АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Махачкала 16 мая 2014 года Дело №А15-425/2014 Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2014 года. Полный текст решения изготовлен 16 мая 2014 года. |
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алигаевым Ш.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А15-425/2014 по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об аннулировании выданной Религиозной организации Исламскому университету им. Шейха Абдулла Эфенди (ИНН 0542016762) лицензии серии ААА №002314 от 30.11.2011 на право осуществления образовательной деятельности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – адвоката Магомедова Н.К. (удостоверение №1443 от 21.02.2013, доверенность от 28.03.2014),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор, заявитель, лицензирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об аннулировании выданной Религиозной организации Исламскому университету им. Шейха Абдулла Эфенди (далее – исламский университет, заинтересованное лицо, лицензиат) лицензии серии ААА №002314 от 30.11.2011 на право осуществления образовательной деятельности.
В качестве основания для аннулирования лицензии в заявлении указано неисполнение лицензиатом в установленный срок предписания об устранении нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
В отзыве на заявление исламский университет просит отказать в удовлетворении требования лицензирующего органа, поскольку им были приняты все меры для устранения выявленных нарушений и документы об этом были представлены в Рособрнадзор 29.05.2013.
От заявителя 25.04.2014 в суд по электронной почте поступило письменное пояснение от 22.04.2014 №01-51-111/11-169, в котором указывается, что в первоначальном заявлении об аннулировании лицензии ошибочно было указано на то, что университетом не был представлен отчет об устранении нарушений и документов 29.05.2014. Вместе с тем, оценка представленным документам была дана и установлено, что предписание от 24.04.2013 в полном объеме не исполнено, что также подтверждается и постановлением мирового судьи судебного участка №101 от 24.07.2013 по делу №3-307/2013.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) был объявлен перерыв до 12.05.2014.Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Ходатайством от 08.05.2014 №11-81 заявитель просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, и просил отказать в удовлетворении требований заявителя об аннулировании лицензии. Он пояснил, что отчет об исполнении предписания с приложенными документами был представлен в Рособрнадзор 29.05.2013, о чем имеется отметка на описи представленных документов. Представитель исламского университета также просил суд учесть то обстоятельство, что университет, преподающий основы традиционного ислама, играет важную роль в религиозно-просветительской деятельности Дагестана, о чем свидетельствует и выданные ему почетные грамоты и дипломы за вклад в развитие исламского просвещения.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, все имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Религиозная организация Исламский университет им. Шейха Абдулла Эфенди является действующим юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве с 03.03.2006. Основным видом деятельности университета является образовательная деятельность по подготовке священнослужителей исламского вероисповедания (п. 1.3 и 5.1 устава).
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки исламскому университету (ИНН 0542016762, место нахождения: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Гагарина, 42) выдана бессрочная лицензия серии ААА №002314 от 30 ноября 2011 года – на право ведения образовательной деятельности.
С целью выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №АХ-П8-291с на основании приказа Рособрнадзора от 10.12.2012 №1511 в период с 11.12.2012 по 24.12.2012 в отношении университета проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проверки образовательной деятельности лицензиата выявлены нарушения лицензионных требований и условий, которые отражены в акте проверки от 24.12.2012 №131/ВП/Л.
На основании пункта 23 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" (далее – Закон №3266-1), действовавшего на момент проведения проверки, лицензиату выдано предписание от 24.04.2013 №03-56-02/10-П об устранении выявленных нарушений в срок до 05.06.2013.
В связи с невыполнением в установленный срок предписания от 24.04.2013 об устранении нарушений, на основании абзаца 2 пункта 24 статьи 33.1 Закона РФ №3266-1 и пункта 1 части 1 статьи 20 Закона №99-ФЗ распоряжением Рособрнадзора от 16.07.2013 №2077-07 действие лицензии от 30.11.2011 серии ААА №002314 приостановлено на два месяца. Копия распоряжения от 16.07.2013 о приостановлении лицензии с сопроводительным письмом от 16.07.2013 №07-1283 направлена исламскому университету и Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Дагестан, что подтверждается копией реестра почтовых отправлений от 18.07.2013.
Поскольку лицензиатом до истечения срока приостановления действия лицензии, в Рособрнадзор не представлены доказательства исполнения предписания в полном объеме, лицензирующий орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №594 (далее – Положение о Рособрнадзоре), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Пунктом 5.9 Положения к полномочиям Рособрнадзора отнесено лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В силу пункта 35 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174 (далее – Положение о лицензировании), действовавшего на момент проведения проверки и выдачи предписания, контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее – лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом Российской Федерации "Об образовании".
Рособрнадзором в отношении Религиозной организации Исламского университета им. Шейха Абдулла Эфенди проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
По результатам проведенной с 11.12.2012 по 24.12.2012 проверки образовательной деятельности лицензиата выявлены нарушения лицензионных требований и условий, на устранение которых исламскому университету выдано предписание от 24.04.2013.
В соответствии с пунктами 23, 24 статьи 33.1 Закона №3266-1, действовавшего на момент проведения проверки и выдачи предписания учреждению, в случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении указанного в пункте 23 настоящей статьи предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Из материалов дела следует, что Религиозная организация Исламский университет им. Шейха Абдулла Эфенди в ответ на предписание от 24.04.2013 представило в Рособрнадзор 29.05.2013 перечень документов о принятых мерах по устранению нарушений.
Поскольку представленные лицензиатом документы не подтвердили исполнение предписания в полном объеме, госинспектором отдела лицензионного контроля Чумак-Жунь Д.А. в отношении Исламского университета составлен протокол об административном правонарушении от 18.06.2013 №131/ВП/Л-19.5.1 и постановлением мирового судьи судебного участка №101 г.Дербента от 24.07.2013 по делу №3-307/2013 университет привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок предписания Рособрнадзора.
Как указывает заявитель, предписание от 24.04.2013 не было исполнено религиозной организацией и после издания Рособрнадзором распоряжения от 16.07.2013 о приостановлении действия лицензии на два месяца. В установленный срок лицензиат не представил в лицензирующий орган отчет об устранении нарушений условия лицензирования. А представленные исламским университетом 23.10.2013 документы также не подтверждают исполнение предписания в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела в суде религиозной организацией в подтверждения своих доводов о принятии мер по исполнению предписания представлены штатное расписание, копии утвержденных ректором университета учебных планов на 2008-2012 годы, график учебного процесса; приказы о принятии на работу, трудовые договоры, копии дипломов и трудовых книжек Саидова А.Э. (ректора университета), Саидова И.Э. (проректора по воспитательной работе), Байрамбекова Р.Ш. (декана факультета арабского языка), Эмирбекова М.М. (проректора по учебной части), Ахмедова Г.Д. (проректора по международным вопросам); копии трудовых контрактов и дипломов с преподавателями почасовиками; копии рабочих программ следующих дисциплин: "Практический курс арабского языка" 2, 3, 4 и 5 курсов, "Практический курс (Логика)", "Практический курс (Английский)", "Практический курс (психология и педагогика)", "Информатика", "Практический курс (Физическая культура)", "Практический курс (История религии)", "Практический курс (История России)", "Практический курс (русский язык)", "Практический курс (Корановедение)", "Физика", "География", "Математика: Математическое моделирование", тематический комплекс по дисциплине "Корановедение", тематический комплекс по дисциплине "Исламское практическое право (Фикх)"; учебно-методические комплексы по дисциплинам: "Арабский язык", "Культура речевого общения", "Вероучительная литература", "Теория и культура ислама", "Риторика Арабского языка", "Основы теории второго изучаемого языка (арабский язык)", "Практический курс первого иностранного (английского) языка", "Риторика русского языка", "Информатика", "История религий", "Педагогика и психология", "Математика: Математическое моделирование", "Физика", "География", "История России том 1 и том 2", "Физическая культура", "Логика". Также заинтересованным лицом представлен ответ Информационного центра МВД по Республике Дагестан от 12.05.2014 №2/9-3252, в котором сообщается, что справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования выдаются государственным или муниципальным органам.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что исламским университетом предписание Рособрнадзора от 24.04.2013 выполнено не в полной мере.
Так, в представленных лицензиатом учебных планах не указаны сведения о форме обучения; рабочие программы не всех учебных курсов в соответствии с учебными планами представлены, УМК по дисциплине "История России" разработан для направления 050400.62 Социально-экономическое образование по профилю подготовки №050401 – История, УМК по дисциплине "География" разработан ГБОУ СПО ПО "Опочецский индустриально-педагогический колледж" по специальности 050146 "Преподавание в начальных классах", УМК по дисциплине "Физика" предназначен для студентов специальности 080110.51 "Экономика и бухгалтерский учет", УМК по дисциплине "Математика: Математическое моделирование" разработан для СПО "Технология машиностроения", "Механизация сельского хозяйства", УМК по дисциплине "История религий" разработан для подготовки эрудированных кадров для Сахалинской области.
С учетом изложенного, требование Рособрнадзора об аннулировании выданной Исламскому университету лицензии по формальным критериям является обоснованным и правомерно заявленным.
Из содержания определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 №16-О, постановлений от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан.
Таким образом, учитывая исключительный характер рассматриваемой меры государственного принуждения (аннулирования лицензии), арбитражный суд не может ограничиться формальным анализом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении лицензиатом требований законодательства, вправе (обязан) оценить обстоятельства, установленные лицензирующим органом при принятии решения об обращении в арбитражный суд за аннулированием лицензии.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что исламским университетом принимались меры по устранению выявленных нарушений и исполнению выданного ему предписания. Лицензиат 29.05.2013, 23.10.2013 и 01.04.2014 в Рособрнадзор представил документы о принятых им мерах по устранению выявленных нарушений. Представленные документы подтверждают исполнение второго пункта предписания и привлечение университетом педагогических работников, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности по дисциплинам "Основы безопасности и жизнедеятельности" (Рустамов А.Ю., контракт от 10.01.2013 №02, копии диплома Ю№618751 и трудовой книжки), "Законы государства о религии" (Исрафилов М.С., контракт от 10.01.2013 №04, диплом №00343), "Основы государственного управления и права" (Алирзаев З.М., контракт от 10.01.2013 №01, диплом юриста №ВСА 0499048, диплом кандидата педагогических наук №123203), "Основы экономики" (Ордуханов К.М., контракт от 10.01.2013 №03, диплом ИВС №0015934). Первый пункт предписания исламским университетом исполнен частично, поскольку не вся учебно-методическая документация, соответствующая установленным требованиям, представлена. Между тем, предпринятые лицензиатом меры об устранении выявленных недостатков свидетельствуют об отсутствии у него пренебрежительного отношения к соблюдению требований законодательства о лицензировании.
Кроме того, как пояснил представитель заинтересованного лица в судебном заседании и следует из представленных им в материалы дела документов, Религиозная организация исламский университет им. Шейха Абдулла Эфенди вносит значимый вклад в развитие исламского просвещения, духовно-нравственных ценностей ислама и дружбы между народами Российской Федерации. Об этом свидетельствуют представленные заинтересованным лицом в материалы дела копии благодарности Совета муфтиев России от 28.04.2009; грамоты Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий от 07.07.2009, диплома Духовного управления мусульман Чеченской Республики от 29.11.2013, грамоты фонда поддержки традиционных религий, культуры, науки и образования от 07.07.2009, Почетной грамоты Комитета Правительства РФ по делам религий от 07.07.2009, Благодарственного письма Председателя Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД от 04.02.2014.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит достаточных оснований для применения к исламскому университету такой крайней меры как аннулирование лицензии, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления Рособрнадзора.
В соответствии со статьями 112 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, разрешаются вопросы распределения между сторонами судебных расходов.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя, который как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.01.2014 №11-14 об аннулировании выданной Религиозной организации Исламскому университету им. Шейха Абдулла Эфенди (ИНН 0542016762) лицензии серии ААА №002314 от 30.11.2011 на право осуществления образовательной деятельности отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Дагестан в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья П.М. Омарова