АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
20 ноября 2006 года Дело №А74-1746/2006
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2006 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 ноября 2006 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.Г.,
судей Хабибулиной Ю.В., Гигель Н.В.,
при ведении протокола судьей Хабибулиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Республики Хакасия, г. Абакан,
о признании недействующими подпунктов 3.1.2., 3.1.2.1., 3.1.2.2. пункта 3,подпункта 5.3. пункта 5; подпункта 13.4. пункта 13; подпункта 14.1.3. пункта 14 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 20.10.2004. № 88.
В судебном заседании принимали участие представители:
Прокурора: Кузнецова Н.В. (удостоверение № 89527)
Абаканского горсовета: Чеботарев В.А. (доверенность от 10.01.2006.)
Прокурор Республики Хакасия (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими подпунктов 3.1.2., 3.1.2.1., 3.1.2.2. пункта 3; подпункта 5.3. пункта 5; подпункта 13.4. пункта 13; подпункта 14.1.3. пункта 14 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 20.10.2004. № 88 (в редакции от 27.02.2006.) (далее – Положение).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признаны недействующими подпункты 3.1.2, 3.1.2.1, 3.1.2.2 пункта 3, подпункт 5.3 пункта 5 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» как не соответствующие пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 41, 42, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 05.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.09.2006. решение от 27 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-1746/06 отменено в части признания недействующим подпункта 5.3 Положения; отказа в удовлетворении требования о признании недействующими подпункта 13.4 пункта 13, подпункта 14.1.3 пункта 14 Положения. Дело направлено на новое рассмотрение.
В остальной части решение от 27 июня 2006 года оставлено без изменения.
Представитель Прокурора в судебном заседании поддержала требования, изложенные в заявлении и в дополнениях к заявлению, представленных при новом рассмотрении.
Представитель Абаканского городского Совета депутатов (далее – Абаканский горсовет) требования Прокурора не признал, пояснил, что подпункт 5.3. пункта 5 изложен в новой редакции. Решение Абаканского городского Совета депутатов от 08.11.2006. № 305 «О внесении изменений в Положение «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» опубликовано 15.11.2006. в приложении к газете «Абакан» № 45 «Официальный Абакан». Решение вступило в силу с момента опубликования.
Подпункт 13.4 пункта 13, подпункт 14.1.3 пункта 14 Положения, по мнению Абаканского горсовета, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Представитель Абаканского горсовета просит отказать Прокурору в удовлетворении требований.
Пояснения представителей Прокурора и Абаканского горсовета, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 20.10.2004. № 88 утверждено Положение «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан». Текст данного нормативного документа опубликован в газете «Абакан» от 02.11.2004. № 125. В текст Положения в последующем вносились изменения. Изменения не касались оспариваемых Прокурором пунктом.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 08.11.2006. № 305 «О внесении изменений в Положение «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» опубликованном 15.11.2006. в приложении к газете «Абакан» № 45 «Официальный Абакан» оспариваемый Прокурором подпункт 5.3. пункта 5 Положения изложен в новой редакции.
Прокурор полагает, что подпункт 5.3. пункта 5 (в прежней редакции); подпункт 13.4. пункта 13; подпункт 14.1.3. пункта 14 Положения не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Данное положение не противоречит статье 78 Федерального закона от 06.10.2003. № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При новом рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что оспариваемый Прокурором подпункт 5.3. пункта 5 Положения изложен в новой редакции. Соответственно, прежняя редакция утратила силу.
Правовой акт, утративший силу, не может порождать каких-либо гражданских прав и обязанностей и, следовательно, повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц, и требование о признании его недействующим не подлежит рассмотрению в суде.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Информационного письма от 13.08.2004. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», разъяснил, что если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или его действие прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать, в связи с чем, производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части требования о признании недействующим подпункта 13.4. пункта 13; подпункта 14.1.3. пункта 14 Положения заявление Прокурора рассмотрено по существу.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к выводу, что требования Прокурора подлежат удовлетворению.
Подпункт 13.4. пункта 13 Положения предусматривает, что при передаче нежилого помещения в субаренду арендатор дополнительно к арендным платежам, предусмотренным договором аренды, уплачивает в бюджет города единовременный арендный платеж. Размер платежа рассчитывается по формуле.
Аналогичный единовременный платеж предусмотрен подпунктом 14.1.3. пункта 14 Положения при передаче имущества на условиях перенайма: независимо от условий передачи помещения от арендатора третьему лицу, последнее выплачивает в бюджет города Абакана единовременный платеж в размере трехмесячной арендной платы за передаваемое помещение, установленной договором аренды на момент передачи помещения.
Прокурор полагает, что в названных подпунктах Положения орган местного самоуправления, не имея на то законных оснований, установил обязательные платежи, обладающие признаками сбора (плата за совершение муниципалитетом юридически значимых действий). Статьей 615 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена плата за согласование передачи имущества в субаренду.
