НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Дагестан от 01.12.2015 № А15-1239/15

г. Махачкала

02 декабря 2015 года Дело №А15-1239/2015

Резолютивная часть решения объявлена 01 декабря 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 декабря 2015 года

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Цахаева С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алиевой Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению администрации муниципального района «Левашинский район» Республики Дагестан к Министерству финансов РД и к Службе государственного финансового контроля РД о признании недействительным акта ревизии от 08.12.2014, приказа Министерства финансов Республики Дагестан от 10.02.2015 №20/4 и обязании Министерства финансов Республики Дагестан возвратить в бюджет МР «Левашинский район» незаконно взысканные средства в сумме 31585,5 (тридцать один миллион пятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей, а также отказ от требований о признании акта ревизии от 08.12.2014 недействительным по следующим пунктам: абзац 4, стр. 5; абзац 3 стр. 11; абзац 1, стр. 15 и абзац 2 стр. 18, с участием в судебном заседании представителей:

от заявителя – Ибрагимов М.М., доверенность от 12.01.2015 №01-37, Гаджимагомедова М.К., доверенность от 28.08.2015 №01-37,

от заинтересованного лица – Службы государственного финансового контроля РД - Качаев Т.Р., доверенность от 12.01.2015,

от заинтересованного лица – Министерства финансов РД – Чавтараева П.М., доверенность от 05.10.2015,

УСТАНОВИЛ:

администрация Муниципального района «Левашинский район» Республики Дагестан (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству финансов РД и к Службе государственного финансового контроля РД о признании недействительным акта ревизии от 08.12.2014, приказа Министерства финансов Республики Дагестан от 10.02.2015 №20/4 и обязании Министерства финансов Республики Дагестан возвратить в бюджет МР «Левашинский район» незаконно взысканные средства в сумме 31585,5 (тридцать один миллион пятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей.

Определением суда от 23.11.2015 приняты к рассмотрению суда уточненные заявителем требования в части :

- признания акта ревизии от 08.12.2014 недействительным по следующим пунктам: абзац 4, стр. 5; абзац 3 стр. 11; абзац 1, стр. 15 и абзац 2 стр. 18;

- о признании незаконными действий Министерства финансов РД по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД в сумме 31 585.5 тыс. рублей, взысканных согласно справкам Федерального казначейства №793498 от 18.03.2015, №794638 от 19.03.2015, №795484 от 20.03.2015, №796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, №797674 от 25.03.2015, №799051 от 26.03.2015, №799931 от 27.03.2015, №801389 от 30.03.2015, №802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015.

Судебное разбирательство по делу этим же определением суда отложено на 14 час. 30 мин 01.12.2015.

Представители заявителя в судебном заседании заявили отказ от требований в части признания незаконными абзаца 4, стр. 5; абзаца 3 стр. 11; абзаца 1, стр. 15 и абзаца 2 стр. 18 акта от 08.12.2014, производство по делу в этой части просили прекратить, заявленные требования поддержали, сообщили, что заявитель уточняет заявленные требования и просит суд:

- признать незаконными действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения №03-10/316 от 31.12.2014;

- признать незаконными действия Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК №793498 от 18.03.2015, №794638 от 19.03.2015, №795484 от 20.03.2015, №796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, №797674 от 25.03.2015, №799051 от 26.03.2015, №799931 от 27.03.2015, №801389 от 30.03.2015, №802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015;

- обязать Министерство финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР «Левашинский район» РД.

Заинтересованные лица представили отзывы на заявление, их представители в судебном заседании заявление не признали, на заявление об отказе от части требований не возразили, в части уточнения требований возразили, просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспоренных действий при направлении уведомления №03-10/316 от 31.12.2014 о применении бюджетных мер принуждения и бесспорного взыскания средств в сумме 31585,5 тыс. руб., заявили о пропуске трехмесячного срока подачи заявления, повторили доводы и возражения, изложенные в отзывах на заявление.

Суд рассмотрев, частичный отказ заявителя от заявленных требований о признании незаконными абзаца 4, стр. 5; абзаца 3 стр. 11; абзаца 1, стр. 15 и абзаца 2 стр. 18 акта от 08.12.2014, отказ от этих требований принимает и производство по делу в этой части прекращает, так как отказ заявлен в соответствии с требованиями ст. 49 АПК РФ, не нарушает права и законные интересы других лиц и заявлен уполномоченным представителем заявителя.

