НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 15.11.2013 № А74-4027/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

22 ноября 2013 года Дело № А74-4027/2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.В. Гигель,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Болкуновой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации муниципального образования город Саяногорск (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным постановления от 30 мая 2013 года № 811 о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества «Байкалэнерго»

(ОГРН <***> ИНН <***>),

прокурора Республики Хакасия.

В судебном заседании принимали участие:

предприниматель ФИО1, представитель заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 28.11.2012;

от Администрации муниципального образования город Саяногорск – ФИО3 на основании доверенности от 28.05.2013 № 52;

от ЗАО «Байкалэнерго» - ФИО4 на основании доверенности от 29.11.2012 № 131.

от прокурора Республики Хакасия - Клестер О.В. на основании поручения.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования город Саяногорск (далее – администрация) от 30 мая 2013 года № 811 о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.

Определением арбитражного суда от 02 октября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Байкалэнерго», заключившее с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде.

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.

В обоснование заявленных требований предприниматель указывает в заявлении и дополнении к заявлению, приобщённом к материалом дела, что оспариваемое постановление, обязывающее предпринимателя приостановить вывод из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной) сроком на три года, не позволяет ему прекратить предпринимательскую деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельной, которая в настоящее время фактически является убыточной, и тем самым нарушает его конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Полагает, что в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории муниципального образования город Саяногорск, администрации необходимо осуществить выкуп источника тепловой энергии в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В отзыве администрация не согласилась с заявленными требованиями и указала, что оспариваемый правовой акт издан в пределах её компетенции на основании части 5 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях предотвращения возникновения дефицита тепловой энергии, неизбежность которого в случае вывода из эксплуатации принадлежащего предпринимателю источника тепловой энергии обусловлена существующей схемой теплоснабжения в муниципальном образовании город Саяногорск. Согласно данной схеме, теплоснабжение в муниципальном образовании осуществляется посредством выработки тепловой энергии двумя котельными, одна из которых принадлежит предпринимателю, другая – обществу с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы». В связи с низкой пропускной способностью трубопровода, соединяющего магистральные тепловые сети двух котельных, обеспечение потребителей необходимым количеством тепловой энергии посредством только одного источника теплоснабжения (котельной общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы») не представляется возможным. По мнению администрации, вывод из эксплуатации принадлежащей предпринимателю котельной возможно будет осуществить после реконструкции существующей магистральной сети, которую планируется завершить к 01 октября 2015 года.

Представитель третьего лица, закрытого акционерного общества «Байкалэнерго» - организации, являющейся единственным потребителем тепловой энергии, производимой котельной индивидуального предпринимателя ФИО1, и поставляющей тепловую энергию населению и юридическим лицам г. Саяногорска, поддержал позицию администрации, представил отзыв на заявление, в котором пояснил, что в настоящее время ведется работа по подготовке проекта реконструкции тепловых сетей г. Саяногорска, планируется проложить перемычку, позволяющую осуществлять теплоснабжение населения г. Саяногорска только от котельной общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы». Проект будет реализован в 2015 году. Полагает, что вывод из эксплуатации котельной ФИО1 повлечет дефицит тепловой энергии.

Представитель прокурора Республики Хакасия поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление. Полагает оспариваемое постановление законным и не подлежащим отмене.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20 марта 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Республике Хакасия.

Основным видом экономической деятельности предпринимателя является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код по ОКВЭД 40.30.14).

30 апреля 2013 года предприниматель направил в адрес главы муниципального образования город Саяногорск письмо, в котором сообщил о принятом решении о прекращении предпринимательской деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) и намерении прекратить эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: <...>, с 01 октября 2013 года, о чём им также направлено уведомление закрытому акционерному обществу «Байкалэнерго - единственному потребителю тепловой энергии, вырабатываемой указанной котельной.

По результатам рассмотрения уведомления предпринимателя о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии от 30 апреля 2013 года Администрацией муниципального образования город Саяногорск издан муниципальный правовой акт – постановление от 30 мая 2013 года № 811 «О приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии», которым индивидуальному предпринимателю ФИО1 предписано приостановить вывод из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной), расположенной по адресу: <...>, сроком на три года, во избежание возникновения дефицита тепловой энергии с учётом рекомендаций комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального образования город Саяногорск (протокол № 6 от 17 мая 2013 года).

Не согласившись с постановлением администрации, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доводы заявления и возражения на него, а также представленные участниками дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет их проверку и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял решение.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения включают согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

Пунктом 14.2 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Саяногорск, утверждённого Решением Саяногорского городского Совета депутатов от 31 мая 2005 года № 35, определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования город Саяногорск обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом № 190-ФЗ.

Пунктом 5 части 1 статьи 32 Устава муниципального образования город Саяногорск организация на территории муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к полномочиям Администрации муниципального образования город Саяногорск.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления.

Проверив постановление администрации на предмет его соответствия требованиям законодательства в сфере теплоснабжения, арбитражный суд считает его соответствующим действующему законодательству и иным нормативным правовым актам и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности в связи со следующим.

Отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем (далее – отношения в сфере теплоснабжения) регулируются Федеральным законом № 190-ФЗ.

Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве теплоснабжающих организаций, являются участниками отношений в сфере теплоснабжения и обязаны соблюдать требования Федерального закона № 190-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надёжности теплоснабжения.

Организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ).

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Согласно частям 3-4 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ).

Пунктом 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, установлено, что размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Для определения размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков расчет размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации.

Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.

Таким образом, само по себе решение о приостановлении вывода источника тепловой энергии из эксплуатации нельзя рассматривать как ущемление экономических интересов его владельца, поскольку установленный Правительством Российской Федерации порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии предусматривает защиту указанных интересов в форме компенсации финансовых убытков.

Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ, абзацу 2 пункта 18 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, в случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

По смыслу вышеприведённой нормы выкуп источника тепловой энергии у теплоснабжающей организации, планирующей прекратить его эксплуатацию, является правом, а не обязанностью органа, наделённого полномочиями по организации теплоснабжения на соответствующей территории.

Отсутствие возможности продажи источника тепловой энергии не освобождает его владельца от предусмотренной частью 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ обязанности приостановить вывод указанного объекта из эксплуатации по требованию органа местного самоуправления поселения или городского округа.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек.

Как следует из пояснений представителя администрации, схема теплоснабжения муниципального образования город Саяногорск органом местного самоуправления городского округа не утверждена, в настоящее время осуществляется её разработка.

Распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска от 05 марта 2012 года № 31 утверждена рабочая схема теплоснабжения муниципального образования г. Саяногорск.

Согласно указанной схеме в г. Саяногорске теплоснабжение осуществляется от двух централизованных источников тепловой энергии: от промышленной угольной котельной общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (согласно пояснениям представителя администрации, в настоящее время владельцем котельной является общество с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы») и от угольной котельной индивидуального предпринимателя ФИО1 (в справке о протяжённости тепловых сетей, прилагаемой к схеме теплоснабжения, данная котельная именуется «Саянтеплоком»).

Тепловые сети от угольной котельной индивидуального предпринимателя ФИО1 транспортируют тепло в Заводской (ж.д. №№ 1-20, 24,25), Комсомольский, Енисейский, Южный микрорайоны, а также в район малоэтажной застройки «Усадьба».

Факт осуществления теплоснабжения указанных районов от котельной, находящейся на балансе предпринимателя, подтверждается также договором на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 10 января 2012 года № 18/01-12/36-12, заключённым между предпринимателем и закрытым акционерным обществом «Байкалэнерго» (приложение № 2 «Схема раздела границ балансовой принадлежности», приложение № 5 «Тепловые нагрузки объектов г. Саяногорска от котельной предпринимателя ФИО1»). Представитель закрытого акционерного общества «Байкалэнерго» и предприниматель пояснили, что данный договор пролонгирован на 2013 год.

Согласно представленному администрацией расчёту, масса сетевой воды, необходимой в отопительный сезон для теплоснабжения конечных потребителей вырабатываемой котельной предпринимателя тепловой энергии (горячее водоснабжение, отопление) равна 720,9 т/час. Для передачи такой массы воды необходим трубопровод с диаметром труб равным 426 мм.

При существующем трубопроводе, который соединяет тепловые сети двух котельных, в случае вывода из эксплуатации котельной предпринимателя обеспечить тепловой энергией объекты, расположенные в Заводском (ж.д. №№ 1-20, 24,25), Комсомольском, Енисейском, Южном микрорайонах, а также в районе малоэтажной застройки «Усадьба» не представляется возможным.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии угрозы дефицита тепловой энергии в случае вывода из эксплуатации котельной, принадлежащей предпринимателю, в связи с низкой пропускной способностью трубопровода, соединяющего магистральные тепловые сети. Расчёт администрации и довод о наличии угрозы дефицита тепловой энергии предпринимателем в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Закрытое акционерное общество «Байкалэнерго» направило в адрес администрации письмо от 15 мая 2013 года № 626, в котором сообщило, что обществом ведётся подготовка проектно-сметной документации на строительство перемычки между тепловой сетью от котельной общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы» и магистральной сетью от котельной индивидуального предпринимателя ФИО1 Срок окончания проектирования – 01 июля 2013 года. Ориентировочный срок окончания реконструкции – 01 октября 2015 года. В целях предотвращения срыва подачи тепловой энергии потребителям 1, 2, 3, 5 микрорайонов и частного сектора г. Саяногорска общество просило принять все необходимые меры по продолжению работы котельной предпринимателя до окончания реконструкции.

Проектно-изыскательские работы и строительство перемычки между тепловыми сетями котельной «Теплоресурс» и котельной «Саянтеплоком» (принадлежность которой предпринимателю ФИО1 установлена арбитражным судом на основании имеющихся в материалах дела документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации права серия 19 АА № 019183, выданного 23.11.2004 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, приказов Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25.11.2009 № 64 «О тарифе на тепловую энергию для ИП ФИО1» и от 08.11.2012 № 143-Т «О тарифах на тепловую энергию для котельной ИП ФИО1 на 2013 год») предусмотрены муниципальной целевой программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории МО г. Саяногорск на 2010-2015 годы», утвержденной Постановлением администрации г. Саяногорска от 30 июля 2010 года № 1137 (в редакции постановления Администрации муниципального образования город Саяногорск от 15 августа 2013 года № 1309 «О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации города Саяногорска от 30.07.2010 года № 11137 «Об утверждении муниципальной целевой программы»). Заявителем мероприятий по проведению указанных работ является обособленное подразделение «Саяногорские тепловые сети» закрытого акционерного общества «Байкалэнерго».

Факт проведения работ по подготовке проектно-сметной документации на строительство перемычки между двумя источниками централизованного теплоснабжения в г. Саяногорске подтверждается договором № 1925.1/51-3207/477-12 от 21 декабря 2012 года на выполнение проектно-изыскательских работ, заключённым между закрытым акционерным обществом «Байкалэнерго» и открытым акционерным обществом «Красноярский ПромстройНИИпроект» (подрядчиком). По данному договору подрядчик обязан выполнить проектные работы по разработке рабочей документации для технического перевооружения объекта «Тепловая сеть г. Саяногорск от ТК 13М Центрального микрорайона до теплового павильона ТК 2-1 по ул. Индустриальной». Согласно пункту 5 Приложения № 1 к договору целью проектных работ является переключение потребителей тепловой энергии г. Саяногорска от котельной индивидуального предпринимателя ФИО1 к тепловым сетям от котельной общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы».

Из представленного закрытым акционерным обществом «Байкалэнерго» отзыва на заявление следует, что проектные работы, предусмотренные договором от 21 декабря 2012 года № 1925.1/51-3207/477-12, до настоящего времени не завершены.

17 мая 2013 года по результатам заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального образования город Саяногорск принято решение ходатайствовать перед администрацией об отказе в согласовании вывода из эксплуатации котельной, принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО1, в связи с наличием угрозы возникновения дефицита тепловой энергии в г. Саяногорске, так как указанная котельная является важным стратегическим, потенциально-опасным объектом, производящим и подающим тепловую энергию и горячую воду в жилые дома, расположенные в индивидуальном жилом секторе «Усадьба», Енисейском, части Заводского, Комсомольском, Южном микрорайонах г. Саяногорска, в которых проживает более 8 тысяч жителей. Работы по присоединению городских сетей к сетям общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы» будут проведены не ранее 2015 года.

