НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Хакасия от 06.02.2019 № А74-20235/18

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

13 февраля 2019 года                                                                                  Дело № А74-20235/2018

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2019 года. Решение в полном объёме изготовлено 13 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.В. Надеевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Хакасхлебопродукт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, изложенного в письме от 17.10.2018 №КУВД-001/2018-2762564/3 в отношении объекта незавершенного строительства, площадью 379,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 26.10.2018,

ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 09.01.2019 № 03-30-3/19.

Открытое акционерное общество «Хакасхлебопродукт» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия о признании незаконным решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, изложенного в письме от 17.10.2018 №КУВД-001/2018-2762564/3 в отношении объекта незавершенного строительства, площадью 379,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Заявитель просил обязать ответчика осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект незавершенный строительством, площадью 379,1 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, представил на обозрение технический паспорт по состоянию на 1997 год на весь комплекс объектов недвижимого имущества. Пояснил, что фактически спорный объект находится на земельном участке, однако на схеме расположения объектов в техническом паспорте его обозначение отсутствует.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что заявителем не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект незавершенный строительством, площадью 379,1 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Решением Государственного комитета по управлению госимуществом №88 от 29.12.1993 государственное предприятие – производственно-коммерческая фирма «Хакасхлебопродукт» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Хакасхлебопродукт».

Пунктом 2 решениям Государственного комитета по управлению госимуществом №88 от 29.12.1993 утвержден план приватизации ОАО «Хакасхлебопродукт».

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.01.2018 по делу №А74-11649/2017 открытое акционерное общество «Хакасхлебопродукт» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура банкротства – конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО3

Как указал истец, в ходе проведения инвентаризации имущества должника выявлено незавершенное строительством здание склада готовой продукции.

В связи с тем, что право собственности на данный объект не зарегистрировано, 03.08.2018 заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на спорный объект.

На государственную регистрацию заявителем представлены документы, состав и перечень которых определён в описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 03.08.2018 № MFC-0215/2018-15805-1.

В качестве правоустанавливающего документа на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности заявителем представлены:

- План приватизации ОАО «Хакасхлебопродукт», утвержденный решением Государственного комитета по управлению госимуществом №88 от 29.12.1993;

- справка от 16.05.2018, выданная конкурсным управляющим о том, что склад готовой продукции (пункт 13 - Перечень объектов и стоимость незавершенных строительством объектов по балансу на 01.07.1992 Плана приватизации, утвержденного решением №88 от 29.12.1993 Государственным комитетом по управлению имуществом), материал наружных стен каркасно-панельные, кирпичные, площадью 379,1 кв.м., расположенный по адресу <...>, является объектам завершенным строительством ОАО «Хакасхлебопродукт», при строительстве ОАО «Хакасхлебопродукт» проектно-сметная документация не составлялась;

- технический план объекта незавершенного строительства на объект незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...>.

Заключением о присвоении объекту адресации адреса №83П от 22.05.2018 объекту незавершенного строительства, расположенному на земельном участке, с кадастровым номером 19:01:020109:1889, присвоен адрес: Российская Федерация, <...>.

Согласно справке от 31.08.2018 №413 незавершенный строительством склад готовой продукции, расположенный по адресу: <...>, не состоит на техническом учете, технический паспорт не изготавливался.

Уведомлениями от 25.08.2018, 12.09.2018, 17.10.2018, 23.11.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия приостановлена государственная регистрация права собственности в отношении спорного объекта.

Решением апелляционной комиссии от 28.11.2018 № 34, созданной при Управлении Росреестра по Республике Хакасия в соответствии с распоряжением Росреестра от 05.04.2017 № Р/0088 «О создании апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия», установлено, что уведомление о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости от 17.10.2018 №КУВД-001/2018-2762564/3, является обоснованным.

Апелляционной комиссией также установлено, что отсутствуют иные основания, указанные в статье 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», не отраженные в уведомлении о приостановлении.

Ссылаясь на то, что приостановление в государственном кадастровом учете и регистрации права препятствует реализации права собственности в отношении объекта незавершенного строительством, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Из содержания статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания решений, действий (бездействия) незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми решениями и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование действий возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Судом установлено, что заявителем не пропущен срок для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются положениями Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

Положениями пункта 3 части 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации права, договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 18, частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Данные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон и определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

Статьёй 26 Закона № 218-ФЗ установлены основания для приостановления государственной регистрации прав, в частности, государственная регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Как следует из материалов дела, 03.08.2018 заявитель обратился в орган регистрации прав с заявлением № КУВД-001/2018-2762564 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...> д 213Я, строение 4.