Представитель Абаканского горсовета пояснил, что возникновение у арендатора права на заключение договора субаренды либо совершение перенайма обусловлено совершением арендодателем односторонней сделки – выдачей согласия. Данная сделка совершается Комитетом муниципальной экономики от имени муниципального образования город Абакан. Запрета на совершение данного вида сделок на возмездной основе Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
Представитель Абаканского горсовета указывает, что платежи за согласование субаренды и перенайма не подпадают под понятие налогового платежа, так как не отвечают требованиям пункта 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные платежи относятся к неналоговым доходам местного бюджета. В частности, подпадают под понятие «доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности» (часть 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Данный вывод, по мнению представителя Абаканского горсовета, подтверждается и положениями части 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В приложении № 2 к Федеральному закону Российской Федерации от 15.08.1996. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» отдельно предусмотрены коды доходов: «Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности», «Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов», что также, по мнению представителя Абаканского горсовета, предусматривает возможность получения местными бюджетами иных, кроме арендной платы, платежей от использования имущества.
Арбитражный суд пришел к выводу о неправомерности позиции Абаканского горсовета.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статья 7 Федерального закона Российской Федерации от 25.09.1997. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что к собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.
К другим собственным доходам местных бюджетов вышеназванная статья относит, в частности, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель.
Определяя общие положения о доходах бюджетов, статья 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам указанная статья относит, в числе прочих, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Статья 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации называет виды доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В доходах бюджетов учитываются:
средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, возможные виды доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Рассматриваемый платеж возможно оценивать применительно к следующим доходам, указанным в статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Под «арендной либо иной платой» понимается плата за пользование имуществом, которая вносится арендатором, а также иным лицом – нанимателем, в размере и сроки, установленные договором. В любом случае это плата за сдачу имущества во временное владение и пользование. Плата за согласование права субаренды, перенайма находится за рамками понятия платы за сдачу имущества во временное владение и пользование, поскольку Комитет муниципальной экономики города Абакана стороной по договору субаренды (перенайма) не является.
Нормами Гражданского законодательства применительно к договору аренды не предусмотрено взимание каких-либо иных платежей помимо арендной платы. Соответственно, рассматриваемый платеж взимается вне договорных и гражданских правоотношений.
На то, что единовременные платежи не являются арендной платой, указано в тексте подпунктов 13.4., 14.1.4. Положения.
Часть 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит обязательное правило только относительно согласования арендодателем сдачи арендованного имущества в субаренду. Условий, связанных с оплатой согласования, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат, поэтому невозможно рассматриваемые единовременные платежи отнести к другим предусмотренным законодательством Российской Федерации доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, установленный Абаканским горсоветом единовременный платеж нельзя отнести к неналоговым доходам местного бюджета.
Довод представителя Абаканского горсовета о наличии в бюджетной классификации кодов для поступления прочих доходов от использования имущества, о взимании платы за право заключения договора аренды по результатам аукциона не могут быть приняты во внимание.
Взимание платы за право заключения договора аренды по результатам аукциона, в отличие от рассматриваемых единовременных платежей, предусмотрено гражданским законодательством. Соответственно, и наличие кода для прочих поступлений обусловлено наличием иных, помимо арендной платы, законно установленных поступлений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Виды налогов и сборов в Российской Федерации, а также полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов названы в статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пункт 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Установленные Абаканским горсоветом единовременные платежи обладают признаками сбора.
Плательщиками единовременного платежа в доход бюджета города являются лица, выразившие желание получить согласование права субаренды или перенайма, размер платежа рассчитывается по формуле или равен размеру трехмесячной арендной платы за передаваемое помещение. Платеж является обязательным.
Таким образом, являются необоснованными доводы представителя Абаканского горсовета, что рассматриваемые платежи не отвечают требованиям пункта 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не определен круг плательщиков и элементы обложения.
Ссылки представителя Абаканского горсовета на определения Конституционного Суда Российской Федерации являются несостоятельными. Указывая на отсутствие адресной основы, безвозмездность, безвозвратность, Конституционный Суд Российской Федерации характеризовал налоги. Исходя из определений налога и сбора, данных в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, вышеназванные положения характерны для налога, но не для сбора. В качестве частного примера можно рассмотреть государственную пошлину, которая согласно Налоговому кодексу Российской Федерации является сбором. Вышеназванные положения отнести к государственной пошлине невозможно.
Налоговым законодательством не установлены сборы за согласование права субаренды, перенайма.
Арбитражный суд полагает, что, устанавливая единовременные платежи за право субаренды и перенайма, Абаканский горсовет нарушил положения пункта 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Подпункт 13.4. пункта 13; подпункт 14.1.3. пункта 14 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» подлежат признанию недействующими.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела не взыскивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявленные Прокурором Республики Хакасия требования удовлетворить.
Признать недействующими подпункт 13.4. пункта 13; подпункт 14.1.3. пункта 14 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 20.10.2004. № 88 как несоответствующие положениям статей 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Прекратить производство по делу в части требования о признании недействующим подпункта 5.3. пункта 5 Положения «Об аренде имущества, находящегося в собственности муниципального образования город Абакан» (в редакции от 27.02.2006.).
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председательствующий судья Т.Г. Коршунова
Судьи
Ю.В. Хабибулина
Н.В. Гигель