НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 10.05.2011 № А74-2325/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

10 мая 2011 года Дело № А74- 2325/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2012,

полный текст решения изготовлен 10 мая 2012

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.П. Кирилловой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Блажновой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт», ОГРН 1051901067998, ИНН 1901067690,

к Администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет, ИНН 1911006506,

о взыскании 2 910 328 руб. 73 коп.,

с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика открытого акционерного общества «Коммунаровский рудник»,

при участии в судебном заседании представителей:

истца – Фирсовой Е.В. на основании доверенности № 06 от 10.01.2012,

ответчика - главы МО Коммунаровский сельсовет Батурина С.И., представителей Селезневой А.А. на основании доверенности № 1 от 20.03.2012, Катеринчука Н.С. на основании доверенности № 2 от 20.03.2012.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05 мая 2012 года объявлялся перерыв до 16.00 час. 10 мая 2012 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на официальном Интернет-сайте Арбитражного суда Республики Хакасия 05.05.2012.

Открытое акционерное общество «Хакасэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет о взыскании 424 600 руб. стоимости фактических потерь электрической энергии в сетях, принадлежащих ответчику, за ноябрь 2010 года.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству определением от 17.08.2011 арбитражный суд принял заявление истца об изменении предмета иска и увеличении размера требований до 6 392 490 руб. 93 коп., составляющих стоимость фактических потерь энергии в электрических сетях, принадлежащих ответчику, за период с октября по декабрь 2010 года. Определением суда от 15.09.2011 принято заявление ОАО "Хакасэнергосбыт" об уменьшении размера исковых требований до 5 925 190 руб. 47 коп.

Определением арбитражного суда от 07.10.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено открытое акционерное общество «Коммунаровский рудник» - владелец смежных электрических сетей, которым составлены документы о расходе электроэнергии, переданной в сеть ответчика.

Определением суда от 11.11.2012 года по ходатайству истца назначена электротехническая экспертиза для определения фактических потерь электрической энергии в сетях Администрации муниципального образования Коммунаровский сельский совет в период с 01 октября по 31 декабря 2010 года.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.03.2012 производство по делу возобновлено.

В период с 11.03.2012 по 03.05.2012 судебное разбирательство по делу откладывалось по ходатайству истца в связи с подготовкой нового расчета стоимости потерь электроэнергии.

Третье лицо ОАО «Коммунаровский рудник», не явилось в заседание суда. Поскольку в силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ третье лицо считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства, на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.

В судебном заседании 05.05.2012 истец заявил об уменьшении размера исковых требований до 2 910 328 руб. 73 коп. на основании нового расчета стоимости потерь, произведенного в соответствии с абзацем 2 статьи 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд принял заявление истца.

Истец поддержал заявленное требование, обосновав его тем, что в 2010 году ответчику принадлежали на праве муниципальной собственности трансформаторные подстанции и линии электропередач, через которые подавалась электроэнергия потребителям ОАО «Хакасэнергосбыт» в населенных пунктах в границах муниципального образования Коммунаровский сельсовет. Как владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электроэнергии, ответчик обязан оплачивать стоимость потерь электроэнергии, возникающих в его сетях в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», пунктами 36, 37, 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (Правила № 861), пунктом 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Правила № 530).

Истец пояснил, что учет электроэнергии, отпускаемой в сеть ответчика, произведен приборами учета, установленными в трансформаторных подстанциях электрической сети 0,4 кВ. Ответчик не имеет статуса сетевой организации, не оказывает услуги по передаче электрической энергии, не ведет коммерческий учет потребления электроэнергии и не определил объем потерь электроэнергии в своих сетях. Учитывая это, истец в соответствии с абзацем 2 пункта 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики определил объем потерь электроэнергии в сетях ответчика в период с октября по декабрь 2010 года в размере 22% от общего объема потерь 4302,362 МВтч (несогласованного объема электроэнергии, поступившей в сеть муниципального образования Коммунаровского сельсовета), что составило 946,52184 МВтч. Стоимость потерь электроэнергии по расчету с применением регулируемых и нерегулируемых цен определена в размере 2 910 328 руб. 73 коп.

