НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 28.11.2023 № А10-2848/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                                

28 ноября 2023 года                                                                                   Дело №А10-2848/2023

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2023 года

Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2023 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Борголовой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Лоскутниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Хиагда» (ОГРН 1020300523308, ИНН 0302001219)

к Республиканскому агентству лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513,
ИНН 0326041154)

о признании незаконным отказа в утверждении проектной документации лесного участка, изложенного в письме от 07.04.2023 №исх-23-01433,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Юрьевой Д.Н. – представителя по доверенности от 27.01.2023 №098/18/2023-ДОВ;

от заинтересованного лица: Кривобоковой В.В. – представителя по доверенности от 01.01.2023 №79/2023;

установил:

акционерное общество «Хиагда» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в утверждении проектной документации лесного участка, изложенного в письме от 07.04.2023
№исх-23-01433 Республиканским агентством лесного хозяйства (далее по тексту – заинтересованное лицо, РАЛХ).

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, суду пояснил, что получил лицензию на пользование недрами, подготовил проектную документацию лесного участка в Романском лесничестве, обратился в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка.

07 апреля 2023 года заявитель получил отказ в утверждении проектной документации лесного участка.

Причиной отказа указано несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка: неправильно указана редакция Лесохозяйственного регламента; на лесном участке имеются особо защитные участки лесов.

Заявитель считает отказ Республиканского агентства лесного хозяйства незаконным, просил удовлетворить заявленные требования.

Республиканское агентство лесного хозяйства представило письменный отзыв, заявленные требования не признало, представитель суду пояснил, что отказ в утверждении проектной документации правомерен, поскольку представленная проектная документация не соответствует требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, сведения о имеющихся хозяйственных категориях не внесены в таблицу 6 проектной документации. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле,  исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующее.

28 декабря 2022 года АО «Хиагда» получена лицензия серия УДЭ номер 011089 тип TP на пользование недрами: геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, Карьер Дыбрын 2, расположенный Республика Бурятия, Баунтовский эвенкийский район, в 50,2 км на северо-запад от с. Романовка Республики Бурятия, срок окончания пользования участком недр 28.12.2027.

Истец с привлечением третьих лиц подготовил проектную документацию лесного участка, расположенного в МО «Баунтовский эвенкийский район», Романовское лесничество, Джилиндинское участковое лесничество, квартал 899 выдел 17, части выделов 4-10,16,18,22-24.

09 марта 2023 года АО «Хиагда» обратилось в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда (письмо исх. № 098-01/06-914 от 09.03.2023).

07 апреля 2023 года АО «Хиагда» получено письмо исх. № исх-23-01433 Республиканского агентства лесного хозяйства об отказе в утверждении проектной документации лесного участка.

Причина отказа - несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены частью 13 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка её подготовки», а именно:

-на момент проектирования лесного участка на территории Романовского лесничества распространяется действие Лесохозяйственного регламента Романовского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 29.08.2018 года № 893 (в редакции приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 02.12.2022 № 1147), в проектной документации указана редакция приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 25.09.2020 № 1085;

-согласно данным государственного лесного реестра на участке имеются хозяйственный категории, которые не указаны в таблице 6, а именно в квартале 899 части выделов 2, 4 - «хозяйственная категория: кустарники», в квартале 899 выдел 17, части выделов 5, 6, 7, 9, 10, 16, 18, 22, 23 - «хозяйственная категория: участки с выходом горных пород», которые на основании Правил рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал, утвержденных Постановлением Совета Министров Бурятской ССР от 25.02.1991 № 57, отнесены к особо защитным участкам лесов. При проведении лесоустройства особо защитные участки определены как «хозяйственные категории».

Заявитель не согласился с отказом РАЛХ в утверждении проектной документации лесного участка, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа, выраженного в письме от 07.04.2023 №исх-23-01433.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предоставление государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка регламентировано Указом Главы Республики Бурятия  от 24.08.2018 №162 «Об утверждении Административного регламента Республиканского агентства лесного хозяйства по предоставлению государственной услуги по утверждению проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда» (далее по тексту – Административный регламент).

Подразделом 2.10 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации;

2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;

3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;

4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.

Срок предоставления государственной услуги не превышает 30 дней с даты поступления заявления об утверждении проектной документации лесного участка в отношении лесного участка в составе земель лесного фонда и прилагаемых к нему документов в агентство, включая выдачу (направление) заявителю документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

Заявитель обратился в агентство 09.03.2023, письмо об отказе в утверждении проекта лесного участка от 07.04.2023. Процедура рассмотрения заявления не нарушена.

В части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. от 29.12.2022 применительно к спорным правоотношениям) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункты 1 и 2 Лесного кодекса Российской Федерации). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (пункт 5 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и указанного кодекса.

Проектирование лесных участков входит в процесс создания участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность. На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик.

Порядок проектирования лесных участков содержится в статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов
(пункт 1).

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (пункт 3).

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (пункт 4).

Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (пункт 5).

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (пункт 6).

Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены Приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54 (далее - Требования № 54).

Согласно пункту 2 Требования № 54, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к настоящим Требованиям и порядку) (пункт 3 Требования № 54).

Текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:

наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;

категория земель, на которых расположен лесной участок;

наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);

целевое назначение лесов;

перечень лесных кварталов;

перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;

площадь проектируемого лесного участка;

количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);

виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;

проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;

обременения проектируемого лесного участка;

ограничения использования лесов; наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;

наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 Требования № 54).

В соответствии с пунктом 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 указанного кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.

Согласно пункту 11 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:

1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 указанной статьи;

2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;

3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;

4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.

 Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации  лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 указанного кодекса.

В соответствии с пунктом 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения обеспечиваются федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно Проекту организации и ведения лесного хозяйства по Романовскому лесхозу Министерства лесного хозяйства Республики Бурятия на 1996-2005 гг. последнее лесоустройство проводилось в границах Романовского лесничества в 1995 году (оригинал проекта исследован в ходе судебного разбирательства, копия выписки – л.д. 107-115).

Лесоустроительные работы проводились в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР, утв. постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству 12.09.1985 №4.

Согласно пункту 5.3.1 указанной Инструкции все данные таксации независимо от применяемого метода записываются в карточку таксации, которая наряду с фотоабрисом (абрисом) является основным полевым лесоустроительным документом.

Форма и содержание карточки таксации регламентированы ГОСТом 56-22-74 «Формы полевой документации. Карточка таксации» (приложение 4). Карточка таксации заполняется на каждый таксационный выдел, включая категории земель, обозначаемые на планово-картографических материалах лесоустройства внемасштабными условными знаками. В карточку таксации записываются все таксационные показатели и характеристики, определение которых обязательно для конкретной категории земель или насаждений в соответствии с приведенными в настоящей Инструкции требованиями и правилами таксации. Форма карточки таксации предусматривает установление хозяйственной категории.

Хозяйственные категории внесены в таксационное описание квартала 899 Джилиндинского участкового лесничества Романовского лесничества.

Материалы лесоустройства Романовского лесничества являются действующими.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 №496 «Об утверждении Перечня, Форм и Порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение» лесоустроительная документация является основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение (подпункт 2.2.9).

На основании таксационных описаний, в том числе Джилиндинского участкового лесничества Романовского лесничества, внесены сведения в форму 6 ГЛР «Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ)», в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2021 № 1007 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра».

Статус особо защитных участков лесов, указанных в материалах лесоустройства, проведенного до 1 января 2007 года сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.

Лесным кодексом Российской Федерации и Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, обеспечение проектирования особо защитных участков лесов, их выделение, а также установление и изменение их границ, отнесено к полномочиям Рослесхоза.

Внесение изменений в данные государственного лесного реестра, в том числе в лесоустроительные материалы, осуществляется после принятия Рослесхозом решения о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ.

Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация:

1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;

2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;

4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;

5) о лесных участках и об их границах;

6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;

8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).

Спорные участки внесены в форму 6-ГЛР.

Пунктом 8 Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007
№ 318 «О государственном лесном реестре», установлено, что в государственный лесной реестр включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на
1 января 2007 года, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 № 611 «О ведении государственного учета лесного фонда».

Согласно части 1 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Перечень приведен в части 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Основных положений по выделению особо защитных участков леса, утвержденных приказом Рослесхоза от 30.12.1993 № 348, особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства или специальных обследований. Документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков, с учетом региональных (местных) природных, экономических и иных условий и особенностей.

Согласно статье 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1).

На момент проведения лесоустроительных работ действовали Правила рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал, утвержденные Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 25.02.1991 № 57, Инструкция по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР, утвержденная постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12.09.1985 № 4, Инструкция о порядке отнесения лесов к категориям защитности, утвержденная Приказом Гослесхоза СССР от 24.09.1979 № 157.

В соответствии с пунктом 7.1.4.5 Инструкции по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР в целях правильного проектирования лесопользования и лесохозяйственных мероприятий, сохранения и усиления защитных и природоохранных функций горных лесов при таксации леса выявляются особо защитные участки, выделяемые в порядке, предусмотренном утвержденными Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству Инструкцией о порядке отнесения лесов к категориям защитности и правилами рубок леса.

В приложении № 3 Инструкции о порядке отнесения лесов к категориям защитности и правилами рубок предусматривались признаки и нормативы выделения особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования.

В соответствии с пунктом 9 Правил рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок в лесах бассейна озера Байкал в лесах всех групп выделяются особо защитные участки со специальным режимом лесопользования.

Запрещаются рубки главного пользования (за исключением уборки деревьев по состоянию) в следующих участках:

а) лесопарковые части зеленых зон, леса в радиусе 2 км вокруг курортов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, пионерских, альпинистских лагерей, других лечебных и рекреационных учреждений, дачных поселков, а также вокруг минеральных источников и памятников природы; полосы леса по 250 м в обе стороны от трасс Всесоюзных и республиканских туристических маршрутов; особо охранные части заказников;

б) полосы леса шириной 1000 м по берегам озер площадью более 2 км2 , полосы леса шириной 600 м по берегам озер площадью до 2 км2 , полосы леса от кромки поймы по каждому берегу рек протяженностью: свыше 500 км — 500 м, 201-500км — 400 м, 101-200 км — 300 м, 51-100 км — 250 м, 11-50 км — 150 м, до 10 км — 100 м;

в) полосы леса шириной 200 м вдоль постоянных русел снежных лавин;

г) полосы леса шириной 100 м вдоль бровок обрывов, осыпей, оползней, при их протяжении более 50 м;

д) полосы леса шириной 100 м вокруг карстовых образований;

е) полосы леса шириной 200 м вдоль водоразделов при величине водосборных бассейнов более 2000 га;

ж) полосы леса шириной 500 м вдоль верхней границы с безлесными пространствами;

з) участки леса на склонах крутизной более 25 градусов;

и) участки леса с выходами камней и скальных обнажений более чем на половине площади;

к) участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов, но не более трех таких участков на 10 тыс. га лесов;

л) лесосеменные, орехопромысловые, медоносные и другие участки леса, имеющие специальное хозяйственное или научное значение, а также 300-метровые полосы вокруг кедровых насаждений, используемых для заготовки ореха;

м) участки леса на развеваемых песках и полосы шириной более 200 м по периметру участков;

н) участки леса величиной до 100 га, расположенные среди безлесных пространств; о) опушки шириной 200 м по границе с степями, пашнями и лугами;

п) насаждения полнотой 0,3-0,5 при отсутствии под пологом подроста, достаточного для успешного естественного возобновления главной породой, и возможности создания лесных культур.

Согласно пункту 14 Протокола первого лесоустроительного совещания по устройству Романовского лесхоза Министерства лесного хозяйства по Республике Бурятия от 06.04.1995, Проекта организации и ведения лесного хозяйства по Романовскому лесхозу Министерства лесного хозяйства Республики Бурятия на 1996 -2005 гг., Пояснительной записке исключены из расчета размеры главного пользования, в том числе участки леса с выходами камней и скальных обнажений, более чем на половине площади, заросли ерника и кедрового стланника, участки спелого и перестойного леса с запасом 50 и менее кбм/га.

Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение указаны в приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, Форм и Порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

В соответствии с пунктами 2.2, 2.2.9 указанного приказа № 496 основанием для внесения документированной информации является первичная документация, к которой, в частности, относится лесоустроительная документация. По базовому лесоустройству, проведенного на территории Романовского лесхоза в 1995 году, выделены участки лесов, которые внесены в карточку таксации, в графу «хозяйственные категории».

Согласно Правилам рубок в лесах бассейна озера Байкал, утвержденным постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 25.02.1991 №57, данные участки отнесены к защитным участкам лесов.

Впоследствии, в соответствии с приложением № 8 к Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265, и в последующих лесоустроительных инструкциях графа, карточки таксации «Хозяйственные категории» изменена на «Особо защитный участок».

Статус особо защитных участков, указанных в материалах лесоустройства, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.

Доводы заявителя, что спорные участки отсутствуют в государственном лесном реестре со статусом особо защитных участков подлежат отклонению, как несоответствующие действительности.

В соответствии с пунктом 2.1 приказа Рослесхоза от 30.12.1993 № 348 «Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса» особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются на основании материалов лесоустройства. Документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков, с учетом региональных (местных) природных, экономических и иных условий и особенностей (пункт 2.2 Приказа № 348).

При этом материалы лесоустройства включают: таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях.

Представленные в дело таксационные описания проектируемого лесного участка содержат сведения, как «хозяйственная категория» – кустарники, участки с выходом горных пород, спелые низкополотные насаждения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что «хозяйственная категория» лесов, обозначавшаяся в лесоустроительных материалах, до изменения в лесном законодательстве, имеет равнозначное значение как особо защитные участки лесов.

Спорные особо защитные участки лесов определены материалами лесоустройства по Романовскому лесхозу, информация о которых из государственного учета лесов перенесена в Государственный лесной реестр.

Представленная проектная документация не соответствует требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, сведения об имеющихся «хозяйственных категориях» не внесены в таблицу 6 проектной документации (л.д. 30).

Суд считает, что отказ Республиканского агентства лесного хозяйства в утверждении проектной документации, выраженный письмом от 07.04.2023 № исх.-23-01433 правомерен и обоснован.

Понесенные заявителем судебные расходы не подлежат распределению, поскольку судебный акт принят не в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд, принявший решение.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу  по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                Г.В. Борголова