АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
11 апреля 2012 года Дело № А74-1585/2012
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ю.В. Феоктистовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия
о привлечении индивидуального предпринимателя Алёшичева Евгения Анатольевича (ОГРНИП 304190136200440, ИНН 190110206501)
к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие:
представитель заявителя: Когаленок С.П на основании доверенности от 10.01.2012 № 64;
предприниматель Алёшичев Е.А. – отсутствовал.
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателяАлёшичева Евгения Анатольевича (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определение арбитражного суда от 22 марта 2012 года о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу получено Управлением 26 марта 2012 года (почтовое уведомление о вручении № 72307), Территориальным отделом государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия – 26 марта 2012 года (почтовое уведомление о вручении № 72309), определение, направленное предпринимателю по адресу регистрации предпринимателя, возвращено отделением связи по причине «истёк срок хранения» (почтовый конверт с уведомлением от 23 марта 2012 года № 72308).
Предприниматель в судебное заседание не явился, представителя не направил.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал Предпринимателя надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по делу.
Согласно пункту 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
Пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» разъяснено, что если лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом надлежащего извещения Предпринимателя о проведении судебного разбирательства по делу, мнения представителя заявителя, при соблюдении вышеуказанных положений арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание, перешёл к судебному разбирательству по делу и в соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие индивидуального предпринимателя Алёшичева Е.А.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленное требование, пояснив, что при проведении проверки 15 марта 2012 года установлены факты осуществления Предпринимателем перевозок пассажиров с нарушением условий лицензирования, установленных подпунктами «а», «б», «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании), а именно:
1) предпринимателем не обеспечено оснащение автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемого для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее» аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
2) предпринимателем не обеспечено оснащение автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемого для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее» техническим средством за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографом);
3) предприниматель не обеспечил водителя Чучелина А.М. документами, предусмотренными Правилами дорожного движения (лицензионной карточкой) на автобус ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19. У водителя отсутствовала лицензионная карточка. Согласно выписки из реестра лицензиата на 14 марта 2012 года на данный автобус лицензионная карточка аннулирована 06 октября 2011 года;
4) предпринимателем не обеспечено соответствие автобуса, используемого для перевозок пассажиров, требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, (в автобусе ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемом для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее», в транспортном средстве с наружной стороны отсутствует табличка (надпись) «Вход»; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует полное или краткое наименование перевозчика; внутри транспортного средства не размещена информация о фамилии водителя и кондуктора, указателях мест расположения огнетушителей, правила пользования аварийными выходами;
5) предпринимателем не обеспечено заполнение обязательных реквизитов путевых листов.
Учитывая вышеизложенное, представитель заявителя просил привлечь Предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 3 000 руб.
Пояснения представителя Управления, предоставленные доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Алёшичев Евгений Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 27 декабря 2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия и внесён в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за номером 304190136200440 (свидетельство серии 19 № 0077174).
Алёшичев Е.А. осуществляет маршрутные пассажирские перевозки автобусами на основании стандартной лицензии №АСС-19-106 от 14 февраля 2002 года, выданной Управлением госавтонадзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
На основании распоряжения от 01 марта 2012 года №488/19р, выданного начальником Управления С.Г. Приедитис, с целью предупредительного и профилактического характера в период с 01 по 31 марта 2012 года была проведена проверка автотранспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек.
14 марта 2012 года в г. Абакане, ул. Кирова, д. 252, при проверке автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, принадлежащего предпринимателю Алёшичеву Е.А., под управлением водителя Чучелина А.М., были выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией.
В ходе проверки были установлены нарушения Предпринимателем требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в акте о результатах осмотра автотранспортного средства от 14 марта 2012 года, подписанном Предпринимателем.
15 марта 2012 года государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Алахтаевым Г.В. в присутствии Предпринимателя составлен протокол серии КЯК № 054027 об административном правонарушении, в котором отражено, что в деятельности предпринимателя выявлены факты осуществления предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований, а именно:
1) предпринимателем не обеспечено оснащение автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемого для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее» аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
2) предпринимателем не обеспечено оснащение автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемого для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее» техническим средством за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографом);
3) предприниматель не обеспечил водителя Чучелина А.М. документами, предусмотренными Правилами дорожного движения (лицензионной карточкой) на автобус ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19. У водителя отсутствовала лицензионная карточка. Согласно выписки из реестра лицензиата на 14 марта 2012 года на данный автобус лицензионная карточка аннулирована 06 октября 2011 года;
4) предпринимателем не обеспечено соответствие автобуса, используемого для перевозок пассажиров, требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, (в автобусе ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемом для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее», в транспортном средстве с наружной стороны отсутствует табличка (надпись) «Вход»; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует полное или краткое наименование перевозчика; внутри транспортного средства не размещена информация о фамилии водителя и кондуктора, указателях мест расположения огнетушителей, правила пользования аварийными выходами;
5) предпринимателем не обеспечено заполнение обязательных реквизитов путевых листов.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель был ознакомлен, о чём свидетельствует его подпись в протоколе от 15 марта 2012 года серии КЯК № 054027.
При ознакомлении с протоколом Предпринимателем Алёшичевым Е.А. даны объяснения что он с выявленными нарушениями согласен, обязуется устранить.
Составленный Управлением в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении от 15 марта 2012 года серии КЯК № 054027, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 5.1.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности.
Пунктом 6.1. данного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
В соответствии с Перечнем должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 октября 2007 года № ГК-938-ФС, в территориальных органах Ространснадзора в перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, включены, в том числе: государственные инспекторы и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.
Должностным регламентом государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (Когаленок С.П.), утверждённым и.о. начальника управления-главного государственного инспектора госавтодорнадзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Приедитис С.Г., предусмотрено, что в должностные обязанности Когаленка С.П. входит осуществление в установленном порядке контроля и надзора за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности на автомобильном транспорте юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящимися на территории Республики Хакасия, а также оформление протоколов об административном правонарушении при выявлении нарушений требований нормативных правовых актов в ходе проверки хозяйствующих субъектов.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом – государственным инспектором Территориального отдела Управления Когаленком С.П.
Протокол от 15 марта 2012 года серии КЯК № 054027 составлен с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Предпринимателя, которому разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт административную ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
1. и 2. Предпринимателем не обеспечено оснащение автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемого для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее» аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и техническим средством за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографом);
Согласно подпункту «а» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащённых в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Пункт 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами указывает, что техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 года № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» предусмотрено, что в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В силу пункта 1 «г» Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ Правительство Российской Федерации постановило, что автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах «г» – «е» пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности (пункт 2 Постановления).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технически х средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GP» и в целях повышения безопасности и эффективности перевозки автомобильным транспортом пассажиров и опасных грузов приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09 марта 2010 года № 55 утверждён прилагаемый Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Проверкой установлено, что автобус, используемый предпринимателем для осуществления перевозки пассажиров, не оснащён аппаратурой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющей круглосуточно, в режиме реального времени, определить скорость транспортного средства, его уклонение от установленного маршрута и графика движения, а также поддерживать голосовую связь с водителем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" утверждён Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств (далее - Технический регламент).
Данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колёсных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колёсных транспортных средств (пункт 1).
В соответствии с пунктом 8(1) Технического регламента транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Пункт 8(1) Технического регламента введён Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2010 N 706 и вступил в законную силу 30.09.2010.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, установлен Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.12.2011 N 319.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 указанного Порядка он устанавливает процедуры оснащения транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3 находящихся в эксплуатации и осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха, оснащение транспортного средства контрольным устройством обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется сервисными центрами (мастерскими), допущенными к выполнению данных работ в рамках процедур допуска.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырёх колёс и используемые для перевозки пассажиров. В частности, к категории М2 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, а к категории М3 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Судом установлено, что предпринимателем для перевозок пассажировпо регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее» используется автобус ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемого для перевозок пассажиров «г. Абакан – с. Подсинее», относящийся к категории М3, в связи с чем он должен быть оборудован техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Проверкой установлено, что ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19 не оснащён аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Указанные обстоятельства подтверждаютсяпротоколом об административном правонарушении от 15 марта 2012 года, актом о результатах осмотра автотранспортного средства от 14 марта 2012 года.
