НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Республики Хакасия от 06.03.2013 № А74-141/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

11 марта 2013 года Дело № А74-141/2013

Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2013 года.

Решение в полном объёме изготовлено 11 марта 2013 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.В. Тутарковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.В. Болкуновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» (ИНН 1902064188, ОГРН 1021900671220)

к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН 1901016287, ОГРН 1021900528100),

о признании незаконным отказа в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год, выраженного в приказе от 12 ноября 2012 года № 2681-В и письме от 20 декабря 2012 года № 01-13/08/13458.

В судебном заседании, 28.02.2013, принимали участие представители:

от заявителя – Артеменко М.Д. на основании доверенности от 18 января 2013 года № 06/013,

Ушакова Н.Г. на основании доверенности от 04 июня 2012 года № 54/012,

Величко М.Г. на основании доверенности от 26.04.2012 года № 41/012,

от Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия – Будиков Е.С. на основании доверенности от 09.01.2012 № 14-11/08/04.

В судебном заседании 28 февраля 2013 года арбитражный суд, руководствуясь статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв на 13 час. 30 мин. 6 марта 2013 года.

В судебном заседании, 06.03.2013, принимали участие представители:

от заявителя – Величко М.Г. на основании доверенности от 26.04.2012 года № 41/012,

от Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия – Николаева Т.В. на основании доверенности от 09 января 2013 года № 14-11/08/05.

Общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» (далее – общество, ООО «Восточно-Бейский разрез») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Региональное отделение ФСС) о признании незаконным отказа в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год, выраженного в приказе от 12 ноября 2012 года № 2681-В и письме от 20 декабря 2012 года № 01-13/08/13458. В качестве восстановления нарушенного права общество просило обязать Региональное отделение ФСС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Восточно-Бейский разрез» путём установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленное требование по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Пояснил, что Региональное отделение ФСС неправомерно отказало в установлении скидки к страховому тарифу по такому основанию, как несвоевременная уплата страховых взносов в течение 2009, 2010, 2011 годов.

Представитель Регионального отделения ФСС в судебном заседании заявленное требование не признал, считает оспариваемое решение законным и соответствующим нормам действующего законодательства. Указал, что действия Регионального отделения ФСС по отказу в установлении скидки основаны на положениях пункта 3 Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» зарегистрировано в качестве юридического лица 17 декабря 1999 года Администрацией Бейского района и внесено в единый государственный реестр юридических лиц 26 сентября 2002 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 № 0007937).

29 октября 2012 года общество обратилось в Региональное отделение ФСС с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год.

Приказом от 12 ноября 2012 года № 2681-В Региональное отделение ФСС отказало обществу в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год по причине несвоевременной уплаты страхователем текущих страховых взносов.

12 декабря 2012 года общество направило в адрес Регионального отделения ФСС письмо (исх. № 20/2190) с просьбой о предоставлении информации с указанием периодов и сумм несвоевременной уплаты текущих страховых взносов и формировании актов сверки расчётов поквартально за 2012 год.

Региональное отделение ФСС рассмотрело обращение ООО «Восточно-Бейский разрез» от 12 декабря 2012 года и в письме от 20 декабря 2012 года № 01-13/08/13458 сообщило обществу о том, что в соответствии с пунктом 3 Правил установления страхователями скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524, размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года, предшествующих текущему году (для расчёта скидки на 2013 год расчёт делается по итогам работы за 2009, 2010, 2011 годы). Кроме того, Региональное отделение ФСС указало, что им проведён анализ уплаты ООО «Восточно-Бейский разрез» текущих страховых взносов за три года (2009, 2010, 2011). В результате чего было установлено, что в течение 2009, 2010, 2011 годов допускались случаи несвоевременной уплаты страховых взносов. Таким образом, установлена несвоевременность уплаты текущих страховых взносов, в связи с чем Региональное отделение отказало ООО «Восточно-Бейский разрез» в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год.

Считая отказ в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год, выраженный в приказе от 12.11.2012 № 2681-В и письме от 20.12.2012 № 01-13/08/13458, нарушающим права и законные интересы страхователя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Срок для обращения в арбитражный суд с заявлением, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обществом соблюдён.

Согласно пункту 12 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524, разногласия, возникающие между страховщиком и страхователем по вопросам установления скидки или надбавки, рассматриваются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Полномочия Регионального отделения ФСС на рассмотрение вопроса об установлении страхователю скидки определены статьёй 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», пунктом 2 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524 и не оспариваются заявителем. Порядок рассмотрения вопроса об установлении страхователю скидки Региональным отделением ФСС соблюдён.

Проверяя оспариваемый отказ на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Статьёй 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.

Согласно пункту 2 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524 (далее – Правила), скидки и надбавки к страховому тарифу, соответствующему основному виду экономической деятельности страхователя, устанавливаются Фондом социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета страховщика, утверждаемого федеральным законом.

Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:

а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;

б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;

в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.

Из смысла данного пункта Правил следует, что отсутствие задолженности по страховым взносам и своевременность уплаты текущих платежей являются условиями рассмотрения вопроса об установлении страхователю скидки, а не условиями их предоставления.

Условия предоставления расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе методика расчёта и его размер, регламентированы пунктом 1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ, Правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учётом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учётом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.

В силу пункта 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Приказом от 01.08.2012 №39н Минтруда России утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зарегистрированная в Минюсте России 31.08.2012 №25340.

Пунктом 2 названной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что при рассмотрении вопроса об установлении скидки под уплатой страхователем текущих страховых взносов следует понимать своевременность уплаты страхователем страховых взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки.

Как следует из материалов дела, 29 октября 2012 года общество обратилось с заявлением в Региональное отделение ФСС об установлении скидки к страховому тарифу на 2013 год, приложив к заявлению необходимые для его рассмотрения документы. Следовательно, в рассматриваемом случае под уплатой страхователем текущих страховых взносов следует понимать 2012 год.

На обращение заявителя Региональным отделением ФСС 12 ноября 2012 года издан приказ об отказе в установлении скидки к страховому тарифу по причине несвоевременной уплаты обществом текущих страховых взносов. Из письма Регионального отделения Фонда социального страхования от 20 декабря 2012 года № 01-13/08/13458 следует, что в течение 2009, 2010 и 2011 годов имела место несвоевременная уплата страховых взносов. Иных оснований отказа Региональным отделением ФСС в оспариваемых актах не приведено.

Региональное отделение ФСС, обосновывая правомерность отказа в установлении скидки, полагает, что в соответствии со статьёй 22 Закона № 125-ФЗ, пунктом 3 Правил и Методикой расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённой приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н, размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года, предшествующих текущему году, для расчёта скидки на 2013 год используются значения показателей на 1 января 2012 года с учётом итогов работы за 2009, 2010, 2011 годы. Поскольку в результате проведённого анализа Региональным отделением ФСС было установлено, что в течение трёх лет, предшествующих текущему году, страхователем допускались случаи несвоевременной уплаты страховых взносов, страховщик полагает, что обоснованно отказал в установлении скидки на 2013 год.

Арбитражный суд не согласен с указанным доводом Регионального отделения ФСС, поскольку из толкования указанных выше нормативных правовых актов следует, что итоги работы страхователя за три года, предшествующих текущему году, применяются к установлению размера скидки, но не к условиям рассмотрения вопроса об установлении скидки. Платежи 2009, 2010, 2011 годов не могут быть признаны текущими по отношению к периоду рассмотрения заявления (2012 год).

Арбитражным судом установлено, что при вынесении отказа в установлении скидки на 2013 год Региональным отделением ФСС вопрос своевременности уплаты заявителем страховых взносов за 2012 год не проверялся. Из письма Регионального отделения ФСС от 20 декабря 2012 года № 01-13/08/13458 и объяснений его представителя в судебном заседании следует, что в ходе рассмотрения заявления общества об установлении скидки на 2013 год соблюдение сроков уплаты страховых взносов ООО «Восточно-Бейский разрез» за 2012 год Региональным отделением ФСС не анализировалось.

Согласно представленному в материалы дела акту совместной сверки расчётов по страховым взносам, пеням и штрафам от 05.02.2013 (за период с 01.01.2012 по 30.09.2012), недоимку по страховым взносам по состоянию на 01.10.2012 общество не имело, излишне уплаченные им страховые взносы составили 13.637,61 руб.

Согласно акту совместной сверки расчётов по страховым взносам, пеням и штрафам от 05.02.2013 (за период с 01.01.2012 по 31.12.2012) по состоянию на 01.01.2013 сумма излишне уплаченных страховых взносов составила 45.656,39 руб., недоимка по страховым взносам отсутствовала.

В ходе рассмотрения дела арбитражному суду представлен подписанный сторонами акт сверки от 18.02.2013 (по состоянию на 01.11.2012), согласно которому на момент обращения общества с заявлением об установлении скидки на 2013 год страхователь имел переплату по страховым взносам в сумме 143.195,12 руб. Вместе с тем в указанном акте отражена недоимка по страховым взносам: за февраль 2012 г. в сумме 0,29 руб., за март – 0,37 руб. Региональное отделение ФСС в ходе судебного разбирательства указало, что названная недоимка по страховым взносам является основанием для отказа обществу в предоставлении скидки.

Арбитражный суд считает указанный довод Регионального отделения ФСС несостоятельным в связи со следующим. Как было изложено выше, на момент обращения общества (29.10.2012) с заявлением об установлении скидки на 2013 год страхователь имел переплату по страховым взносам в сумме 143.195,12 руб., с учётом которой недоимки по страховым взносам за февраль и март 2012 года (0,29 руб. и 0,37 руб.) по каждому из сроков не возникало. Указанное нашло отражение в приведённом выше акте сверки от 18.02.2013 (по состоянию на 01.11.2012).

Учитывая изложенное, Региональное отделение ФСС не доказало наличие у ООО «Восточно-Бейский разрез» задолженности по страховым взносам за 2012 год (по текущим платежам), доказательства нарушения заявителем сроков выплат работникам Региональным отделением ФСС в суд не представлено.

Следовательно, на момент рассмотрения Региональным отделением ФСС заявления ООО «Восточно-Бейский разрез» об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год, несвоевременной уплаты страхователем текущих страховых взносов не имелось.

При таких обстоятельствах арбитражным судом установлена необоснованность отказа Регионального отделения ФСС в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год по указанному в оспариваемых приказе от 12 ноября 2012 года и письме от 20 декабря 2012 года основанию.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении скидки, выраженный в приказе от 12 ноября 2012 года № 2681-В и письме от 20 декабря 2012 года № 01-13/08/13458, не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность данных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Арбитражный суд полагает необходимым обязать Региональное отделение ФСС рассмотреть по существу вопрос о предоставлении ООО «Восточно-Бейский разрез» скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год с учётом Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по спору составляет 2000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд (платёжное поручение № 6 от 18.01.2013).

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине относятся на Региональное отделение ФСС и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.

Частью 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение арбитражного суда по делам об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Арбитражный суд считает необходимым установить, что решение в части обязания устранить нарушение прав заявителя подлежит немедленному исполнению, решение в части взыскания расходов с заявителя после вступления решения в законную силу приводится к исполнению после вступления в законную силу.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез».

Признать незаконным отказ Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год, выраженный в приказе от 12 ноября 2012 года № 2681-В и письме от 20 декабря 2012 года №01-13/08/13458, как не соответствующий Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Правилам установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524.

2. Обязать Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез» путём рассмотрения по существу вопроса о предоставлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год с учётом Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524.

3. Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, г. Абакан, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Бейский разрез», с. Кирба Бейского района, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Настоящее решение в части обязания устранить нарушение прав заявителя подлежит немедленному исполнению.

Решение в части взыскания судебных расходов привести в исполнение после вступления в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья И.В. Тутаркова