правила предоставления льготного проезда работникам МГА» на рейсы, выполняемые АК «Хакасия». С 01.03.2003. данный пункт действует в следующей редакции: «Сохраняются отраслевые льготы по предоставлению льготного проезда работника и членов его семьи. В случае отсутствия возможности осуществить оформление льготного билета в ОАО "Авиакомпания Хакасия", с разрешения руководителя организации, работник может приобрести авиабилет в ином месте. При этом, организация предоставляет работнику денежную компенсацию за приобретенный и использованный авиабилет в размере 100%.»

Согласно статьям 40, 43 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор также является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации, и являющимся обязательным для исполнения, как работниками, так и работодателями.

Довод налогового органа о том, что в пункте 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации имеется конкретное указание на то, что данная норма применяется исключительно только к организациям расположенным в районах Крайнего Севера, не является состоятельным. В названной норме дополнительно к общим положениям, распространяющимся на все организации и на всех работников, имеющих право льготного проезда, установлена дополнительная гарантия для работников Крайнего Севера в части оплаты по провозу багажа.

В связи с вышеизложенным, арбитражный суд полагает, что у ОАО "Авиакомпания Хакасия" имелись все основания для отнесения расходов, связанных с льготным проездом в составе расходов на оплату труда.

Арбитражный суд также полагает, что установление ОАО "Авиакомпания Хакасия" в соответствии с условиями коллективного договора социальных льгот и гарантий для своих работников не противоречит принципам определения расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, установленным в Налоговом кодексе Российской Федерации, поскольку такое право организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов, указано в пункте 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2005 года.

Решение налогового органа в данной части подлежит признанию недействительным.

Исходя из результатов рассмотрения спора относительно решения Налоговой инспекцииот 14.03.2006. № 258/17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, решение Налоговой инспекции от 14.03.2006. № 258/17 о взыскании налоговой санкции подлежит признанию недействительным в части взыскания штрафа по налогу на прибыль в сумме 23.066 рублей.

Государственная пошлина по делу составляет 6.000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя в сумме 3.247 рублей 81 копейка, на Налоговую инспекцию в сумме 2.752 рубля 19 копеек.

Принимая во внимание, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, арбитражный суд не производит ее взыскание с налогового органа.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40, пунктом 5 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает ОАО "Владивосток Авиа" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.752 рубля 19 копеек, в том числе: в сумме 2.000 рублей, уплаченную платежным поручением от 14.04.2006. № 563, в сумме 752 рубля 19 копеек, уплаченную платежным поручением от 14.04.2006. № 564.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные открытым акционерным обществом «Владивосток Авиа» требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 14.03.2006. № 258/17 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения открытого акционерного общества «Авиакомпания «Хакасия» к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 23.066 рублей, доначисления налога на прибыль в сумме 264.043 рубля, начисления пеней по налогу на прибыль 39.510 рублей 88 копеек и решение от 14.03.2006. № 258/17 о взыскании налоговой санкции в части взыскания штрафа по налогу на прибыль в сумме 23.066 рублей как несоответствующие положениям 252, 255 Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37, пунктом 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить открытому акционерному обществу «Владивосток Авиа» как правопреемнику открытого акционерного общества «Авиакомпания Хакасия», из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.752 рубля 19 копеек, в том числе, в сумме 2.000 рублей, уплаченную платежным поручением от 14.04.2006. № 563, в сумме 752 рубля 19 копеек, уплаченную платежным поручением от 14.04.2006. № 564.

Выдать справку на возврат госпошлины, подлинное платежное поручение от 14.04.2006. № 563 и копию платежного поручения от 14.04.2006. № 564.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

  Республики Хакасия Т.Г. Коршунова

31097 8.6.2.4.

У авиакомпании имелись все основания для отнесения расходов, связанных с льготным проездом работников в состав расходов на оплату труда.