АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
18 июля 2014 года Дело № А74-3475/2014
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (ИНН 1903015546, ОГРН 1041903100018)
к Администрации Беренжакского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006552, ОГРН 1061903000829)
о взыскании 200 рублей налоговой санкции.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с Администрации Беренжакского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее – администрация) 200 руб. налоговой санкции, начисленной на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за непредставление в установленный срок бухгалтерской отчётности – баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств за 2012 год.
О принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства стороны извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Администрация отзыва на заявление либо возражений по существу заявленных требований в арбитражный суд не представила.
Исследовав представленные доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Администрация Беренжакского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия зарегистрирована в качестве юридического лица 19 января 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия, о чём внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц, выдано свидетельство серии 19 № 000707077.
15 августа 2013 года администрация направила в налоговый орган баланс исполнения главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета за 2012 год.
Уведомлением от 23 ноября 2013 года № 08-18/19292 налоговый орган вызвал администрацию 15 января 2014 года для дачи пояснений, подписания и вручения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, по факту несвоевременного представления баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета за 2012 год (получено администрацией 29 ноября 2013 года, почтовое уведомление № 42167).
15 января 2014 года налоговый орган составил акт № 1341 ДСП об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в котором установлено несвоевременное представление администрацией названного баланса (направлен в адрес учреждения 16 января 2014 года, получен 20 января 2014 года, почтовое уведомление № 07390).
Извещением от 16 января 2014 года № 08-17/15503 налоговый орган уведомил администрацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки по названному выше акту с приглашением явиться в налоговый орган по рассмотрению материалов и принятию решения на 28 февраля 2014 года (получено администрацией 20 января 2014 года, почтовое уведомление № 07611).
28 февраля 2014 года налоговым органом в отсутствие представителя администрации рассмотрены материалы по акту от 15 января 2014 года № 1341 ДСП и принято решение № 2662 о привлечении администрации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за несвоевременное представление баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета за 2012 год (направлено 7 марта 2014 года, список почтовых отправлений).
Налоговым органом в адрес администрации выставлено требование № 439 по состоянию на 25 марта 2014 года об уплате в срок до 14 апреля 2014 года штрафа в сумме 200 руб. (направлено 1 апреля 2014 года, список почтовых отправлений № 1).
Поскольку в установленный в требовании срок учреждением уплата штрафа не произведена, налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 26 АПК РФ и пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.
Право налогового органа на взыскание недоимки, пени, штрафа в судебном порядке определено пунктами 2 и 8 статьи 45 НК РФ и пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение».
В силу названных норм взыскание задолженности по налогам, пеням и штрафам с бюджетных учреждений осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к ним установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Согласно представленной в материалы дела выписке из единого государственного реестра юридических лиц администрация финансируется из бюджета.
С учетом изложенного применение налоговым органом судебного порядка взыскания налоговой санкции с администрации представляется правомерным.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерльного закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учёте) экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Состав форм бухгалтерской отчетности для бюджетных учреждений установлен подпунктом 11.1 пункт 11 Инструкции о порядке составления представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2010 года № 191н.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о бухгалтерском учёте обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Следовательно, срок представления годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год не позднее 1 апреля 2013 года.
Администрация направила по почте баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127) по состоянию на 31 декабря 2012 года 15 августа 2013 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что администрация не явилась в налоговый орган на рассмотрение материалов по акту проверки, чем, по существу, отказалось от реализации своих процессуальных прав на участие в рассмотрении материалов проверки и тем самым приняло на себя риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.
Оценив представленные в дело доказательства, арбитражный суд не усматривает смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств. Документов, опровергающих доводы заявителя, либо свидетельствующих об отсутствии оснований для привлечения к ответственности, учреждение не представило ни налоговому органу при рассмотрении материалов проверки, ни арбитражному суду. Обстоятельства, исключающие вину учреждения, арбитражным судом также не установлены.
Факт совершения администрацией правонарушения и вина в его совершении подтверждены материалами дела, администрацией не оспорены, следовательно, налоговым органом правомерно принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.
Расчёт суммы штрафа проверен арбитражным судом и признан верным.
В соответствии с частью 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях установлен статьёй 100.1 НК РФ, из части 1 которой следует, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ.
Согласно части 2 статьи 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьёй 101.4 настоящего Кодекса.
В силу статьи 101.4 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьёй 101 настоящего Кодекса), в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ, обусловлен фактом предоставления годовой бухгалтерской отчётности и соотношением срока представления отчётности, установленной налоговым законодательством, с датой фактического её представления.
Следовательно, нарушением срока представления годовой бухгалтерской отчётности за 2012 год является дата фактического её представления. К данному составу правонарушения применяется порядок привлечения к ответственности, установленный статьёй 101.4 НК РФ.
Таким образом, налоговый орган, установив факт несвоевременного представления администрацией годовой бухгалтерской отчётности (15 августа 2013 года – дата направления баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета, 26 августа 2013 года – дата поступления в налоговый орган)), обязан был в срок не позднее 9 сентября 2013 года составить акт проверки, тогда как соответствующий акт составлен налоговым органом лишь 15 января 2014 года, то есть в срок более 10 дней после обнаружения факта правонарушения.
На основании изложенного арбитражный суд пришёл к выводу о том, что налоговым органом применена процедура проведения проверки, отличная от процедуры, установленной статьёй 101.4 НК РФ, что повлекло увеличение срока проведения проверки.
Вместе с тем увеличение указанного срока, с учётом положений статей 101.4, 100, 69, 70, пункта 3 статьи 46 НК РФ, не повлекло нарушения совокупного срока взыскания налоговой санкции в судебном порядке (согласно штампу канцелярии Арбитражного суда Республики Хакасия, заявление представлено нарочным 30 мая 2014 года).
Факт неуплаты администрацией штрафа подтверждается представленной заявителем в материалы дела выпиской из карточки расчёта с бюджетом. Доказательства уплаты штрафа налогоплательщик арбитражному суду не представил.
Учитывая изложенное, заявление налогового органа подлежит удовлетворению, штраф в сумме 200 руб. подлежит взысканию с администрации в доход соответствующего бюджета.
Государственная пошлина по делу в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составляет 2 000 руб., в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относится на администрацию, не взыскивается с нее, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216, 228, 229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия.
Взыскать с Администрации Беренжакского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, п. Беренжак, зарегистрирована в качестве юридического лица 19 января 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 № 000707077), в доход соответствующего бюджета 200 (двести) руб. – налоговая санкция на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович