НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Дагестан от 25.08.2011 № А15-594/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Махачкала

26 августа 2011 г.

Дело №А15-594/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2011 г.

  Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Адамовым Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Дагестанского регионального общественного благотворительного фонда имени Муртазалиева С.М. (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Дагестанской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными акта камеральной таможенной проверки от 19.01.2011 №10801000/4000/190111/К0001/01 в части нецелевого использования гуманитарной помощи, требований об уплате таможенных платежей от 04.02.2011 №3, №4, №5, решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 10.03.2011 №1, №2, №3, решения о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов в банке от 10.03.2011 №3 и постановления о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества плательщика от 05.04.2011 №10801000-2/11П,

при участии

от заявителя: ФИО1, ФИО2 (доверенность от 08.08.2011),

от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 23.05.2011), ФИО4 (доверенность от 23.06.2011), ФИО5 (доверенность от 23.06.2011), ФИО6 (доверенность от 06.05.2011),

УСТАНОВИЛ:

Дагестанский региональный общественный благотворительный фонд имени Муртазалиева С.М. (далее – фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее – таможня) о признании незаконными акта камеральной таможенной проверки от 19.01.2011 №10801000/4000/190111/К0001/01 в части нецелевого использования гуманитарной помощи, требований об уплате таможенных платежей от 04.02.2011 №3, №4, №5.

Фонд также обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к таможне о признании незаконными решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 10.03.2011 №1, №2, №3, решения о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов в банке от 10.03.2011 №3 и постановления о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества плательщика от 05.04.2011 №10801000-2/11П (дело №А15-1232/2011).

Определением суда от 08.08.2011 дело №А15-1232/2011 объединено с настоящим делом для совместного рассмотрения.

Заявления фонда мотивированы тем, что вся полученная гуманитарная помощь была первоначально распределена согласно плану распределения товаров, а в последующем по согласованию с администрацией Кизлярского района, политсоветом Дагестанского регионального отделения партии «Единая Россия» и первоначальными получателями, гуманитарная помощь была переадресована в семь областей центральной полосы Российской Федерации для оказания помощи населению, охваченному лесными пожарами, а часть товаров по акции «Тепло сердец» направлена жителям с. Нечаевка Кизилюртовского района Республики Дагестан, пострадавших от наводнения. Поэтому выводы таможни, изложенные в акте камеральной таможенной проверки о нецелевом использовании, по мнению фонда, являются необоснованными.

Представители фонда в судебном заседании требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлениях.

Таможня представила отзывы на заявления, в которых требования фонда признает необоснованными и просит отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на то, что в ходе камеральной таможенной проверки установлен и документально подтвержден факт нецелевого использования поступившей в адрес фонда гуманитарной помощи, что явилось основанием для направления в адрес фонда требований об уплате суммы ввозных таможенных пошлин и принятия оспариваемых решений.

Представители таможни в судебном заседании требования фонда не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзывах.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства, суд считает, что производство по делу в части оспаривания акта камеральной таможенной проверки от 19.01.2011 №10801000/4000/190111/К0001/01 следует прекратить, а в удовлетворении остальных требований фонда следует отказать по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между фондом и фирмой «LotusVictoryFoundationInc» (США) заключен договор от 23.11.2009 №11-22-09 об оказании международной благотворительной помощи жителям России и Республики Дагестана на общую сумму 100 млн. долларов США.

В соответствии с планом распределения товаров (гуманитарной помощи) (далее – план), утвержденным главой муниципального района «Кизлярский район», получателями гуманитарной помощи являются: Управление социальной защиты населения по Кизлярскому району, Отдел опеки администрации муниципального района «Кизлярский район», Детская юношеская спортивная школа муниципального района «Кизлярский район», Комплексный центр социального обслуживания населения Кизлярского района, муниципальное учреждение «Управление образования Кизлярского района», государственное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа – интернат», Управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в г. Кизляре и Кизлярском районе, Региональная общественная организация по поддержке беженцев и вынужденных переселенцев.

Во исполнение указанного договора и на основании удостоверения Комиссии по вопросам международной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (протокол заседания комиссии от 25.06.2010 №2(37)) в адрес фонда поступила гуманитарная помощь, которая оформлена в льготном порядке по таможенным декларациям №10302070/030810/0002939, №10302070/120810/0003015, №10302070/020910/0003191 в режиме выпуск для внутреннего потребления без уплаты причитающихся таможенных платежей под условием их целевого использования.

Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 18 926 753 рубля 96 копеек, в том числе 18 500 рублей таможенных сборов за таможенное оформление товаров, 14 886 605 рублей 43 копеек ввозной таможенной пошлины и 4 021 648 рублей 53 копейки налога на добавленную стоимость.

После выпуска товаров на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – Таможенный кодекс) таможня провела камеральную таможенную проверку по вопросу соблюдения фондом ограничений по пользованию и распоряжению полученной гуманитарной помощью.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование гуманитарной помощи, что отражено в акте камеральной таможенной проверки от 19.01.2011 №10301000/400/190111/К0001/01.

В адрес фонда таможня направила требования об уплате таможенных платежей и пеней от 04.02.2011 №3 по ГТД №10302070/030810/0002939 на сумму 11 646 010 рублей 37 копеек, от 04.02.2011 №4 по ГТД №10302070/120810/0003015 на сумму 5 566 040 рублей 34 копеек и от 04.02.2011 №5 по ГТД №10302070/020910/0003191 на сумму 2 710 517 рублей 37 копеек.

В связи с неисполнением указанных требований таможня приняла решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 10.03.2011 №1,№2,№3, а также решение о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов в банке от 10.03.2011 №3 и выставила инкассовые поручения, которые не исполнены в связи с отсутствием на счету фонда денежных средств.

В соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации таможня приняла решение и постановление от 04.04.2011 №10501000-2/11П о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества плательщика.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 №95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №95-ФЗ) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам (статья 4 Федерального закона №95-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 №1335 утвержден Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) таможенные платежи, налог и иные обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с законодательством Российской Федерации пени и штрафы подлежат уплате в бюджетную систему Российской федерации.

Как указано в пункте 10 Порядка таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи (содействия), осуществляется в порядке, определяемом Федеральной таможенной службой.

При ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации Федеральная таможенная служба обеспечивает их первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает указанные товары в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 №429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия) (далее – Инструкция).

Согласно пункту 15 Инструкции, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.

В соответствии с пунктом 18 Инструкции таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товаров либо его структурное подразделение, ведет учет стоимостных объемов товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, таможенных сборов за таможенное оформление, и осуществляет контроль за целевым использованием таких товаров после их выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товаров либо его структурное подразделение, проводит проверку целевого использования указанных товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 19 Инструкции предусмотрено, что при обнаружении случаев использования условно выпущенных товаров в целях иных, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, таможенные органы вправе требовать уплаты суммы ввозных таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и таможенных сборов за таможенное оформление товаров, а в случае просрочки уплаты таможенных платежей – уплаты начисленных пеней, а также выполнения других требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее – Комиссия) признала, что поступивший в адрес фонда товар (одежда, обувь, сумки, чулочно – носочные изделия, туалетная бумага, одноразовые полотенца, памперсы (согласно спецификации и плану распределения) общим весом 149,38 тонн и общей стоимостью 315222 долларов США является гуманитарной помощью, о чем выдала соответствующее удостоверение.

В соответствии с планом распределения товаров (гуманитарной помощи), утвержденным главой муниципального района «Кизлярский район», получателями гуманитарной помощи являются: Управление социальной защиты населения по Кизлярскому району, Отдел опеки администрации муниципального района «Кизлярский район», Детская юношеская спортивная школа муниципального района «Кизлярский район», Комплексный центр социального обслуживания населения Кизлярского района, муниципальное учреждение «Управление образования Кизлярского района», государственное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа – интернат», Управление отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в г. Кизляре и Кизлярском районе, Региональная общественная организация по поддержке беженцев и вынужденных переселенцев.

В обоснование своих требований фонд ссылается на то, что гуманитарная помощь, полученная фондом по таможенным декларациям №10302070/030810/0002939, №10302070/120810/0003015, №10302070/020910/0003191, в последующем была перераспределена и согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 06.08.2010 №183 –р направлена в регионы Российской Федерации, пострадавшим от лесных пожаров летом 2010 года.

В качестве доказательства целевого использования гуманитарной помощи фондом в суд представлены: план распределения гуманитарной помощи от 13.05.2011, копия удостоверения Комиссии (вписка из протокола №3/17 от 21.05.2011), копии благодарственных писем региональных отделений партии «Единая Россия» (по Московской, Владимирской, Нижегородской и Воронежских областей), а также копия акта от августа 2010 №б/н государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья» (г. Рязань).

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно пункту 11 Порядка все органы и организации, получающие гуманитарную помощь (содействие), обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи (содействию). Учет и хранение этих товаров осуществляется отдельно от коммерческих товаров.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Министерство финансов Российской Федерации от 03.04.2001 №21н/29н утверждены единая форма бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) ГП-1 и указания по ее заполнению для учета товарно – материальных ценностей, относящихся к гуманитарной помощи (содействию), которые должны применяться юридическими лицами, осуществляющими операции приема – передачи гуманитарной помощи.

Следовательно, в целях получения права на использование льготы по таможенным платежам фонд должен доказать, что полученный им гуманитарный груз использован по целевому назначению, то есть в соответствии с распоряжением донора и предварительным планом распределения гуманитарной помощи.

Письмом от 20.12.2010 №52, полученному по запросу таможни, фонд подтвердил, что операции, связанные с ввозом товаров в качестве гуманитарной помощи по вышеназванным таможенным декларациям в бухгалтерском учете не отражались, единая форма бухгалтерского учета гуманитарной помощи №ГП-1 и акты приема – передачи товаров при его распределении не составлялись.

Данные обстоятельства подтвердили и представители фонда, присутствовавшие в судебном заседании.

Благодарственные письма из регионов Российской Федерации судом не принимаются в качестве относимых и допустимых доказательств по данному спору, поскольку из них невозможно однозначно установить происхождение гуманитарной помощи, направленной в их адрес, невозможно идентифицировать, что в их адрес под эгидой партии «Единая Россия» была направлена гуманитарная помощь, потупившая в адрес фонда именно по таможенным декларациям №10302070/030810/0002939, №10302070/120810/0003015, №10302070/020910/0003191.

Ни ходе камеральной таможенной проверки, ни в ходе судебного разбирательства фондом не представлены формы учета гуманитарной помощи №ГП-1 и акты приема – передачи ее конечным получателям в соответствии с планом распределения.

В силу статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является допустимым доказательством и копия удостоверения Комиссии от 31.05.2011. поскольку его подлинник не представлен на обозрение суда, а представители таможни поставили под сомнение его выдачу соответствующим органом.

Не является относимым и допустимым доказательством и копия акта от августа 2010 (дата не читается) составленного ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья» (г. Рязань), поскольку он составлен в одностороннем порядке, в нем указывается, что гуманитарная помощь, поступившая из Республики Дагестан, является непригодной для эксплуатации, но не указан конкретный отправитель товара.

Кроме того, из проспектов о передаче гуманитарной помощи Воронежской, Владимирской, Нижегородской областям, ФИО7 следует, что гуманитарная помощь собрана жителями Республики Дагестан.

Ссылка фонда на то, что гуманитарная помощь им распределена в рамках акции «Тепло сердец» также является необоснованной, поскольку такая акция проходила в Республике Дагестан со 2 по 4 июня 2010 года, т.е. до поступления спорных партий гуманитарной помощи в адрес фонда.

В ходе камеральной таможенной проверки таможня установила отсутствие у фонда гуманитарной помощи, полученной по вышеназванным таможенным декларациям.

Доказательства ее целевого использования фондом в суд не представлены, в связи с чем таможня правомерно направила в адрес фонда оспариваемые требования об уплате таможенных платежей и у суда нет правовых оснований для признания их недействительными.

Последующие действия таможни по принятию решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 10.03.2011 №1, №2, №3, решения о приостановлении операций по счетам плательщика таможенных пошлин, налогов в банке от 10.03.2011 №3 и постановления о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества плательщика от 05.04.2011 №10801000-2/11П полностью соответствуют требованиям статей 46, 47, 70 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований фонда о признании указанных ненормативных правовых актов таможни недействительными.

Фондам также заявлено требование о признании недействительным акта камеральной таможенной проверки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 29 Кодекса арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Кодекса может быть признан судом недействительным, понимается документ, адресованный конкретному лицу, и содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Оспариваемый фондом акт камеральной таможенной проверки фиксирует выявленную в момент проверки ситуацию, не влечет правовых последствий, не определяет субъекта ответственности и санкцию.

Таким образом, сам по себе акт проверки не порождает для фонда каких-либо правовых, в том числе негативных последствий, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В указанном документе фиксируются результаты проведенной проверки, факты и обстоятельства, которые могут послужить основаниями для принятия решения уполномоченным органом и повлечь наступление правовых последствий, обязательных для исполнения.

Оспариваемый в данном деле акт не обладает указанными признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности фонда, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку содержит лишь результаты камеральной таможенной проверки.

Следовательно, названный акт таможенного органа не обладает признаками ненормативного акта, оспаривание которого возможно в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу в этой части следует прекратить.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 102, 104 Кодекса уплаченная обществом государственная пошлина в размере 2000 рублей по требованию о признании недействительным акта камеральной таможенной проверки следует возвратить фонду из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167,170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Дагестанского регионального общественного благотворительного фонда имени Муртазалиева С.М. о признании недействительными требований Дагестанской таможни об уплате таможенных платежей от 04.02.2011 №3,4,5, решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке от 10.03.2011 №1,2,3, решения о приостановлении операций по счетам плательщика в банке от 10.03.2011 №3 и постановления о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика от 05.04.2011 №10801000-2/11П отказать.

В остальной части производство по делу прекратить.

Возвратить Дагестанскому региональному общественному благотворительному фонду имени Муртазалиева С.М. из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в Федеральный арбитражный суд северо – Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья

Ш.М. Батыраев