НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 20.02.2024 № А74-9229/2023



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Дьяковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Лалетиной,  рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции  дело по заявлению 

общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М»  (ИНН 5256048032, ОГРН 1045207042528) 

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия  (ИНН 1901016625, ОГРН 1021900532092) 

о признании недействительным акта внеплановой выездной тематический проверки  от 31.08.2023. 

В судебном заседании принимали участие представители общества с ограниченной  ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» – Римская А.Д. на основании  доверенности от 15.12.2023 № 319/23, диплома; Ищенко Е.В. на основании доверенности  от 15.12.2023 № 314/23, диплома. 

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М»  (далее – общество, страховая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия  (далее – территориальный фонд, ТФОМС) о признании недействительным акта внеплановой  выездной тематический проверки от 31.08.2023. 

Фонд в судебное заседание своего представителя не направил, несмотря на то, что в  силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.  Информация о месте и времени проведения судебного заседания размещена в установленном  порядке в сети Интернет. 

Арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ,  рассмотрел дело в отсутствие представителя фонда. 

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование по  основаниям, изложенным в заявлении и в пояснениях по делу. 

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства,  арбитражный суд установил следующее. 

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М»  зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2004 инспекцией МНС России по  Автозаводскому району г. Нижнего Новгорода; на территории Республики Хакасия открыт  филиал общества. Основным видом деятельности общества является «страхование  медицинское». 

Заявитель имеет лицензии на осуществление добровольного личного страхования  СЛ № 3837, на осуществление обязательного медицинского страхования ОС № 3837-01  выданные Центральным банком Российской Федерации 11.05.2021. Заявитель включен 


в реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе  обязательного медицинского страхования на территории Республики Хакасия, реестровый  номер 19001. 

В соответствии с приказом ФФОМС от 16.08.2023 № 159 на основании приказа от  30.08.2023 № 266-п фондом проведена внеплановая тематическая выездная проверка  деятельности филиала общества за период деятельности с 01.01.2022 по 30.06.2023. 

Согласно программе проверки ее темой является соблюдение требований порядка  ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования. 

По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной тематической проверки  от 31.08.2023, в котором установлено нарушение пунктов 6, 7 Правил обязательного  медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н  (далее – Правила ОМС), пунктов 6, 14 Правил ведения персонифицированного учета в сфере  обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 05.11.2022 № 1998 (далее – Правила ведения  персонифицированного учета), пунктов 3, 12 Порядка ведения персонифицированного учета  в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом  Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 № 29н, пункта 8 Порядка информационного  взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом  ФФОМС от 31.03.2021 № 34н (далее – Порядок информационного взаимодействия),  поскольку страхования компания не обеспечила в полном объеме достоверность вносимых  сведений в Региональный сегмент Единого регистра застрахованных лиц (далее – РС ЕРЗ).  Акт вручен директору филиала общества в день его составления. 

Письмом от 12.09.2023 № О-1529 фонд указал на отсутствие оснований для изменения  либо отмены требований по нарушениям, выявленным при проведении внеплановой  тематической проверки и отраженным в акте. 

Не согласившись с актом внеплановой проверки от 31.08.2023, общество  в установленный срок обратилось в арбитражный суд. 

Дело рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах  дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд  пришел к следующим выводам. 

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном  заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо  наличие двух обязательных условий: 

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; 

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных 


лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо,  участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на  основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами,  должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или  должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель. 

С учетом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка  законности оспариваемого ненормативного правового акта производится арбитражным  судом только применительно к основаниям принятия, в нем указанным. 

Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 6, пункта 12 части 7 статьи 34, пункта 11  статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), Порядка осуществления  территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за  деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере  обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств  обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими  организациями и медицинскими организациями, утвержденного Приказом Минздрава  России от 26.03.2021 № 255н (далее – Порядок № 255н), пунктов 3.2.12 и 3.3.15 Положения о  Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия,  утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 № 435,  арбитражный суд приходит к выводу, что проверка проведена, акт составлен  уполномоченными должностными лицами ТФОМС. 

Вместе с тем суд находит обоснованным довод заявителя о том, что в соответствии  с положениями пункта 8 Порядка № 255н приказ о проведении внеплановой проверки,  являющийся основанием для ее проведения, доводится до руководителя страховой  медицинской организации не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала проверки,  что в рассматриваемом случае сделано не было. Как следует из материалов дела, приказ  о проведении внеплановой тематической выездной проверки от 30.08.2023 № 266-п получен  обществом 31.08.2023 непосредственно в день проведения проверки. 

Доводы фонда о том, что о предстоящей проверке общество было уведомлено приказом  от 15.08.2023 № 253-п, который получен заявителем по электронной почте в день его  вынесения, документально не подтверждены, и более того, противоречат оспариваемому  акту проверки, где указано, что проверка проведена на основании приказа ТФОМС  от 30.08.2023 № 266-п. 

