ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
03 июня 2021 года Дело № А10-1691/2021
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 03 июня 2021 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Логиновой Н. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хулугуровой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бриз» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 15.03.2021 № ЗАВТН-032/8 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 01.11.2020, удостоверение адвоката от 07.08.2017 № 1030,
от ответчика – ФИО2, личность установлена по служебному удостоверению от 06.05.2020 № 6109,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Бриз» (далее – ООО «Бриз», заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - ответчик, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2021 № ЗАВТН-032/8 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании 24 мая 2021 года объявлен перерыв до 09 часов 30 минут
28 мая 2021 года, о чем информация была размещена на информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел».
Представитель заявителя при рассмотрении дела требование поддержал. Пояснил, что постановлением от 15 марта 2021 года №ЗАВТН-032/8 ООО «Бриз» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Заявитель считает, что назначение наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей является чрезмерным, не соответствует требованиям закона. Выводы государственного инспектора ФИО2 о непризнании вины со стороны общества является необоснованными, поскольку обществом не оспаривался факт отсутствия учета водопотребления, отсутствие согласованной Программы ведения мониторинга подземных вод и факт отсутствия замеров статических и динамических уровней воды. Несогласие с вынесенным протоколом об административном правонарушении № ЗАВТН-032/8 от 01 марта 2021 года связано с необоснованностью выводов инспектора об отсутствии уплаты налога за пользование водным объектом поскольку налоги обществом оплачиваются регулярно, а также отражения информации в статистическом отчете об использовании подземных вод по форме 2-тп (водхоз) за 2019-2020 гг. Обществом были допущены лишь формальные нарушения относительно учета водопотребления, отсутствия согласования Программы ведения мониторинга подземных вод и замеров статических и динамических уровней воды. Общество является единственной организацией жилищно-коммунального хозяйства в пгт. ФИО3, деятельность которой является убыточной. Добыча воды осуществляется для организации системы теплоснабжения (подпиточная вода) потребителей, а также поставки воды для технических нужд некоторым потребителям. В настоящее время обществом учтены все замечания, допущенные нарушения исправлены, ведется учет водопотребления и замеры статических и динамических уровней воды, осуществляется согласование Программы ведения мониторинга подземных вод с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия. Также пояснил, что выводы административного органа об обязательном учете водопотребления средствами измерений не соответствуют положениям пункта 5.2 Условий лицензии, согласно которому владелец лицензии проводит учет водопотребления средствами измерений или другими методами. Заявителем представлены доказательства расчета водопотребления согласно требованиям СНиП 2.04.01-85 и показателями водопотребления для собственных нужд, утвержденных Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия. Факт отсутствия и не ведения журнала учета потребления воды не свидетельствует об отсутствии учета потребления воды. Общество своевременно представляло в уполномоченный орган отчеты по потреблении воды по установленной форме, что свидетельствует о надлежащем извещении уполномоченных лиц и органов об осуществлении водопотребления в установленных лимитах.
Представитель ответчика с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что ООО «Бриз» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых (технологических) нужд на основании лицензии БРГ № 00426 ПВЭ. Участок недр расположен в с. ФИО3 Баргузинского района Республики Бурятия, скважина № БТ-5176. Лицензионный участок находится на территории МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» по адресу: <...>. Координаты скважины № БТ-5176 N 53°24'37Л" Е 109°0Г38.5", ограничение по глубине согласно паспорту скважины 60 м. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в период со 02.02.2021 по 01.03.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Бриз». В ходе проверки установлено, что пользование недрами с целью добычи подземных вод ООО «Бриз» осуществляет с нарушениями условий лицензии БРГ № 00426 ПВЭ, а именно: учет водопотребления средствами измерений или другими методами не ведется, журнал учета водопотребления не предъявлен, также не представлены документы на водосчетчик, сведения о поверке;мониторинг подземных вод в порядке, установленном Программой ведения мониторинга подземных вод, не проводится; замеры статических и динамических уровней воды не осуществляются; водный налог за пользование подземным водным объектом в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации за 2019, 2020 гг не уплачен (платежные поручения не представлены); статистический отчет об использовании подземных вод по форме 2-ТП (водхоз) за 2019, 2020 гг. представлены в установленный срок до 22 января после отчетного периода (09.01.2020, 01.12.2020), при этом по данным отчета забрано из подземных водных объектов всего 14,32 тыс. м3, из них на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 11,87 тыс. м3, на собственные нужды предприятия 0,701 тыс. м3, потери при транспортировке 1,75 тыс. м3, при этом по условиям лицензии, добыча подземных вод в других целях, кроме как для технологического обеспечения объектов промышленности не допускается. Таким образом, в ходе проверки установлено пользование недрами с нарушением условий лицензии БРГ № 00426 ПВЭ, что указывают на признаки нарушения пункта 10 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». При назначении наказания административным органом признаны исключительными обстоятельствами: тяжелое финансовое положение, ООО «Бриз» является организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг, является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, назначен штраф в размере 150 000 руб. Санкция части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не предусматривает замену административного штрафа на предупреждение. Также замену штрафа не возможно было применить ввиду совокупности нарушений, не признания вины, отсутствия предложений по устранению данного правонарушения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Бриз» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.08.2014 за основным государственным регистрационным номером <***>. Основным видом деятельности общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
ООО «Бриз» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых (технологических) нужд на основании лицензии БРГ № 00426 ПВЭ. Лицензия на пользование участком недр предоставлена недропользователю на основании Приказа Министерства природных ресурсов от 13.01.2016 № 3-ПР, срок действия лицензии до 01.01.2024.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на основании Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 27.08.2019 № 482; приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 21.01.2021 № 44-од, в период со 02.02.2021 по 01.03.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Бриз» - Котельная больницы п. ФИО3, местонахождение - 671624, РБ, <...>, объект № 81-0103-001453-П, категория объекта II, категория риска высокая (2).
