НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Дагестан от 31.08.2021 № А15-3280/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

г. Махачкала, ул. Керимова, 7

http://www.mahachkala.arbitr.ru; е-mail: info@mahachkala.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала

07 сентября 2021 года                                                                     Дело №А15-3280/2021

Резолютивная часть решения подписана 31 августа 2021 года.

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан

о привлечении акционерного общества «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензии на оказание услуг почтовой связи (протокол об административном правонарушении от 11.06.2021 №АП-05/4/515),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Дагестан (далее – заявитель, Управление Роскомнадзора по РД) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение лицензионных требований при оказании услуг почтовой связи.

Определением суда от 02.07.2021 заявление Управления принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

АО «Почта России» представило отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований заявителя, считает, что управлением нарушены требования к проведению проверки без взаимодействия с юридическим лицом и оформлению ее результатов. По мнению общества, административный орган в нарушение законодательства, привлек к проведению мониторинга ФГУП "ГРЧЦ". Также общество ссылается на недоказанность его вины в совершении указанного правонарушения. Закрытие отделения почтовой связи с. Гурбуки было связано с тем, что единственный почтальон, имеющийся в штате ОПС, находился в профсоюзном отпуске, а его обязанности исполнял непосредственно начальник ОПС. По утверждению заинтересованного лица, наклейки, содержащие всю необходимую информацию, на почтовых ящиках имелись, но они периодически срываются, предположительно, детьми. По возвращении с доставки писем начальником ОПС отсутствие информации на почтовом ящике было обнаружено и немедленно прикреплен новый лист со всей необходимой информацией.

От заявителя поступили возражения на отзыв.

После истечения установленных сроков для представления документов на основании части 1 статьи 229 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.03.2016 №47-ФЗ) дело рассмотрено путем подписания резолютивной части решения от 20.08.2021. Сторонам разъяснено их право в установленные сроки подать заявление о составлении мотивированного решения.

От АО «Почта России» в суд 31.08.2021 (до истечения пятидневного срока с момента публикации резолютивной части решения от 20.08.2021) поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу №А15-3280/2021.

Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления управления на основании следующего.

Как видно из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФГУП «Почта России» выдана лицензия №162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи сроком действия до 11.04.2023.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц на 03.10.2019 и 19.10.2020 федеральное государственное предприятие «Почта России» (ОГРН 1037724007276) с 01.10.2019 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в акционерное общество «Почта России» (ОГРН 1197746000000).

Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

На основании приказа Управления Роскомнадзора по РД от 25.03.2021 №21-нд в отношении АО «Почта России» (УФПС Республики Дагестан) проводилось плановое систематическое наблюдение на предмет проверки соблюдения лицензионных условий (требований) и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.

В связи с выявленными в ходе систематического наблюдения в объектах почтовой связи УФПС Республики Дагестан нарушениями Правил оказания услуг почтовой связи, усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, главный специалист-эксперт Управления Роскомнадзора по РД Айвазова Г.Ю. в отношении АО «Почта России» составила протокол от 11.06.2021 №АП-05/4/515 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В протоколе указаны следующие нарушения, выявленные в ходе систематического наблюдения:

- не оформлен почтовый ящик для сбора простой письменной корреспонденции, расположенный по адресу: ул. Октябрьская, д. 1, с. Гурбуки, Карабудахкентский район, РД;

- не соблюдается режим работы ОПС 368547 с. Гурбуки. Согласно информации, имеющейся на официальном сайте АО «Почта России», режим работы ОПС Гурбуки: Пн-Пт. с 08:00 по 18:00, обед с 12:00 по 13:00. При этом на момент проведения систематического наблюдения 21.05.2021 в 13:25 ОПС 368547 был закрыт.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими  лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании, Закон №99-ФЗ) лицензия определена как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

Согласно части 7 статьи 3 Закона №99-ФЗ лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Закона №99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи" определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – Перечень наименований услуг связи) и Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (далее – Перечень лицензионных условий)

В соответствии с пунктом 20 Перечня наименований услуг связи в указанный перечень включены услуги почтовой связи.

 Разделом ХХ Перечня к лицензионным условиям осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи отнесено в том числе:

оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5).

В силу статьи 14 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи" одной из гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи.

Пунктом 5 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234 (далее – Правила №234), установлено, что у входа в объект почтовой связи либо на ином видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте на объекте почтовой связи, в том числе на автоматизированных пунктах почтовой связи помещается вывеска с указанием наименования оператора почтовой связи, наименования и режима работы объекта, его почтового индекса.

Согласно пункту 7 Правил №234 внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация:

а) о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки;

б) о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции;

в) о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи.

На почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции (пункт 8 Правил).

В силу подпункта "в" пункта 46 Правил №234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.

Как следует из материалов дела (протокол об административном правонарушении, протоколы мониторинга от 21.05.2021 №05-022-ОПС/9, от 25.05.2021 №05-022-ОПС/11, фотоснимки), в ОПС 368547 с. Гурбуки, не соблюдены: вышеуказанные требования к оформлению почтовых ящиков, а также установленный режим работы отделения почтовой связи. Доказательства, свидетельствующие об обратном, заинтересованным лицом ни административному органу, ни суду не представлены.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществляя лицензируемую деятельность по оказанию услуг почтовой связи, общество не могло не знать об обязательных лицензионных требованиях (в том числе установленной нормативными актами сбора и доставки почтовой корреспонденции), и обязано было соблюдать их. Обстоятельства, установленные проверкой, и выявленные нарушения обществом не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, не представлены. Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Доводы заинтересованного лица о том, что вся необходимая информация на почтовых ящиках имелась, но периодически срывалась посторонними лицами, предположительно детьми, равно как и довод о том, что начальником ОПС отсутствие информации на почтовом ящике было немедленно устранено после его обнаружения, судом отклоняются как ничем не подтвержденные. В ходе производства по делу об административном правонарушении и при составлении протокола об административном правонарушении обществом об этом не заявлялось, доказательства, обосновывающие такие доводы, административному органу не представлялись. А из материалов проверки следует, что почтовый ящик в ОПС 368547 Гурбуки не был надлежащим образом оформлен ни 21.05.2021 (№05-022-ОПС/9), ни 25.05.2021 (протокол мониторинга №05-022-ОПС/11). Заинтересованным лицом не представлены доказательства обращения в соответствующие органы о фактах повреждения его имущества (почтовых ящиков).

Несостоятелен и довод общества о том, что закрытие ОПС на момент систематического наблюдения было связано с уходом единственного почтальона отделения в отпуск и исполнением его обязанностей по доставке писем начальником ОПС. Внутренние организационные вопросы юридического лица (уход работника в отпуск) не освобождают его от обязанности соблюдать установленные требования к оказанию услуг почтовой связи и утвержденный режим работы, а также не свидетельствуют о наличии условий крайней необходимости, на что ссылается общество.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО "Почта России" признаков вменяемого ему состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и его вины в совершении данного нарушения.

Проверив порядок проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении от 11.06.2021 №АП-05/4/515, суд установил следующее.

Доводы заинтересованного лица о нарушении административным органом порядка проведения проверки и требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом отклоняются. Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Закона №294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении в отношении общества возбуждено в соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 3 части 4 статьи 28.3 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением в ходе систематического наблюдения на основании протоколов мониторинга радиочастотного центра достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как следует из пункта 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 №434 (далее - Положение №434), специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представляет собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.

Организацию деятельности радиочастотной службы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Пунктом 5 Положения №434 к полномочиям радиочастотной службы, помимо прочего, отнесено участие в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в осуществлении полномочий службы, в том числе посредством проведения работ по оценке соблюдения операторами связи лицензионных условий и требований в области оказания услуг связи (подпункт "ф").

В рассматриваемом случае на привлечение к проведению систематического наблюдения радиочастотной службы в лице филиала в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах указано в пункте 4 приказа Управления Роскомнадзора по РД от 25.03.2021 №21-нд

Следовательно, привлечение указанной службы к проведению проверки произведено обоснованно.

Функции по государственному контролю в области оказания услуг почтовой связи ФГУП "ГРЧЦ" в данном случае не передавались, нарушения выявлены уполномоченными лицами Управления на основании документов, оформленных радиочастотной службой, привлеченной к участию в проведении систематического обследования на основании приказа от 25.03.2021 №21-нд и Положения №434. Соответственно, полученные в результате проведения систематического наблюдения доказательства являются надлежащими и вопреки доводам общества подтверждают факт совершения обществом вмененного ему правонарушения.

Полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении подтверждается пунктом 7.1.2.14 Положения об Управлении Роскомнадзора по Республике Дагестан, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 №50, частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, приказом Управления Роскомнадзора по РД от 26.09.2016 №13-к о продлении срока гражданской службы главного специалиста-эксперта Айвазовой Г.Ю. и ее должностным регламентом (п. 13).

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 11.06.2021 АО «Почта России» извещено уведомлением от 28.05.2021 №3030-04/05, направленным обществу по месту его регистрации и врученным адресату 03.06.2021, что подтверждается уведомлением о вручении. В уведомлении от 28.05.2021 также разъяснены предусмотренные КоАП РФ права лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении. Получение уведомления на составление протокола об административном правонарушении общество не оспаривает.

Протокол об административном правонарушении от 11.06.2021 составлен с участием представителя общества Гайдарова А.М. по доверенности от 21.09.2020 №9.2.10-10/29, предусматривающей его полномочия на представление интересов АО "Почта России" по делам об административных правонарушениях, в том числе подписывать и получать протоколы об административных правонарушениях. При составлении протокола представителю общества под расписку разъяснены его права, предусмотренные КоАП РФ, им даны объяснения по существу вмененных нарушений, протокол им подписан, копию протокола получена.

Вмененное АО "Почта России" правонарушение является длящимся, состоит из двух эпизодов, которые выявленным управлением на основании результатов систематического наблюдения 21.05.2021 и 25.05.2021. Таким образом, установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела путем подписания резолютивной части решения от 20.08.2021 не истек.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Частью 3 статьи 4.1 Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

АО "Почта России" ранее решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.12.2020 по делу №А15-4234/2020 привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за совершение однородного правонарушения. Установленный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, на момент совершения правонарушения не истек.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о невозможности применения в отношении общества наказания в виде предупреждения, и с учетом характера совершенного правонарушения для достижения установленной ст. 3.1 КоАП цели наказания считает необходимым и достаточным назначить АО "Почта России" наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В силу части 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 14.1 (ч.3) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь акционерное общество «Почта России», зарегистрированное в качестве юридического лица 01.10.2019 (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000, юридический адрес: шоссе Варшавское, д. 37, г. Москва, 131000), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для уплаты штрафа:

получатель – УФК по Республике Дагестан (Управление Роскомнадзора по Республике Дагестан, место нахождения: г. Махачкала, ул. С. Стальского, д. 2); л/с 04031А19910, ИНН 0562058182, КПП 057201001, Отделение – НБ Республики Дагестан Банка России, БИК 018209001, единый казначейский сет 40102810945370000069, расчетный счет 03100643000000010300, ОКТМО 82701000, КБК 09611601141019002140, УИН 09600000000034524552.

Административный штраф должен быть уплачен в добровольном порядке лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. Платежный документ об уплате штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Лица, участвующие в деле, вправе подать заявление о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                    П.М. Омарова