АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
15 февраля 2010 года Дело №А74-37/2010
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2010 года.
Решение в полном объёме изготовлено 15 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Феоктистовой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Транспорт Сибири», г. Абакан,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, г. Абакан,
о признании недействительным решения от 18 сентября 2009 года № 10140.
В судебном заседании принимали участие представители:
ООО «Транспорт Сибири»: ФИО1, доверенность от 15.12.2009;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия: ФИО2, доверенность от 11.01.2010.
Общество с ограниченной ответственностью «Транспорт Сибири» (далее – Общество, ООО «Транспорт Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – Налоговая инспекция) от 18 сентября 2009 года № 10140, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Налоговой инспекции требования заявителя не признал.
Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ООО «Транспорт Сибири» 09.04.2008 зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (ОГРН <***>) в качестве юридического лица при создании путём выделения из ООО «Ресурсы Сибири».
13 января 2009 года Обществом представлена в налоговую инспекцию декларация по НДС за 4 квартал 2008 года, в которой к уплате в бюджет исчислен налог в сумме 125 478 руб.
31 марта 2009 года ООО «Транспорт Сибири» представило в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года с суммой возмещения из бюджета 4 649 098 руб., НДС от реализации товаров (работ, услуг) - 1 727 893 руб., налоговые вычеты - 6 376 991 руб.
28 апреля 2009 года ООО «Транспорт Сибири» в налоговый орган представлены пояснения, согласно которым Общество указало, что берёт НДС к возмещению по фактуре ООО «РМБ-Лизинг» по остаточной стоимости основных средств.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной налоговой декларации. В ходе налоговой проверки было установлено необоснованное применение ООО «Транспорт Сибири» налогового вычета в сумме 6 376 271 руб. 20 коп. по счёту-фактуре № 013363/2 от 16.10.2008, выставленному ООО «РМБ-Лизинг». По результатам проверки составлен акт от 14.07.2009 № 12403.
Уведомление № 12403 с приглашением в трёхдневный срок со дня его получения явиться в налоговую инспекцию для вручения акта камеральной проверки направлялось налоговым органом в адрес ООО «Транспорт Сибири» 06 июля 2009 года.
16 июля 2009 года Налоговой инспекцией вручено уполномоченному представителю ООО «Транспорт Сибири» уведомление № 12403, в котором сообщалось о том, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоится 11.08.2009 в 10 час. 00 мин.
05 августа 2009 года Обществом представлены по акту № 124303 камеральной налоговой проверки письменные возражения.
На основании решения заместителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 20.08.2009 № 98 в отношении ООО «Транспорт Сибири» проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. По результатам мероприятий налоговым органом составлена справка от 17.09.2009.
20 августа 2009 года Налоговой инспекцией вручено уполномоченному представителю ООО «Транспорт Сибири» уведомление № 12403/1 с сообщением о том, что рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоится в 10 час. 00 мин. 18.09.2009.
18 сентября 2009 года в присутствии уполномоченного представителя Общества материалы камеральной налоговой проверки и представленные налогоплательщиком документы и возражения были рассмотрены. По результатам рассмотрения заместителем начальника налоговой инспекции вынесено решение № 10140 от 18.09.2009 о привлечении ООО «Транспорт Сибири» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением на налогоплательщика наложен штраф за неполную уплату НДС в сумме 320 406 руб. 60 коп., начислены пени по состоянию на 18.09.2009 в сумме 127 707 руб. 05 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) в общей сумме 1 727 173 руб.
06 октября 2009 года Общество, не согласившись с решением № 10140, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия с апелляционной жалобой.
26 ноября 2009 года Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия принято решение № 250 о рассмотрении апелляционной жалобы ООО «Транспорт Сибири», согласно которому оспариваемое решение № 10140 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Общество оспаривает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, полагает, что в силу пунктов 5 и 7 статьи 162.1 Налогового кодекса Российской Федерации право на вычет «входного» НДС сохраняется за правопреемником независимо от формы реорганизации; для вычета нужен счёт-фактура, который может быть выписан как на реорганизованную компанию, так и на правопреемника. Кроме того, Общество считает необоснованным вывод Налогового органа о несоответствии счёта-фактуры № 013363/2 от 16.10.2008 требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ООО «РМБ-Лизинг» до 16.10.2008 являлось собственником полувагонов универсальных и оспариваемый счёт-фактура выставлен в установленный законодательством срок собственником имущества, в качестве продавца и грузополучателя правомерно указано ООО «РМБ-Лизинг».
Оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом пункты 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.
