АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
14 ноября 2019 года Дело № А74-8081/2019
Резолютивная часть решения объявлена 7 ноября 2019 года.
Решение в полном объёме изготовлено 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации муниципального образования город Саяногорск (ИНН 1902007863, ОГРН 1021900671187)
к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076)
о признании недействительным предписания № 80-11-77/18-16-28 от 15 мая 2019 года,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903), Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (ИНН 1902019450, ОГРН 1051902031675).
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Крюкова М.Н., доверенность №32 от 11.09.2019 (т. 1 л.д. 84);
ответчика – Смондырева Н.А., доверенность №24Дю от 23.11.2018 (т. 1 л.д. 104); Амандус А.В. по доверенности №35Дю от 25.03.2019 (т. 1 л.д. 105);
третьего лица-Минстроя Хакасии-Ковригин К.В., доверенность №2 от 09.01.2019 (т.2 л.д.103).
Администрация муниципального образования город Саяногорск (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ, управление) о признании недействительными представления № 80-11-77/18-16-25 от 15 мая 2019 года (т. 1 л.д. 7-9), предписания № 80-11-77/18-16-28 от 15 мая 2019 года (т. 1 л.д. 10-11).
10.09.2019 определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии, министерство) и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска (далее – комитет).
Определением арбитражного суда от 11.09.2019 администрации отказано в удовлетворении ходатайства об объединении дел №№ А74-8081/2019, А74-6562/2019 в одно производство (т. 1 л.д. 146-147).
Определением арбитражного суда от 01.10.2019 судебное разбирательство по делу отложено на 07.11.2019 (т. 2 л.д. 106).
Судебный акт в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) опубликован на официальном сайте арбитражного суда и в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Третье лицо - комитет в судебное заседание не направил своего представителя, несмотря на то, что в силу части 1 статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания. Арбитражный суд, руководствуясь частью 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя комитета.
В судебном заседании представитель администрации поддержал заявление от 01.10.2019 (т. 2 л.д. 5) об отказе от требований в части признания недействительным представления № 80-11-77/18-16-25 от 15.05.2019.
Рассмотрев в порядке статьи 49 АПК РФ частичный отказ администрации от требований, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Не установив обстоятельств противоречия закону и нарушения прав других лиц частичным отказом заявителя от требований, арбитражный суд принимает отказ администрации от требований в части признания недействительным представления УФК по РХ от 15.05.2019 № 80-11-77/18-16-25 и рассматривает дело с учетом данного обстоятельства.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец оказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Поскольку суд принял отказ администрации от заявленных требований в части признания недействительным представления № 80-11-77/18-16-25 от 15.05.2019, дело № А74-8081/2019 года в силу положений статей 150, 151 АПК РФ подлежит прекращению в указанной части.
Представитель администрации поддержал заявленные требования, сослался на доводы, изложенные в заявлении (т. 1 л.д. 4-6).
Представители управления в удовлетворении заявленных требований просили отказать на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 88-91, 122-136).
Представитель третьего лица - Минстроя Хакасии поддержал позицию администрации, сослался на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 2 л.д. 98-101), заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республике Хакасия.
Представитель заявителя оставил рассмотрение заявленного ходатайства на усмотрение суда.
Представители ответчика полагают, что итоговый судебный акт по настоящему делу не затрагивает права и законные интересы Министерства финансов Республики Хакасии.
Рассмотрев в порядке статей 51, 159 АПК РФ ходатайство Минстроя Хакасии, с учетом мнения представителей сторон, арбитражный суд, не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
По смыслу приведенной нормы в совокупности со статьей 42 АПК РФ следует, что право на вступление в дело в качестве третьего лица, либо на обжалование судебных актов лица, не привлеченного к участию в деле, возникает в том случае, если судебный акт не просто затрагивает права и обязанности этих лиц, а принимается непосредственно об их правах и обязанностях.
Как следует из части 1 статьи 65, части 1 статьи 159 АПК РФ обязанность доказать наличие оснований для привлечения субъекта к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, возлагается на лицо, ходатайствующее о привлечении.
При решении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица суду необходимо установить, какой правовой интерес имеет данное лицо, каким образом судебный акт может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон, имеется ли необходимость защиты его субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Арбитражный суд полагает, что Минстрой Хакасии не обосновал необходимость привлечения Министерства финансов Республики Хакасия в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Из соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования город Саяногорск на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания № 95708000-1-2018-004, заключенного между Минстроем Хакасии и администрацией г. Саяногорска 12 апреля 2018 года (далее – Соглашение), следует, что именно Минстрой Хакасии обязан осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидий и других обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением (пункт 4.1.2); осуществлять оценку результативности осуществления мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения, на основании данных отчетности, представленной муниципалитетом (пункт 4.1.4); осуществлять до 20 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, контроль путем оценки отчетов муниципалитета об исполнении условий предоставления субсидии, предоставляемых до 20 января года, следующего за годом предоставления субсидии, и выборочный контроль достоверности указанных отчетов. При этом министерство вправе запрашивать у муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств (пункт 4.2.1) (т. 1 л.д. 52-67).
В силу пункта 4.3.4 Соглашения министерство согласовывает муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018 – 2022 годы», утвержденную постановлением администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998, и вносимые в нее изменения, которые влекут изменения объемов финансового обеспечения и (или) показателей результативности муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, в целях софинансирования которой предоставляется субсидия.
Согласно пункту 1.1 Положения о Минстрое Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722, министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, жилищных отношений, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, электроэнергетики, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Пунктом 2.1.6.5 названого Положения к полномочиям министерства отнесено осуществление функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Таким образом, Минстрой Хакасии является уполномоченным органом в рамках рассматриваемого Соглашения в части соблюдения прав бюджета Республики Хакасия.
Взаимоотношения относительно субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации урегулированы иным соглашением, которое министерством при заявлении соответствующего ходатайства не представлено. Какой орган государственной власти субъекта Российской Федерации является ответственным за соблюдение условий такого соглашения ни из материалов дела, ни из пояснений представителя министерства не следует. Каким образом судебный акт может повлиять на права или обязанности указанного министерством лица по отношению к нему либо другой стороне, без указания порядка взаимодействия между Минстроем Хакасии и Министерством финансов Республики Хакасия, также не обозначено.
Предположения о возможных последствиях для бюджета субъекта Республики Хакасия, отраженных в другом соглашении в рамках бюджетных правоотношений между субъектами другого уровня, не являются основанием в соответствии со статьей 51 АПК РФ для привлечения названного лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Таким образом, представителем министерства не приведены убедительные доводы и не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что судебный акт по настоящему делу может быть принят о правах и обязанностях Министерства финансов Республики Хакасия по отношению к одной из сторон.
Учитывая изложенное, арбитражный суд определил отказать Минстрою Хакасии в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
На основании приказа УФК по РХ от 08.02.2019 № 65 (т. 1 л.д. 92-94) в период с 25.03.2019 по 09.04.2019 управлением проведена выездная проверка администрации предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
В ходе проверки контрольным органом выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, в том числе:
-предоставление недостоверной отчётности по графе 7 строки 1 Отчёта о достижении значений показателей результативности на 01.01.2019 по показателю «Доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий, в общем количестве реализованных в течение текущего года проектов благоустройства общественных территорий»;
-несоответствие содержания муниципальной программы требованиям соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования, выразившееся в отсутствии в муниципальной программе «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018-2022 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998, обязательных положений.
Результаты проверки отражены в акте от 09.04.2019 (т. 1 л.д. 12-21).
На основании акта выездной проверки руководителем УФК по РХ 15.05.2019 в адрес администрации направлены:
-предписание № 80-11-77/18-16-28 (т. 1 л.д. 10-11). Данным документом администрации в срок не позднее 30 дней с даты его получения предписано по пункту 1 предоставить в Минстрой Хакасии отчётность, содержащую достоверные сведения о достигнутых значениях показателей результативности по состоянию на 01.01.2019 по показателю «Доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий, в общем количестве реализованных в течение текущего года проектов благоустройства общественных территорий» Отчета о достижении значений показателей результативности на 01.01.2019 (приложение № 4 к Соглашению от 12.04.2018 № 95708000-1-2018-004); по пункту 2 – привести муниципальную программу «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018-2022 годы», утвержденную постановлением Администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998, в соответствие с требованиями законодательства, предусмотрев в муниципальной программе мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками) (пользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее последнего года реализации федерального проекта в соответствии с требованиями, утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства;
- представление № 80-11-77/18-16-25 (т. 1 л.д. 7-9).
Названные документы получены администрацией 21.05.2019.
Не согласившись с предписанием УФК по РХ, администрация, с учетом частичного отказа от требований, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.
В соответствии со статьями 157, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктами 1, 4, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, пунктами 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), Федеральное казначейство и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания и представления по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом.
Пунктом 1 предписания администрации вменено нарушение, выразившееся в представлении недостоверной отчётности по графе 7 строки 1 Отчета о достижении значений показателей на 01.01.2019 по показателю «Доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий, в общем количестве реализованных в течение текущего года проектов благоустройства общественных территорий».
В обоснование выявленных нарушений управлением указано на несоблюдение администрацией статьи 130 БК РФ, пункта 2 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, т. 2 л.д. 66), пункта 5.5.8 Правил предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию программ формирования современной городской среды, установленными в рамках государственной программы Республики Хакасия «Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия (2018 - 2022 годы)» (утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 № 514, т. 2 л.д. 8-13), пункта 4.3.5 Соглашения от 12.04.2018 № 95708000-1-2018-004 (т. 1 л.д. 52-67).
Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ (в редакции, действующей в спорный период) межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктами 1 статьи 132 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
В статье 136 БК РФ установлены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, в частности, бюджетам муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, 12.04.2018 между Минстроем Хакасии (министерство), которому как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий местным бюджетам), и администрацией муниципального образования город Саяногорск (муниципалитет) заключено Соглашение № 95708000-1-2018-004 о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования город Саяногорск на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания (т. 1 л.д. 52-67).
Данное Соглашение заключено в соответствии с Законом Республики Хакасия от 20.12.2017 № 104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2018 № 121 «Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания на 2018 год», Правилами предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию программ формирования современной городской среды, установленными в рамках государственной программы Республики Хакасия «Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия (2018 - 2022 годы)» (т. 2 л.д. 8-13) (утверждена постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 № 514, т. 2 л.д. 8).
В пункте 1.2 Соглашения закреплено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утверждённым муниципальной программой «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018 – 2022 годы», утверждённой постановлением администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998 (т. 2 л.д. 40-56).
Согласно разделу II Соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета, составляет в 2018 году не более 13 915 910 руб. 32 коп., исходя из уровня софинансирования 94,13%.
Разделом IV Соглашения установлены условия взаимодействия сторон.
В силу пункта 4.1.4 Соглашения на министерство возложена обязанность по осуществлению оценки результативности мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с учётом обязательств по достижению значений показателей результативности, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, на основании данных отчётности, предоставленной муниципалитетом.
В Соглашении муниципалитет принял на себя обязательства:
-обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением № 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью (пункт 4.3.3);
-обеспечивать согласование с субъектом бюджетного планирования муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018 – 2022 годы», утверждённой постановлением администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998, и вносимых в неё изменений, которые влекут изменения объёмов финансового обеспечения и (или) показателей результативности муниципальной программы и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, в целях софинансирования которой предоставляется субсидия (пункт 4.3.4);
-обеспечивать предоставление в министерство, в том числе отчёты о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия (пункт 4.3.5).
Согласно пункту 4.3.8.1 Соглашения администрация обязуется выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением.
В соответствии с пунктом 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению администрация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчётности, является комитет.
Согласно пункту 6.1.3 Соглашения в случае выявления в результате проведения Минстроем Хакасии проверок в соответствии с пунктом 6.1.2 настоящего Соглашения фактов предоставления администрацией недостоверных отчетов субсидия подлежит возврату в доход республиканского бюджета в порядке, установленным бюджетным законодательством, в полном объеме независимо от степени достижения показателей результативности её использования.
Изменение Соглашения осуществляется по инициативе сторон в случаях, установленных пунктом 11 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.04.2015 № 202 (т. 2 л.д. 68-70), и оформляется в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью (пункт 7.3 Соглашения).
В силу пункта 7.4 Соглашения внесение в него изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений показателей результативности, а также продление сроков реализации предусмотренных настоящим Соглашением мероприятий, не допускается в течение всего срока действия настоящего Соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственной программы Республики Хакасия «Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия (2018-2022 годы)», а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
В ходе проверки контрольным органом установлено, и заявителем не опровергнуто то обстоятельство, что какие-либо изменения в Соглашение от 12.04.2018 не вносились, дополнительные соглашения к названному Соглашению сторонами не подписывались.
Денежные средства субсидии в сумме, указанной в Соглашении, доведены до муниципалитета в полном объеме, что администрацией не опровергается.
В приложении № 1 к Соглашению (т. 1 л.д. 60) сторонами закреплён Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
В данном перечне отражено мероприятие «Поддержка муниципальных программ формирования комфортной среды проживания» со сроком реализации 2018 год, с объёмом финансирования, в том числе за счёт средств субсидии в 2018 году 13 915 910 руб. 32 коп., на плановый период 2019 – 2020 годы средства финансового обеспечения мероприятия не предусмотрены.
Приложение № 2 к Соглашению (т. 1 л.д. 61-62) содержит перечень показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, с достижением значения 100 процентов такого показателя в 2018 году, а именно:
-доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий;
-доля реализованных проектов благоустройства дворовых территорий (полностью освещённых, оборудованных местами для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки и т.д.), малыми архитектурными формами) в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий;
-доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в соответствующих мероприятиях, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства дворовых территорий.
Приложением № 4 к Соглашению (т. 1 л.д. 66) сторонами определена форма отчёта о достижении значений показателей результативности.
С сопроводительным письмом от 15.01.2019 № 1405 (т. 1 л.д. 80) администрацией в Минстрой Хакасии направлены отчеты по состоянию на 31.12.2018, в том числе отчёт о достижении значений показателей результативности за 2018 год, согласно которому достигнут 100-процентный результат по каждому показателю результативности. Отчет подписан руководителем и и.о. начальника экономического отдела комитета, сопроводительное письмо о направлении отчетности – заместителем главы г. Саяногорска.
Как уже указывалось, средства субсидии выделены муниципальному образованию город Саяногорск в целях софинансирования мероприятий, предусмотренных муниципальной программой «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018 – 2022 годы» (т. 2 л.д. 40-56), утверждённой постановлением администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998 (далее – муниципальная программа № 998).
Ответственным исполнителем программы и уполномоченным органом утверждён комитет (пункт 6.1.1 Соглашения).
Вместе с тем, спорное Соглашение подписано администрацией. Из пунктов 4.3.1-4.3.8.4, 5.1, 5.3, 6.1.2 Соглашения следует, что администрация организует и контролирует исполнение условий данного Соглашения, а также несёт ответственность за его исполнение.
Согласно пункту 4.3.5 Соглашения муниципалитет обеспечивает предоставление в министерство отчётов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению.
Из материалов дела следует, что на дату заключения Соглашения от 12.04.2018 муниципальная программа № 998 действовала в редакции постановления от 13.03.2018 № 169 и предусматривала следующие целевые показатели в натуральном выражении на 2018 год:
- количество благоустроенных дворовых территорий в год – 18 ед.;
- количество благоустроенных общественных территорий в год – 11 ед.;
- количество разработанных проектов комплексного благоустройства – 9 ед.
При этом в Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 – 2020 годах (приложение № 11 к муниципальной программе, т. 2), включено 29 общественных территорий.
Из них благоустройству (полному либо частичному) в 2018 году подлежит 17 общественных территорий, по 10 из которых предусмотрено комплексное благоустройство территории.
Комплексное благоустройство 5 общественных территорий (сквер «Книга» в г. Саяногорске, сквер в северо-западном районе в г. Саяногорске, площадь по ул. Победы в рп. Майна, пешеходная дорожка по ул. Ленина в рп. Майна, пешеходная дорожка из парка до набережной в рп. Черемушки) запланировано в 2018 году, остальные 5 общественные территории предусмотрено благоустроить в течение всего периода реализации муниципальной программы (2018 – 2022 годы).
Таким образом, на дату заключения Соглашения перечень мероприятий на 2018 год, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, предусматривал комплексное благоустройство 5 общественных территорий.
В течение 2018 года постановлениями администрации г. Саяногорска от 05.06.2018 № 405, от 19.09.2018 № 679, от 20.12.2018 № 909, от 24.12.2018 № 935, от 29.12.2018 № 970 в муниципальную программу № 998 внесены изменения, в том числе в целевые показатели (целевые индикаторы и показатели программы).
С учетом изменений муниципальной программой № 998 в редакции постановления от 29.12.2018 установлены следующие показатели на 2018 год:
- количество благоустроенных дворовых территорий в год – 6 ед.;
- количество благоустроенных общественных территорий в год – 5 ед.;
- количество благоустроенных мест массового отдыха населения – 1 ед.
Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2018 – 2020 годах, с учетом изменений предусматривал общее количество общественных территорий 35 ед.
Из указанных территорий в 2018 году запланировано полностью благоустроить 2 общественные территории (гравийный карьер в г. Саяногорске, сквер «Книга» в г. Саяногорске) и реализовать первый этап благоустройства 3 общественных территорий (площадь «Краеведческий музей» в г. Саяногорске, ул. Пионерская (в районе д. 41) в г. Саяногорске, «Доска Почета» в г. Саяногорске). Вторые этапы благоустройства запланированы на 2019 год.
При этом в Адресный перечень общественных территорий (в редакции постановления от 29.12.2018), благоустройство которых запланировано в 2019 году, включено 12 территорий, что соответствует количественному показателю, отраженному в паспорте муниципальной программы № 998, т.е. вторые этапы благоустройства спорных общественных территорий, реализация которых указана в 2019 году, не вошли в план благоустройства на 2019 год.
В ходе выездной проверки управлением установлено, что общее количество фактически реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий составило 2 единицы из 5 единиц общего количества реализованных в течение 2018 года проектов благоустройства общественных территорий, предусмотренных муниципальной программой № 998 в редакции от 29.12.2018.
