АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
10 мая 2006 года Дело №А74-1273/2006
Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2006 года
Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2006 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Силищевой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Хакасэнерго», город Абакан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
о признании незаконным п. 1.1 мотивировочной части и п. 2.2 резолютивной части решения от 16 ноября 2005 года № 186 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Хакасэнерго» в части начисления налога на прибыль в сумме 605.465 рублей 52 копеек.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Жаворонкова Н.Г., доверенность от 29.12.2005 года № 119-14/278;
налогового органа: Федорченко Д.С., доверенность от 10.01.2006 года.
Протокол судебного заседания вела судья Силищева Е.В.
Открытое акционерное общество «Хакасэнерго», город Абакан, (далее - ОАО «Хакасэнерго», Общество или налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным п. 1.1 мотивировочной части и п.2.2 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия, город Абакан, (далее – налоговая инспекция или налоговый орган) от 16 ноября 2005 года № 186 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Хакасэнерго» в части начисления налога на прибыль в сумме 605.465 рублей 52 копеек.
В судебном заседании представитель ОАО «Хакасэнерго» поддержал заявленное требование, пояснив, что налоговым органом неправомерно применена статья 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку названная статья применяется при определении налоговой базы налогоплательщиками, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Столовые находятся на территории обособленных подразделений Общества, но таковыми не являются, в связи с чем убытки, полученные по данным объектам, подлежат отнесению в состав затрат в полном объеме в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель налогового органа в судебном заседании требование заявителя не признал, пояснив, что столовые действительно не являются обособленными подразделениями, однако, они входят в их состав, поэтому при определении налоговой базы следует руководствоваться статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме убыток, полученный обособленными подразделениями налогоплательщика при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств, признается для целей налогообложения при единовременном соблюдении указанных в данной статье условий. Поскольку в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что эти условия ОАО «Хакасэнерго» не соблюдены, налоговый орган правомерно не принял полученные налогоплательщиком убытки в целях налогообложения и начислил налог на прибыль.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил следующее:
Открытое акционерное общество «Хакасэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации города Абакана 27 сентября 1993 года, свидетельство № 1353; 30 июля 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, выдано свидетельство серии 19 № 0120042.
В период с 14 июня 2005 года по 12 сентября 2005 года на основании решения заместителя руководителя налогового органа от 14 июня 2005 года № 105 в связи с реорганизацией юридического лица налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку Открытого акционерного общества «Хакасэнерго», а также всех имеющихся филиалов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года.
По результатам проверки 23 сентября 2005 года составлен акт № 186, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе неполная уплата налога на прибыль в связи с необоснованным уменьшением налогооблагаемой базы на сумму убытков, понесенных налогоплательщиком от деятельности столовых, расположенных на территории филиалов: Саянских электрических сетей, Абаканской ТЭЦ и Южных электрических сетей.
На основании акта проверки 16 ноября 2005 года заместителем руководителя налоговой инспекции принято решение № 186 об отказе в привлечении ОАО «Хакасэнерго» к налоговой ответственности в отношении неуплаты налога на прибыль и начислении налога на прибыль, в том числе в сумме 605.465 рублей 52 копеек.
Открытое акционерное общество «Хакасэнерго», не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия от 16 ноября 2005 года № 186 в части доначисления налога на прибыль организаций за 2004 год в сумме 605.465 рублей 52 копеек (пункт 1.1 мотивированной части решения, пункт 2.2 резолютивной части решения), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в оспариваемой части.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требование ОАО «Хакасэнерго» является обоснованным исходя из следующего.
В силу статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации Открытое акционерное общество «Хакасэнерго» является плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.
В соответствии со статьей 252 названной главы Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подпункте 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации определены прочие расходы, связанные с производством и реализацией, к которым относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи).
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации столовые относятся к объектам организации общественного питания.
Статья 270 Кодекса содержит перечень расходов, не учитывающихся в целях налогообложения. Пункт 13 названной статьи указывает, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со статьей 275.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 275.1 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 года N 57-ФЗ) налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
В случае если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
- если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
- если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
- если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик, имеющий на балансе помещения объектов общественного питания (столовых), обслуживающих трудовые коллективы, вправе в силу статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации включить в состав расходов затраты, связанные с содержанием данных объектов, а в случае, если указанные объекты относятся к обособленным подразделениям и осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, то определение налоговой базы по налогу на прибыль должно быть произведено по правилам статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что ОАО «Хакасэнерго» имеет своей целью получение прибыли. Для получения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: производство, передача, распределение, поставка и получение электрической и тепловой энергии, и др. (пункты 3.1 и 3.2 устава). Предпринимательскую деятельность в области оказания услуг общественного питания Общество не осуществляет.
Согласно представленным заявителем в материалы дела документам (инвентарным карточкам учета объекта основных средств ТЭЦ, ЮЭС и СаЭС, поэтажным планам корпусов, техническому паспорту, Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на каждом из филиалов и штатным расписаниям на 2004 год) столовые Общества располагаются в административных зданиях ТЭЦ, ЮЭС, СаЭС и предназначены для обслуживания работников Общества, персонал столовых включен в штатную численность обособленных подразделений. На ТЭЦ, ЮЭС и СаЭС действует пропускной и внутриобъектовый режимы, доступ на территорию которых и в административные здания осуществляется по пропускам
установленного образца. Данное обстоятельство не оспаривается налоговой инспекцией, что следует как из пояснений представителя, так и из письменного отзыва налогового органа.
Из содержания коллективного договора ОАО «Хакасэнерго» на 2003-2004 годы (пункт 7) усматривается, что администрация Общества обязалась принимать меры по организации и контролю за общественным питанием работников. Стоимость питания в столовых индексируется одновременно с изменением минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда в Обществе.
В данном случае, по мнению суда, целью нахождения на территории филиалов ОАО «Хакасэнерго» объектов общественного питания является обеспечение соответствующего производства (удовлетворение потребностей работников общества и создание нормальных условий труда), а не получение прибыли.
Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
В состав ОАО «Хакаэнерго» в проверяемом периоде входило 6 филиалов, в том числе: Южные электрические сети (город Абакан), Саянские электрические сети (город Саяногорск) и Абаканская ТЭЦ (изменения и дополнения к уставу ОАО «Хакасэнерго», утвержденные протоколом заседания совета директоров ОАО «Хакасэнерго» от 22.10.2003 года № 15).
Как было указано ранее, из представленных заявителем документов следует, что столовые не являются обособленными подразделениями Общества в смысле, придаваемом указанному термину пунктом 2 статьи 11 Кодекса.
Перечисленные выше документы подтверждают, что расходы на содержание столовых вызваны производственной необходимостью, в связи с чем, являются экономически обоснованными.
Учитывая, что налоговым органом не оспаривается факт обслуживания в столовых только работников ОАО «Хакасэнерго», и доказательств оказания столовыми услуг сторонним лицам налоговой инспекцией не представлено, арбитражный суд приходит к выводу, что
в данном случае положения статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат и получение убытка по итогам конкретного налогового периода не может препятствовать принятию расходов для целей налогообложения в общеустановленном порядке.
Спор по сумме произведенных Обществом расходов в оспариваемой части решения и по расчету суммы доначисленного налога на прибыль за 2004 год между сторонами отсутствует. Представители лиц, участвующих в деле, пояснили, что все расчеты проверялись, решение было принято и оформлено с учетом разногласий по акту проверки. В подтверждение данного обстоятельства представлено соглашение, оформленное лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, арбитражный суд полагает, что требование ОАО «Хакасэнерго» о признании незаконным п.1.1 мотивировочной части и п.2.2 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия от 16 ноября 2005 года № 186 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в сумме 605.465 рублей 52 копеек является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по делу составляет 2.000 рублей. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
По результатам рассмотрения спора государственная пошлина в полном объеме относится на налоговую инспекцию. Поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, взыскание госпошлины по настоящему делу в доход федерального бюджета не производится.
При обращении с заявлением ОАО «Хакасэнерго» произведена уплата государственной пошлины в размере 2.000 рублей платежным поручением от 25 января 2006 года № 305, которая подлежит возврату заявителю вместе с подлинным платежным поручением.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Требование Открытого акционерного общества «Хакасэнерго», город Абакан, о признании незаконным п.1.1 мотивировочной части и п.2.2 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Хакасия, город Абакан, от 16 ноября 2005 года № 186 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в сумме 605.465 рублей 52 копеек удовлетворить.
Признать незаконным п.1.1 мотивировочной части и п. 2.2 резолютивной части решение от 16 ноября 2005 года № 186 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Открытого акционерного общества «Хакасэнерго» в части начисления налога на прибыль в сумме 605.465 рублей 52 копеек, как не соответствующее положениям статей 252, 264, 270, 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Возвратить Открытому акционерному обществу «Хакасэнерго», город Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.000 рублей, уплаченную платежным поручением от 25 января 2006 года № 305 вместе с подлинным платежным документом. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия. Днем принятия решения считается дата изготовления его в полном объеме.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Е.В. Силищева