Ответчик исковые требования не признал, заявив следующие возражения:

- Администрация муниципального образования Коммунаровский сельсовет как орган местного самоуправления, не имея статуса сетевой организацией, не оказывает и не вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии и получать плату за передачу энергии.

- Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

- Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии сторонами не заключен, акты раздела границ балансовой принадлежности с указанием точек присоединения отсутствуют.

- Истец без участия ответчика определил объем электрической энергии, переданной в сеть ответчика. Объем отпуска электроэнергии определен на основании актов, подписанных третьим лицом ОАО «Коммунаровский рудник», но не подписанных ответчиком.

- Объемы потребления электроэнергии объектами жилого фонда и населением документально не подтверждены, Истец использовал данные, подписанные ранее действовавшим главой администрации, относящиеся к неизвестному периоду. У истца отсутствуют сведения за спорный период о количестве зарегистрированных граждан, о жилых помещениях, необходимые для расчета объемов электроэнергии по нормативам потребления, такие как наличие в квартирах электроплит. В расчет объемов потребления не включены более 100 многоквартирных жилых домов.

- Истцом не доказаны объемы электроэнергии, переданной в сеть ответчика, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к сети ответчика, и переданной из сети ответчика, и соответственно, не доказан объем фактических потерь электроэнергии.

Ответчик заявил, что не согласен с заключением проведенной по делу экспертизы, так как суммарный объем фактических потерь электроэнергии в период с октября по декабрь 2010 года в размере 2879,287 МВтч определен экспертами на основании недостоверных документов, представленных истцом. Списки многоквартирных домов администрацией муниципального образования не предоставлялись экспертам. Непонятно как эксперты определили потери электроэнергии холостого хода в силовых трансформаторах, если паспортные данные оборудования не предоставлялись.

Относительно нового расчета потерь, представленного 05 мая 2012 года, ответчик заявил, что он документально не обоснован. Указанные в расчете значения по отпуску электроэнергии в сеть администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет не сходится с документами. Нормативная величина потерь в сетях ответчика установлена из протокола Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20.12.2011 года на 2012 год, в взыскиваемый период с октября по декабрь 2010 года. В актах об оказании услуг с сетевыми организациями отражены фактические потери, которые расходятся с теми, что указаны в таблице. Не доказан применяемый процент потерь по каждому ТП и коэффициент трансформации.

Третье лицо ОАО «Коммунаровский рудник» в отзыве на иск от 28.10.2011 заявило об отсутствии оснований для удовлетворения иска, ссылаясь на несоответствие расчета потерь энергии требованиям пункта 50 Правил № 861 и пункта 121 Правил № 530, так как при расчете потерь использованы недостоверные списки потребителей – жителей села Коммунар.

Заслушав устные пояснения представителей сторон, исследовав письменные пояснения и доказательства, представленные в дело, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства:

На основании постановления Главы муниципального образования Ширинский район от 13 ноября 2008 года №2308 в собственность муниципального образования Коммунаровский поссовет переданы объекты электросетевого хозяйства: трансформаторные подстанции, расположенных в поселке Коммунар Ширинского района, и высоковольтные линии ВЛ-0,4 кВ (т.7 л.д. 104-107).

В 2009 году зарегистрирован устав муниципального образования Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия, в соответствии с которым названное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения, в границах которого находятся населенные пункты с.Коммунар, с.Мирный, с.Малая Сыя, административный центр с.Коммунар (т.1 л.д. 115-118).

В период с октября по декабрь 2010 года включительно ответчик являлся собственником трансформаторных подстанций «Рудоуправление-1», «Рудоуправление-2», «Пионерская», «ВГСЧ», «Советская», «Баня», «Мирный», «Заправочная», «Хлебозавод», «Титова», «Теремок», «Водозабор», «Гагарина», «ДК», «Котельная ЗИФ», «Комсомольская», «Малая Сыя» и присоединенных к ним линий электропередач, расположенных в границах муниципального образования Коммунаровский сельский совет. Данный факт ответчиком в суде не оспорен.

Открытое акционерное общество «Хакасэнергосбыт» имеет статус гарантирующего поставщика на территории Республики Хакасия. В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 устава основной целью деятельности общества является получение прибыли; для получения прибыли и обеспечения собственных нужд общество вправе осуществлять любые виды деятельности, в том числе: покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности); реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов (т.1 л.д. 60-62).

Как гарантирующий поставщик истец ОАО «Хакасэнергосбыт» в октябре, ноябре и декабре 2010 года поставлял электрическую энергию потребителям сел Коммунар, Мирный на территории Ширинского района Республики Хакасия. Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными в дело договорами купли-продажи электрической энергии с потребителями, объекты энергопотребления которых расположены в границах муниципального образования Коммунаровский сельсовет.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530), гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

В процессе судебного разбирательства из пояснений истца и ответчика суд установил, что после принятия в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства ответчик администрация муниципального образования Коммунаровский сельсовет не передавал их в пользование другим организациям для осуществления деятельности, связанной с передачей электрической энергии. Ответчик является органом местного самоуправления, статуса сетевой организации не имеет.

Суд установил также, что истец и ответчик не заключили договор на оказание услуг по передаче электроэнергии и не урегулировали ни в каком виде отношения, возникшие при передаче истцом своим потребителям электроэнергии через электрические сети ответчика.

Ответчик заявил суду, что не осуществлял учет отпуска электрической энергии в свои сети по приборам, установленным на трансформаторных подстанциях, не учитывал переданную потребителям энергию и не определял объем фактических потерь электроэнергии в принадлежащих ему сетях.

Поскольку в период с октября по декабрь 2010 года ОАО «Хакасэнергосбыт» поставляло электрическую энергию своим потребителям на территории Коммунаровского сельсовета через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ответчику, в связи с чем возникли потери электрической энергии при ее передаче, истец предъявил к оплате ответчику счета и счета-фактуры № 40352 от 31 октября 2010 г., № 45638 от 30 ноября 2010 г., № 50738 от 31 декабря 2010 года на возмещение стоимости фактических потерь электроэнергии на общую сумму 6 392 490,93 руб.

Поскольку ответчик не оплатил указанные счета, истец обратился в арбитражный суд с данным иском о взыскании с ответчика стоимости потерь электроэнергии.

В доказательство объемов переданной и потребленной энергии в спорный период истец представил в дело:

- сведения о расходе электроэнергии по данным приборов учета в трансформаторных подстанциях на сетях 0,4 кВ за период октябрь – декабрь 2010 г. (т. 2 л.д. 22-24);

- сведения о расходе электроэнергии по данным приборов учета потребителей – юридических лиц и предпринимателей (т.2 л.д. 25-96) ;

- договоры энергоснабжения с юридическими лицами (т.4 л.д. 1-147, т.5 л.д. 1-164, т.6 л.д. 1-55),

- сведения о начислении объемов потребления электроэнергии населением, проживающим в поселке Коммунар (т.3 л.д. 1- 72)

- договоры энергоснабжения с гражданами – собственниками индивидуальных жилых домов (т.3 л.д 83-164).

В доказательство размера потерь электроэнергии истцом в дело представлены расчеты потерь электроэнергии за 2010 год, согласно которым потери составили в октябре - 1010,949 МВтч., в ноябре – 1097,998 МВтч., в декабре 2010 года - 1444,883 МВтч. (т.1 л.д. 94-106).

Так как ответчик оспорил расчеты потерь электроэнергии, по ходатайству истца судом назначена электротехническая экспертиза для определения размера фактических потерь энергии в спорный период.

В заключении комиссии экспертов от 05 марта 2012 года установлено следующее:

- Отпуск в электрические сети Администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет за период с октября по декабрь 2010 года составил 4386,971МВтч., в том числе: в октябре – 1244,872 МВтч., в ноябре – 1370,617 МВтч., в декабре – 17771,482 МВтч.