На основании данного обстоятельства, управление пришло к выводу, что доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий, в общем количестве реализованных в течение текущего года проектов благоустройства общественных территорий, составила 40 процентов (2:5*100). Как следствие, указание в Отчете о достижении значений показателей результативности за 2018 год фактического значения 100 процентов вместо 40 процентов, свидетельствует о недостоверности представленных сведений по данному показателю.
В рамках рассмотрения настоящего дела спорным вопросом стало определение понятия «комплексный проект благоустройства общественной территории» (далее – комплексный проект).
Согласно позиции управления, под комплексным проектом применительно к рассматриваемой ситуации следует понимать дизайн-проект общественных территорий.
Заявитель со ссылкой на письмо Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.03.2018 № 9914-ач/06 (т. 1 л.д. 100-102) полагал, что под комплексным проектом пронимается проект, предусматривающий выполнение работ в отношении нескольких элементов благоустройства, а не количество благоустроенных общественных территорий. В этой связи этап выполнения работ по благоустройству общественной территории, включающий несколько элементов благоустройства, также является комплексным проектом.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее – Правила № 1710).
Согласно пункту 18 названных Правил (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) оценка эффективности использования субсидии из федерального бюджета осуществляется путем сравнения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета и значений таких показателей, фактически достигнутых по итогам планового года, по показателям результативности использования субсидии, в том числе доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий (подпункт «б»).
В подпункте «а» пункта 8 Правил № 1710 указано, что правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, включаемые в государственную программу субъекта Российской Федерации, предусмотренную абзацем третьим подпункта «а» пункта 7 настоящих Правил, должны предусматривать, в том числе распределение или методику распределения субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации всем или отдельным муниципальным образованиям исходя из установленных субъектом Российской Федерации критериев, в том числе с учетом предоставления приоритета муниципальным образованиям, в муниципальные программы которых включены комплексные проекты благоустройства общественных территорий, предусматривающие использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие объекта благоустройства в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения, сформированные в соответствии с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 № 691/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 - 2022 годы (далее – Методические рекомендации по подготовке программ).
Пунктом 3.1.2 Методических рекомендаций по подготовке программ рекомендовано разрабатывать региональную (муниципальную) программу с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства.
В разделе 3.6 Методических рекомендаций по подготовке программ (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) даны рекомендации по разработке проектов благоустройства, в частности, по подготовке дизайн-проекта - принципиальных архитектурно-дизайнерских и функционально-планировочных решений, определяющих облик, характер и виды использования территории.
Рекомендации относительно основных мероприятий, а также показателей результативности региональной (муниципальной) программы даны в разделе 3.9 Методических рекомендаций по подготовке программ.
Так, в региональной (муниципальной) программе рекомендуется привести обоснование основных мероприятий с указанием целевых показателей и сроков их реализации. Включение в региональную (муниципальную) программу основных мероприятий целесообразно осуществлять исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территории муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.
В качестве примера формулирования основных мероприятий (таблица 3) приведена реализация комплексных проектов благоустройства муниципальных образований, показателем которого выступает количество реализованных комплексных проектов благоустройства.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2017 № 514 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Формирование комфортной городской среды и благоустройство территории муниципальных образований Республики Хакасия (2018 - 2022 годы)» (далее – государственная программа № 514, т. 2 л.д. 8-13).
Государственной программой № 514 предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания.
Согласно пункту 5.1.4 Правил государственной программы № 514 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий (далее - муниципальная программа).
В пункте 5.2.3 Правил государственной программы № 514 установлены критерии отбора распределения субсидий, среди которых предусмотрено включение в муниципальные программы комплексных проектов благоустройства общественных территорий. При этом под комплексным проектом благоустройства понимается проект благоустройства, предусматривающий использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие на объекте благоустройства, в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения, сформированный в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 № 691/пр.
Исходя из буквального толкования приведенного положения следует, что комплексный проект благоустройства включает в себя использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие на объекте благоустройства для привлекательности разных групп населения.
В пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие элементы благоустройства, под которыми понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр утверждены Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (далее – Методические рекомендации по благоустройству).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по благоустройству (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) к деятельности по благоустройству территорий рекомендуется отнести разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.
При этом рекомендуется осуществлять реализацию комплексных проектов по благоустройству, предусматривающих одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории (пункт 2.3 Методических рекомендаций по благоустройству).
Решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от 28.05.2012 № 45 приняты Правила по благоустройству территории муниципального образования город Саяногорск (далее – Правила по благоустройству г. Саяногорска, т. 2 л.д. 63-65).
В пункте 1.4 Правил по благоустройству г. Саяногорска раскрыто понятие благоустройства территории, в соответствии с которым это комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
По смыслу приведенных положений, благоустройство территории также подразумевает реализацию комплекса мероприятий, включающих в себя устройство (размещение) как одного так и нескольких элементов благоустройства.
В этой связи совершение действий в отношении набора из нескольких элементов благоустройства, говорит о проведении мероприятий по благоустройству той или иной территории, однако не свидетельствует о реализации комплексного проекта благоустройства территории.
Муниципальная программа № 998 в качестве приложения № 8 включает в себя Порядок разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, а также дизайн-проектов благоустройства общественных территорий муниципального образования город Саяногорск (далее – Порядок по дизайн-проектам).
Названный Порядок (здесь и далее в редакции, действующей в спорный период) регламентирует процедуру разработки, обсуждения и согласования заинтересованными лицами дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий муниципального образования город Саяногорск (пункт 1.1 Порядка по дизайн-проектам).
Под дизайн-проектом понимается графический и текстовый материал, включающий в себя 3-d визуализированное изображение дворовой или общественной территории, представленный в нескольких ракурсах, с планировочной схемой, фотофиксацией существующего положения, с описанием работ и мероприятий, предлагаемых к выполнению (далее - дизайн-проект). Содержание дизайн-проекта зависит от вида и состава планируемых к благоустройству работ. Это может быть как проектная, сметная документация, так и упрощенный вариант в виде изображения дворовой или общественной территории с описанием работ и мероприятий, предлагаемых к выполнению (пункт 1.3 Порядка по дизайн-проектам).
Согласно разделу 3 Порядка по дизайн-проектам в целях обсуждения, согласования и утверждения, дизайн-проектов, в том числе благоустройства общественных территорий муниципального образования город Саяногорск, дизайн-проекты размещаются на официальном сайте муниципального образования город Саяногорск и публикуются в городской газете «Саянские ведомости». Утверждение дизайн-проектов благоустройства территорий осуществляется комитетом.
На основании изложенного, с учетом Методических рекомендаций по подготовке программ, дизайн-проект представляет собой материал, содержащий изображение благоустраиваемой территории, определяющий облик, характер и виды использования территории в виде принципиальных архитектурно-дизайнерских и функционально-планировочных решений, а также описание работ и мероприятий, предлагаемых к выполнению, то есть представляет собой комплексный проект благоустройства территории.
На основании изложенного, арбитражный суд находит обоснованной позицию управления о том, что применительно к рассматриваемой ситуации утвержденный дизайн-проект является комплексным проектом благоустройства общественной территории.
Арбитражный суд соглашается с доводом заявителя о том, что на законодательном уровне не предусмотрен запрет относительно реализации дизайн-проекта (комплексного проекта) благоустройства территории отдельными этапами.
Вместе с тем, этап реализации дизайн-проекта сам по себе не является реализацией комплексного проекта в целом, вне зависимости от количества включенных в него элементов благоустройства, в том числе в целях предоставления соответствующей отчетности.
Кроме того, арбитражный суд отмечает, что вменяемое администрации нарушение заключается не в том, что реализация утвержденных комплексных проектов благоустройства общественных территорий осуществлена этапами, а в том, что поскольку комплексные проекты в полном объеме не реализованы, соответственно, отчетность по данному показателю в виде достигнутых 100 процентов является недостоверной.
Из материалов дела следует, что в муниципальную программу включены общественные территории, исходя из объемов финансирования и итогов рейтингового голосования, зафиксированного итоговым протоколом № 18 общественной комиссии от 20.03.2018 (т. 2 л.д. 60-62).
В отношении 5 общественных территорий, подлежащих благоустройству и включенных в муниципальную программу № 998 в редакции от 29.12.2018, разработаны дизайн-проекты в виде графического материала (т.1 л.д. 139-143).
Вместе с тем реализация трех из указанных дизайн-проектов запланирована в два этапа в 2018 году – 1 этап, в 2019 году – 2 этап. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В связи с чем, суд находит обоснованными выводы управления относительно выявленного администрацией нарушения, выразившегося в предоставлении недостоверной отчетности по графе 7 строки 1 Отчета о достижении значений показателей результативности на 01.01.2019 по показателю «Доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий».
Арбитражный суд не принимает ссылку заявителя на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.03.2018 № 9914-ач/06, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом. Кроме того, выводы суда не противоречат изложенной в нем позиции Минстроя России.
Довод заявителя о том, что все изменения в муниципальную программу № 998 вносились с предварительного согласования с Минстроем Хакасии в соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения, не влияет на выводы суда.
Как правильно отмечено управлением, на момент заключения Соглашения с администрацией государственной программой Республики Хакасия № 514 (в редакции постановления от 27.03.2018), целью которой является создание комфортной городской среды проживания в Республике Хакасия путем реализации задач, в том числе по повышению уровня благоустройства общественных территорий муниципальных образований Республики Хакасия, целевой показатель «Количество благоустроенных общественных территорий» в 2018 году составлял 32 территории.
Этот же показатель сохранил свои данные также в редакции постановлений Правительства Республики Хакасия от 29.12.2018, а равно, как и в редакции постановления от 18.06.2019 (приложение № 2 «Перечень показателей государственной программы» к текстовой части государственной программы № 514).
Таким образом, внесенные в муниципальную программу № 998 изменения в части целевых показателей за 2018 год по благоустройству общественных территорий не нашли отражения в целевых показателях государственной программы № 514, в рамках реализации которой выделена спорная субсидия, в том числе за счет средств федерального бюджета на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды».
Как указывают администрация и комитет, внесение изменений в муниципальную программу обусловлено изменением законодательства в части определения общественных территорий для включения в программу, проведением рейтингового голосования и недостаточностью средств субсидии для всех общественных территорий, потребность в благоустройстве которых имелась на момент заключения Соглашения.
Однако данные доводы не могут быть приняты во внимание для признания правомерными действий администрации по предоставлению недостоверных сведений в отчете за 2018 год по показателю «Доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий, в общем количестве реализованных в течение текущего года проектов благоустройства общественных территорий».
Суд также находит несостоятельным довод заявителя о том, что Соглашение не содержит конкретные показатели, достижение которых запланировано в 2018 году.
Согласно пункту 1.1 Соглашения спорная субсидия выделена на поддержку муниципальных программ формирования комфортной среды проживания. Пункт 1.2 содержит прямую ссылку на муниципальную программу № 998. Пункт 4.3.4 обязывает муниципалитет обеспечить согласование изменений в муниципальную программу № 998, которые влекут изменения объемов финансового обеспечения и (или) показателей результативности муниципальной программы. Кроме того, приложением № 1 к Соглашению указан перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. Названным перечнем предусмотрено одно мероприятие – поддержка муниципальных программ формирования комфортной среды проживания. Это же мероприятие указано в приложении № 2 к Соглашению «Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия». В совокупности с пунктом 1.2 Соглашения конкретные показатели, которые должны быть достигнуты по результатам реализации Соглашения, указаны в муниципальной программе № 998 на момент его заключения. Обратное противоречило бы основным принципам бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальная программа № 998 в силу действующего законодательства и Правил государственной программы № 514 содержит конкретные целевые показатели, для целей достижения которых выделена финансовая поддержка в виде спорной субсидии. При этом включение в муниципальную программу комплексных проектов благоустройства общественных территорий является одним из критериев отбора для распределения субсидий (пункт 5.2.3 Правил государственной программы № 514).
При указанных обстоятельствах предписание от 15.05.2019 в части пункта 1 соответствует положениям БК РФ. В этой связи требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
Пунктом 2 предписания администрации вменено нарушение, выразившееся в отсутствии в муниципальной программе «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования город Саяногорск на 2018-2022 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998, обязательных положений.
Согласно пункту 5.6 Правил государственной программы № 514 (в редакции от 27.03.2018) муниципальные образования обязаны обеспечить реализацию муниципальной программы, включающей следующую информацию:
-адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц в соответствии с заключенными соглашениями с органами местного самоуправления;
-мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее 2020 года соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства;
-иные мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169, субъект Российской Федерации обязуется обеспечить утверждение не позднее 31.03.2018 органами местного самоуправления муниципальных образований, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1 тыс. человек, муниципальных программ (корректировку действующих муниципальных программ) на 2018 - 2022 годы, соответствующих требованиям пункта 14 настоящих Правил и предусматривающих благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий и дворовых территорий (исходя из минимального перечня видов работ по благоустройству дворовых территорий, определенного подпунктом «г» пункта 11 настоящих Правил), расположенных в населенных пунктах с численностью населения свыше 1 тыс. человек, и реализацию таких программ в установленные в них сроки.
По состоянию на 31.03.2018 в муниципальной программе № 998 данные мероприятия предусмотрены не были.
Таким образом, по состоянию на 31.03.2018 администрацией допущено несоответствие содержания муниципальной программы № 998 требованиям соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования, выразившееся в отсутствии в муниципальной программе № 998 обязательных положений.
Кроме того, адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству, внесен в муниципальную программу № 998 постановлением администрации от 29.03.2019 № 2014.