В ходе проверки установлено, что пользование недрами с целью добычи подземных вод ООО «Бриз» осуществляет с нарушениями условий лицензии БРГ № 00426 ПВЭ, а именно:
- учет водопотребления средствами измерений или другими методами не ведется, журнал учета водопотребления не предъявлен, также не представлены документы на водосчетчик, сведения о поверке;
- мониторинг подземных вод в порядке, установленном Программой ведения мониторинга подземных вод, не проводится;
- замеры статических и динамических уровней воды не осуществляются;
- водный налог за пользование подземным водным объектом в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации за 2019, 2020 гг не уплачен (платежные поручения не представлены);
- статистический отчет об использовании подземных вод по форме 2-ТП (водхоз) за 2019, 2020 гг. представлены в установленный срок до 22 января после отчетного периода (09.01.2020, 01.12.2020), при этом по данным отчета забрано из подземных водных объектов всего 14,32 тыс. м3, из них на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 11,87 тыс. м3, на собственные нужды предприятия 0,701 тыс. м3, потери при транспортировке 1,75 тыс. м3, при этом по условиям лицензии, добыча подземных вод в других целях, кроме как для технологического обеспечения объектов промышленности не допускается.
По результатам проверки составлен акт проверки от 01.03.2021 №ЗАВТН-032 (л.д.58).
Уведомлением от 25.02.2021 №23 Управление известило ООО «Бриз» о необходимости явки 01 марта 2021 года для составления протокола об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (л.д.48).
01 марта 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области и по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, в присутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (л.д.52).
Определением от 01 марта 2021 года назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (л.дю.104). Вручено директору 01.03.2021.
15 марта 2021 года общество представило в Управление ходатайство о прекращении производства по делу, о замене штрафа на предупреждение, о назначении штрафа ниже минимального размера с приложенными документами (л.д.107).
15 марта 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах Центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, с учетом ходатайств общества от 15.03.2021, вынесено постановление №ЗАВТН-032/8 о признании ООО «Бриз» виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д.133).
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 15.03.2021 №ЗАВТН-032/8, ООО «Бриз» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно статье 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный геологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 2 настоящей статьи, вправе, в частности, государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, с учетом положений раздела II Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 482, протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление принято уполномоченными должностными лицами.
Оспариваемым постановлением от 15.03.2021 общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Диспозиция части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Субъектом ответственности за данное правонарушение являются лица обладающее лицензией на пользование недрами.
Как следует из материалов дела, ООО «Бриз» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых (технологических) нужд на основании лицензии БРГ № 00426 ПВЭ.
Учитывая указанное, общество признается субъектом ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах», Закон № 2395-1) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоема и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
На основании пункта 3 статьи 10.1 Закона «О недрах» основаниями возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
В силу требований статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Абзацем 5 статьи 9 Закона «О недрах» предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования владельцы лицензии обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.
Исходя из части 7 статьи 9 Закона «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков, либо в течение всего срока ее действия.
Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со статьёй 49 Закона «О недрах» виновные несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО «Бриз» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых (технологических) нужд на основании лицензии БРГ № 00426 ПВЭ. Лицензия на пользование участком недр предоставлена недропользователю на основании Приказа Министерства природных ресурсов от 13.01.2016 № 3-ПР, срок действия лицензии до 01.01.2024.
Участок недр расположен в с. ФИО3 Баргузинского района Республики Бурятия. Скважина № БТ-5176. Лицензионный участок находится на территории МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» по адресу <...>.
Координаты скважины № БТ-5176 N 53°24'37Л" Е 109°0Г38.5", ограничение по глубине согласно паспорту скважины 60 м.
Водозабор (скважина № БТ-5176) расположен на закрытой, огороженной территории 200x200 м.Скважина расположена в здании, устье скважины зацементировано, высота оголовка над полом 0,5 м, водоподъемное устройство - насос глубинный НЦВ-6 (ввод в эксплуатацию - 2001 г.), установлен очистительный комплекс воды. Вода из скважины подается в водонапорную башню. Объем забираемой воды, согласно сведениям, об использовании воды за 2019, 2020 гг по форме 2-ТП (водхоз), составил ежегодно 14,32 тыс. м3. Объем добычи воды составляет 40 м3 в сутки.
Скважина передана ООО «Бриз» по договору аренды муниципального имущества от 19.09.2014 № 01-071-330-14-056, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.08.2012 сделана запись регистрации № 03-03-11/019/2012-212.
Согласно Условиям пользования недрами с целью добычи ООО «Бриз» подземных вод используемых для питьевого и технологического водоснабжения (приложение № 1 к лицензии БРГ № 00426 ПВЭ), недропользователь должен осуществлять добычу воды на Лицензионном участке в соответствии со следующими основными условиями пользования участка недр:
- п. 5.1. суточный водоотбор должен производиться в объеме не более 40 м3/сут. (15 тыс. м3/год);
- п. 5.2. проводить учет водопотребления средствами измерений или другими методами;
- п.5.3. добыча подземных вод в других целях, кроме как для технологического обеспечения объектов промышленности не допускается;
- п. 5.4. обязаны вести мониторинг подземных вод в порядке, установленном Программой ведения мониторинга подземных вод;
- п. 6.1.1. обеспечить герметизацию приустьевого пространства скважины, сооружение над устьем скважины закрываемого на замок павильона, оборудование скважины водоизмерительной аппаратурой и крановым устройством для отбора проб воды на анализы и замеров статических и динамических уровней воды;
- п. 6.1.2. постоянно вести установленную документацию данных замеров, результатов анализов проб подземной воды, водосчетчиков и др. в журнале учета работы скважины, который хранится у владельца лицензии и предъявления по требованию надзорных органов;
- п. 6.1.3. в случае выхода скважины из строя и невозможности дальнейшей эксплуатации произвести ликвидацию скважины в установленном порядке;
- п. 6.1.4. не допускать сброса в недра (в скважину) отходов производства и промышленных сточных вод, загрязняющих подземные воды;
- п. 6. 1.5. обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей природной среды, безопасного ведения работ;
- п. 6.1.6. обеспечить соблюдение основных требований водопользования (санитарно-техническое состояние скважины, соответствие качества подземных вод);
- п. 7.1. недропользователь при пользовании недрами уплачивает водный налог за пользование подземным водным объектом в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- п. 7.2. другие виды платежей и налогов, предусмотренные законодательством Российской Федерации, вносятся владельцем лицензии в установленном порядке;
- п. 7.3. в случае изменения законодательства Российской Федерации владелец лицензии производит уплату налогов и сборов в соответствии с такими изменениями;
- п. 9.1.1. ежегодно, в установленный срок, направлять государственный статистический отчет об использовании подземных вод по форме 2-ТП (форма Водхоз) за прошедший год в территориальный отдел водных ресурсов по Республике Бурятия и Минприроды РБ;
- п. 9.1.2. ежегодно, в срок до 20 января следующего за отчетным годом, представлять в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия отчет о результатах мониторинга подземных вод в соответствии с Программой мониторинга.
В ходе проверки Управлением установлено, что пользование недрами с целью добычи подземных вод ООО «Бриз» осуществляет с нарушениями условий лицензии БРГ № 00426 ПВЭ, а именно:
- учет водопотребления средствами измерений или другими методами не ведется, журнал учета водопотребления не предъявлен, также не представлены документы на водосчетчик, сведения о поверке;
- мониторинг подземных вод в порядке, установленном Программой ведения мониторинга подземных вод, не проводится;
- замеры статических и динамических уровней воды не осуществляются;
- водный налог за пользование подземным водным объектом в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации за 2019, 2020 гг не уплачен (платежные поручения не представлены);
- статистический отчет об использовании подземных вод по форме 2-ТП (водхоз) за 2019, 2020 гг. представлены в установленный срок до 22 января после отчетного периода (09.01.2020, 01.12.2020), при этом по данным отчета забрано из подземных водных объектов всего 14,32 тыс. м3, из них на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 11,87 тыс. м3, на собственные нужды предприятия 0,701 тыс. м3, потери при транспортировке 1,75 тыс. м3, при этом по условиям лицензии, добыча подземных вод в других целях, кроме как для технологического обеспечения объектов промышленности не допускается.
Таким образом, административным органом установлено пользование обществом недрами с нарушением условий лицензии БРГ №00426ПВЭ.
Нарушение условий предусмотренных лицензией на пользование недрами образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.
С учетом изложенного, Управлением Росприроднадзора установлена и доказана в действиях (бездействии) предприятия объективная сторона вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.
Доводы заявителя о необязательном учете водопотребления средствами измерений, о расчетном способе учета водопотребления с учетом СНИП 2.04.01-85 и показателями водопотребления для собственных нужд, утвержденных Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия судом отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 2, 3, 6, 7, 8, 9 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903, физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод, обязаны вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, который включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений, в том числе, путем ведения Журнала учета водопотребления.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4, указанным в приложении к Порядку.
Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод (5).
Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.(6).
По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов и осуществляется по формам 1.5 и 1.6.
Журнал учета водопотребления (водоотведения) другими методами ведется на бумажном носителе или в электронном виде без изменения формы 1.6. (12).
Указанные требования, как уже было указано, отображены в условиях пользования недрами к лицензии БРГ №00426ПВЭ, в частности в пунктах 5.2, 5.4, 6.1.1, 6.1.2.
Материалами дела подтверждается, что в период проведения проверки вышеуказанные требования предприятием выполнены не были (средства измерения не установлены; учет водоотбора из водозаборных скважин осуществлялся косвенным методом без согласования с уполномоченным органом, без заключения об отсутствии технической возможности установки приборов учета).
Таким образом, вывод Управления о нарушении обществом условий лицензий по данным эпизодам (учет водопотребления, мониторинг подземных вод, замеры статистических и динамических уровней воды) является верным.
Кроме того, общество не оспаривает факт отсутствия, на момент проверки и вынесения оспариваемого постановления, согласованной с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия Программы ведения мониторинга подземных вод.
Вопреки доводам общества, предоставление отчетов о потреблении воды по установленной форме, не свидетельствует об исполнении условий пользования недрами в части учета водопотребления, поскольку как следует из показаний лиц, участвующих в деле, данные показатели в отчете указывались не из фактически установленного размера водопотребления (путем измерения), а из лимитов установленных разрешительной (проектной) документацией.
По нарушению, касающемуся неуплаты налога за пользование подземным водным объектом за 2019, 2020 годы суд указывает, что в материалы дела представлены платежные поручения подтверждающие уплату обществом водного налога за указанный период, в связи с чем, по данному эпизоду нарушение отсутствует.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
(ч. 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2).
Как следует из материалов дела, общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
Учитывая указанное, суд считает, что административный орган правомерно в указанной части пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Постановление вынесено в рамках установленного срока давности.
Вопреки доводам общества, обстоятельств, исключающих административную ответственность в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судом не установлено, исходя из следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Состав вменяемого предприятию правонарушения является формальным, то есть законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности - пользования недрами.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данной категории правонарушений заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Характер совершенного ООО «Бриз» правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющей сделать вывод о возможности применения малозначительности.
Обществом не представлены доказательства объективной невозможности соблюдения установленных лицензионных требований.
Следовательно, суд соглашается с доводами Управления о том что, совершенное заявителем правонарушение не является малозначительным.
Исходя из характера и степени общественной опасности допущенного обществом правонарушения, учитывая, что совершенное правонарушение создает реальную, непосредственную угрозу обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами, а охранительные нормы статьи 7.3 КоАП РФ защищают интересы общества и государства, Управление пришло к правомерному выводу, что оснований для назначения наказания в виде предупреждение не имеется, при этом само по себе отнесение общества к субъектам малого и среднего предпринимательства лицам, совершение правонарушения впервые, не может являться обстоятельством, безусловно свидетельствующим о наличии оснований для применения наказания в виде предупреждения.
Размер санкции определен административным органом с учетом требований части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 150 000 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При вышеизложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
Иные доводы заявителя судом проверены и не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов изложенных ранее.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Н.А. Логинова