- Полезный отпуск электроэнергии потребителям ОАО «Хакасэнергосбыт», запитанным через сети муниципального образования Коммунаровский сельсовет за период с октября по декабрь 2010 года составил 1507,684 МВтч., в том числе: в октябре – 448,885 МВтч., в ноябре – 494,562 МВтч., в декабре – 564,237 МВтч.

- Суммарный объем фактических потерь электрической энергии в электрических сетях Администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет за период с октября по декабрь 2010 года составил 2879,287 МВтч., в том числе:

в октябре – 795,987 МВтч. (технологические потери -131,481 МВтч., коммерческие потери - 664,506 МВтч),

в ноябре – 876,055 МВтч. (технологические потери -133,274 МВтч., коммерческие потери - 742,781 МВтч),

в декабре– 1207,245 МВтч. (технологические потери -138,984 МВтч., коммерческие потери - 1068,261 МВтч).

В соответствии с расчетом истца стоимость определенного экспертами объема потерь электрической энергии 2879,287 МВтч. с применением регулируемых и нерегулируемых цен составила 5 176 060,04 руб.

После проведения экспертизы истец, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.06.2011 по делу № Ф03-2004/2011, в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.11.2011 по делу №А74-4570/2010, произвел новый расчет потерь электроэнергии на основании абзаца 2 пункта 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

Как видно из представленного истцом расчета, он определил суммарный объем своих потерь в спорный период в размере 4302,372 МВтч. следующим образом: фактический объем электроэнергии, приобретенной в спорный период на оптовом и розничном рынках в размере 718 168,334 МВтч. уменьшил на фактический объем полезного отпуска электроэнергии потребителям 541 858,668 МВтч. и фактически согласованный объем потерь электроэнергии по данным сетевых организаций - 172 774,184 МВтч.

При этом в подтверждение фактического объема электроэнергии, приобретенной в октябре, ноябре, декабре 2010 года на оптовом и розничном рынках истцом представлены договоры купли-продажи электрической энергии, договор энергоснабжения, отчеты о результатах расчетов объемов и стоимости электроэнергии и мощности на оптовом рынке за три месяца, счета-фактуры на покупку энергии у ООО «Абаканэнергосбыт» за октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года, ведомости показаний расчетных счетчиков.

В подтверждение фактического объема полезного отпуска электроэнергии потребителям в спорный период представлены акты по объемам услуг по передаче электроэнергии на отпуск в сеть, подписанные ОАО «Хакасэнергосбыт» и сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири».

В подтверждение фактического согласованного объем потерь электроэнергии с территориальными сетевыми организациями и владельцами объектов электросетевого хозяйства истец представил подписанные акты об объемах электрической энергии, приобретаемой покупателем в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях.

Проверив вышеназванные первичные документы по приобретению, расходу электроэнергии и учету потерь электроэнергии, арбитражный суд пришел к выводу, что они подтверждают указанные в расчете истца фактический объем электроэнергии, приобретенной в спорный период на оптовом и розничном рынках - 718 168,334 МВтч. (пункты 1.2 расчета), фактический объем полезного отпуска электроэнергии - 541 858,668 МВтч. (пункт 3 расчета), фактически согласованный объем потерь электроэнергии - 172 774,184 МВтч (пункт 4 расчета). В итоге в пункте 5 расчета истец определил несогласованный объем электроэнергии, поданной в сети администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет в период с октября по декабрь 2010 года - 4302,372 МВтч., в том числе в октябре – 1132,44 МВтч., в ноябре – 1422,405 МВтч., в декабре - 1747,527 МВтч.

Указанный объем 4302,372 МВтч. истец считает суммарной величиной своих нераспределенных потерь электроэнергии за период с октября по декабрь 2010 года, возникших вследствие неисполнения ответчиком обязанностей по учету электроэнергии и определению размера ее потерь.

