НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 11.02.2009 № А74-57/09

Арбитражный суд Республики Хакасия

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело № А74-57/2009

18 февраля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2009 года.

Решение изготовлено в полном объёме 18 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия,

г. Саяногорск,

к администрации муниципального образования Кирбинского сельсовета, с. Кирба,

о взыскании 100 руб. штрафной санкции на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года в налоговый орган по месту учёта.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.

В судебном заседании принимали участие

от заявителя: Курц Е.Е. по доверенности от 01.10.2008,

от администрации муниципального образования Кирбинского сельсовета: отсутствовал.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Кирбинского сельсовета (далее – администрация) о взыскании 100 руб. штрафной санкции на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года в налоговый орган по месту учёта.

Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении, и документы, представленные в материалы дела. При этом пояснил, что в период с 16.04.2008 по 30.05.2008 налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года. В ходе проверки установлено, что налогоплательщик нарушил срок представления данной налоговой декларации. Согласно пункту 1 статьи 333.15 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. В соответствии с пунктом 2 статьи 333.14 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом. Между тем налогоплательщик представил налоговую декларацию 16 апреля 2008 года.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку сумма налога по налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года составляет 551 руб., то взысканию за несвоевременное представление налоговой декларации подлежит сумма в размере 100 руб. (551х5%х3 мес.= 82,65).

18 июля 2008 года налоговый орган привлёк администрацию к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере 100 руб.

22 августа 2008 года на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом выставлено требование № 2137 об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Поскольку данное требование на момент судебного разбирательства администрацией добровольно не исполнено, представитель заявителя в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» просит суд взыскать с администрации штраф в размере 100 руб.

Администрация в судебном заседании отсутствовала, письменный мотивированный отзыв на заявление не представила. Копия определения арбитражного суда от 28 января 2009 года о назначении дела к судебному разбирательству, направленная арбитражным судом в адрес администрации, получена 05 февраля 2009 года, что подтверждает почтовое уведомление № 99614 от 03 февраля 2009 года.

Учитывая положения части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает администрацию надлежащим образом, извещённой о времени и месте судебного разбирательства и в силу части 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в её отсутствие.

Заслушав доводы представителя налогового органа, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Администрация муниципального образования Кирбинского сельсовета зарегистрирована в качестве юридического лица 19 января 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия и внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1061902000434 (свидетельство серии 19 №000681540).

16 апреля 2008 года администрация представила в налоговый орган декларацию по водному налогу за 4 квартал 2007 года.

В соответствии со статьёй 88 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении представленной декларации проведена камеральная проверка, по итогам которой налоговый орган констатировал нарушение налогоплательщиком срока представления декларации за 4 квартал 2007 года (акт от 02.06.2008 № 10-46/3211 камеральной налоговой проверки). Акт камеральной налоговой проверки вручен 11.06.2008 главе администрации Лямкину А.Н..

Извещением от 02.06.2008 № 10-46/ю09831 налогоплательщик приглашён 07.07.2008 к 10 часам 00 минут на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки и 18.07.2008 на 10 часов 00 минут для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки. Данное извещение получено главой администрации Лямкиным А.Н. 11.06.2008.

18 июля 2008 года начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия вынес решение №9162 о привлечении администрации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма штрафа исчислена исходя из суммы налога, подлежащей уплате по декларации, и составила 100 руб.

Решение о привлечении к налоговой ответственности вручено администрации 28 июля 2008 года, что подтверждает почтовое уведомление от 21 июля 2008 года № 4473.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем было направлено в адрес администрации требование № 2137 от 22 августа 2008 года об уплате налоговой санкции с указанием срока исполнения до 07 сентября 2008 года. Указанное требование получено администрацией 26 августа 2008 года, что подтверждает почтовое уведомление от 22 августа 2008 года №5705.

Сумма штрафной санкции администрацией не уплачена до настоящего времени, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.

Исследовав представленные заявителем доказательства, арбитражный суд полагает, что у налогового органа имелись правовые основания для привлечения администрации к налоговой ответственности.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в установленном порядке представлять в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 333.15 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.14 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Статьёй 333.11. Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается квартал.

В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 7 статьи 6.1. Налогового кодекса Российской Федерации сроки,  установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днём считается день, который не признаётся в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, срок представления налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года истёк 21 января 2008 года, тогда как налогоплательщик представил данную декларацию в налоговый орган лишь 16 апреля 2008 года.

Данное обстоятельство явилось для налогового органа основанием для констатации факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по своевременному представлению налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года, что в силу статьи 106 и пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации подпадает под признаки налогового правонарушения.

Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Сумма штрафа за несвоевременное представление декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года составила 100 руб. (551х5%х3 мес. = 82,65).

Арбитражным судом установлено, что налоговым органом соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьёй 104 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обратился в арбитражный суд в пределах срока, установленного статьёй 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счёт.

В силу пункта 2 статьи 11 названного Кодекса под лицевыми счетами понимаются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В пункте 1 Постановления от 17.05.2007г. №31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Применяя данные положения по спорам, в которых ответчиком выступает бюджетное учреждение, судам необходимо учитывать следующее.

В судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвёртым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд полагает, что налоговый орган правомерно обратился с заявлением о взыскании с администрации штрафа в судебном порядке.

На основании изложенного арбитражный суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения требования налогового органа.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 500 руб.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в размере 500 руб. относится на управление.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 102, 167-171, 176, 180, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Хакасия.

Взыскать с Администрации муниципального образования Кирбинского сельсовета, зарегистрированного в качестве юридического лица 19 января 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия и внесённого в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1061902000434, расположенной по адресу: ул. Октябрьская, д. 12, село Кирба, Бейский район, Республика Хакасия, штрафную санкцию, установленную пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление налоговой декларации по водному налогу за 4 квартал 2007 года в размере 100 руб. (сто рублей).

2. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия И.В. Тутаркова