Таким образом, невручение приказа до момента проведения проверки является  самостоятельным основанием для признания результатов проверки недействительными. 

При проверке соответствия акта закону или иному нормативному правовому акту,  а также установлении того, нарушает ли оспариваемая часть акта права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный  суд пришел к следующим выводам. 

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского  страхования, регулируются Законом № 326-ФЗ. 

В соответствии со статьей 3 Закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование -  вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых  государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на  обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания  застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского  страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского  страхования и в установленных Законом № 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы  обязательного медицинского страхования. 


Часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ относит страховые медицинские организации к  участникам обязательного медицинского страхования. 

Согласно части 7 статьи 14 Закона № 326-ФЗ страховые медицинские организации  осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на  основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования,  договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому  страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской  организацией. 

Пунктом 7 статьи 2 статьи 38 Закона № 326-ФЗ установлено, что в договоре о  финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должны содержаться  положения, предусматривающие обязанности страховой медицинской организации по сбору,  обработке данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и  персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным  лицам, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, осуществление обмена  указанными сведениями между субъектами обязательного медицинского страхования и  участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с указанным  Федеральным законом. 

Пунктами 2.4, 2.6 типовой формы договора о финансовом обеспечении обязательного  медицинского страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от  09.09.2011 № 1030н (действовала до 02.12.2022), предусмотрено, что страховая медицинская  организация обязана вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного  медицинского страхования в соответствии с порядком персонифицированного учета в сфере  обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства  здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 № 29н,  а также представлять в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) данные о новых  застрахованных лицах, сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах для  включения в региональный сегмент застрахованных лиц сведения о гражданах, не  обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного  медицинского страхования, полученные от Территориального фонда в соответствии  с частью 6 статьи 16 Федерального закона. 

Аналогичные обязанности установлены в пунктах 2.3, 2.5 формы типового договора о  финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденной приказом  Минздрава России от 26.10.2022 № 703н (действуют с 03.12.2022). 

До 01.12.2022 действовал Порядок ведения персонифицированного учета в сфере  обязательного медицинского страхования, утвержденный приказом Минздравсоцразвития  России от 25.01.2011 № 29н (далее – Порядок № 29н), которым установлено, что  персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого  регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и  региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение  следующих сведений о застрахованных лицах, в том числе, о дате регистрации в качестве  застрахованного лица (подпункт 13 пункта 3). 

При внесении сведений о застрахованном лице в региональный сегмент единого  регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация обеспечивает  достоверность и корректность вносимых сведений и осуществляет проверки, позволяющие  предотвратить появление в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц  дублирующих записей: на наличие повторений по фамилии, имени, отчеству, дате и месту  рождения; на наличие повторений по данным документа, удостоверяющего личность;  корректности указания пола застрахованного лица; на наличие повторений по дате рождения  и адресу регистрации по месту жительства; на наличие повторений по фамилии, имени и  отчеству и адресу регистрации по месту жительства; на наличие повторений по страховому  номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (пункт 12 Порядка № 29н). 


В целях актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и  внесения в него сведений страховая медицинская организация формирует и передает  информационные файлы с изменениями сведений о застрахованных лицах,  предусмотренных подпунктами 1-13 пункта 3 Порядка (далее – файлы с изменениями),  в территориальный фонд по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии  изменений в сведениях о застрахованных лицах, в соответствии с договором о финансовом  обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 13 Порядка № 29н). 

С 01.12.2022 действуют Правила ведения персонифицированного учета в сфере  обязательного медицинского страхования, утвержденные постановлением Правительства  Российской Федерации от 05.11.2022 № 1998, которыми установлены аналогичные  положения. 

Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н утверждены Правила обязательного  медицинского страхования (далее – Правила № 108н), которые регулируют правоотношения  субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона   № 326-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 6 Правил № 108н форма заявления о выборе (замене)  страховой медицинской организации содержится в приложении № 6 к Правилам. 

Заявление о включении в единый регистр застрахованных лиц, бланк которого  размещается в соответствии с форматами информационного взаимодействия в сфере  обязательного медицинского страхования, опубликованными на официальном сайте  Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд)  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с учетом приложений должна  содержать, в том числе, следующие сведения о застрахованном по обязательному  медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом лице: фамилию, имя,  отчество (при наличии); пол; дату рождения; место рождения; гражданство; страховой номер  индивидуального лицевого счета в соответствии с законодательством Российской Федерации  об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до  четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии) (далее –  СНИЛС) (при наличии); реквизиты документа, удостоверяющего личность (для детей в  возрасте до четырнадцати лет - реквизиты записи акта о рождении, реквизиты документа  иностранного государства о регистрации рождения в случае регистрации рождения вне  пределов Российской Федерации); место жительства (на основании регистрации); место  пребывания (в случае, отличном от «места жительства» вносится на основании фактического  места пребывания); дату регистрации; категорию застрахованного лица (пункт 7 Правил   № 108н). 

