НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 22.05.2015 № А10-6271/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

«29» мая 2015 года Дело №А10-6271/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2015 года

Полный текст решения изготовлен 29 мая 2015 года

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Ботоевой В.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аюшеевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Солнце Тугнуя» (ОГРН 1090327006330 ИНН0314010560) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Бурятия от 30.06.2014 №32 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии в заседании:

заявителя – Дерябиной М.Ф., по доверенности от 24.11.2014,

ответчика – Петровой О.М., по доверенности от 28.02.2014 №188,

УФНС России по Республике Бурятия - Башаева Э.Б., представителя по доверенности от 30.09.2014 №04-17/1/48,

третьего лица Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Бурятия – Петинова В.Н., представителя по доверенности от 14.01.2015 №1.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Солнце Тугнуя» (далее - Общество) обратилось с заявлением о признании недействительным решения №32 от 30.06.2014 Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Бурятия (далее - Инспекция).

Представитель заявителя как в заявлении, дополнении к нему (т.1, 10 л.д. 88-94, т.11), так и при рассмотрении дела пояснил, что поступления на сумму, с которых не исчислен единый сельскохозяйственный налог относит к доходам не учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 19 частью 1 и части 2 статьи 251 Налогового Кодекса Российской Федерации в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения, построенных за счет средств бюджетов всех уровней и как целевые поступления на содержание некоммерческих организаций.

Представитель Инспекции в отзыве, дополнениях к нему (т.1 л.д.102-107, т.10 л.д. 134-143, т.11) и при рассмотрении дела с требованием не согласился. Пояснил, что полученные обществом бюджетные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования в смысле статьи 251 Кодекса, Общество не относится к некоммерческим организациям. Полученные субсидии должны включаться в состав внереализационных доходов, в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса. Исключение субсидий из налоговой базы единого сельскохозяйственного налога на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 251 Кодекса неправомерно. Данная норма не применима, поскольку как установлено выездной налоговой проверкой общество не несло затраты, связанные с покупкой тепличного комплекса.

Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд установил следующее.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

Проверкой установлено, что в целях реализации Республиканской целевой программы «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы» Общество получило государственную поддержку (бюджетные средства) в 2010 году в 64 275 400 руб. на возмещение части затрат (50%) по приобретению тепличного комплекса круглогодичного использования, в 2011 году в 15 240 635 руб. на возмещение части затрат (50%) на строительно-монтажные работы (проведение земляных работ, монтаж дренажной системы и монтаж фундамента), в 2012 году в 13 540 778 руб. на возмещение части затрат (50%) на строительно-монтажные работы (монтаж тепличного комплекса, наружные сети). Данные суммы не включены в состав внереализационных доходов и единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН) не исчислен в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением доначислен ЕСХН за 2010, 2011, 2012 годы на общую сумму в 5 583 559 руб., пени в 1 555 781 руб., Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса. Штраф с учетом положений статей 112, 114 Кодекса снижен с 1 116 712 руб. до 385 652 руб. О чем составлен акт выездной налоговой проверки №18 от 21.05.2014 года и вынесено решение №32 от 30 июня 2014 года о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со статьей 346.4 Кодекса объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии со статьей 346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (статьи 346.9 Кодекса).

Проверкой установлено, что налоговая база для исчисления налога составила в 2010 году 64 275 400 руб., в 2011-15 243 125 руб., 2012-13 540 778 руб. Данные отклонения произошли в результате завышения расходов на эти же суммы.

В нарушение подпунктов 1, 2 пункта 4 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщиком неправомерно в декларациях по ЕСХН заявлены расходы в указанных суммах по приобретению тепличного комплекса, с чем он соглашается.

Следовательно, Инспекцией обоснованно суммы субсидий учтены как внереализационные доходы в порядке пункта 8 статьи 250 Кодекса в виде безвозмездного полученного имущества и с них исчислен ЕСХН на общую сумму в 5 583 559 руб. (2010 – 3 856 524руб., 2011 – 914 588 руб., 2012 – 812 447 руб.).

Ссылка общества в обоснование своих доводов на то, что полученные суммы субсидий относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, согласно подпункту 19 пункта 1 и пункта 2 статьи 251 Кодекса, не смогут быть приняты во внимание.

Подпункт 19 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются среди прочих и доходы в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней.

Применение данной нормы Кодекса предполагает исключение из налогооблагаемых доходов в виде стоимости объектов (основных средств) сельскохозяйственного назначения, по которым завершено строительство и окончательно сформирована стоимость объекта основных средств.

В рассматриваемой ситуации обществом получены средства государственной поддержки субсидии в рамках республиканской целевой программы, в т.ч. на возмещение части затрат по приобретению основного средства – тепличного комплекса.

Таким образом, при данном правовом регулировании, и установленных обстоятельствах Инспекция пришла к правильному выводу о том, что полученные обществом бюджетные средства не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования в смысле статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, и должны включаться в состав внереализационных доходов, определяемых в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 281-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Из буквального толкования пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2010 году, следует, что названная норма рассматривает два вида целевых поступлений, различаемых по источнику – целевые поступления на основании решений органов власти и целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц.

Между тем оба вида целевых поступлений предназначены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, соответственно, относятся только к некоммерческим организациям.

Инспекция правильно исходила из того, что не учитываются в качестве дохода целевые поступления в виде бюджетных средств, поступивших исключительно некоммерческим организациям, как из бюджета, так и поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Следовательно, общество не является субъектом налогового освобождения, регулируемого пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является некоммерческой организацией, в связи с чем не имеет права на получение налогового освобождения на основании указанной правовой нормы.

Порядок определения и признания расходов определен подпунктами 1 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 346.5 Кодекса (с учетом изменений и дополнений) расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подпункт 2 пункта 5 ст. 346.5 Кодекса).

Материалами выездной налоговой проверки установлено, что обществом в проверяемый период, т.е. в 2010-2012 годах, не произведен ввод в эксплуатацию объекта – тепличного комплекса в п. Саган-Нур Мухоршибирского района Республики Бурятия. Сам налогоплательщик не отрицает этого.

Кроме того, как следует из материалов проверки обществом в нарушение положений статьи 252 Кодекса документально не подтвержден размер понесенных расходов. Решение налогового органа содержит доказательства создания фиктивного документооборота между взаимозависимыми лицами для искусственного увеличения стоимости приобретенного оборудования (тепличного комплекса) в целях получения субсидии. Созданная схема движения товара (тепличного комплекса) направлена на увеличение стоимости товара приобретенного у импортера путем многократной реализации через ряд организаций, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность и являющихся взаимозависимыми.

Таким образом, обоснован вывод инспекции о неправомерном заявлении в декларации по единому сельскохозяйственному налогу в нарушение подпунктов 1,2 пункта 4 статьи 346.5 Кодекса (с изм. и доп.) расходов 2010 году по приобретению тепличного комплекса в размере 64 275 400 руб.; в 2011 году – расходов по проведению земляных работ, монтажу дренажной системы, монтажу фундамента тепличного комплекса в размере 15 243 125 руб.; в 2012 году – расходов по проведению работ по устройству наружных сетей, монтажных работ по возведению тепличного комплекса в размере 13 540 778 руб.

Дополнение в подпункт 1 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса, внесенное Федеральным законом от 07.03.2011 №23-ФЗ и, действующим с 01.01.2011 о том, что средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода не может быть применено в отношении общества.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы поддержки.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ – совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малом и среднем предпринимательстве.

Федеральный закон № 209-ФЗ квалифицирует программы поддержки в качестве нормативных правовых актов.

В Республике Бурятия принят закон от 07.11.2008 №568-IV «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия» (с изм. и доп.), Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 №419 «О республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия за 2008-2012 годы».

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Из материалов проверки следует, что общество в проверяемом периоде получало государственную поддержку (бюджетные средства) в целях реализации Республиканской целевой программы «Производство картофеля и овощей в Республике Бурятия на 2009-2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 №129 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Довод о том, что субсидии, полученные обществом в рамках Республиканской целевой программы могут быть отнесены к форме поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с законом №209-ФЗ, соответственно право на применение специального правила учета доходов и расходов в соответствии с положениями, внесенными Федеральным законом №23-ФЗ в пункте 5 статьи 345.5 Кодекса, несостоятелен в силу изложенного.

Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Солнце Тугнуя» субсидии из федерального и регионального бюджетов получены в целях реализации Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», следовательно, подпункт 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации в данной ситуации не применим.

Следовательно, оспариваемое решение о доначислении единого сельскохозяйственного налога в 5 5836 559 руб., пени в 1 555 781 руб., привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в 558 345 руб. вынесено правомерно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Солнце Тугнуя» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru//.

Судья В.И. Ботоева