Судом приняты к рассмотрению уточненные требования заявителя:

- о признании незаконными действий Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения №03-10/316 от 31.12.2014;

- о признании незаконными действий Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК №793498 от 18.03.2015, №794638 от 19.03.2015, №795484 от 20.03.2015, №796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, №797674 от 25.03.2015, №799051 от 26.03.2015, №799931 от 27.03.2015, №801389 от 30.03.2015, №802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015;

- об обязании Министерства финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР «Левашинский район» РД.

Так как в соответствии со ст. 49 АПК РФ при их заявлении изменен предмет иска, а основание заявленных требований, указанные в первоначальном заявлении, не изменены. В связи с этим заявителем срок подачи заявления, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, не пропущен.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев заявленные требования и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования с учетом их последнего уточнения, на основании следующего.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Службы государственного финансового контроля РД №05-11/15а от 18.09.2014 Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее – Служба) проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального района «Левашинский район», целевого и эффективного использования бюджетных средств за 2013 год.

По результатам проведенной в отношении муниципального района «Левашинский район» проверки Службой 08.12.2015 составлен сводный акт проверки и 21.01.2015 в адрес МР «Левашинский район» в лице главы администрации в адрес Министерства направлено уведомление о применении в отношении МР «Левашинский район» бюджетных мер принуждения от 31.12.2014 № 03-10/316, кторое им получено 13.01.2015.

На основании уведомления Службы от 31.12.2014 № 03-10/316 Министерством приказом от 10.02.2015 в отношении МР «Левашинский район» применены бюджетные меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК №793498 от 18.03.2015, №794638 от 19.03.2015, №795484 от 20.03.2015, №796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, №797674 от 25.03.2015, №799051 от 26.03.2015, №799931 от 27.03.2015, №801389 от 30.03.2015, №802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015.

Администрация МР «Левашинский район», считая указанные действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан по направлению уведомления от 31.12.2014 № 03-10/316 и действия Министерства финансов РД по применению указанных бюджетных мер принуждения незаконными, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оспорила эти действия в арбитражном суде.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 157 БК РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

Также, согласно статье 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

Учитывая изложенное, финансовые органы субъектов Российской Федерации могут быть наделены полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений (письмо Минфина России от 25.09.2013 N 02-07-10/39742 «О возможном наделении финансовых органов субъектов Российской Федерации полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений»).

Суд установил, что Служба государственного финансового контроля РД согласно пункту 6 Положения «О Службе государственного финансового контроля РД», утвержденного указом Президента Республики Дагестан от 07.06.2013 №180, в целях реализации своих полномочий вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки и направлять объектам контроля заключения, представления и (или) предписания.

Суд считает, что действия Службы государственного финансового контроля РД по проведению указанной проверки соответствуют его полномочиям согласно Положению. Указанные действия совершены в пределах полномочий.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 53 Административного регламента исполнения Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее Административный регламент), утвержденного приказом руководителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан от 05.05.2014 №05-10/90, результаты проверки (ревизии), встречной проверки, обследования оформляются, соответственно, актом проверки (ревизии), актом встречной проверки и заключением. При этом акт встречной проверки, заключение по результатам обследования прилагаются к акту проверки (ревизии), в рамках которой были проведены соответственно встречная проверка и (или) обследование (в случае, если обследование проводилось в рамках другого контрольного мероприятия).

При необходимости обобщения результатов взаимосвязанных проверок (ревизий) нескольких объектов составляется сводный акт проверки (ревизии).

Акт проверки (ревизии) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Описательная часть акта проверки (ревизии) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки (ревизии).

В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки (ревизии), должны быть указаны: положения нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения (п. 57 Административного регламента).

Акт проверки от 08.12.2014 не содержит конкретных ссылок на документы, подтверждающие указанные обстоятельства, что противоречит требованиям п. 57 Административного регламента исполнения Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее Административный регламент), утвержденного приказом руководителя Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан от 05.05.2014 №05-10/90.

Суд установил, что акт проверки от 08.12.2015 не содержит конкретных ссылок, какие бюджетные средства по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации на 2013 год администрацией когда, согласно какого документа использованы не по целевому назначению.

В акте проверки указано, что в нарушении пункта 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2013 году для всех казенных учреждений общего образования района администрацией муниципального района в органах федерального казначейства не открыты отдельные лицевые счета и фактически централизованная бухгалтерия продолжала действовать. Главными распорядителя денежных средств являлись глава администрации MP «Левашинский район» с правом первой подписи и главный бухгалтер с правом второй подписи.

По мнению Службы, указанные действия администрации нарушают требования статьи 38 БК РФ, выразившиеся в направлении средств фонда компенсации поступивших на реализацию основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (Госстандарт образования) на выплату зарплаты бухгалтерам школ в 2013 году.

Как следует из акта проверки, на указанные цели администрацией израсходованы бюджетные средства на общую сумму 9251,4 (девять миллионов двести пятьдесят одна тысяча четыреста) рублей.

По мнению Службы, и как указано в акте, данные расходы должны были быть произведены за счет средств дотации или собственных доходов.

Как следует их материалов дела, администрацией МР «Левашинский район» в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года №83 «О внесении - изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» еще с 2012 года для всех муниципальных казенных образовательных учреждений открыты лицевые счета, что подтверждается платежными документами отдела №31 Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан.

Согласно пункту 1 статьи 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Пункт 10.1. статьи 161 БК РФ предусматривает право казенного учреждения на основании договора (соглашения) передать иной организации (в данном случае централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. В данном случае в соответствии с указанной нормой БК РФ между муниципальными казенными образовательными учреждениями МР «Левашинский район» и отделом учета и отчетности были заключены договоры по ведению бухгалтерского учета и на основании доверенностей были переданы право подписи документов. Бухгалтеры образовательных учреждений района числятся в штатном расписании образовательных учреждений, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из приказов образовательных учреждений.

Из представленных в дело приказов по Кутишинской СОШ от 01.01.2013, МКОУ «Кулецминская СОШ», аналогично и по всем другим образовательным учреждениям Левашинского района, следует, что Курбанова У.А., Давудова М.Н. и другие лица приняты на работу бухгалтерами школ.

В соответствии с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования, доведенными письмами Минфина РФ от 07.10.2003 № 10-02-08 и Минобразования РФ от 18.09.2003 № 20-51-2829/20-01, в состав работников образовательного учреждения, финансируемых за счет субвенций, входят и работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе бухгалтеры и экономисты.

В письме Министерством образовании и науки РФ от 15.04.2009 № 03- 716 «О штатном расписании в образовательных учреждениях» дано разъяснение о том, что в настоящее время для общеобразовательных учреждений типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены. Общеобразовательные учреждения несут ответственность за реализацию общеобразовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе. Согласно Уставу общеобразовательной школы директор является единоличным распорядителем денежных средств в пределах требований, установленных законодательством РФ, заключает от имени школы договоры и муниципальные контракты.

Далее в акте указано что, средства республиканского бюджета РД, предусмотренные на мероприятия по социально - экономическому развитию районов и городов РД, уточненный план на 2013 год в размере 34771,6 (тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот) рублей перечислены ООО «Строитель» согласно государственному контракту от 11.02.2011 на строительство участковой больницы и поликлиники МО «Сельсовет Мекегинский».

В уведомление Службы о применении бюджетных мер принуждения от 31 декабря 2014 года за №03-10/316 указано, что средства республиканской целевой программы «Мероприятия по социально - экономическому развитию районов и городов на 2012 год», предусмотренные на строительство участковой больницы селения Мекеги в сумме 14000000 рублей, использованы не по целевому назначению.

Как следует из материалов дела, между администрацией MP «Левашинский район» в лице главы Магомедова М.М с одной стороны (заказчик) и ООО «Строитель» (подрядчик) с другой стороны 11.02.2011 заключен государственный контракт. Согласно пункту 4 контракта он финансируется из республиканского бюджета в соответствии с порядком финансирования.

Судом установлено, что в связи с тем, что средства из республиканского бюджета в бюджет МР «Левашинский район» поступали несвоевременно, администрация района во исполнение обязательств по оплате строительных работ из собственных средств произвела оплату подрядчику стоимости работ, что подтверждается платежными поручениями от 21.04.2011 №115 и от 27.12.2011 за №363 о перечислении подрядчику средств в сумме 14000000 рублей, в целях своевременного выполнения подрядчиком контракта.

Таким образом, администрация MP «Левашинский район» перечислила подрядчику всего 48771600 (сорок восемь миллионов семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот) рублей, из них средства в сумме 14000, (четырнадцать миллионов) рублей в последующем согласно акту сверки от 17.12.2012 возвращены в бюджет MP «Левашинский район», что подтверждает платежным поручением от 20.02.2013 №2.

В последующем поступившие целевые средства по программе в сумме 34771600 (тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча шестьсот) рублей также были перечислены ООО «Строитель», что подтверждает заявка на кассовый расход от 12.02.2013 за №00000531.

В акте проверки далее указано, что средства, выделенные из республиканской целевой программы «Чистая вода» на строительство водоочистных сооружений для водоснабжения на территории селения Леваши, перечислены подрядчику - ООО «Чистая вода» в отсутствие подтверждения выполнения работ и фактических расходов, вследствие чего, по мнению Службы, возникла дебиторская задолженность в сумме 3634,4 (три миллиона шестьсот тридцать четыре тысяча сто) рублей.

В тоже время в самом акте проверки указано, что эти средства ООО «Чистая вода» были возвращены администрации MP «Левашинский район» как излишне перечисленные средства, согласно платежному поручению №1 от 14 января 2014 года и в последствии в нарушение статьи 38 БК РФ за счет средств, предусмотренных по КОСГУ - 310 «Увеличение стоимости основных средств», произведены расходы по КОСГУ - 226 «Прочие услуги».

Левашинский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по РД в постановлении от 25.11.2015 по угловному делу №52896 о прекращении уголовного преследования по фактам и обстоятельствам, изложенным в акте проверки от 08.12.2014, на основании которого совершены оспоренные по данному делу действия, указал, что согласно заключению финансово-экономической экспертизы № 800-15 от 11.11.2015 не имело место нецелевое расходование бюджетных средств в размере 14 миллионов рублей, выделенных в 2013 году за счет средств Республиканской адресной инвестиционной программы на строительство участковой больницы с. Мекеги Левашинского района, поскольку при списании средств в бюджет с лицевого счета Администрации MP «Левашинский район» допущена серьезная ошибка. Вместе того, чтобы применить первоначальный код по ранее перечисленной сумме 14 миллионов рублей, списание в бюджет района проведено по другому коду.

Следственное управление также указало, что не имело места нецелевое расходование бюджетных средств в размере 4 миллионов 700 тыс. рублей, выделенных из республиканского бюджета для ремонта дорог общего пользования МО «сельсовет Аялакабский» Левашинского района, поскольку имелась ошибка при заполнении заявки на кассовый расход.

Вопрос в части того, имело ли место нецелевое использование бюджетных средств, выделенных из республиканского бюджета в размере 3 миллионов 634,1 тыс. рублей, предусмотренных по РЦП «Чистая Вода», согласно заключению эксперта № 800-15 от 11.11.2015 решение данного вопроса не имеет смысла, поскольку указанные средства не были перечислены в проверяемый период, а были перечислены в 2014 году и соответственно не могли быть предметом проверки.

Следственное управление также указало, что не имело место нецелевое расходование бюджетных средств в размере 9 миллионов 251 тысячи 400 рублей, а имело место нарушение ФЗ РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», администрацией MP «Левашинский район» не обеспечено отделение от централизованной бухгалтерии администрации учреждений образования. При этом указанные нарушения не относятся к нарушениям бюджетного законодательства и не свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств. В связи с названными обстоятельствами уголовное преследование в отношении главного бухгалтера администрации МР «Левашинский район» Бурганодинова Б.М. прекращено.

Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н «Об утверждении указаний о порядке бюджетной классификации Российской Федерации» средства, предусмотренные по КОСГУ – 310, могут быть отнесены на расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, то есть администрация MP «Левашинский район» оплатила муниципальные контракты от 16 ноября 2012 года за №2, от 14 августа 2012 года за №309 и контракт от 10 сентября 2012 года за №0303300119312000021 261558 за счет указанных средств по целевому назначению.

Служба по итогам в акте проверки также ссылается на нарушение администрацией МР «Левашинский район» требований статьи 38 БК РФ, выразившиеся в том, что средства в размере 4700 (четыре миллиона семьсот тысяч) рублей, предусмотренные на капительный ремонт дорог общего пользования МО «сельсовет Аялакабский», использованы на капитальный ремонт дорог МО «село Леваши».

Как следует из материалов дела, между администрацией района и ООО «Изобилие» (подрядчик) были заключены муниципальные контракты от 24 декабря 2012 года за №03033001193122000036 на ремонт и восстановление дорог в селении Леваши и муниципальный контракт от 27 сентября 2013 года за №0303300119313000013_261558 на ремонт внутри сельских дорог муниципального образования «сельсовет Аялакабский», то есть оба контракта заключены с одной организацией. По причине технической ошибки рабочего персонала средства были перечислены по муниципальному контракту от 24 декабря 2012 года за №03033001193122000036, но на счет подрядчика, с кем заключен муниципальный контракт от 27 сентября 2013 года за №0303300119313000013_261558.

С учетом указанных обстоятельств суд установил, что по оспоренным и приведенным фактам расходования администрацией бюджетных средств в том числе: средств фонда компенсации поступивших на реализацию основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования (Госстандарт образования), средств республиканской целевой программы «Мероприятия по социально - экономическому развитию районов и городов на 2012 год» и средств, выделенных из Республиканской целевой программы «Чистая вода», по нецелевому назначению не допущено.

В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно ч. 5 ст. 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

Статья 306.1 БК РФ устанавливает, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (ч. 1).

Статьей 306.2 БК РФ установлено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 1).

Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии) (ч. 6).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения №03-10/316 от 31.12.2014, а также действия по рассмотрению и принятию мер взыскания производится при наличии оснований для этого и если эти основания в соответствии с пунктом 71 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 №1092 (в редакции от 29.10.2014) «О порядке осуществления Федеральной службой финасово-бюджетного надзора, полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» отражены в уведомлении.

Исследовав, направленное в адрес Минфина РД уведомление №03-10/316 от 31.12.2014 суд установил, что оно составлено с нарушением требований пункта 71 постановления Правительства РД от 28.11.2013 №1092, так как не содержит описания совершенного бюджетного нарушения, а только констатирует факты нарушений. Поэтому действия Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК №793498 от 18.03.2015, №794638 от 19.03.2015, №795484 от 20.03.2015, №796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, №797674 от 25.03.2015, №799051 от 26.03.2015, №799931 от 27.03.2015, №801389 от 30.03.2015, №802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015, с учетом изложенного также не соответствуют приведенному выше законодательству, нарушают права и охраняемые интересы администрации МР «Левашинский район», что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ для признания его действий незаконными и удовлетворения заявленного требования.

С учетом указанных обстоятельств суд также удовлетворяет и требования администрации об обязании Министерства финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР «Левашинский район» РД.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 150, 156, 159, 167-170, 176, 197, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан

Р Е Ш И Л:

принять отказ администрации МР «Левашинский район» от части требований о признании незаконными абзаца 4, стр. 5; абзаца 3 стр. 11; абзаца 1, стр. 15 и абзаца 2 стр. 18 акта от 08.12.2014. Производство по делу А15-1239/2015 в этой части прекратить.

Действия Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан о направлении уведомления о применении бюджетных мер принуждения №03-10/316 от 31.12.2014 признать незаконными.

Действия Министерства финансов Республики Дагестан по применению бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из республиканского бюджета РД, в сумме 31585,5 тыс. руб. согласно справкам УФК №793498 от 18.03.2015, №794638 от 19.03.2015, №795484 от 20.03.2015, №796275 от 23.03.2015, от 24.03.2015, №797674 от 25.03.2015, №799051 от 26.03.2015, №799931 от 27.03.2015, №801389 от 30.03.2015, №802280 от 31.03.2015, от 01.04.2015, от 02.04.2015 и от 03.04.2015 признать незаконными и обязать Министерство финансов Республики Дагестан совершить действия по возврату из республиканского бюджета РД 31585,5 тыс. руб. в бюджет МР «Левашинский район» РД.

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) в месячный в срок, через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья С.А. Цахаев