В пункте 6 расчета истец указал нормативную величину потерь в сетях ответчика – 22%, ссылаясь на протокол № 266 заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20.12.2011 года. В названном протоколе на странице 2 указаны объем покупной электроэнергии ОАО «Хакасэнергосбыт» на 2012 год - 2 416,38 млн. кВт.ч. (368,21 МВт) и объем технологического расхода электроэнергии при передаче по электрическим сетям (потери) – 543,39 млн. кВт.ч. (103,68 МВт). Истец пояснил, что в объеме покупки энергии потери составили долю 22 %. Эту величину он считает нормативной величиной потерь в сетях администрации муниципального образования Коммунаровский сельсовет, о чем указано в пункте 6 расчета.

В пункте 7 расчета истец объем потерь электроэнергии в размере 946,52184 МВтч., в том числе в октябре – 249,1368 МВтч., в ноябре – 312,9291 МВтч., в декабре 2010 года - 384,45594 МВтч.

Истец просит взыскать с ответчика стоимость потерь электрической энергии 946,52184 МВтч. в размере 2 910 328 руб. 73 коп., определенную на основе регулируемых цен (тарифов) и нерегулируемых свободных цен.

Оценив исковые требования на основе представленных доказательств, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны плачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Согласно абзацу 18 части 2 статьи 21 указанного закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение во-первых, методики определения потерь электрической энергии, а во-вторых, порядка компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях.

В силу пункта 2 Правил № 861 недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004 (далее - Правила № 861), «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологические присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Согласно пункту 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

В силу пункта 118 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила № 530), на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения разделов Х11 и Х111 настоящих Правил, определяющие обязанности сетевых организаций.

Из анализа указанных норм права следует, что на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях. Отсутствие у ответчика статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности по оплате фактических потерь электрической энергии в его сетях. При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.

Согласно пунктам 36, 37, 51 Правил № 861 сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, включенных в цену на электрическую энергию. Объем потерь электрической энергии в электрических сетях, принадлежащих организации, и их цена определяются в порядке, предусмотренном пунктами 120, 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".

Пунктом 136 Правил № 530 установлено, что оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электросетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.

Пунктом 159 Правил № 530 установлено, что сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).

В силу абзаца 1 пункта 121 Правил № 530 сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.

Согласно абзацу 2 пункта 121 Правил № 530 гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) в случае непредставления ему указанных сведений распределяет суммарную величину потерь электрической энергии между сетевыми организациями, покупающими у него электрическую энергию для целей компенсации потерь и не представившими такие сведения, исходя из нормативных величин потерь электрической энергии, установленных для различных классов напряжения, пропорционально объемам потребления электрической энергии на соответствующем классе напряжения.

Из содержания приведенных норм права следует, что фактические потери могут быть определены двумя императивно установленными методами: сетевой организацией на основании данных приборов учета электроэнергии об ее отпуске и расходе (абзац 1 пункта 121 Правил № 530) и гарантирующим поставщиком в случае непредставления сетевой организацией данных о фактических потерях на основании нормативных величин потерь электрической энергии, установленных для различных классов напряжения, пропорционально объемам потребления электрической энергии на соответствующем классе напряжения (абзац 2 пункта 121 Правил № 530).

Поскольку в силу закона именно на ответчике лежит обязанность по организации коммерческого учета электрической энергии, но эта обязанность ответчиком не исполнена, в спорной ситуации при расчете величины фактических потерь подлежат применению правила, установленные абзацем 2 пункта 121 Правил № 530.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

По данному иску о взыскании стоимости потерь электроэнергии истец должен доказать не только факт принадлежности ответчику электросетевого хозяйства и передачу электроэнергии потребителям, но также обоснованность первичными документами расчета потерь электроэнергии и соответствие его абзацу 2 пункта 121 Правил № 530. Таким образом, на истце лежит бремя доказывания наличия фактических потерь в сетях сетевой организации, объемы приобретенной электроэнергии истцом на оптовом и розничном рынке; объемы поступившей электроэнергии в сеть ответчика; сведения о количестве сетевых организаций, покупающих у истца электроэнергию для целей компенсации потерь; объемы фактических потерь сетевых организаций, предоставивших такие сведения и не предоставившие их; обоснованности произведенного расчета лежит на истце.

