АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
2 ноября 2006 года Дело №А74-2918/2006
Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2006 года.
Решение в полном объеме изготовлено 2 ноября 2006 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т. Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
к обществу с ограниченной ответственностью «Леспром» , город Абакан,
о взыскании налоговой санкции в размере 1.502.829 рублей 40 копеек.
Протокол судебного заседания вела судья Коршунова Т.Г.
В судебном заседании принимали участие представители:
налогового органа: Федорченко Д.С. (доверенность от 10.01.2006.)
ООО "Леспром": Косарев Р.Б. (председатель ликвидационной комиссии, решение от 21.11.2005.)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Леспром» налоговых санкций в общей сумме 1.502.829 рублей 40 копеек, начисленных на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, просит арбитражный суд взыскать с ООО "Леспром" налоговые санкции.
Представитель ООО "Леспром" требования Налоговой инспекции не признал.
Пояснения представителей заявителя, ООО "Леспром", представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ООО "Леспром" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 10.12.2003., состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия проведена выездная налоговая проверка ООО "Леспром". По результатам проверки составлен акт от 06.02.2006. № 18.
31.03.2006. принято решение № 18 о привлечении ООО "Леспром" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налоговых правонарушений в виде штрафа в общей сумме 1.621. 666 рублей 40 копеек.
11.04.2006. Налоговой инспекцией вручены председателю ликвидационной комиссии ООО "Леспром" требования № 4600, 4602, 4603, 4605, 4606, 4613, 4614 об уплате налоговых санкций.
Налоговые санкции ООО "Леспром" не уплатило, Налоговая инспекция обратилась с заявлением о взыскании налоговых санкций в арбитражный суд.
Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд полагает, что требования Налоговой инспекции подлежат частичному удовлетворению.
По пункту 1.1. решения. Вычеты по налогу на добавленную стоимость за 2004 год.
В связи с проводимой проверкой налоговым органом было предложено ООО "Леспром" представить документы. Требование от 30.11.2005. было получено председателем ликвидационной комиссии ООО "Леспром" 06.12.2005 года.
Документы в обоснование правомерности налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2004 год ООО "Леспром" налоговому органу не представило.
Налоговый орган констатировал неправомерность заявленных вычетов и занижение налога на добавленную стоимость к уплате на 5.934.365 рублей.
ООО "Леспром" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость.
Налоговый орган просит взыскать с ООО "Леспром" налоговые санкции по налогу на добавленную стоимость за следующие налоговые периоды 2004 года: январь – 97.525 рублей 40 копеек, февраль – 78.019 рублей 40 копеек, март – 106.279 рублей 40 копеек, май – 72.677 рублей 20 копеек, ноябрь – 182.235 рублей, декабрь – 558.065 рублей. Всего налоговый орган просит взыскать 1.094.801 рубль 40 копеек.
В разногласиях по акту проверки и в ходе судебного разбирательства представитель ООО "Леспром" указывал, что в сентябре 2005 года из офиса ООО "Леспром" произошло хищение документов (первичной документации, бухгалтерских балансов, налоговой отчетности за 2004 год), принадлежащих ООО "Леспром".
В материалы дела представитель ООО "Леспром" представил справку следователя СУ при Железнодорожном РУВД от 17.10.2005 года.
Ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "Леспром" полагает, что имеют место обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. ООО "Леспром" указывает, что произошедшее хищение бухгалтерских документов является непреодолимым обстоятельством, наступившим внезапно, имеющим неотвратимый характер и не зависящим от воли физического лица или организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового Кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
Порядок применения налоговых вычетов регулирует статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Действующим налоговым законодательством бремя доказывания правомерности применения вычетов возлагается на налогоплательщика.
Налогоплательщик, заявляющий налог на добавленную стоимость к вычету, обязан предоставить налоговому органу счета-фактуры, оформленные в строгом соответствии с требованиями налогового законодательства, а также обязан предоставить достоверные и бесспорные доказательства, подтверждающие факт оплаты товара, в том числе налога на добавленную стоимость и принятие товаров (работ, услуг) на учет.
Факт не предоставления документов, подтверждающих правомерность предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, ООО "Леспром" не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Согласно пункту 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 29.07.1983. № 105, первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Доказательств, принятия надлежащих мер, необходимых для выполнения обязанности предусмотренной подпунктом 8 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Леспром" арбитражному суду не представило.
ООО "Леспром" также не представило доказательств, принятия надлежащих мер для восстановления отсутствующих документов.
На основании изложенного арбитражный суд признает необоснованным довод представителя ООО "Леспром" о наличии обстоятельств, исключающих вину ООО "Леспром" в совершении налогового правонарушения.
Между тем, данные обстоятельства могут быть учтены арбитражным судом при определении конкретной суммы, подлежащей взысканию, как обстоятельства смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны судом и иные обстоятельства, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд полагает возможным учесть факт хищения документов, непродолжительный период между хищением документов и началом выездной налоговой проверки, а также то обстоятельство, что ООО "Леспром" находится в стадии ликвидации и уменьшить размер взыскиваемого штрафа в 8 раз до 136.850 рублей 18 копеек.
По пункту 1.2.3. решения. Вычеты по налогу на добавленную стоимость за 2005 год.
В решении налоговый орган указывает, что в книге покупок за апрель 2005 года по счету-фактуре от 01.04.2005. № 12 ООО «Авангард» заявлены налоговые вычеты в размере 2.040.140 рублей. Вместе с тем данный счет-фактура не зарегистрирован в журнале полученных счетов-фактур и не представлен на проверку. Кроме того, налоговый орган указывает, что имеются замечания к оформлению документов по оприходованию товара. Провести встречную налоговую проверку ООО «Авангард» налоговый орган не смог, так как документы ООО «Авангард» похищены вместе с документами ООО "Леспром".
ООО "Леспром" в возражениях по акту проверки указало, что номер счета-фактуры в книге покупок указан ошибочно. Вычет заявлен по счету-фактуре от 01.04.2005. № 10. Указанный счет-фактура представлен налоговому органу.
Исследовав указанный счет-фактуру, налоговый орган указал, что в счете-фактуре указан недостоверный адрес ООО "Леспром" в графах «грузополучатель» и «покупатель», так как ООО "Леспром" не располагалось по адресу г. Абакан, ул. Павших Коммунаров, 131, а арендовало офис в г. Красноярске по ул. Дубровинского, 112, офис 3-17, а подъездные пути в с. Богучаны.
Налоговый орган просит арбитражный суд взыскать с ООО "Леспром" налоговые санкции в сумме 408.028 рублей, начисленные на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд полагает позицию налогового органа необоснованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
В приложении № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000. № 914 определен состав показателей счета-фактуры. В частности, в строке 4 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.
Из представленной налоговым органом выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что юридическим адресом ООО "Леспром" является: г. Абакан, ул. Павших Коммунаров, 131. Таким образом, налоговым органом необоснованно предъявляются претензии к оформлению счета-фактуры. Факт оприходования товара подтверждается товарной накладной.
Необходимо также отметить, что налоговый орган в решении указывает о необоснованном отнесении на налоговые вычеты суммы 2.040.140 рублей, тогда как фактически в книге покупок отражена частичная оплата счета-фактуры № 12 на сумму 1.212.125 рублей 39 копеек.
Счет-фактура от 01.03.2005. № 10 не имеет отношения к рассматриваемому вопросу. Указанный счет-фактура отражен в книге покупок за март 2005 года, выставлен на иную сумму.
В силу пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В пунктах 2, 3 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Эти требования предусмотрены в изданной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Инструкции от 10.04.2000. № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
В частности, в соответствии с пунктом 1.11.2 Инструкции содержание акта проверки должно быть объективным, обоснованным и полным. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту, выводы о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний. По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены, в частности, оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией данными, связанными с исчислением и уплатой налогов (сборов) и фактическими данными, установленными в ходе проверки; ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения. Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах. Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне.
Арбитражный суд полагает, что налоговый орган не доказал факта налогового правонарушения в данной части. В удовлетворении требований о взыскании налоговой санкции в сумме 408.028 рублей надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 19.014 рублей 15 копеек и подлежит отнесению на налоговый орган в сумме 17.282 рубля 69 копеек, на ООО "Леспром" – 1.731 рубль 46 копеек. Учитывая, что, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37, налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу с заявителя не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия требования удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Леспром», зарегистрированного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 10.12.2003., основной государственный регистрационный номер 1031900531970, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Павших Коммунаров, 131; в доход бюджета соответствующего уровня налоговые санкции по налогу на добавленную стоимость в размере 136.850 рублей 18 копеек, а также в доход федерального бюджета 1.731 рубль 46 копеек государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
2. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова