АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
17 мая 2010 года Дело № А74-1527/2010
Резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17 мая 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневым И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Парус», г. Абакан к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие представители:
МИФНС России № 2 по РХ: Приходько И.В. по доверенности от 24.03.2010;
ООО «Парус»: отсутствовал.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – Налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Парус» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержала заявленное требование на основании доводов, изложенных в заявлении и документов, представленных в материалы дела.
Представитель ООО "Парус" в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. Определение об отложении судебного разбирательства, направленное арбитражным судом получено по адресу ООО "Парус", возвращено почтовым отделения связи по истечении установленного срока хранения.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Парус" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, арбитражный суд, в силу части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя Общества.
Пояснения представителя налогового органа, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
Общество с ограниченной ответственностью «Парус» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 29.10.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1091901003688.
17.02.2010 в 14 час 50 мин в помещении, расположенном по адресу: г. Саяногорск, м-н. Центральный, 10 Б, сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия: заместителем начальника отдела оперативного контроля Чекиня Н.В., государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок Шабановой Е.Л., была проведена проверка оператора стимулирующей лотереи «Зажечь с огоньком – хватит одной спички «Нептун!» - ООО "Парус", на предмет соответствия проведения лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации. Проверка проводилась на основании поручения заместителя руководителя налогового органа от 17.02.2010 № 2.
В ходе проверки составлен протокол осмотра принадлежащего юридическому лицу помещения и находящихся там вещей и документов от 17.02.2010, опрошены свидетель Аксененко Ю.В., получено пояснение от работника ООО «Парус» Байкаловой Н.В.
По результатам проверки составлен акт от 17.02.2010, в котором указано следующее. Согласно условиям проведения стимулирующей лотереи «Зажечь с огоньком хватит одной спички «Нептун!» организатором которой является ООО «Нептун» ИНН 7743719398, утвержденным организатором лотереи от 05.03.2009 в лице генерального директора Колесникова И.К. Оператором лотереи является ООО «Парус» ИНН 1901091943, на основании договора № П 101/11 от 01.12.2009. Розыгрыш призов лотереи осуществляется на лотерейном оборудовании. Алгоритм определения выигрышей основан на принципе случайности. При розыгрыше призового фонда в электронном лототроне используется генератор случайных чисел, при котором невозможно предопределить, выиграет участник или проиграет, и какой приз по номиналу ему достанется, в случае если он станет победителем. Выигрыш определяется заложенной программой, случайным образом без участия сотрудника лотерейного заведения, похожим способом определяется выигрыш на игровом оборудовании. Для участия в лотереи необходимо в местах продажи товара приобрести товар, спички с логотипом «Нептун» по цене 100 рублей за коробок, получить от
продавца товара чек или иной унифицированный документ и сохранить его, узнать свой идентификационный номер присвоенный потенциальному участнику. После получения денежных знаков от участника работник лотерейного клуба подходит к аппарату ЛТА-3 и выставляет с помощью электронного ключа сумму балов равной сумме полученных денежных знаков от участника. Участник лотереи с помощью кнопок, отвечающих за определенные действия, расположенных на аппарате проводит розыгрыш. Фактически под видом стимулирующей лотереи «Зажечь с огоньком хватит одной спички «Нептун!» ООО «Парус» осуществляется деятельность по проведению азартных игр с использованием модернизированных игровых автоматов. Проверка проводилась в присутствии кассира - оператора ООО «Парус» Байкаловой Н.В.
05.03.2010 в присутствии директора ООО «Парус» Черемных А.Ю. заместителем начальника отдела оперативного контроля Чекиня Н.В. составлен протокол № 5 об административном правонарушении, в котором отражено следующее.
Под видом стимулирующей лотереи «Зажечь с огоньком - хватит одной спички «Нептун!» организацией ООО «Парус» осуществляется деятельность по проведению азартных игр с использованием модернизированных игровых автоматов, где участник вносит деньги в кассу, после чего сотрудник активирует баланс автомата. Покупая товар (спички с логотипом «Нептун» выставленные для продажи, участник вносит деньги в кассу, а фактически деньги вносятся чтобы быть допущенным к игре, после чего сотрудник активирует баланс автомата электронным ключом и участнику предоставляется право принять участие в азартной игре - выиграть денежный приз. Данная деятельность подпадает под действие Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр). Действия ООО «Парус» квалифицированы по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, руководитель ООО «Парус» был ознакомлен, о чём имеется его подпись в протоколе.
Составленный налоговым органом в отношении ООО «Парус» протокол об административном правонарушении № 5 от 05.03.2010 с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Оценив доводы представителя налогового органа, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьёй 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, определены полномочия Федеральной налоговой службы, в число которых входит осуществление контроля за соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (подпункт 5.1.9).
В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённым Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2005 № 6941) в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять: руководитель инспекции; заместитель руководителя инспекции; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный налоговый инспектор; старший государственный налоговый инспектор; государственный налоговый инспектор; должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 05.03.2010 № 5 составлен заместителем начальника отдела оперативного контроля Чекиня Н.В., то есть, уполномоченным лицом.
Как установлено частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм обязанность представления доказательств совершения лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения возлагается на заявителя.
Арбитражный суд пришёл к выводу о том, что представленными Налоговой инспекцией документами не подтверждено событие вменяемого ООО "Парус" административного правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В подтверждение факта совершения ООО "Парус" административного правонарушения административный орган ссылается на применение ООО "Парус" оборудования, фактически являющегося игровыми автоматами.
Вместе с тем в материалы дела представлены копии документов, содержащих информацию об участии ООО "Парус" в проведении стимулирующей лотерее «Зажечь с огоньком – хватит одной спички «Нептун!» (серия Н2ООС № 001513 ФНС), проводимой обществом с ограниченной ответственностью «Нептун», в том числе: операторский договор от 01.12.2009. № 101/11, заключённый между ООО «Нептун» и ООО "Парус" о проведении стимулирующей лотереи; договор аренды лотерейного оборудования от 01.12.2009, заключённый между Дуюн И.М. и ООО "Парус", условия проведения стимулирующей лотереи; уведомление о проведении всероссийской стимулирующей лотереи с приложениями к нему, сертификат соответствия, паспорт на оборудование.
Данные документы не исключают возможности использования того же оборудования для проведения лотереи. Законность участия ООО "Парус" в проведении лотереи не была проверена Налоговой инспекцией, в документах не содержится доказательств, свидетельствующих об отступлении ООО "Парус" от установленных правил проведения лотереи, на которую имеется выданное ФНС России разрешение
Налоговой инспекцией не представлены убедительные доказательства того обстоятельства, что эксплуатируемое ООО "Парус" оборудование не является лотерейным, не соответствует паспорту на оборудование – лотерейный телевизионный аппарат.
Также арбитражный суд, считает, что ООО "Парус" не подлежит привлечению к административной ответственности, исходя из следующего.
Из положений статьи 5 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии часть 2 статьи 14 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицензия требуется на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.
Согласно части 3 указанной статьи в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.
Применительно к деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования указанным законом предусмотрена возможность её осуществления только на территории игорных зон на основании соответствующих разрешений (статьи 5, 13 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр). Осуществление данного вида деятельности не подлежит лицензированию.
На основании части 2 статьи 20 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, который предусматривал, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009 года.
Нарушение, допущенное ООО "Парус", в данном случае заключается не в факте отсутствия лицензии, а в том, что указанная деятельность не может осуществляться вне игорных зон, каковой территория Республики Хакасия не является.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, в том числе при отмене закона, установившего административную ответственность.
В соответствии с правилами статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности не оплачиваются государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 166-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Парус» к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Т.Г. Коршунова