3. Предприниматель не обеспечил водителя Чучелина А.М. документами, предусмотренными Правилами дорожного движения (лицензионной карточкой) на автобус ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19. У водителя отсутствовала лицензионная карточка. Согласно выписки из реестра лицензиата на 14 марта 2012 года на данный автобус лицензионная карточка аннулирована 06 октября 2011 года;
Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
Пунктом 2.1.1. Правил дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, водитель транспортного средства обязан иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
В нарушение указанных требований у водителя автобуса ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19,используемого для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее», Чучелина А.М.. отсутствовала лицензионная карточка, что подтверждается постановлением о наложении административного штрафа от 14 марта 2012 года № 34, протоколом об административном правонарушении от 15 марта 2012 года.
4. Предпринимателем не обеспечено соответствие автобуса, используемого для перевозок пассажиров, требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, (в автобусе ПАЗ-32054 государственный номер АВ 542 19, используемом для перевозок пассажиров по регулярному маршруту № 116 «г. Абакан – с. Подсинее», с наружной стороны отсутствует табличка (надпись) «Вход»; над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует полное или краткое наименование перевозчика; внутри транспортного средства не размещена информация о фамилии водителя и кондуктора, указателях мест расположения огнетушителей, правила пользования аварийными выходами.
Предпринимателем допущено нарушение подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании - не соблюдены установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Пунктом 35 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (далее – Правила) установлено, что в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории "M2", над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью "Вход" или наносится надпись "Вход".
В соответствии с пунктом 36 Правил, над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Пунктом 37 Правил определено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
На момент проверки указанные требования предпринимателем не были соблюдены, что подтверждено представленными в материалы дела документами: протоколом об административном правонарушении от 15 марта 2012 года, актом о результатах осмотра автотранспортного средства от 14 марта 2012 года, объяснениями предпринимателя от 06 марта 2012 года, фотоснимками автобуса, приложенными у протоколу от 15 марта 2012 года.
5. Предпринимателем не обеспечено заполнение обязательных реквизитов путевых листов.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Статьёй 6 Федерального закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, по оформлению и заполнению путевых листов предусмотрена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ № 152).
В разделе II Приказа №152 установлены обязательные реквизиты путевого листа, к ним относятся: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, номер телефона (подпункт 2 пункта 5 Приказа № 152); дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункт 4 пункта 6 Приказа № 152).
В разделе III Приказа № 152 установлен порядок заполнения путевого листа. Согласно пунктам 12, 13 Приказа № 152 в заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
В материалы дела представлен путевой лист от 14 марта 2012 года № 48, в котором не указаны имя и отчество предпринимателя, его номер телефона, в заголовочной части путевого листа не проставлена печать (штамп) предпринимателя, дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки
Факт ненадлежащего оформления и заполнения путевых листов подтверждается представленными в материалы дела копией путевого листа, протоколом об административном правонарушении от 15 марта 2012 года.
Поскольку материалами дела подтверждён факт осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, то привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует закону.
Арбитражный суд пришёл к выводу, что Предприниматель, осуществляя перевозки пассажиров, не обеспечил соблюдение вышеперечисленных требований, что является основанием для констатации в его действиях нарушения условий, предусмотренных в выданной ему лицензии. Между тем в выданной Предпринимателю лицензии предусмотрено в качестве лицензионного условия соблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
С учётом предусмотренных статьёй 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины индивидуального предпринимателя, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от индивидуального предпринимателя не зависящих.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд считает, что вина Предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, поскольку невозможность исполнения, а также наличие объективной невозможности соблюдения установленных правил и норм законодательства о лицензировании не доказаны.
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод, что у арбитражного суда имеются основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав спорного правонарушения доказан заявителем.
Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истёк.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд, приняв во внимание характер совершённого административного правонарушения, признание Предпринимателем факта совершения правонарушения, что отражено в протоколе от 15 марта 2012 года серии КЯК № 054027, полагает возможным назначить Предпринимателю административный штраф в размере трёх тысяч рублей, который является минимальным по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Удовлетворить заявление Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия.
Привлечь Алёшичева Евгения Анатольевича к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
2. Назначить индивидуальному предпринимателю Алёшичеву Евгению Анатольевичу, г. Абакан, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя 27.12.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (свидетельство серия 19 № 0077174), административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Республике Хакасия (МУГАДН, л/с 04801W01320),
расчётный счёт: 401 0181 02 000 000 10001,
ИНН 246 321 64 98,
КПП 246 301 001,
банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России,
БИК 040 407 001,
ОКАТО 954 01 000 000,
код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140.
В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А74-1585/2012.
Заверенную копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия И.В. Тутаркова