АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Улан-Удэ
«06» февраля 2012 года Дело №А10-3997/2011
Резолютивная часть решения объявлена «30» января 2012 года.
Полный текст решения изготовлен «06» февраля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г. Д-С., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Стопичевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» (ОГРН <***>) к Финансовому управлению Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>) о признании недействительным приказа от 19 сентября 2011 года №8 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское»,
при участии:
заявителя: не явился, извещен;
ответчика: ФИО1, представителя по доверенности 30.01.2012;
третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Администрация муниципального образования сельское поселения «Куморское эвенкийское» (далее – Администрация МО СП «Куморское эвенкийское», Администрация) обратилась в суд с заявлением к Финансовому управлению Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (Управление) о признании недействительным приказа от 19 сентября 2011 года №8 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское».
Определением суда от 29 ноября 2011 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Республики Бурятия.
Представители заявителя, третьего лица в судебное заседание не явились. О времени, месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет информацией.
Руководствуясь статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя, третьего лица.
Из заявления Администрации следует, что приказом от 19 сентября 2011 года №8 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» с 20 сентября 2011 года заявителю приостановлено предоставление иных межбюджетных трансфертов.
Вышеназванный приказ является недействительным ввиду следующих обстоятельств.
По смыслу части 5 статьи 130 и части 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации правом на принятие решений о приостановлении (сокращении) в установленном порядке предоставления межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации обладают только Министерство финансов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно. В рассматриваемом случае решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов принято органом самоуправления муниципального района. Оспариваемый приказ затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку приводит к сокращению источников формирования бюджета как финансовой основы его деятельности. Кроме того, кредиторская задолженность прошлых лет не может учитываться в фактических расходах текущего года. При этом Министерством финансов Республики Бурятия был выделен бюджетный кредит для погашения данной задолженности. Выделенные средства использованы по целевому назначению.
Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 21 декабря 2011 года №448, Финансовое управление Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия переименовано на Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия».
Представитель ответчика в судебном заседании 30 января 2012 года признал заявленные требования.
Из отзыва Управления поступившего в адрес суда 20 декабря 2011 года следует, что постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года №450 утверждены предельные нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия на 2011 год.Поселениями выплачена задолженность по денежному содержанию главам поселений, закончившим свои полномочия в 2009 году. При этом по состоянию на 01.01.2011 года возникла задолженность по текущей заработной плате, налогам, коммунальным платежам и прочая. Кредиторская задолженность погашена в 2011 году за счет средств бюджетного кредита, возврат по которому предполагается за счет средств местного бюджета в 2012 году. При расчете нормативов Министерство финансов Республики Бурятия учитывает данную кредиторскую задолженность в расходах 2011 года и рекомендует приостановить или сократить предоставление межбюджетных трансфертов. Превышение нормативов по сельскому поселению «Куморское эвенкийское» составило 239,2 тыс. руб.
Оспариваемый приказ был принят на основании Порядка приостановления предоставления трансфертов, утвержденного приказом Финансового управления администрации МО «Северо-Байкальский район» от 30.06.2010 г. №35.
Заявлением от 16 января 2012 года Управление дополнительно сообщило, что приостановление трансферта из районного фонда финансовой поддержки поселений бюджету сельского поселения «Куморское эвенкийское» в сумме 147 320 руб. обусловлено превышением республиканского норматива на содержание органов местного самоуправления на сумму 239 200 руб., утвержденного постановлением от 20 октября 2010 года №450 «Об утверждении на 2011 год предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия».
Представитель Министерства финансов Республики Бурятия направил отзыв, в котором указал, что Министерством был проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год, за первое полугодие 2011 года.
В результате анализа выявлено, что заявитель превысил нормативы, установленные постановлением Правительства Республики Бурятия №450 на 239,2 тыс. руб. в связи с чем, был применен механизм сокращения предоставления межбюджетных трансфертов.
Считает заявленные требования незаконными и необоснованными.
Из материалов дела следует, 20 октября 2010 года постановлением Правительства Республики Бурятия №450 в целях реализации пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации были утверждены предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия на 2011 год (л.д.32).
Согласно пункту 4 названного постановления установлены предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений в Республике Бурятия на 2011 год согласно приложению N 4 к постановлению. Для сельского поселения «Куморское эвенкийское» предельные нормативы установлены в сумме 1549,1 тыс. руб.
05 апреля 2011 года между Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» и Администрацией муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» было подписано Соглашение о мерах по повышению эффективности исполнения бюджетных средств и недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам в 2011 году (приложение к постановлению Администрации МО «Северо-Байкальский район» от 05.04.2011 №175) (л.д.103-104).
В силу пункта 1 предметом Соглашения является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам в 2011 году, в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Соглашения являющихся условиями предоставления получателю иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский» район, предусмотренных Решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 29.12.2011 №303-IV «О бюджете муниципального образования «Северо-Байкальский район» на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
На основании пункта 2.1 данного Соглашения получатель иных межбюджетных трансфертов из местного бюджета обязан соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе требования установленные пунктами 2, 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
18 августа 2011 года Министерством финансов Республики Бурятия в адрес главы муниципального образования «Северо-Байкальский район» направлено письмо №02-05-21, согласно которому Министерством проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год, за первое полугодие 2011 года.
В результате анализа выявлено, что по поселениям муниципального района превышены нормативы, установленные постановлением Правительства Республики Бурятия №450 от 20 октября 2011 года на 2193,5 тыс. руб., в том числе сельским поселением «Куморское эвенкийское» на 239,2 тыс. руб. В связи с этим просит принять меры по соблюдению поселениями района пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в случае необходимости применить к ним механизм сокращения (приостановления) предоставления межбюджетных трансфертов (л.д.40).
19 сентября 2011 года Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия принят приказ №8 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское», согласно которому Администрации муниципального образования муниципального образования сельское поселение «Куморское эвенкийское» с 20 сентября 2011 года приостановлено предоставление иных межбюджетных трансфертов (л.д.68).
Полагая, что вышеназванный приказ Финансового управления Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом приведенных норм суд полагает, что требования Администрация МО СП «Куморское эвенкийское», могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие приказа от 19 сентября 2011 года №8 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов Администрации МО СП «Куморское эвенкийское»оспариваемым приказом.
Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации даны определения следующих терминов:
- межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
- получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов относятся, в том числе установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:
1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации при несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 настоящего Кодекса, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
В силу пунктов 2, 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
На основании статьи 14 Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1334-III «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия» межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 17.1 Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1334-III "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и законами Республики Бурятия, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Как следует из оспариваемого приказа от 19 сентября 2011 года №8, Управлением приостановлено предоставление Администрации МО СП «Куморское эвенкийское» иных межбюджетных трансфертов в связи с превышением показателей по расходам на содержание органов местного самоуправления нормативов, установленных постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года №450.
Как выше изложено, постановлением Правительства Республики Бурятия утверждены предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений в Республике Бурятия на 2011 год, в том числе для сельского поселения «Куморское эвенкийское» предельные нормативы установлены в сумме 1549,1 тыс. руб.
Пунктом 5 вышеназванного постановления Правительством Республики Бурятия рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов, поселений в Республике Бурятия: учитывать предельные нормативы при формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), а также при подготовке изменений и дополнений в местные бюджеты на текущий финансовый года в качестве предельных объемов расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия; привести свои расходные обязательства в соответствие с предельными нормативами, утвержденными настоящим постановлением.
Соглашением от 05 апреля 2011 года, заключенным между Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» и Администрацией муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» о мерах по повышению эффективности исполнения бюджетных средств и недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам в 2011 году, определено, что получатель иных межбюджетных трансфертов из местного бюджета обязан соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе требования установленные пунктами 2, 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, Министерством финансов Республики Бурятия проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год, за первое полугодие 2011 года.
В результате анализа Министерством выявлено, что сельским поселением «Куморское эвенкийское» превышены нормативы, установленные постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2011 года №450 на 239,2 тыс. руб.
В заявлении Управления от 16 января 2012 года даны пояснения, что заявителю приостановлено выделение трансферта фактически на сумму 147320 руб.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Управлением осуществлено приостановление иных бюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета муниципального района МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия.
Вышеназванным Соглашением от 05 апреля 2011 года в пункте 2.1 определены условия предоставления получателю иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский» район, предусмотренных Решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 29.12.2011 №303-IV «О бюджете муниципального образования «Северо-Байкальский район» на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Так, указанным пунктом Соглашения установлено, что получатель иных межбюджетных трансфертов из местного бюджета обязан соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе требования установленные пунктами 2, 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации; бюджет муниципального образования должен быть сбалансирован; МО СП «Куморское эвенкийское» должно осуществить меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам в 2011 году, не допускать образования просроченной кредиторской задолженности по бюджету поселения.
Пунктом 2.2 Соглашения от 05 апреля 2011 года предусмотрено, что в случае невыполнения, предусмотренных в пункте 2.1 настоящего Соглашения мер по повышению эффективности использования бюджетных средств и недопущения возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам в 2011 году, а также непредставления отчетности об исполнении указанных мер в срок, установленный настоящим Соглашением Финансовое управление вправе приостановить (сократить) с первого числа месяца, следующего за отчетным, предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету МО СП «Куморское эвенкийское».
Приказом Управления от 30 июня 2010 года №35 «Об утверждении порядка приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования «Северобайкальский район» в случае несоблюдения органами местного самоуправления поселений Северо-Байкальского района условий их предоставления» утвержден порядок приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» (далее - Порядок) (л.д.33-36).
На основании пункта 1 Порядка определено, что приостановление предоставления межбюджетных трансфертов бюджету поселений – прекращение предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету соответствующего поселения Северо-Байкальского района с определенной даты.
В силу пункта 2 указанного Порядка в случае выявления фактов несоблюдения поселениями Северо-Байкальского района условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовое управление Администрации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления средств из бюджета МО «Северо-Байкальский район» бюджету соответствующего поселения Северо-Байкальского района, предусмотренных разделу 11 «Межбюджетные трансферты», 04 «Иные межбюджетные трансферты» классификации расходов бюджетов.
В пункте 3 Порядка указано, что решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету соответствующего поселения Северо-Байкальского района принимается Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» на основании информации о выявленных нарушениях органами местного самоуправления в поселении условий предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета, указанных в пункте 2 настоящего Порядка поступающей, в том числе и от Комитета финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом 4 упомянутого Порядка решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджету поселений Северо-Байкальского района принимается в форме приказа финансового управления Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» согласно приложениям №1 и №2 к Порядку.
Судом установлено, что муниципальным образованием СП «Куморское эвенкийское» условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района (МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия), предусмотренные Законом Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1334-III "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия", Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года №450, Соглашением от 05 апреля 2011 года о мерах по повышению эффективности исполнения бюджетных средств и недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам в 2011 году не соблюдены.
Следовательно, у Управления имелись основания для применения к заявителю меры по приостановлению (сокращению) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования «Северобайкальский район», предусмотренной приказом от 30 июня 2010 года №35.
Относительно довода заявителя об отсутствии полномочий у Финансового управления Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия на принятие оспариваемого приказа суд считает необходимым отметить следующее.
Из содержания норм пунктов 2, 3 статьи 130, пунктов 2, 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что ими установлены условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, из бюджета субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 130, пунктом 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены полномочия Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации по приостановлению предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемый приказ «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» принят в отношении иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета муниципального района.
Таким образом, положения статей 130, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие правомочия Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации на принятие решений о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, не могут быть применены, поскольку в рассматриваемом случае речь идет об иных бюджетных трансфертах, выделяемых из бюджета муниципального района.
Как упоминалось выше, на основании статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные районы вправе устанавливать порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений, предоставлять межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений.
Нормой статьи 17.1 Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 N 1334-III "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" закреплено право муниципального района на предоставление бюджетам поселений иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района.
Постановлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия от 28.01.2010 № 19 утверждено положение «О финансовом управлении Администрации МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия.
Пунктом 1.1 упомянутого положения определено, что финансовое управление Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия является структурным подразделением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район», исполнительным органом местного самоуправления и входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями.
Согласно пункту 2.2 названого положения основными задачами Управления, в том числе является обеспечение принципов единой бюджетной системы и межбюджетных отношений, установленных бюджетным законодательством.
Пунктом 3.1 данного положения установлено, что к полномочиям Управления относятся осуществление нормативно-правового регулирования в сфере финансовой, бюджетной, налоговой деятельности и управления муниципальным долгом.
Из системного анализа вышеприведенных норм судом делается вывод о том, что Финансовое управление Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обладало полномочиями на принятие оспариваемого по настоящему делу приказа в случае нарушения МО СП «Куморское эвенкийское» условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений.
Доводы заявителя о том, что кредиторская задолженность прошлых лет не может учитываться в фактических расходах текущего года, выделенные средства использованы по целевому назначению, подлежат отклонению судом как необоснованные.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как выше изложено, предельные нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия установлены постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года №450. Данный нормативный акт принят республиканским органом государственной власти в пределах своих полномочий, является действующим и ни кем не оспорен.
Превышение заявителем указанных нормативов в рассматриваемый период на сумму 239,2 тыс. руб. следует из информации Министерства финансов Республики Бурятия, подтверждается Управлением и другими доказательствами, приобщенными к материалам дела, в том числе заявками на кассовый расход.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем в обоснование своих доводов не представлены суду какие-либо доказательства.
По факту признания представителем ответчика заявленных требований арбитражный суд обращает внимание на следующее.
Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
По мнению суда, в рассматриваемом случае признание заявленных требований ответчиком противоречит вышеприведенным нормам права, следовательно, не принимается судом.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании, приказ от 19 сентября 2011 года №8 «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» бюджету муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» Финансового управления Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия принят ответчиком в пределах предоставленных полномочий, не противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, упомянутый приказ не может нарушать права и законные интересы Администрации муниципального образования сельское поселение «Куморское эвенкийское» в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков; истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
На основании приведенной выше нормы права заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Судья Г.Д.-С. Мархаева