Согласно частям 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив представленный истцом расчет стоимости потерь электроэнергии в сетях ответчика в период с октября по декабрь 2010 года, арбитражный суд пришел к выводу, что он не подтвержден первичными документами в части пункта 3 и не соответствует абзацу 2 пункта 121 Правил № 530.

Из приведенного выше анализа расчета видно, что объем переданной в сети ответчика электроэнергии определен в пункте 5 на основе данных о покупке электроэнергии и продаже ее (в том числе потерь электроэнергии) потребителям и сетевым организациям (владельцам объектов электросетевого хозяйства).

Судом установлено, что указанный в пункте 3 расчета потерь фактический объем полезного отпуска электроэнергии взят истцом из актов согласования по объемам услуги по передаче электроэнергии на отпуск в сеть по договору № 188/01 от 01.01.2008 с территориальной сетевой компанией ОАО «МРСК Сибири». Однако, в актах согласования объема полезного отпуска и объема потерь электроэнергии по договору № 188/01 от 01.01.2008 с территориальной сетевой компанией указаны иные объемы полезного отпуска электроэнергии, чему истцом не даны объяснения.

Кроме того, указанные в пункте 3 расчета потерь данные о фактическом объеме полезного отпуска электроэнергии потребителям не подтверждены первичными документами о предъявлении расхода энергии всем учтенным потребителям истца. В частности, в пункте 3 расчета указано, в объеме полезного отпуска не учтены объемы, переданные потребителям через сети ответчика. Вместе с тем, в материалы дела представлены договоры энергоснабжения с потребителями села Коммунар (юридическими лицами, предпринимателями, гражданами), сведения о начислении им платы за электроэнергию, в связи с чем арбитражный суд полагает, что объемы электроэнергии, потребленной известными абонентами, также подлежали включению в объемы полезного отпуска. В связи с этим фактический объем полезного отпуска электроэнергии потребителям занижен и не соответствует действительности.

Как видно из расчета потерь, при определении взыскиваемого объема потерь в пунктах 6 и 7 расчета истцом не применены нормативные величины потерь электрической энергии в соответствии с классном напряжения на сетях ответчика, в связи с чем расчет не соответствует абзацу 2 пункта 121 Правил № 530.

Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь определен также разделом VI Правил № 861.

Согласно пункту 52 Правил № 861 потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор, за исключением потерь, включенных в цену (тариф) электрической энергии, в целях избежания их двойного учета. Потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.

Пунктами 53, 54 Правил № 861 предусмотрено, нормативы технологических потерь устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящими Правилами и методикой расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях. Нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации (собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, который ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов), с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 55 Правил № 861 методика расчета нормативных технологических потерь электроэнергии в электрических сетях должна предусматривать расчет потерь на основании:

а) технических характеристик линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, определяющих величину переменных потерь в соответствии с технологией передачи и преобразования электрической энергии;

б) нормативных условно-постоянных потерь для линий электропередачи, силовых трансформаторов и иных объектов электросетевого хозяйства;

в) нормативных потерь в средствах измерения электрической энергии;

г) технического состояния линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства.

Истцом при расчете потерь использована величина 22%, которая определена без учета пунктов 53, 54, 55 Правил № 861 и не подтверждена допустимыми доказательствами. Представленный протокол № 266 заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20.12.2011 года содержит сведения, касающиеся производственных и финансовых показателей истца ОАО «Хакасэнергосбыт» за 2011 год, не содержат сведений, имеющих отношение к ответчику и предмету спора, в связи с чем суд не принял указанный документ в качестве относимого к делу доказательства.

Как установлено судом при рассмотрении дела, нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях ответчика уполномоченным органом в соответствии с утвержденной методикой не устанавливались, так как для ответчика не рассматривался и не утверждался тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 7 Инструкции по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 326 (Инструкция № 326), технологические потери электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям рассчитываются за базовый (отчетный год, предшествующий году расчета) и на регулируемый периоды (год) по фактическим и прогнозным показателям баланса электроэнергии. Для расчета норматива технологических потерь при передаче электрической энергии на регулируемый период допускается учитывать данные текущего периода, полученные в процессе сбора информации о фактической загрузке сетей и данные фактических потерь электроэнергии на основе показаний приборов учета, в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных техногенными авариями на сетевом и генерирующем оборудовании, если неоптимальное функционирование сетей будет распространятся и на период регулирования.