Данное решение, отражённое в протоколе от 17 мая 2013 года № 6, явилось основанием для вынесения администрацией оспариваемого постановления.

Арбитражный суд считает несостоятельным довод предпринимателя о необоснованности установленного администрацией трехлетнего срока приостановления вывода котельной из эксплуатации в связи со следующим.

Часть 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ, предусматривающая право органа местного самоуправления поселения или городского округа потребовать от собственников источников тепловой энергии приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года, не содержит критериев, в зависимости от которых определяется данный срок.

Представленные в материалы дела документы не содержат сведений, из которых бы с очевидностью следовало, что работы по строительству перемычки между тепловыми сетями двух котельных будут завершены ранее срока, определённого администрацией.

Поскольку администрация муниципального образования город Саяногорск не располагала достаточными сведениями, безусловно свидетельствующими о фактической возможности завершения работ по присоединению городских сетей к сетям общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы» в планируемый период (2015 год), срок приостановления вывода из эксплуатации источника тепловой энергии (котельной) был определен исходя из максимального срока, предусмотренного законодательством (три года).

Таким образом, установление администрацией трехлетнего срока приостановления предпринимателем вывода из эксплуатации котельной не является нарушением положений части 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ.

Приведённый в обоснование заявленных требований довод предпринимателя о том, что при отсутствии утверждённой в установленном порядке схемы теплоснабжения у администрации отсутствовало право требовать приостановления вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, арбитражный суд не принимает во внимание, поскольку угроза возникновения дефицита тепловой энергии в соответствии с частью 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ является основанием для принятия решения о приостановлении вывода источника тепловой энергии из эксплуатации независимо от наличия в муниципальном образовании схемы теплоснабжения.

Из приведённой нормы также не следует, что угроза возникновения дефицита тепловой энергии может быть установлена исключительно на основании утверждённой схемы теплоснабжения.

В ходе судебного разбирательства предприниматель не отрицал, что в соответствии с представленной в материалы дела рабочей схемой теплоснабжения техническая возможность обеспечения другим поставщиком тепловой энергией потребителей, получающих тепло от его котельной, от принадлежащей ему котельной, отсутствует.

Довод предпринимателя о нарушении оспариваемым постановлением предусмотренных статьями 34 и 37 Конституции Российской Федерации прав на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, свободное распоряжение способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, арбитражный суд считает не имеющим оснований исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 2, частью 8 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями. Договор теплоснабжения должен определять обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения.

Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10 Федерального закона № 190-ФЗ).

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливают основания ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям. Вывод источника тепловой энергии из эксплуатации к таким основаниям не относится.

Положения части 5 статьи 21 Федерального закона № 190-ФЗ, предусматривающие приостановление вывода из эксплуатации источников тепловой энергии на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, направлены на защиту принадлежащего потребителям тепловой энергии права на обеспечение качества (надёжности) теплоснабжения.

Осуществление предпринимателем, являющимся владельцем источника тепловой энергии, права на свободное распоряжение способностями к труду, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не должно ограничивать права других лиц, участвующих в правоотношениях, связанных с теплоснабжением.

Согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно части 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Из указанных норм следует, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несёт риски, связанные, в частности, со спецификой выбранного им вида экономической деятельности, в том числе связанные с применением в отношении него правил, которые регулируют деятельность юридических лиц.

Выбор предпринимателем в качестве основного вида экономической деятельности производства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обязывает его в силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ соблюдать требования, предъявляемые законодательством в сфере теплоснабжения к теплоснабжающим организациям.

Таким образом, обязанность предпринимателя приостановить на срок не более трех лет вывод из эксплуатации принадлежащего ему источника тепловой энергии следует рассматривать не как ограничение свободы осуществления предпринимательской деятельности, а как следствие связанных с ней рисков.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с вышеизложенным арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя. При таких обстоятельствах в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Государственная пошлина по спору составляет 200 руб., уплачена заявителем в указанной сумме по платёжному поручению № 343 от 18.07.2013.

По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования город Саяногорск от 30 мая 2013 года № 811 о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.В. Гигель