В части иных мероприятий по благоустройству, определенных органом местного самоуправления, отнесено проведение экспертизы сметной стоимости. Данные мероприятия внесены в муниципальную программу постановлением администрации от 29.12.2018 № 970.
Мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее 2020 года в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства, внесены постановлением администрации от 02.07.2019 № 478 «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования город Саяногорск от 14.12.2017 № 998», в Приложение № 2 «Перечень основных программных мероприятий муниципальной программы» к муниципальной программе внесены изменения, в том числе добавлен пункт 1.7 «Мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее 2020 года в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства».
Таким образом, на дату вынесения предписания (15.05.2019) муниципальная программа № 998 не соответствовала требованиям законодательства, предусматривающего в муниципальной программе мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее последнего года реализации федерального проекта с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства.
При указанных обстоятельствах предписание от 15.05.2019 в части пункта 2 соответствует положениям БК РФ. В этой связи требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.
Относительно довода администрации о том, что оспариваемое предписание выдано ненадлежащему лицу, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Саяногорск (далее – Устав), утвержденного решением Совета депутатов от 31.05.2005 № 35, к вопросам местного значения отнесены, в том числе создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация благоустройств мест массового отдыха населения (пункт 20 части 1 статьи 7 Устава); утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 7 Устава).
В соответствии с пунктами 8, 8.1 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают, в том числе следующими полномочиями: организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 10, 11 части 5 статьи 30 Устава Глава муниципального образования, в том числе: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями всех форм собственности; организует работу по разработке проекта местного бюджета, проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также проектов муниципальных программ; организует исполнение местного бюджета, является главным распорядителем средств местного бюджета, утверждает смету доходов и расходов администрации.
Согласно частям 1, 2, 3, 4, 5 статьи 31 Устава администрация муниципального образования город Саяногорск - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Республики Хакасия. Администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением. Структура администрации утверждается Советом депутатов по представлению главы муниципального образования. В структуру администрации могут входить органы администрации, наделенные правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов администрации в качестве юридических лиц являются решение Совета депутатов об учреждении соответствующего органа администрации в форме муниципального казенного учреждения и утверждении положения о нем Советом депутатов по представлению главы муниципального образования. Администрация формируется главой муниципального образования в соответствии со штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете для содержания администрации. Расходы на обеспечение деятельности администрации осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.
В соответствии с пунктами 1.1, 17, 21, 71.21 части 1 статьи 32 Устава к полномочиям администрации относятся, в том числе: утверждение муниципальных программ; установление сроков реализации муниципальных программ; утверждение Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ и их формирования и реализации; утверждение Порядка проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ и критериев указанной оценки; создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами, утвержденными решением Совета депутатов, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования, программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно части 1, пунктам 1 - 5 части 2 статьи 36 Устава к полномочиям администрации в сфере бюджетно-финансового администрация вправе самостоятельно осуществлять полномочия в сфере бюджетно-финансового регулирования или возложить их исполнение полностью или в части на орган администрации, наделенный правами юридического лица и созданный в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Устава, к полномочиям администрации в сфере бюджетно-финансового регулирования относится, в том числе: организационно-методическое руководство финансово-экономической работой в системе управления хозяйством муниципального образования; реализация единой финансовой политики; распределение денежных поступлений между главными распорядителями средств местного бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом, приоритетами и стратегическими направлениями развития хозяйства муниципального образования; разработка предложений по совершенствованию методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности; составление проекта бюджета; внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов; исполнение местного бюджета; осуществление контроля за исполнением местного бюджета; составление отчета об исполнении местного бюджета и представление его на утверждение Совету депутатов, утверждение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета.
На основании изложенного, с учетом изложенных выше положений Устава, пункта 4.3.5 Соглашения, в соответствии с которым муниципалитет принял на себя обязательства по предоставлению в министерство отчётов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 4 к Соглашению, пунктов 4.3.8.1, 5.1, 6.1.3 Соглашения, а также того, что Соглашение и сопроводительное письмо о направлении спорных отчётов подписано именно администрацией (т. 1 л.д. 80), арбитражный суд приходит к выводу, что администрация является надлежащим лицом по исполнению оспариваемого предписания контрольного органа.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 6 000 руб. Поскольку стороны в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, её распределение и взыскание по настоящему делу не производится.
Руководствуясь статьями49, 51, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 151, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Принять отказ администрации муниципального образования город Саяногорск от требований в части признания недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 15 мая 2019 года № 80-11-77/18-16-25 и прекратить производство по делу № А74-8081/2019 в указанной части.
2. Отказать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
3. Отказать в удовлетворении заявления администрации муниципального образования город Саяногорск о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 15 мая 2019 года № 80-11-77/18-16-28.
Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович