НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Бурятия от 21.09.2010 № А10-2975/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 

  670001, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 52,

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site:http://buryatia.arbitr.ru.

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ Дело №А10-2975/2010

«22» сентября 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Найданова О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мантуровой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Республиканского негосударственного пенсионного фонда «Социальная защита»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам

об отмене постановления № 34-10-051/пн от 28.06.2010г. о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - адвокат, удостоверение,

ФИО2 - представитель по доверенности от 01.09.2010г.№01-07/30; от от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Республиканский негосударственный пенсионный фонд «Социальная защита» (далее - РНПФ «Социальная защита») обратился с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе (далее - РО ФСФР России, административный орган) № 34-10-051/пн от 28.06.2010 года оназначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 123 и пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Заявитель в обоснование предъявленного требования указал, что в нарушении пункта 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено не уполномоченным лицом ФИО3, кроме того, представителю РНПФ «Социальная защита» при вынесении постановления не были разъяснены его права и обязанности.

Ответчик, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на заявление с приложением документов.

Согласно представленному отзыву, ответчик с заявлением не согласился и считает, что факт административного правонарушения установлен, просит суд в удовлетворении требования отказать.

Как следует из материалов дела, РНПФ «Социальная защита» является организацией, осуществляющей деятельность негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию на основании лицензии от 30.06.2009г. № 248/2, выданной ФСФР России.

До 30.04.2010 заявитель должен был представить в ФСФР России или иной уполномоченный орган квартальную отчетность за 1 квартал 2010г.

В связи с тем, что квартальная отчетность за 1 квартал 2010г. в нарушение требований Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда, утвержденного Приказом ФСРФ России от 30.08.2007г. № 07-92/пз-н, не была представлена в ФСФР России или иной уполномоченный орган в установленный срок и не в полном объеме, ответчик пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ.

Указанный квартальный отчет был сдан заявителем в экспедицию ФСФР России только 15.06.2010г., то есть с нарушением срока, установленного Положением. Квартальная отчетность не была представлена в установленный срок в результате выхода из строя 29.04.2010г. компьютера, на котором формировалась бухгалтерская и специальная отчетность РНПФ «Социальная защита». В ФСФР России, указанная отчетность, после ремонта компьютера 30.04.2010г., была направлена ответчику в электронном виде 04.05.2010г., посредством почтовой связи 05.05.2010г. Кроме того, в результате неисправности компьютеры, была утеряна часть информации и, вследствие чего, квартальная отчетность была представлена ответчику не в полном объеме.

По данному факту 15.06.2010 уполномоченным должностным лицом ФСФР России в отношении РНПФ «Социальная защита» составлен протокол № 10-213/пр-ап об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение сроков представления и представление не в полном объеме квартальной отчетности за 1 квартал 2010г. В составе представленной квартальной отчетности «Социальная защита» отсутствует форма № 6-НПФ «Отчет о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда».

28.06.2010 административным органом в отношении РНПФ «Социальная защита» вынесено постановление №34-10-051/пн о привлечении РНПФ «Социальная защита» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7.3 КоАП РФ, и наложении штрафа в размере 500 000 руб.

Указанное постановление явилось основанием для обращения РНПФ «Социальная защита» в арбитражный суд с заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

Статье 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч руб.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Пунктом 4 ст. 42 Федерального закона определено, что федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг совместно с Минфином России устанавливаются правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В силу пункта 12 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда, утвержденного Приказом ФСРФ России от 30.08.2007г. № 07-92/пз-н (далее – Положение), квартальная отчетность представляется в Федеральную службу по финансовым рынкам негосударственными пенсионными фондами в течение 30 дней по окончании квартала.

Пунктом 13 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда предусмотрено, что квартальная отчетность должна быть представлена в Федеральную службу по финансовым рынкам на бумажном носителе и в электронном виде в соответствии с установленными требованиями.

Пунктом 15 указанного Положения установлено, что квартальная отчетность на бумажном носителе представляются в Федеральную службу по финансовым рынкам негосударственными пенсионными фондами в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении либо передаются представителем негосударственного пенсионного фонда в структурное подразделение Федеральной службы по финансовым рынкам, ответственное за ведение делопроизводства, в установленном порядке.

В силу пункта 16 Положения о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда квартальная отчетность в электронном виде представляются в Федеральную службу по финансовым рынкам в виде электронного письма с вложениями по электронной почте (e-mail) или на магнитном носителе, содержащем электронные эквиваленты документов.

В соответствии с пунктом 17 названного Положения датой представления негосударственным пенсионным фондом годового отчета и квартальной отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата его фактической передачи представителем негосударственного пенсионного фонда в Федеральную службу по финансовым рынкам в установленном порядке.

Согласно пункту 4 Положения квартальная отчетность состоит из:

бухгалтерской и специальной отчетности;

исполненного финансового плана за отчетный период, утвержденного исполнительным органом негосударственного пенсионного фонда, состоящего из доходной и расходной частей;

пояснительной записки к квартальной отчетности.

Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10.01.2007г. №30н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (далее – Приказ) установлены документы, включаемые в состав бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс негосударственного пенсионного фонда - форма N 1-НПФ, Отчет о прибылях и убытках негосударственного пенсионного фонда - форма N 2-НПФ, включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности; Отчет о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда - форма N 3-НПФ, Отчет о движении денежных средств негосударственного пенсионного фонда - форма N 4-НПФ, Отчет о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда, - формой N 5-НПФ, Отчет о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, - формой N 6-НПФ.

Пунктом 3 Приказа в составе промежуточной бухгалтерской отчетности негосударственным пенсионным фондам допускается не представлять Отчет о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда (форма N 3-НПФ) и Отчет о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда (форма N 5-НПФ).

Из материалов дела следует, что квартальная отчетность представлена в электронном виде 04.05.2010г., посредством почтовой связи 05.05.2010г., сдан заявителем в экспедицию ФСФР России только 15.06.2010г., то есть с нарушением срока, установленного Положением о годовом отчете и квартальной отчетности негосударственного пенсионного фонда.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, наличие в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ, ответчиком доказано и подтверждено материалами дела.

Правонарушение малозначительным не является, поскольку состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ, является формальным, так как непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством РФ, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации образует объективную сторону состава правонарушения независимо от его последствий. При этом охраняемым объектом является порядок представления информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, необходимость обеспечения которого подтверждается высоким размером установленного ст. 19.7.3 КоАП РФ штрафа (500000-700000 руб.).

Протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом в соответствии с требованиями пункта 61 части 2 статьи 28.3. и статьи 23.47. КоАП РФ. Перечень соответствующих уполномоченных должностных лиц установлен приказом ФСФР России от 25.08.2004 № 04-391/пз-н (ред. от 23.08.2007) «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2004 № 6022).

Согласно части 1 статьи 23.47. КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 25, статьями 14.24, 5.17-15.22, частями 1-10 статьи 15.23.1, статьями 15.24.1, 15.28-15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса. Поэтому, ответчик действовал в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.

Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным лицом ФИО3, судом во внимание не принимается, поскольку в материалах дела имеется приказ ФСФР России от 27.04.2010г. №10-62-лс «О назначении исполняющим обязанности руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-сибирском регионе ФИО3.».

Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

Судом установлено, что оспариваемое постановление принято ответчиком нарушением требований части 1 статьи 25.1 и пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Положениями статьи 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, пунктом 5 части 1 которой предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности.

Как видно из материалов дела, заявитель указывал на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ему не были разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности.

В оспариваемом постановлении об административном правонарушении отсутствуют сведения о выполнении ответчиком установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку отсутствуют сведения о разъяснении участвующему в деле лицу (представителю) его прав. Иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, также не содержат данных сведений. Указание в тексте постановления на дачу объяснений представителем РНПФ «Социальная защита» является недостаточным основанием считать, что права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены.

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Не обеспечение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту своих интересов при рассмотрении дела об административном правонарушении носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административный орган необоснованно вынес оспариваемое постановление о назначении РНПФ «Социальная защита»административного наказания, предусмотренного частью статьей 19.7.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Республиканского негосударственного пенсионного фонда «Социальная защита» об отмене постановления №34-10-051/пн от 28.06.2010г. оназначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб., удовлетворить.

Постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе о привлечении к административной ответственности Республиканского негосударственного пенсионного фонда «Социальная защита» №34-10-051/пн от 28.06.2010г., признать незаконным и отменить его.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 рабочих дней со дня принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/.

Судья О.С.Найданов