Из материалов дела следует, что на 2022 год и 2023 год между ТФОМС РХ и  обществом заключены договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского  страхования от 20.01.2014 № 1 (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2021) и от  13.12.2022 № 95 соответственно (далее – договоры). 

Согласно пункту 2.4 договора от 20.01.2014 № 1 и пункту 2.3 договора от 13.12.2022   № 95 страховая медицинская организация обязана вести учет застрахованных лиц,  осуществивших выбор страховой медицинской организации, выданных им полисов  обязательного медицинского страхования, а также обеспечивать учет и сохранность  сведений, поступающих от медицинских организаций в соответствии с порядком ведения  персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования,  установленным Правительством Российской Федерации (далее соответственно – Порядок,  персонифицированный учет). 

В соответствие с пунктом 2.5 договора от 20.01.2014 № 1 и пунктом 2.4 договора от  13.12.2022 № 95 страховая медицинская организация обязана собирать, обрабатывать данные  персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного  учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обеспечивать их 


сохранность и конфиденциальность, осуществлять обмен указанными сведениями между  субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного  медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом. 

Как следует из акта проверки, фондом выявлены нарушения, выразившиеся в  необеспечении в полном объеме достоверности вносимых сведений в региональный сегмент  Единого регистра застрахованных лиц, а именно: в 29 случаях отсутствует место рождения  застрахованного лица, в 2 случаях имеется дубль по СНИЛС, в 55 случаях отсутствует адрес  регистрации застрахованного лица, в 2 случаях имеется дубль по ЕНП, в 3 случаях имеется  равенство УДЛ 1 и УДЛ 2. 

При этом акт проверки не содержит в себе какого-либо описания того, по каким именно  случаям (ФИО застрахованных лиц) выявлены нарушения. Равно как акт проверки  не содержит описания того, при анализе каких именно документов территориальный фонд  пришел к выводу о наличии зафиксированных в акте нарушений. 

В пункте 18.2 Порядка № 255н предусмотрено, что содержательная часть акта проверки  должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно  изложенной. Результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных  данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и  процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки. 

Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе  фактов нарушения договорных обязательств, по которым предусмотрено применение  штрафных санкций), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных  нормах законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или их  отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они  выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов,  произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов  Российской Федерации. В акте проверки не допускается включение различного рода  выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами. 

Согласно пункту 20 Порядка № 255 к акту проверки при выявлении нарушений и  недостатков прилагаются: копии документов, подтверждающих факты нарушений и  недостатков, заверенные подписью руководителя страховой медицинской организации или  иного должностного лица страховой медицинской организации и печатью страховой  медицинской организации (при наличии); материалы, имеющие значение для подтверждения  отраженных в акте проверки фактов нарушений и недостатков. 

В материалах проверки документы, которые бы подтверждали наличие выявленных  территориальным фондом нарушений, отсутствуют. 

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, имеющиеся  в материалах дела доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности,  а также достаточности по отдельности и взаимной связи в их совокупности, арбитражный  суд пришел к выводу, что ответчиком не доказаны отраженные в акте нарушения, поскольку  в материалы дела не представлены достаточные доказательства, подтверждающие  выявленное в ходе проверки нарушение, выразившееся в необеспечении в полном объеме  достоверности вносимых сведений в региональный сегмент Единого регистра  застрахованных лиц, а также то, что имеющаяся недостоверность связана с невыполнением  именно страховой медицинской организацией обязанности по внесению или корректировке  соответствующих сведений. 

Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, а также пояснения  относительно указанных обстоятельств, фондом не представлены. 

С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что в нарушение  положений статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ фондом не доказано выявленное в ходе  проверки нарушение. 

Доводы фонда относительно наличия выявленных нарушений не принимаются  арбитражным судом, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами. 


С учетом изложенного, оспариваемый акт внеплановой проверки подлежит признанию  недействительным, поскольку он не соответствует положениям законодательства в сфере  обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, а также нарушает права  и законные интересы заявителя. 

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения  по делу об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих  публичные полномочия, должны содержаться, в том числе указание на признание  оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. 

Арбитражный суд считает, что сам факт признания оспариваемого акта фонда  недействительным устраняет допущенные нарушения прав и законных интересов общества. 

Государственная пошлина по делу составляет 3000 руб., уплачена заявителем при  обращении в арбитражный суд платежным поручением от 15.11.2023 № 92031, на основании  статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления судебные расходы общества  по уплате государственной пошлины относятся на фонд и подлежат взысканию с него  в пользу общества. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным акт внеплановой выездной тематический проверки  Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия  от 31.08.2023 в связи с его несоответствием положениям Федерального закона от 29.11.2010   № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный  апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия. 

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Л.В. Дьякова