Согласно пунктам 16, 15 Инструкции № 326 норматив технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям определяется в процентах по электрической сети в целом и рассчитывается по формуле, где в числителе объем технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям на регулируемый период, умноженный на 100, а в знаменателе объем отпуска электроэнергии в сеть территориальной сетевой организации (ТСО) в регулируемом периоде.

При этом в соответствии с пунктом 17 Инструкции № 326 определение технологических потерь электроэнергии в электрических сетях ТСО в целом и по уровням напряжения осуществляется в следующем порядке:

В базовом периоде:

определяется на каждом уровне напряжения сети отпуск электроэнергии в сеть (с учетом приема электроэнергии из сети смежного напряжения);

определяются условно-постоянные потери электроэнергии в целом и по уровням напряжения;

определяются нагрузочные потери электроэнергии в целом и по уровням напряжения;

определяются потери электроэнергии, обусловленные допустимыми погрешностями системы учета электроэнергии, в целом и по уровням напряжения.

В регулируемом периоде:

определяется на каждом уровне напряжения сети прогнозное значение отпуска электроэнергии в сеть (с учетом приема электроэнергии из сети смежного напряжения);

нагрузочные потери электроэнергии по уровням напряжения определяются в соответствии с формулой (1);

нагрузочные потери электроэнергии в целом определяются как сумма нагрузочных потерь электроэнергии по уровням напряжения;

условно-постоянные потери электроэнергии принимаются в соответствии с пунктом 10 в целом и по уровням напряжения;

потери электроэнергии, обусловленные допустимыми погрешностями системы учета электроэнергии, определяются в соответствии с формулой (3) и распределяются по уровням напряжения в соответствии с разделом IV приложения 1;

технологические потери электроэнергии определяются в соответствии с формулой (5) в целом и по уровням напряжения.

Согласно пункту 18 Инструкции № 326 нормирование потерь электроэнергии в электрических сетях ТСО, для которых передача электроэнергии не является основным видом деятельности, оказывающих услуги по передаче электроэнергии потребителям, подключенным к электрической сети предприятия, выполняется в соответствии с общими принципами нормирования технологических потерь электроэнергии (пункты 7 - 17).

Принимая во внимание изложенные правила Инструкции № 326, при оценке доказательств арбитражный суд пришел к выводу, что определенный в экспертном заключении от 05.03.2012 размер суммарного объема технологических потерь электроэнергии в сетях ответчика за спорный период 403,739 МВтч. не может быть принят и использован в расчете подлежащего взысканию с ответчика объема потерь.

На основании изложенного арбитражный суд признал обоснованными возражения ответчика о том, что расчет потерь электроэнергии не подтвержден и не доказан надлежащими документами.

Поскольку истцом не доказана обоснованность предъявленного ко взысканию размера фактических потерь электрической энергии в сетях ответчика, арбитражный суд признал требование истца не подлежащим удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 37 551 руб. 64 коп. и в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца. При обращении с исковым заявлением истцом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 11 492 руб. 33 коп. Государственная пошлина в размере 26 059 руб. 31 коп. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.

На основании статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на истца относятся судебные издержки в виде расходов на выплату вознаграждения экспертам в размере 50 000 рублей. Истец уплатил указанную сумму, перечислив ее на депозитный счет арбитражного суда платежным поручением № 8086 от 29 декабря 2011.

Руководствуясь статьей 101, 106, 110, 112, статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении иска.

2. Взыскать с открытого акционерного общества «Хакасэнергосбыт» в доходы федерального бюджета государственную пошлину 26 059 (двадцать шесть тысяч пятьдесят девять) рублей 31 копейку.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Н.П.Кириллова