25.08.2018 принято решение о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав сроком до устранения причин приостановления, но не более чем на 3 месяца (до 25.11.2018), о чем заявителю направлено уведомление о приостановлении № КУВД-001/2018-2762564/1.

Впоследствии заявителем представлялись дополнительные документы, однако уведомлениями от 12.09.2018, 17.10.2018, 23.11.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия продлевался срок приостановления кадастрового учета. В целях устранения причин приостановления заявителю необходимо представить документ, свидетельствующий о правах на заявленный объект.

Заявитель в качестве правоустанавливающего документа на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности представил:

- План приватизации ОАО «Хакасхлебопродукт», утвержденный решением Государственного комитета по управлению госимуществом Республики Хакасия от 29,12.1993 №88;

- справку от 16.05.2018, выданную конкурсным управляющим, о том, что склад готовой продукции (пункт 13 - Перечень объектов и стоимость незавершенных строительством объектов по балансу на 01.07.1992 Плана приватизации, утвержденного решением №88 от 29.12.1993 Государственным комитетом по управлению имуществом), материал наружных стен каркасно-панельные, кирпичные, площадью 379,1 кв.м. расположенный по адресу <...>, является объектам завершенным строительством ОАО «Хакасхлебопродукт», при строительстве ОАО «Хакасхлебопродукт» проектно-сметная документация не составлялась;

- технический план объекта незавершенного строительства на объект незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...>;

- заключение №83П от 22.05.2018 о присвоении объекту адресации адреса: Российская Федерация, <...>;

- справку от 31.08.2018 №413 о том, что незавершенный строительством склад готовой продукции, расположенный по адресу: <...>, не состоит на техническом учете, технический паспорт не изготавливался.

Заявитель просил признать незаконным уведомление от 17.10.2018 № КУВД-001/2018-2762564/3 о приостановлении государственной регистрации права собственности, где в качестве основания для приостановления указано, что заявителем не представлены документы, свидетельствующие о возникновении права собственности на вышеуказанный объект.

Рассмотрев представленные документы, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявителем не доказано, что решение 17.10.2018 №КУВД-001/2018-2762564/3 вынесено с нарушением действующего законодательства, поскольку из представленного плана приватизации не следует, что ОАО «Хакасхлебопродукт» был передан спорный объект.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

При этом по смыслу указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество может быть приобретено лишь на основании сделок, соответствующих положениям законодательства.

В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующего права на него, если иное не установлено законом.

Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица (абзац 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество «Хакасхлебопродукт» создано в процессе приватизации государственного предприятия – производственно-коммерческой фирмы «Хакасхлебопродукт».

Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридического лица (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включённого в план приватизации или передаточный акт.

Государственная регистрация открытого акционерного общества  «Хакасхлебопродукт» произведена 28 февраля 1994 года.

План приватизации государственного предприятия – производственно-коммерческой фирмы «Хакасхлебопродукт» составлен по состоянию на 01 июля 1992 года.

Как указал заявитель, объект незавершенного строительством поименован в плане приватизации как изготовл.ПСД ККЗ склад готовой продукции (пункт 13 Перечня объектов и стоимость незавершенных строительством объектов по балансу на 01.07.1992).

Иных доказательств того, что объект незавершенного строительства - склад готовой продукции, расположенный по адресу: <...>, был передан заявителю в процессе приватизации в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, учитывая буквальное толкование содержания пункта 13 Перечня объектов и стоимость незавершенных строительством объектов по балансу на 01.07.1992 Плана приватизации, на который ссылается заявитель, а также изучив представленный заявителем технический паспорт по состоянию на 1997 год на весь комплекс объектов, в котором отсутствует склад готовой продукции, арбитражный суд считает, что представленные обществом «Хакасхлебопродукт» доказательства носят противоречивый характер и не могут свидетельствовать о том, что спорный объект передавался из государственной собственности заявителю в собственность по сделке приватизации в 1993 году.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, соответствует закону и не нарушает прав заявителя, следовательно, отсутствуют основания для признания незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, изложенного в письме от 17.10.2018 №КУВД-001/2018-2762564/3 в отношении объекта незавершенного строительства, площадью 379,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Государственная пошлина по делу составляет 3000 руб., уплачена заявителем при подаче заявления по платежному поручению №128 от 03.12.2018, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на него.

Руководствуясь статьями 102, 110, 176, 198 – 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                      Н.Ю.Ишь