АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
07 августа 2020 года Дело № А10-7583/2019
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2020 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390) к муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (ОГРН 1090327002160, ИНН 0326483106) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере
1 777 769 рублей 82 копеек, пеней в размере 245 223 рублей 15 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Чимитдоржиевой В.Ж. (доверенность от 17.01.2020, паспорт, диплом), Черноок М.В. (служебное удостоверение),
муниципального бюджетному учреждению «Комбинат по благоустройству
г. Улан-Удэ» - Николаевой Н.Б. (доверенность от 20.03.2020, паспорт, диплом),
Республиканская служба по тарифам – извещена надлежащим образом, заказное письмо с уведомлением № 67000834856784 получено адресатом 15.01.2020,
установил:
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление, Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (далее – ответчик, МБУ «КБУ
г. Улан-Удэ») о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 777 386 рублей 29 копеек, пеней в размере 240 424 рублей 60 копеек.
В обоснование иска указано, что МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» при эксплуатации объектов – производственных баз, хозяйственной части полигона, полигона оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, размещение отходов производства. При осуществлении контроля за начислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, представленной МБУ «КБУ г. Улан-Удэ», выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в заниженном размере исчисленной платы. Ответчику выставлено требование № 15 от 01.10.2019 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Требование получено предприятием 08.10.2019, исполнено частично.
Доводы Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзораизложены в исковом заявлении (т. 1 л.д. 5-12), пояснениях на отзыв (т. 2 л.д. 1-3), дополнительных пояснениях (т. 2 л.д. 46-52, 68-71), отзыве на расчеты (т. 3 л.д. 9-11, 28-32).
В судебном заседании Управлением заявлено об уточнении требований, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере
1 777 769 рублей 82 копеек, пеней в размере 245 223 рублей 15 копеек. Представитель поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что при расчете платы учтены сведения за период с 2008 по 2018 год.
Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял заявленное уточнение.
МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» представлен письменный отзыв (т. 1 л.д. 120-121), возражения (т. 2 л.д. 152-154, 27-29). В судебном заседании 28-31 июля 2020 года представитель ответчика пояснила, что предыдущие возражения предоставлялись в связи с отсутствием сведений об объеме размещения отходов за период 2006-2009 года, но поскольку Управлением приобщено письмо за подписью директора МБУ «КБУ
г. Улан-Удэ», на данный момент основания для возражения отсутствуют. С суммой заявленных требований представитель ответчика согласился, ходатайствовал о снижении размера неустойки, а также госпошлины (протокол судебного заседания 28-31 июля
2020 года).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2009 за основным государственным регистрационным номером 1090327002160. Основным видом деятельности является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки.
05 марта 2019 года МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д. 19-29).
Требованием № 85 от 22.07.2019 Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия сообщило МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» о необходимости внесения исправлений в представленную декларацию (т. 1 л.д. 30-32).
06 сентября 2019 года МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» представлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д. 33-41).
По результатам проверки указанной декларации и расчетов Управлением 01.10.2019 составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 4 (т. 1 л.д. 42-43), выявлено нарушение требований законодательства.
Ответчику выставлено требование № 15 от 01.10.2019 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 676 992 рублей 12 копеек и пени в размере 133 671 рубля 14 копеек (т.1 л.д. 44-53). Указанное требование получено МБУ «КБУ
г. Улан-Удэ» 08.10.2019 (т. 1 л.д. 54-55).
29 октября 2019 года МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» представлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д. 56-66).
06 ноября 2019 года МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» представлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду (т.1 л.д. 67-78). Перерасчет произведен в связи с проведением самостоятельного производственного экологического контроля по объекту «Полигон 1 чаша 1 пускового комплекса 1 очереди строительства полигона».
Поскольку требование № 15 от 01.10.2019 полностью исполнено не было, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004
№ 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года № 370» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Кроме того Федеральная служба по надзору в сфере природопользования определена как администратор платы за негативное воздействие на окружающую среду и за ней закреплен источник доходов бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 480 было утверждено Положение о Забайкальском Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно которому Управление является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в том числе на территории Республики Бурятия.
Таким образом, Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора обладает полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие, правомерно обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; под нормативами допустимых выбросов понимаются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками; под нормативами допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-0 и Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
В соответствии с пунктом 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и расчетов, представленных МБУ «КБУ г. Улан-Удэ», Управлением выявлено нарушение требований законодательства. Ответчику выставлено требование № 15 от 01.10.2019 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 676 992 рублей 12 копеек и пени в размере
133 671 рубля 14 копеек, с учетом произведенного зачета переплаты в размере
2 212 рублей 56 копеек и 5 103 рублей 03 копеек.
Оказание учреждением негативного воздействия на окружающую среду в период 2018 года подтверждается расчетами платы и по существу ответчиком не оспаривается, в судебном заседании 28-31 июля 2020 года представитель МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» согласился с суммой задолженности.
Ответчиком оплата произведена частично, оплачено 603 615 рублей 71 копейка по платежному поручению от 31.10.2019 № 4104, 295 606 рублей 59 копеек по платежному поручению от 20.05.2020 № 1812.
С учетом частичной оплаты сумма долга за негативное воздействие на окружающую среду составила 1 777 769 рублей 82 копейки.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Доказательств внесения ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, судом требование истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 777 769 рублей 82 копеек за период 2018 год удовлетворяется в заявленном размере.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона об охране окружающей несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
За несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год ответчику начислены пени за период со 02.03.2019 по 31.07.2020 в размере 245 223 рубля 15 копеек.
Проверив представленные Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора расчеты взыскиваемых сумм, суд полагает их верными.
Ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении размера неустойки.
Согласно части 1 статьи 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Как разъяснено в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
В данном случае суд отклоняет доводы ответчика о необходимости уменьшения начисленной истцом неустойки в связи с тем, что им не представлено доказательств несоразмерности последствиям нарушения обязательства по оплате. При этом само по себе заявление ответчика о снижении размера неустойки без представления соответствующих доказательств, подтверждающих явную несоразмерность последствиям нарушения обязательств, не является основанием для уменьшения ее размера.
Явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств судом не усмотрено, доказательств тому, что рассматриваемый случай является исключительным, ответчиком не представлено, таким образом суд оснований для снижения размера начисленной неустойки не усматривает.
Таким образом, требование о взыскании пени за период со 02.03.2019 по 31.07.2020 в размере 245 223 рубля 15 копеек подлежит удовлетворению в заявленном размере.
На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с МБУ «КБУ
г. Улан-Удэ» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 года в размере 1 777 769 рублей 82 копейки, пени за период со 02.03.2019 по 31.07.2020 в размере 245 223 рубля 15 копеек.
В судебном заседании 28-31 июля 2020 года представитель ответчика ходатайствовала об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при цене иска 2 022 992 рубля 97 копеек сумма подлежащей уплате государственной пошлины составляет 33 115 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 указанного Кодекса.
Учитывая то, что МБУ «КБУ г. Улан-Удэ» - это некоммерческая организация – муниципальное учреждение бюджетного типа, целями учреждения является оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления арбитражный суд считает возможным удовлетворить ходатайство истца, уменьшить размер государственной пошлины до 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (ОГРН 1090327002160, ИНН 0326483106) в пользу Забайкальского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 777 769 рублей
82 копейки, пени за период со 02.03.2019 по 31.07.2020 в размере 245 223 рубля
15 копеек.
Перечисление задолженности и пеней производить по следующим реквизитам:
УФК по Республике Бурятия (Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, л/с 04021А12420) ИНН 7536056390, КПП 753601001
ОГРН 1047550021936 Отделение – НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ Г.УЛАН-УДЭ
БИК 048142001 р/с 40101810600000010002.
Задолженность:
ОКТМО 81650440
КБК 048 1 12 01010 01 6000 120 - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами – 1 777 386 рубля 29 копеек;
КБК 048 1 12 01030 01 6000 120 – плата за сбросы загрязняющих веществ атмосферный воздух стационарными объектами – 383 рубля 53 копейки.
Пени:
ОКТМО 81618458
КБК 048 112 01010 01 2100 120 – пени за нарушение срока и/или внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами не в полной сумме – 245 195 рублей 01 копейки;
КБК 048 112 01010 01 2100 120 – пени за нарушение срока и/или внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами не в полной сумме – 28 рублей 14 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ» (ОГРН 1090327002160, ИНН 0326483106) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья А.А. Бурдуковская