В рамках применения норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации лизинговые платежи представляют собой оплату услуг, оказанных лизингодателем по договору финансовой аренды, которые являются объектом налогообложения при исчислении НДС, а уплаченная в составе единого лизингового платежа сумма НДС в полном объеме подлежит вычету в том налоговом периоде, когда эта сумма уплачена.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизингодателем может быть любое физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
В соответствии со статьёй 2 названного Закона и статьёй 665 Гражданского кодекса Российской Федерации договор лизинга является договором финансовой аренды, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Из материалов дела следует, что 10 октября 2006 года ООО «РМБ-Лизинг» (лизингодатель) и ООО «Ресурсы Сибири» (лизингополучатель) заключили договор финансовой аренды (лизинга) № 899ДФЛ. Предметом лизинга являлись полувагоны универсальные.
Согласно пункту 7.1.2.1 лизингодатель обязан по договору поставки приобрести предмет лизинга в свою собственность и передать его лизингополучателю во временное владение и пользование (лизинг).
Пунктом 9.1 установлено, что право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю после уплаты последним лизингодателю выкупной цены в соответствии с условиями договора купли-продажи.
Приложением № 1 к договору № 899ДФЛ сторонами утверждён график лизинговых платежей.
25 декабря 2006 года сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к договору финансовой аренды (лизинга) № 899ДФЛ, приложение № 1 к договору изложено в новой редакции «спецификация имущества».
12 февраля 2007 года сторонами заключено дополнительное соглашение № 2 к договору № 899ДФЛ от 10 октября 2006 года, прежний график платежей (приложение № 1 к договору) признан недействительным с момента заключения договора, установлен новый график платежей к договору; в течение 2-х рабочих дней с даты подписания настоящего соглашения установлена обязанность лизингополучателя заключить договор купли-продажи выкупа предмета лизинга; с подписанием настоящего соглашения стороны расторгают/прекращают договор финансовой аренды (лизинга) № 899ДФЛ от 10.10.2006.
12 февраля 2007 года № 899ДФЛ/В ООО «РМБ-Лизинг» (продавец) и ООО «Ресурсы Сибири» (покупатель), заключили договор купли-продажи предмета лизинга с целью осуществления досрочного выкупа предмета лизинга – 40 универсальных полувагонов марки 12-132.
Пунктом 3 договора № 899ДФЛ/В определена цена (выкупная цена) в размере 45 600 000 руб., в том числе НДС 6 955 932 руб. На момент подписания договора покупатель выплатил продавцу выкупную цену в полном объёме.
Пунктом 1.2. указанного договора предусмотрено, что право собственности переходит к покупателю с момента подписания сторонами акта передачи права собственности. Акт передачи права собственности подлежит подписанию в течение 5-ти банковских дней с момента подписания договора, но не ранее даты снятия покупателем транспортного средства с регистрирующего учёта в органах ОАО «РЖД» Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 договора к моменту заключения сторонами договора имущество находится в фактическом владении покупателя, таким образом, настоящий договор подтверждает фактическую передачу имущества продавцом покупателю.
В соответствии с пунктом 2.2. договора продавец обязуется передать покупателю технические паспорта на имущество в течение 5-ти банковских дней с момента подписания настоящего договора, но не ранее даты снятия имущества с регистрационного учёта в органах ОАО «РЖД» Российской Федерации.
Приложением № 1 к договору купли-продажи являлась спецификация имущества.
По акту передачи права собственности по договору купли-продажи предмета лизинга № 899ДФЛ/В без даты, но с указанием года составления – 2007, право собственности на 40 полувагонов универсальных модели 12-132 общей стоимостью 45 600 000 руб., в том числе НДС 6 955 932 руб. 20 коп. перешло от продавца (ООО «РМБ-Лизинг») к покупателю (ООО «Ресурсы Сибири»).
В бухгалтерском учёте ООО «Ресурсы Сибири» оприходование полувагонов универсальных на счёт 01 «Основные средства» произведено 12.02.2007. Данный факт подтверждается представленной на требование инспекции карточкой счёта 01.1 «Основные средства; Полувагоны за 01.01.2007-30.04.2008».
16 февраля 2007 года ООО «РМБ-Лизинг» и ООО «Ресурсы Сибири» заключили соглашение об аннулировании акта передачи права собственности по договору купли-продажи предмета лизинга № 899ДФЛ/В в связи с несоответствием акта передачи права собственности пункту 2.1 договора (неснятие 40 полувагонов модели 12-132 с регистрационного учёта в органах ОАО «РЖД») и нахождением полувагонов в собственности ООО «РМБ-Лизинг», учитываемых на балансе на счёте 03.
В апреле 2008 года ООО «Ресурсы Сибири» реорганизовано в форме выделения, правопреемниками по разделительному балансу явились: ООО «Ресурсы Сибири» и ООО «Транспорт Сибири».
ООО «Транспорт Сибири» подана заявка (исх. № 19/3) в Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта на перерегистрацию железнодорожного подвижного состава. На титульном листе заявки указана дата 19 января 2008 года, исходящий № 19/3, после подписи руководителя на 3 листе заявки указана дата 19 сентября 2008 года.
09 апреля 2008 года по акту приёма-передачи имущества в связи с осуществлённой реорганизацией ООО «Ресурсы Сибири» передало ООО «Транспорт Сибири» 40 полувагонов универсальных модели 12-132. Передача имущества произведена на основании Акта приёма-передачи имущества от 09.04.2008 в связи с реорганизацией в форме выделения из ООО «Ресурсы Сибири» ООО «Транспорт Сибири».
Согласно представленному разделительному балансу, при реорганизации в форме выделения, на баланс ООО «Транспорт Сибири» переданы основные средства, числящиеся по данным бухгалтерского учёта ООО «Ресурсы Сибири» по состоянию на 01.01.2008, на сумму 43 700 тыс. руб.
Согласно инвентарным карточкам учёта объекта основных средств ООО «Ресурсы Сибири» от 09 апреля 2008 года полувагоны универсальные приняты к бухгалтерскому учёту 12.02.2007, списаны с бухгалтерского учёта 09.04.2008.
В последствии, связи с обнаруженной ошибкой документы, отражающие переход права собственности на полувагоны к ООО «Ресурсы Сибири» были аннулированы, были оформлены соответствующие первичные документы и внесены изменения в разделительный баланс на 01.01.2008г. Копия измененного разделительного баланса была представлена в налоговый орган.
Как поясняет заявитель, по измененному разделительному балансу к ООО «Транспорт Сибири» перешло право требования по договору купли-продажи №899ДФЛ/В от 12.02.2007г. полувагонов от ООО «РМБ-Лизинг» (дебиторская задолженность в сумме 45 600 000 руб.).
09 апреля 2008 года ООО «Ресурсы Сибири» в уведомлении сообщило ООО «Транспорт Сибири», что на основные средства (40 полувагонов), переданные по разделительному балансу ООО «Транспорт Сибири», счет-фактура и товарная накладная поставщиком не выписывались, так как право собственности по условиям договора купли-продажи № 899ДФЛ/В от 12.02.2007 к ООО «Ресурсы Сибири» на данный момент не перешло. В уведомлении указано, что к полувагонам передаются следующие документы: акт приёма-передачи, технические паспорта, акты технического осмотра, технические условия, руководство по эксплуатации, инвентарные карточки.
Согласно бухгалтерской справке ООО «РМБ-Лизинг» от 08.06.2009 № 4196 полувагоны в количестве 40 шт. находились во временном владении и пользовании (лизинге) у ООО «Ресурсы Сибири» по договору лизинга № 899ДФЛ от 10.10.2006 с 17.01.2007 по 16.10.2008. По окончании действия договора лизинга (досрочно) полувагоны по договору купли-продажи № 899ДФЛ/В от 12.02.2007 перешли в собственность ООО «РМБ-Лизинг» к ООО «Ресурсы Сибири» 16.10.2008. В период с 17.01.2007 по 16.10.2008 эти полувагоны учитывались на балансе ООО «РМБ-Лизинг» на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности», включались в налогооблагаемую базу по налогу на имущество для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
Согласно справке ООО «Ресурсы Сибири» от 16 декабря 2009 года акт передачи права собственности по договору купли-продажи предмета лизинга № 899 ДФЛ/В без даты, подписанный со стороны ООО «РМБ-Лизинг» председателем правления ФИО3, со стороны ООО «Ресурсы Сибири» - ФИО4, аннулирован в связи с его несоответствием законодательству и договору купли-продажи предмета лизинга № 899 ДФЛ/В.
Извещением от 14.10.2008 № 510 Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта сообщило ООО «Транспорт Сибири» о перерегистрации железнодорожного подвижного состава при возврате из аренды и смене собственника.
16.10.2008 ООО «РМБ-Лизинг» (сдатчик) и ООО «Транспорт Сибири» (получатель) составлен акт о приёме передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) на основании договора № 899ДФЛ/В от 12.02.2007. Согласно акту 40 полувагонов переданы на баланс лизингополучателя.
Общество в обоснование вычета по спорному счёту-фактуре указывает, что фактически полувагоны сняты с регистрационного учета 14.10.2008, что подтверждается извещением о перерегистрации подвижного состава № 510, полученным налогоплательщиком от Сибирского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. Принятие заявителем полувагонов на учет состоялось 16.10.2008, что подтверждается соответствующими актами. До указанной даты полувагоны являлись собственностью ООО «РМБ-Лизинг», учитывались на балансе ООО «РМБ-Лизинг» на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», включались в налогооблагаемую базу по налогу на имущество для целей исчисления и уплаты ООО «РМБ-Лизинг» налога на имущество. Заявитель в судебном заседании пояснил, что указанные обстоятельства подтверждаются бухгалтерской справкой №4196 от 08.06.2009, выданной гл. бухгалтером ООО «РМБ-Лизинг». В связи с тем, что, переход права собственности на полувагоны от ООО «РМБ-Лизинг» к ООО «Транспорт Сибири» состоялся 16.10.2008, их постановка на 01 счет 12.02.2007 бухгалтером ООО «Ресурсы Сибири» была произведена ошибочно. До указанной даты ООО «Ресурсы Сибири» и его правопреемник - ООО «Транспорт Сибири» не являлись собственниками полувагонов, а обладали правом требования по договору купли-продажи №899ДФЛ/В от 12.02.2007, заключенному между ООО «Ресурсы Сибири» и ООО «РМБ-Лизинг». В связи с обнаруженной ошибкой документы, отражающие переход права собственности на полувагоны к ООО «Ресурсы Сибири» были аннулированы, оформлены соответствующие первичные документы и внесены изменения в разделительный баланс на 01.01.2008г. По измененному разделительному балансу к ООО «Транспорт Сибири» перешло не право собственности на полувагоны, а право требования от ООО «РМБ-Лизинг» по договору купли-продажи №899ДФЛ/В от 12.02.2007г. (дебиторская задолженность в сумме 45 600 000 руб.). Таким образом, подписание акта приема-передачи основных средств № 2335 от 16.10.08г. и акта передачи права собственности по договору купли-продажи предмета лизинга №899ДФЛ/В от 16.10.2008г. между ООО «РМБ - Лизинг» и ООО «Транспорт Сибири» соответствует условиям договора и подтверждает факт совершения хозяйственной операции - принятие на учет полувагонов универсальных - 16 октября 2008г. По мнению заявителя, Акт передачи права собственности, приложенный к договору купли-продажи № 899 ДФЛ/В от 12.02.2007, согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не может быть расценен как первичный документ, подтверждающий факт принятия полувагонов в состав основных средств и их ввод в эксплуатацию 12.02.2007, поскольку не является унифицированным документом и не содержит обязательных реквизитов, предусмотренных для неунифицированных форм (даты составления документа, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций). Вывод налогового органа о несоответствии счета-фактуры № 013363/2 от 16.10.2008 требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации не основан на нормах права. В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, работ, услуг счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара. Факт отгрузки товара (списания с бухгалтерского учета) ООО «РМБ Лизинг» подтвержден актом о приеме-передаче групп объектов основных средств № 0002335 от 16.10.08г. и актом от 16.10.2008г. передачи права собственности по договору купли-продажи предмета лизинга №899ДФЛ/В. В связи с тем, что до 16.10.08 собственником полувагонов универсальных являлось ООО «РМБ-Лизинг», счет-фактура № 013363/2 от 16.10.2008г. выставлен в установленный законодательством срок собственником имущества, а в качестве продавца и грузоотправителя правомерно указано ООО «РМБ-Лизинг».
Возражая на доводы заявителя, Налоговая инспекция считает, что акт приема-передачи по договору №899ДФЛ/В от 12.02.2007 подтверждает переход права собственности в 2007 году, несмотря на то, что в нём не указана дата передачи, но указан год заключения. Арбитражный суд согласился с доводами Налоговой инспекции о том, что представленные в материалы дела документы свидетельствуют о передаче полувагонов непосредственно после заключения договора – в 2007 году.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
Акт передачи права собственности по договору купли-продажи № 899 ДФЛ/В от 12.02.2007 не содержит точную дату его составления, но имеет указание на год его составления (2007). Поскольку условиями договора купли-продажи предусмотрено, что акт подписывается в течение 5-ти банковских дней с момента подписания соглашения, налоговый орган указывает, что имеются все основания полагать, что данный документ был подписан не позднее 19.02.2007.
В силу п.2.1. договора, момент заключения договора подтверждает факт фактической передачи имущества покупателю. Поэтому, единственным условием передачи права собственности по договору купли-продажи являлось подписание акта передачи права собственности, поскольку согласно ст. 218, 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2.1 договора купли-продажи имущество было передано ООО «Ресурсы Сибири» до подписания договора купли-продажи в соответствии с условиями договора финансовой аренды (лизинга) № 899ДФЛ/В. В силу статьи 458 Гражданского кодекса Российской Федерации, основная обязанность продавца по договору купли-продажи исполнена; исполнена и обязанность по оплате товара, следовательно, исходя из принципа добросовестности исполнения договорных обязательств сторонами, иные условия договора также исполнены.
Отсутствие в акте приема-передачи наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, при всех прочих обстоятельствах, указанных выше, не является достаточным основанием для признания рассматриваемого акта несоответствующим требованиям, предъявляемым к первичным документам, поскольку из Договора купли-продажи от 12.02.2007 № 899ДФЛ/В можно установить, что лица, подписавшие акт (ФИО4 и ФИО3) являются, соответственно, уполномоченным представителем ООО «Ресурсы Сибири» и председателем правления ООО «РМБ-ЛИЗИНГ». Кроме того, в материалах проверки имеется спецификация имущества от 12.02.2007 к договору купли-продажи № 899ДФЛ/В от 12.02.2007 г., подписанная теми же лицами, что подписали оспариваемый акт, что также подтверждает вывод о том, что акт приема передачи права собственности был подписан в течение 5 дней с 12.02.2007 г.
Согласно пункту 2.2. договора продавец обязуется передать покупателю определенный перечень сопроводительной документации к имуществу в течение 5 дней, но не ранее даты снятия имущества с учета в органах ОАО «РЖД». В материалах проверки имеется письмо ООО «Ресурсы Сибири» генеральному директору ООО «Транспорт
Сибири» от 09.04.2008, согласно которому налогоплательщику передана документация на полувагоны. Это обстоятельство также подтверждает факт перехода права собственности на полувагоны к ООО «Ресурсам Сибири» ранее указанной налогоплательщиком даты.
Имеющиеся в материалах дела карточки учета основных средств (полувагонов, приобретенных ООО «Ресурсы Сибири» по Договору купли-продажи от 12.02.2007 № 899ДФЛ/В) также подтверждают принятие на учет названной организацией указанных полувагонов, учет их на счете 01 «Основные средства». По указанным основным средствам (полувагонам) ООО «Ресурсы Сибири» начислялась сумма амортизации, учитываемая при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно уточнённой налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2007 года от 29.07.2007, представленной ООО «Ресурсы Сибири» в налоговый орган 30.07.2007 остаточная стоимость основных средств за отчётный период по состоянию на 01.03 отражена в сумме 45 600 000 руб.
Из оспариваемого решения следует, что в соответствии с налоговыми декларациями ООО «Ресурсы Сибири» по налогу на имущество организаций за полугодие, 9 мес., 2007 года и 2007 год, стоимость недвижимого имущества по состоянию на 01.03. отражалась в сумме 45 600 000 руб.
Указанные декларации подтверждают, что стоимость полувагонов учитывалась ООО «Ресурсы Сибири» при исчислении налога на имущество организаций (что также подтверждает принадлежность полувагонов ООО «Ресурсы Сибири» на праве собственности до момента организации ООО «Транспорт Сибири»).
Арбитражный суд согласился с доводом налогового органа о том, что извещение о перерегистрации подвижного состава на является документом, подтверждающим переход права собственности.
Универсальные полувагоны согласно статье 2 Федеральном закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» относятся к железнодорожным транспортным средствам (подвижному составу). Вагоны, контейнеры не являются недвижимыми вещами, а потому переход права собственности на них не требует государственной регистрации.
Согласно п. 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 397 Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия по пономерному учету железнодорожного подвижного состава и контейнеров в целях обеспечения защиты интересов владельцев подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, операторов железнодорожного подвижного состава, а также иных юридических и физических лиц и безопасности движения. Иного учета нормативно-правовыми актами не установлено.
На основании изложенного перерегистрация в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта железнодорожного подвижного состава при возврате из аренды и смене собственника, не может являться доказательством прекращения или возникновения права собственности на железнодорожный подвижной состав. Из представленного извещения № 510 невозможно установить, кто являлся собственником полувагонов до 14 октября 2008 года и когда фактически осуществлялся переход права собственности на них.
Более того, из извещения от 14.10.2008 № 510 усматривается, что заявка на перерегистрацию была направлена ООО «Транспорт Сибири» 19.01.2008 года. ООО «Транспорт Сибири» зарегистрировано только 09.04.2008 года. Как указывалось выше, в заявке имеются две различные даты. Вместе с тем, в налоговый орган заявка была представлена налогоплательщиком только на двух листах, третий лист не представлялся. Таким образом, у налогового органа имелись все основания полагать, что и из указанного документа также следует, что смена собственника полувагонов произошла ранее даты регистрации ООО «Транспорт Сибири».
В судебное заседание налоговым органом представлен ответ от 27.01.2010, направленный Сибирским территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта на запрос налогового органа, где сказано, что собственниками полувагонов до перерегистрации по заявке ООО «Транспорт Сибири» № 19/3 от 19.01.2008 являлись ООО «РМБ-Лизинг», ООО «Ресурсы Сибири».
В предварительное судебное заседание налогоплательщиком представлено соглашение об аннулировании акта приема передачи права собственности по договору купли-продажи предмета лизина № 899ДФЛ/В от 16 февраля 2007 года.
Как установлено арбитражным судом данный документ не исследовался в ходе камеральной проверки, поскольку не был представлен налогоплательщиком. В ходе камеральной проверки налогоплательщиком был представлен сам договор и приложения к нему, никаких доказательств, которые свидетельствовали о том, что представленные документы не имеют юридической силы, налогоплательщиком не были представлены ни в возражениях на акт проверки, ни в жалобе в вышестоящий налоговый орган
Арбитражный суд согласен с мнением Налоговой инспекции о том, что представление данного документа в ходе рассмотрения дела нарушает принцип состязательности арбитражного процесса.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, на то, что обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налоговых органов требовать у налогоплательщика документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, направлен на создание необходимых условий для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и, следовательно, нацелены на обеспечение исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.
Исходя из этого, правовая оценка представленных документов налоговым органом была произведена без учета этого соглашения, о котором налоговому органу ничего не было известно. Арбитражный суд поддерживает позицию налогового органа в том, что указанный документ подлежит оценке в соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. № 65, то есть, как документ, который имелся у налогоплательщика и который сознательно не был представлен в налоговый орган при проведении камеральной проверки. При таких обстоятельствах, законность решения налогового органа применительно к заявлениям налогоплательщика, связанным с защитой права налога на добавленную стоимость, должна оцениваться судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения (пункте 3 Постановления).
Заявителем указано, что постановка на учет полувагонов произведена бухгалтером ООО «Ресурсы Сибири» ошибочно, поскольку фактически переход права собственности на полувагоны от ООО «РМБ-Лизинг» к ООО «Транспорт Сибири» подтверждается актом о приеме-передаче групп объектов основных средств от 16.10.2008 № 2335. Арбитражный суд согласен с доводами налогового органа о том что указанный акт является ненадлежащим образом оформленным первичным документом по следующим основаниям.
Документальное оформление принятия организацией к бухгалтерскому учету предметов лизинга в качестве основных средств регулируется в том числе Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91 н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее - Методические указания). В качестве первичных учетных документов должны применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Учет предметов лизинга по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств (унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», по группам объектов - по форме № ОС-ба, для объектов основных средств малых предприятий - по форме № ОС-66. Записи при приеме-передаче предметов лизинга производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», № ОС-la «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», № ОС-la «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)») и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и других). Прием предметов лизинга, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
Таким образом, акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-16 является первичным документом по учету основных средств и используется для оформления и учета операций по выбытию объектов из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Поскольку акт приема-передачи является первичным документом, он должен соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то есть должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Представленный налогоплательщиком во время проверки акт, а также акт, представленный одновременно с возражениями с внесенной подписью ФИО5, составлен 16.10.2008, в то время как хозяйственная операция по передаче вагонов в лизинг была совершена в 2006 году по договору финансовой аренды (лизинга) № 899 ДФЛ.
Сторонами по договору лизинга являлись ООО «РМБ-Лизинг» в качестве лизингодателя и ООО «Ресурсы Сибири» в качестве лизингополучателя.
ООО «Транспорт Сибири» не являлось стороной по договору лизинга № 899 ДФЛ, поскольку было зарегистрировано 09.04.2008, то есть после заключения и последующего расторжения договора лизинга. Кроме того, по состоянию на 16.10.2008 договор лизинга между ООО «РМБ-Лизинг» и ООО «Ресурсы Сибири» был расторгнут и заключен Договор купли-продажи от 12.02.2007 № 899 ДФЛ/В имущества, переданного ранее в 2006 году в лизинг ООО «Ресурсы Сибири». Условия перехода права собственности по договору купли-продажи были выполнены ООО «Ресурсы Сибири» в 2007 году.
Таким образом, образованное только в 2008 году ООО «Транспорт Сибири» не могло являться лизингополучателем по договору лизинга от 10.10.2006 № 899 ДФЛ и покупателем по Договору купли-продажи от 12.02.2007 № 899 ДФЛ/В. В материалах проверки имеется копия представленного ООО «РМБ-Лизинг» письма ООО «Ресурсы Сибири» без номера и даты, в котором сообщается о реорганизации ООО «Ресурсы Сибири» путем выделения ООО «Транспорт Сибири», о передаче по разделительному балансу имущества, приобретенного по Договору купли-продажи от 12.02.2007 № 899 ДФЛ/В. В названном письме ООО «Ресурсы Сибири» просит счет-фактуру на приобретенные полувагоны выставить Обществу и, соответственно, стороной приема-передачи транспортных средств в акте указать ООО «Транспорт Сибири». Письмо подтверждает, что представленные Обществом в подтверждение правомерности заявленных налоговых вычетов по НДС за четвертый квартал 2008 года копии документов (счет-фактура от 16.10.2008 № 013363/2 и акт о приеме-передаче от 16.10.2008 № 00002335), составленных между ООО «РМБ-Лизинг» и ООО «Транспорт Сибири» не соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и не могут являться доказательствами совершения Обществом хозяйственной операции по приобретению полувагонов и принятия их на учет.
Из бухгалтерской справки ООО «РМБ-Лизинг» от 08.06.2009 № 4196 следует, что полувагоны с 17.01.2007 по 16.10.2008 учитывались на балансе и включались в его налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций. В связи с бухгалтерской ошибкой, как указывает налогоплательщик, на 01.01.2008 изменен разделительный баланс, согласно которому к ООО «Транспорт Сибири» от ООО «Ресурсы Сибири» переходит дебиторская задолженность ООО «РМБ-Лизинг» в сумме 45600000 рублей. Представленный измененный разделительный баланс с перечнем имущества, прав и обязанностей, передаваемых по разделительному балансу на 01.01.2008, по мнению Общества, свидетельствует о том, что ООО «Транспорт Сибири» была передана дебиторская задолженность ООО «РМБ-Лизинг», связанная с оплатой ООО «Ресурсы Сибири» имущества по Договору купли-продажи от 12.02.2007 № 899 ДФЛ/В. Однако в материалах проверки имеется разделительный баланс и акт приема-передачи имущества, представленные ООО «Транспорт Сибири» и ООО «Ресурсы Сибири», согласно которым ООО «Транспорт Сибири» переданы основные средства (полувагоны) на сумму 43 700 000,00 рублей.
В соответствии со статьёй 57 Гражданского кодекса Российской Федерации решение о реорганизации юридического лица может быть принято решением учредителей или органа управления компанией, который на это уполномочен.
Выделение является одной из форм реорганизации юридического лица, в результате которой происходит создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
Существенным моментом при выделении является организация четкого порядка распределения имущества и передачи его новым юридическим лицам.
В соответствии с действующим законодательством при осуществлении реорганизации в форме выделения к вновь создаваемым лицам переходят права и обязанности от реорганизуемого юридического лица в соответствии с разделительным балансом (п. 3-4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 27 Приказа Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» предусмотрена обязательное проведение инвентаризации имущества перед составлением разделительного баланса.
Инвентаризация имущества в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» осуществляется на основании инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; технических паспортов или другой технической документации; документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Согласно пункту 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
На основании указанных норм и имеющихся документов, арбитражный суд поддерживает довод налогового органа о том, что ООО «Ресурсы Сибири» и ООО «Транспорт Сибири» при составлении разделительного баланса ошибок в учете основных средств не установили и передача полувагонов, приобретенных ООО «Ресурсы Сибири» по договору купли-продажи от 12.02.2007№ 899ДФЛ/В, обоснованно произведена как передача основных средств. Соответственно, Обществом обоснованно приняты на учет указанные полувагоны, а не дебиторская задолженность, связанная с оплатой ООО «РМБ-Лизинг» за это имущество в размере 45600000 рублей.
Разделительный баланс представляет собой документ, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих компаний.
В связи с этим на момент государственной регистрации составляется окончательный разделительный баланс. К балансу прикладываются пояснения, в которых раскрываются различия показателей утвержденного и окончательного разделительных балансов.
Стоимость имущества, отраженного в разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
При оценке передаваемых основных средств по решению учредителей по остаточной стоимости отражение в разделительном балансе реорганизуемой организации передаваемого имущества производится в сумме, которая приведена по соответствующим числовым показателям в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления этих документов.
Согласно пункту 1 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Соответственно необходимо установить все имущественные и неимущественные права и обязанности реорганизуемого лица.
Измененный разделительный баланс, таким образом, фактически представляет документ, который свидетельствует об изменении имущества и обязательствах реорганизуемого юридического лица (ООО «Транспорт Сибири») на момент завершения реорганизации. Указанные действия противоречат положениям законодательства о государственной регистрации, пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, внесение каких-либо изменений в разделительный баланс после реорганизации организации законодательством не предусмотрено. В связи с этим арбитражный суд согласен с доводом Налоговой инспекции о том, что представленный разделительный баланс не может являться подтверждением доводов налогоплательщика о приобретении ООО «Транспорт Сибири» полувагонов у ООО «РМБ-Лизинг».
Налоговым органом не оспаривается право правопреемника на вычет сумм НДС, подлежащих возмещению в соответствии со статьёй 176 Налогового кодекса Российской Федерации, но не возмещенных реорганизованной (реорганизуемой) организации в установленном порядке при наличии документов, подтверждающих такое право.
В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом у ООО «Ресурсы Сибири» и ООО «Транспорт Сибири» истребовались документы, подтверждающие, что ООО «Ресурсы Сибири» не воспользовалось своим правом на вычет по приобретенным им полувагонам и передало, а ООО «Транспорт Сибири» получило право на вычет по разделительному балансу в ходе реорганизации. Документы, подтверждающие доводы налогоплательщика о том, что ООО «Ресурсы Сибири» не воспользовалось своим правом на вычет и передало данное право ООО «Транспорт Сибири» не были представлены. Поэтому ссылка налогоплательщика на абзац 2 пункта 5 и пункт 7 статьи 162.1 Кодекса, обосновывающая возможность применения налоговых вычетов по НДС на основании представленного счета-фактуры от 16.10.2008 № 013363/2, выставленного налогоплательщику ООО «РМБ-Лизинг», является необоснованной.
В материалах дела имеется копия книги покупок ООО «Транспорт Сибири». В ней отражены 2 счета-фактуры на сумму возмещения НДС - 720 рублей и 6 376 991,2 руб.
Пунктами 7 и 8 Правил предусмотрено, что покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В книге покупок в графе «дата принятия на учет товаров (работ, услуг, имущественных прав)» на против счета-фактуры за номером 013363/2 от 16.10.2008 г. стоит дата 12.02.2007 г., в графе наименование продавца - ООО «РМБ-ЛИЗИНГ»; в графе «дата оплаты счет-фактуры продавца» - 30.01.2007 г. Однако, ООО «Транспорт Сибири» зарегистрировано только 09.04.2008 г.
Следовательно, приобретение полувагонов в собственность ООО «Ресурсы Сибири» состоялось в феврале 2007 г., счет-фактура на приобретенные полувагоны могла быть выставлена только в адрес ООО «Ресурсы Сибири», являвшегося покупателем на момент совершения хозяйственной операций. Изменение в счете-фактуре покупателя товара (в том числе путем оформления нового счета-фактуры на правопреемника) после его реорганизации не предусмотрено действующим порядком выставления счетов-фактур. Счет-фактура, выставленный на ООО «Ресурсы Сибири» не представлен.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд считает обоснованным начисление обществу НДС за 4 квартал 2008 года в сумме 1 727 173 руб., а также привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога и начисление пени.
Арбитражным судом не установлено нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и принятия решения по его результатам, предусмотренной статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учётом вышеизложенного арбитражным судом не установлено несоответствие оспариваемого решения налогового органа положениям Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для признания его незаконным отсутствуют.
В силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина по спору составляет 3000 руб., в том числе 2000 руб. – по заявлению, 1000 руб. – по заявлению о принятии обеспечительных мер), в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя. Взыскание государственной пошлины с заявителя не производится, поскольку она была уплачена при подаче заявления платежными поручениями № 128 от 14.12.2009 и № 129 от 22.12.2009 года.
Руководствуясь статьями 166-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Транспорт Сибири» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия от 18 сентября 2009 года № 10140 в связи с его соответствием положениям 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова